Тексты для устного экзамена по русскому языку в 9 классе
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме

Лазарева Ольга Валерьевна

Данный материал содержит тексты с заданиями для сдачи устного экзамена по русскому языку в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_po_russkomu_yazyku_na_ustnyy_ekzamen.doc144 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Билет № 1

Мы зна..м что люди ж..вут на Земле тысячелетия. Они многое передумали. Они многое узнали.

        Но ведь люди не только думают. Они просто улыбают..ся печалятся и плачут радуются солнцу и глазеют на звёзды. Они учатся верно любить и (не)прим..римо (не)на-видеть. Как можно научит..ся верно любить и (не)прим..римо (не)навидеть? Понимать  красоту звезд и красоту человеческого лица?

        Раздумья человечества о красоте и богатстве мира сохр..нились в наиболее волнующей сер..це человека форме в искусстве.

        Художники решали всё те(же) вопросы которые человечество на новом этапе решает и сегодня (в)чем заключается красота человека. Где канон закон к которому должен стремиться человек. И с представлениями об ид..але человека (не) разрывно связана другая группа вопросов в чем смысл жизни человека Для чего мы живем Для чего живу я сегодня – сейчас задающий этот вопрос.

                                                                                                           

Задания:

  1. Выразительно прочитайте текст.
  2. Определите тему и основную мысль текста.
  3. Определите стиль и тип речи текста.
  4. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.
  5. Разберите синтаксически первое предложение.
  6. Разберите фонетически слово: чего.
  7. Разберите по составу слова: улыбаются, человека, непримиримо.
  8. Используя примеры из текста, расскажите о системе согласных звуков русского языка и особенностях их произношения.

                                                         Билет № 2

         В статье «Искус..твен.ый разум. Феномен мышления» автор говорит о том что сегодня в определенных условиях ЭВМ могут стать самосто-ятельными могут сами без всякой программной подсказки принимать решения.

        Используя многочислен..ые примеры автор описывает « экспертные системы».

        Далее автор подч..ркивает что несмотря на эти достижения экспертные системы ещ.. (не)обладают  настоящим мышлением, то есть не способны самостоятельно ставить задачи.

        Заключительная часть статьи посв..щена автором феномену мышления. По мнению автора феномен мышления характеризуется способностью поставить задачу и самопрогра-ммироваться на её решение а также способностью к обобщению.

        В конце автор перечислил все факторы характеризующие феномен мышления.

 

Задания:

  1. Выразительно прочитайте текст.
  2. Докажите, что это текст.
  3. Определите стиль и тип речи текста.
  4. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.
  5. Разберите синтаксически последнее предложение.
  6. Разберите по составу слова: подчеркивает, экспертные, мышления.
  7. Разберите морфологически слово: используя
  8. Найдите в тексте примеры суффиксального и приставочного способов образования слов. Расскажите о других способах образования, приведите примеры.

                                                Билет №3

        Лё..кий сумрак эрмитажных залов тронутый темной поз..лотой к..зался мне священным. Я входил в Эрмитаж как в хранилище человеческого гения.

        Первое время я терялся среди пышного шествия художников. У меня кружилась голова от обилия и густоты красок и чтобы отдохнуть я ух..дил в зал где была выставлена скульптура.

        Там я с..дел долго. И чем больше я смотрел на статуи безвес..ных эллинских ваятелей, тем яснее понимал что вся скульптура это зов к пр..красному в самом себе что она предвестница чистейшей утрен..ей з..ри человечества. Тогда поэзия будет властвовать над сердцами и социальный строй будет основан на красоте справедливости, красоте ума, сердца, человеческих отношений и человеческого тела.

       (Не)даром Гейне пр..ходил в Лувр часами просиживал около статуи Венеры Милосской и плакал.

        О чём? О поруганном совершенстве человека. О том что путь к совершенству тяжел и далёк…

        В этом сила скульптуры.

Задания:

  1. Выразительно прочитайте текст.
  2. Докажите, что это текст.
  3. Определите стиль и тип речи текста.
  4. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.
  5. Разберите синтаксически первое предложение.
  6. Разберите по составу слова: предвестница, утренней, казался.
  7. Разберите морфологически слово: позолотой.
  8. Расскажите о системе частей речи в русском языке и о принципах, которые положены в основу их классификации. Приведите примеры слов различных частей речи из текста.

                                      Билет № 4

Когда Наташа вышла из гости..ой и побежала она добежала только до цветоч()ной. В этой комн..те она ост..новилась пр..слушиваясь к говору в гости..ой и ожидала выхода Бориса. Она уже нач..нала пр..ходить в  (не)терпение и топнув ножкой, сбиралась было заплакать (от)того что он (не)сейчас ш..л когда заслышались (не)тихие (не)быстрые, пр..личные шаги молодого человека. Наташа быстро бросилась между кадок цветов и спрят..лась.

    Борис ост..новился (по)среди комнаты огл..нулся, смахнул рукой с..ринки с рукава мундира и подош..л к зеркалу рас..матривая свое красивое лицо. Наташа пр..тихнув выгляд..вала из своей засады ож..дая что он будет делать. Он постоял несколько врем..ни перед зеркалом улыбнулся и пош..л к выходной двери. Наташа хотела окликнуть его но потом ра..думала… Только что Борис выш..л как из другой двери вышла ра..красневш..яся Соня сквозь слезы что (то) злобно шепч..щая.

Задания:

  1. Выразительно прочитайте текст.
  2. Докажите, что это текст.
  3. Определите стиль и тип речи текста.
  4. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.
  5. Разберите синтаксически первое предложение.
  6. Разберите по составу слова: рассматривая, выглядывала, гостиной.
  7. Разберите морфологически слово: времени.
  8. Найдите в тексте примеры именных частей речи. Расскажите об их общих грамматических признаках.

                                          Билет № 5

                                Доброта

                          Ст..рают..ся лица и даты

                          Но всё(ж) до последнего дня

                          Мне помнить о тех кто когда(то)

                          Хоть чем(то) согрели меня.

                          Согрели своей (плащ) палаткой

                          Иль тихим шутливым словц..м

                          Иль чаем на стол..ке шатком

                          Иль (по)просту добрым лиц..м.

            Как праз..ник как счастье как чудо

            Идет Доброта по земле.

                          И я про неё (не)забуду

                          Как я забываю о зле.

                                                                 Ю.Друнина

     Задания:

  1. Выразительно прочитайте текст.
  2. Сколько частей в стихотворении? Докажите.
  3. Определите стиль  текста.
  4. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.
  5. Разберите синтаксически второе предложение.
  6. Назовите антонимы. Какова их роль в тексте?
  7. Произведите морфологический разбор: про неё
  8. Используя примеры из текста, расскажите о местоимении как части речи и об использовании местоимений в качестве средства связи предложений в тексте.

                                       Билет № 6

В сыром х..лодном возд..хе в тесн..те и (не)полной темн..те колыхающ..йся кареты она в первый раз живо пр..дставила себе то что ожида..т ее там на бале в осв..ще..ых залах – музыка цветы танцы государь вся бл..стящая молодеж.. Петербурга. То что ее ожидало было так пр..красно что она (не) верила да(же) тому что это будет так это  было (не)сообразно с впеч..тлением хол..да тесн..ты и темн..ты кареты. Она пон..ла все то что ее ожидает только когда пройдя по красному сукну под..езда она вошла в сени сн..ла шубу и пошла рядом с Соней (в)переди матери между цв..тами по осв..щен..ой лес..нице. Только тогда она вспомн..ла как ей надо было держать себя на бале и постаралась пр..нять ту величествен..ую м..неру которую она сч..тала (не)обходимой для девушки на бале. Но к счастью ее она почу..ствовала что глаза ее разб..гались она (н..)чего (не)видела ясно.

Задания:

  1. Выразительно прочитайте текст.
  2. Докажите, что это текст.
  3. Определите стиль и тип речи текста.
  4. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.
  5. Разберите синтаксически одно словосочетание.
  6. Разберите по составу слова: темноту, освещенных, подъезда.
  7. Разберите морфологически слово: в воздухе.
  8. Используя примеры из текста, расскажите, в чем сходство и в чем различие имен прилагательных и причастий.

                                           Билет № 7

Избы в которых жили ямщики со своими сем..ями чаще всего строились курными отапливаемыми (по)черному печами без труб. Печь зан..мала (пол)избы. Даже в яркий солнечный день свет с трудом пр..никал скво(с,з)ь малюсенькие оконца затянутые мутным быч..им пузырем. Мебели в избе нах..дилось мало широкие ла(в,ф)ки вдоль стен да в красном углу под прикопче(н,нн)ым лампадой ликом иконы большой стол. На полках по стенкам ст..яла (не) мудрящая глиня(н, нн)ая и деревя(н,нн)ая утварь.

        В длин..ые зимни.. вечера с..мья соб..ралась вокруг стола мастерили нужные для х..зяйства вещи рукодельничали пряли. Потрескивала лучина мерцающим светом осв..щая эту к..ртину.

Задания:

  1. Выразительно прочитайте текст.
  2. Докажите, что это текст.
  3. Определите стиль и тип речи текста.
  4. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.
  5. Разберите синтаксически последнее предложение.
  6. Разберите по составу слова: отапливаемыми, глиняная, занимала.
  7. Разберите морфологически слово: глиняная.
  8. Используя примеры из текста, охарактеризуйте глагольные признаки деепричастий и причастий.

                                     Билет № 8

        Самое яркое впеч..тление этих дней дал мне Ц..ганок. Квадратный широкогрудый с огромной кудряв..й головой он (е,я)вился под вечер праз..нично одетый в з..л..тистую ш..лковую рубаху плисовые штаны и скр..пучие с..поги гармоникой. Бл..стели его волосы сверкали веселые ра(с,з) косые глаза под густыми бровями и белые зубы под ч..рной полоской молодых усов г..рела рубаха мягко отражая красный огонь неугасимой лампады.

Задания:

  1. Выразительно прочитайте текст.
  2. Назовите автора и произведение, из которого взят отрывок.
  3. Определите стиль и тип речи текста.
  4. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.
  5. Разберите синтаксически первое предложение.
  6. Разберите по составу слова: отражая, шелковую, блестели.
  7. Разберите морфологически слово: яркое.
  8. Найдите глагол, употребленный в переносном значении.
  9. Охарактеризуйте разряды имен прилагательных, иллюстрируя каждое положение своего высказывания примерами из текста.

                                                  Билет № 9

        И вот перед нами разверт..валась Москва и производила сильнейшее впеч..тление. На (не)измеримом пространстве ч..рная громада домов но над этой ч..рной громадой подн..малось бе..числен..ое множество ц..рковных глав и колоколен. Выше всех подн..мался Кремль – ж..лище великого государя с белою камее(н,нн)ою стеной наполне(н,нн)ой белыми каме(н,нн)ыми ц..рквями и большое количество белых каме(н, нн)ых зданий дали происх..ждение извес..ному эпитету, который до сих пор остается за Москвой, - белокаме(н,нн)ая.

Задания:

  1. Выразительно прочитайте текст.
  2. Определите стиль и тип речи текста.
  3. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.
  4. Разберите синтаксически первое предложение.
  5. Разберите по составу слова: сильнейшее, белокаменная, поднималось.
  6. Разберите морфологически слово: Москва.
  7. Разберите фонетически слово: остается.
  8. Назовите части речи, которые имеют степени сравнения. Расскажите о значении и образовании степеней сравнения. Проанализируйте соответствующие примеры из текста.

                                 

                                                       Билет № 10

        Читать так что(бы) слова превращались в к..ртины а голоса действующих лиц звучали и каждая страница ож..вала можно научит..ся. Было (бы) желание. (По)началу придет..ся делать сознательное усилие.

        Читайте то что будет написан..о дальше очень вн..мательно! Старайтесь все что написан..о представить себе!

        « Только что прош..л х..лодный дождь. Вы идёте по лесу. Зац..пили за ветку. (С)неё обрушились большие тяж..лые х..лодные капли дождя. Х..лодные капли попали вам за воротник и ст..кают по спине…»

        Люди (по)разному воспринимают слово. У одних оно вызыва..т представление вкуса цвета зап..ха приятного или (не)приятного ощ..щения у других слово в образ превращается не(с)такой силой и остротой у третьих образ возникает с трудом. Эти особенности связан..ы (со)всем складом человека.

Задания:

  1. Выразительно прочитайте текст.
  2. Определите стиль и тип речи текста, определите его главную мысль.
  3. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.
  4. Разберите синтаксически первое предложение.
  5. Разберите по составу слова: оживала, холодные, написан..о.
  6. Разберите морфологически слово: идете.
  7. Разберите фонетически слово: всем.
  8. Расскажите о морфологических признаках глагола. Проанализируйте соответствующие примеры из текста.

                                                      Билет №11

        Тюмень прежде иронически называли «столиц..й деревень».

      Деревень вокруг то(же) было (не)густо сам город по окраинам напом..нал село. (Кое)что осталось. Трехоконные вросшие в землю старые д..мишки словно чу..ствуя себя в..новатыми (не)достойными сегодняшней тюменской извес..ности прихорошились ярко броско окрасили ставни обн..вили крышу.

        На них (с)высока смотр..т многоэтажки образующие нынешний силу..т города. Во..зал внешне стр..говат. Это во..зал делового города.

        (З,С)десь люди останавливают..ся (не)надолго их главная дорога дальше на север.

Задания:

  1. Выразительно прочитайте текст.
  2. Определите стиль и тип речи текста, озаглавьте его.
  3. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.
  4. Разберите синтаксически первое предложение третьего абзаца.
  5. Разберите по составу слова: вросшие, д..мишки, обн..вили.
  6. Разберите морфологически слово: смотрят.
  7. Разберите фонетически слово: себя.
  8. Найдите в тексте наречия, определите их разряд. Какие еще разряды наречий вы знаете?

                                           Билет №12

        Журавли это (со)всем особые птицы. (У)них уд..вительное чу..ство собственного достоинства чу..ство равенства с человеком. Они красивы особой закончен..ой грацией изяществом свободой и своеобразием дв..жений. У журавлей уд..вительный голос грус..ный и вместе (с)тем торжествен..ый жизнеутверждающий мелодич..ный буд(то) серебрян..ый. Возможно (по)этому журавли и вызывают у людей особую любовь.

        Но еще и печальное обстоятельство выделя..т журавлей из всех птиц (н..)кто из диких животных (не)находится сейчас в таком критическом положении как журавли. Почти половина всех видов журавлей нашей планеты включен..а в (К,к)расную книгу как и(з,с)чезающие виды.

Задания:

  1. Выразительно прочитайте текст.
  2. Определите стиль и тип речи текста.
  3. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.
  4. Разберите синтаксически последнее предложение первого абзаца.
  5. Разберите по составу слова: уд..вительное, человеком, выделя..т.
  6. Разберите морфологически слово: из птиц.
  7. Разберите фонетически слово: всех.
  8. Расскажите о морфологических признаках имен существительных. Какими членами предложения могут быть слова этой части речи? Приведите примеры из текста.

                                           Билет № 13

        Орден Славы особый знак с..лдатской доблести. Им наг..ждали рядовых бойцов и сержантов а в авиации и летчиков имеющих звание мла..шего лейтенанта за личную отвагу за личный подвиг, мужество и бе(с,сс)трашие.

        Орден Славы имеет три степени и наг..ждение ими производилось последовательно трет..ей степенью второй степенью превой степенью.

        Первыми полными кавалерами а значит и первыми наг..жден..ыми орденом Славы I степени стали сапер(ефрейтор) Питенин М.Т и разве..чик стариший сержант Шевченко К.К. Указ Пр..зидиума Верховного Совета СССР об этом наг..ждении вышел 22 июня 1941 года.

        За время (В,в)еликой (О,о)течественной (В,в)ойны полными кавалерами ордена Славы стали 2562 воина. Полный кавалер ордена Славы (по)своему положению приравнен к (Г,г)ерою Советского Союза.

Задания:

  1. Выразительно прочитайте текст.
  2. Определите  тип речи текста, озаглавьте текст.
  3. Назовите способ связи предложений в тексте.
  4. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.
  5. Разберите синтаксически первое предложение.
  6. Разберите по составу слова: бесстрашие, положению, награждение.
  7. Разберите морфологически слово:  по своему.
  8. Расскажите о синонимах. Для иллюстрации используйте примеры из текста.

                                               Билет № 14

        Мне ра(с,сс)казали (не)давно историю о ёлк.. посажен..ой в одном московском дворе.

        Жильцы в..ехавшие в новый дом пос..дили голубую сер..бристую ель. Она стала гордостью всего дома его укр..шением.

        И вот однажды перед (Н,н)овым годом живую ёлку кто(то) срубил. Срубил не у корня а забрал юн..ую пушистую в..рхушку. Изуродован..ое дерево ст..яло во дворе бе(з,с)помощно ра(з,с)пластав оставшиеся нижние ветви. Люди долго см..трели на ель (не)веря своим глазам. Смотрели с болью содроганием гневом…

        На следующий день жильцы пр..крепили к дереву табличку Памятник подлецу который под (Н,н)овый год срубил эту елку.

        Человек убивший дерево проход..т может быть мимо него каждый день. И каждый день мертвая ель как молчаливый укор совести напоминает ему о содеян..ом.

Задания:

  1. Выразительно прочитайте текст.
  2. Определите  тип речи текста, озаглавьте текст.
  3. Определите стиль текста, его основную мысль.
  4. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.
  5. Разберите синтаксически первое предложение.
  6. Разберите по составу слова: пушистую, пр..крепили, в..рхушку.
  7. Разберите морфологически слово:  въехавшие.
  8. Расскажите об антонимах. Для иллюстрации используйте примеры из текста.

                                                   Билет № 15

        Один Бог разве мог сказать какой был характер Манилова. Есть род людей извес..ных под именем: люди так себе, (ни) то (ни)сё, (ни) в городе Богдан (ни) в селе Селифан по словам пословиц… Может быть к ним следует пр..мкнуть и Манилова. На взгляд он был человек видный черты лица его были (не)лишен..ы приятности но в эту приятность казалось чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что(то) заискивающее распол..жения и знакомства. Он улыбался зам..нчиво был белокур с голубыми глазами. В первую минуту разговора с ним (не)можешь (н..)ск..зать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую (за)тем минуту (н..)чего (не)скажешь а в третью скажеш..: «Черт знает что такое» - и отойдёшь подальше; если(же) не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную.

Задания:

  1. Выразительно прочитайте текст.
  2. Назовите произведение и автора текста..
  3. Определите стиль и тип речи  текста.
  4. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.
  5. Разберите синтаксически третье предложение.
  6. Разберите по составу слова: извес..ных, улыбался, смертельную .
  7. Разберите морфологически слово:  к ним.
  8. Найдите в тексте фразеологизмы, объясните их значение.

                                              Билет № 16

Уд..вительно приятное занятие лежать на спине в лесу и глядеть (в)верх. Вам кажется, что вы смотрите в бездон..ое море, что оно широко расст..лается. Волшебными подводными островами тихо наплывают и тихо проходят белые круглые облака.(4) И вот вдруг все это море этот лучезарный воздух эти ветки и листья, облитые солнцем, - все заструится задрожит белым блеском и подним..тся свеж..е трепещущ..е лепетанье, похожее на бе..конечный мелкий плеск внезапно набежавшей зыби.

Задание к тексту:

  1. Вставить пропущенные буквы и объяснить их написание.
  2. Расставить недостающие знаки препинания, прокомментировать их постановку.
  3. Докажите, что этот текст можно назвать текстом художественной литературы.
  4. Приведите примеры эпитетов.
  5. Разберите по составу слова: подводными, набежавшей, расстилается.
  6. Определите тип связи в словосочетаниях: бездонное море, внезапно набежавшей, задрожит блеском.
  7. Разберите синтаксически указанное предложение.
  8. Расскажите о словосочетании как единице синтаксиса, о типах словосочетаний, видах связи слов в словосочетаниях.

                                                Билет №17

        Мы живем в огромном пр..красном мире. В природе (не)обходимо все что её нас..ляет каждая птица каждый зверь каждое насекомое. Сейчас природа просит у человека помощи и мы все обязаны ей помоч.. Если отец остановит..ся с сыном у дерева что(бы) подв..зать сломан..ую ветку если поможет сделать к..рмушку для птиц это будет урок д..броты и милосердия. Тогда его сын (не)станет ломать зеленые нас..ждения (не)будет стр..лять из рогатки в воробьев а голубей заманивать в силки. А выр..стет (не)станет браконьером.

        Человек может сеять хлеб или варить сталь учить детей или запускать в космос корабли но он (не)должен остават..ся равнодушным к природе ибо любовь к ней это часть нашей любви к (матери) Родине…

Задания:

  1. Выразительно прочитайте текст.
  2. Озаглавьте текст.
  3. Определите стиль и тип речи  текста.
  4. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.
  5. Разберите синтаксически третье предложение.
  6. Разберите по составу слова: прекрасном, милосердия, сломанную.
  7. Разберите фонетически слово:  её.
  8. Используя примеры из текста, расскажите о служебных частях речи.

                                               Билет № 18

  Утро было (не) хорошее, пасмурное. С деревьев окута(нн,н)ых легким туманом и с папоротника сыпались крупные брызги и лесная сырость  издавала острый запах гнили.

    (В)переди где кончалась чаща стояли березы а сквозь их стволы и ветви видна была туманная даль. Кто(то) за березами играл на пастушеской свирели. Игрок брал (не)более пяти(шести) нот, лениво тянул их (не)стараясь связать их в мотив, но тем не менее в его писке  слышалось что(то) суровое и чрезвычайно тоскливое.

     Согнав стадо на опушку пастух пр..слонился к берез.. погл..дел на небо (не)спеша  вытащил из(за) пазухи свирель и заиграл. (По)прежнему играл он машинально как(будто) свирель попала ему в руки только первый раз звуки вылетали из нее нерешительно, в беспорядке (не)сливаясь в мотив. Самые высокие п..скливые ноты, которые дрожали и обрывались казалось (не)утешно плакали, точно свирель была больна и испуга(нн,н)а, а самые нижние ноты почему(то) напоминали туман, унылые деревья, серое небо. Такая музыка казалась к лицу и погоде, и старику, и его речам.

Задания:

  1. Выразительно прочитайте текст.
  2. Озаглавьте текст.
  3. Определите стиль и тип речи  текста.
  4. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.
  5. Разберите синтаксически второе предложение.
  6. Разберите по составу слова: согнав, заиграл, окутанных.
  7. Определите способ связи в словосочетаниях: туманная даль, вылетали нерешительно, вытащил свирель.
  8. Выпишите из текста примеры, иллюстрирующие разные способы выражения главных членов предложения.

                                                Билет № 19

З..ря бывает (не)только утре(н,нн)яя но и вечерняя. Мы часто путаем два понятия закат солнца и вечернюю з..рю.

        Вечерняя з..ря начинает..ся когда солнце уже зайдет за край земли. Тогда она овл..девает меркнущим небом разл..вает по нему множество красок – от черво(н,нн)ого золота до бирюзы. З..ря медле(н,нн)о переходит в поз..ние сумерки и в ночь.

        Кр..чат в кустах коростели б..ют перепела гудит выпь г..рят первые звезды а з..ря ещё дотл..вает над далями и туманами.

Задания:

  1. Выразительно прочитайте текст.
  2. Озаглавьте текст.
  3. Определите стиль и тип речи  текста.
  4. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.
  5. Разберите синтаксически последнее предложение второго абзаца.
  6. Разберите по составу слова: вечерняя, медленно, овладевает.
  7. Найдите синоним к глаголу: дотлевает.
  8. Расскажите о классификации второстепенных членов предложения. Приведите примеры из текста.

                                             Билет № 20

        Месяц св..тил в окно и луч.. его играл по землян..ому полу хаты. Вдруг на яркой полосе перес..кающей пол пром..лькнула тень. Я пр..встал и взгл..нул в окно кто(то) вторично проб..жал и скрылся Бог знает куда. Я (не) мог пол..гать что(б) это существо сбежало по отвесу берега однако ему (не)куда было деваться.

        Я встал накинул бешмет опоясал кинжал и тихо(тихо) вышел из хаты; навстречу мне сл..пой мальчик. Я пр..таился у забора и он верной но осторожной поступью прош..л мимо меня. Под мышкой он нес какой(то) узел и повернув к пристани стал спускат..ся по у(з,с)кой крутой тр..пинк.. .

Задания:

  1. Выразительно прочитайте текст.
  2. Вспомните автора и произведение, из которого взят отрывок.
  3. Определите стиль и тип речи  текста.
  4. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.
  5. Разберите синтаксически первое предложение.
  6. Разберите по составу слова: св..тил, перес..кающей, земля..ому.
  7. Разберите фонетически слово: яркой
  8. Расскажите о простом осложненном предложении. Приведите примеры из текста.

                                         Билет № 21

        Волшебная осень парков. Тихо. Чуть(чуть) сыровато. Листья (не)хотя отрывают..ся и словно пов..сают на (не)вид..мых п..утинках. Долго(долго) падают кл..новые листья. Как они хороши Хотелось сказать садовнику что(бы) (не)подм..тал. Пусть (бы) х..дили люди по золотому ковру.

        Как(же) снять Как поймать это дыхание осени. К..жет..ся листья падают (не)беззву-чно. К..жет..ся полёт сопровождает какая(то) музыка. Бом-бом! Один лист другой третий. Стройная музыка в парке. Один(ли) я её слышу

        Нет. Вот девочка подняла голову бл..стящими глазами провожает листья. Рядом женщина под зонтиком. Книга. Но она (не)читает. Она слуша..т золотой хоровод. Вспоминаю скорее скорее снимать! Поймать хоть отрывок музыки листопада.

Задания:

  1. Выразительно прочитайте текст.
  2. Озаглавьте текст.
  3. Определите стиль и тип речи  текста.
  4. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.
  5. Разберите синтаксически второе предложение.
  6. Разберите по составу слова: сыровато, повисают, блестящими.
  7. Найдите существительные, употребленные в переносном значении.
  8. Найдите в тексте односоставные предложения, определите их вид Расскажите о классификации односоставных предложений.

                                           Билет №22

В Восточной Сибири распол..жен..о уд..вительное озеро Байкал.

        (В) него вт..кает 336 рек а выт..кает только одна Ангара. Это явление можно объяснить.

        Вода выт..кает (по)самому глубокому руслу, а другие возможные истоки оказываются л..жащими выше уровня воды в озере.

        Мало вероятно что возможные русла рек в местах истока будут точно на одинаковой высоте.

        Если озеро достаточно полноводное то из озера могут выт..кать и две реки.

        Со временем река с более глубоким руслом в которой скорость т..чения большая будет размываться что повлечет увеличение ра(с,з)хода и пон..жение уровня воды в озере.

  Сток воды через мелкую реку будет умен..шаться и она постепенно заилится.

        Таким образом «выживает» только самая глубокая из выт..кающих рек.

Задания:

  1. Выразительно прочитайте текст.
  2. Озаглавьте текст.
  3. Определите стиль и тип речи  текста.
  4. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.
  5. Разберите синтаксически предпоследнее предложение.
  6. Разберите по составу слова: расположено, оказываются, удивительное.
  7. Разберите морфологически слово: выт..кает.
  8. Дайте общую характеристику сложного предложения и его видов. Приведите примеры из текста.

                                             Билет № 23

        С древнейших времен звезды были надежными ори..нтирами и по ним люди находят стороны света и определяют время ночи. Способов ори..нтировки много но мы ра(с,сс)кажем о (не)которых из них.

        1. Знание местоположения Полярной зв..зды очень важно так как она указывает на северную сторону г..ризонта и тем самым пом..гает определить и остальные стороны света.

        2. Ори..нтироват..ся можно и по ручке ковша Большой Медведицы. В (пол)ночь весной она направлен..а на восток летом на юг осенью на запад зимой на север.

        3. Ори..нтироват..ся можно и с помощью других созвездий. Например над точкой юга в (пол)ночь бывают разные созвездия. Волопас в мае, Лебедь и Орел в июле, квадрат Пегаса в сентябре.

        Вы можете сами с помощью звез..ной карты выбрать те яркие звезды и созвездия и они в определенные месяцы года и в определенные часы ночи могут служить для вас ори..нтирами.

 

Задания:

  1. Выразительно прочитайте текст.
  2. Озаглавьте текст.
  3. Определите стиль и тип речи  текста.
  4. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.
  5. Разберите синтаксически первое предложение.
  6. Разберите по составу слова: расскажем, созвездий, направлена.
  7. Разберите морфологически слово: указывает.
  8. Расскажите о классификации сложносочиненных предложений. Приведите примеры из текста.

                                             Билет № 24

        Патриотизм не следует смешивать с национализмом. Патриотизм это любовь (к) своему народу. Национализм это пренебрежение (не)уважение (не)нависть к другим народам. (По)настоящему если вы вдумаетесь в то что я сказал одно (не)совместимо с другим.

        Если вы люб..те свою семью если семья ваша дружная то (у)неё (не)сомнен..о есть много дружествен..ых семей которые любят посещать вашу семью и приглашать её к себе. Дружная семья (не)пременно излучает атмосферу друж..любия и (во)вне. Если вы люб..те свою мать, вы не можете не понять и других любящих своих родителей. Если вы люб..те свой народ вы не можете не понять и другие народы которые любят свою природу своё искус..тво своё прошлое. Надо стремит..ся освоить культурные достижения всего мира всех народов населя..щих нашу маленькую планету и все культуры прошлого. Если вы люб..те своих родителей, то вы люб..те их «во всех измерениях» вы люб..те смотреть старые альбомы с их фотографиями – какими они были в детстве до свадьбы молодыми и пост..ревшими. Если вы люб..те свою страну, вы не можете (н..) любить своей истории не можете (н..)беречь памятников прошлого.

  Задания:

  1. Выразительно прочитайте текст.
  2. Озаглавьте текст.
  3. Определите стиль и тип речи  текста.
  4. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.
  5. Разберите синтаксически второе предложение.
  6. Разберите по составу слова: дружная, населяющих, культурные.
  7. Разберите фонетически слово: свою.
  8. Расскажите о классификации сложноподчиненных предложений. Приведите примеры из текста.

                                                      Билет № 25

        Его к..бинет всегда был для меня (не)ожида..ностью то был к..бинет уч..ного. В к..бинете преобладали иностран..ые и старин..ые книги старые журналы вых..дившие лет двадцать назад к..зались у него  на полках новехонькими. Теперь мне бросились в глаза книги по языкознанию и я (в)первые вспомнил что Блок (по)своему образованию филолог.

        На столе у Блока был такой (не)обыкновенный порядок что какая(нибудь) замусо-лен..ая клочковатая рукопись была(бы) (з,с)десь совершенно (не)мыслимой. Поз..нее я заметил что все вещи его обихода (ни)когда (не)ра(з,с)пол..гались вокруг него бе(з,с)по-рядочным ворохом а казалось сами собою выстраивались по геометрически правильным линиям.

        Вообще комната (на)первых порах поразила меня кр..чащим (не)сходством с её обитателем. В комнате был уют и покой устойчивой размерен..ой (на)долго загада..ной жизни а он прож..вающий в ней казался воплощением бездомности (не)уюта катастрофы и гибели.

  Задания:

  1. Выразительно прочитайте текст.
  2. Озаглавьте текст.
  3. Определите стиль и тип речи  текста.
  4. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.
  5. Разберите синтаксически первое предложение.
  6. Разберите по составу слова: языкознанию, выходившие, казался.
  7. Разберите фонетически слово: теперь.
  8. Расскажите о классификации сложных бессоюзных предложений. Приведите примеры из текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Билеты для устного экзамена по русскому языку 7 класс

Билеты для устного экзамена по русскому языку 7 класс Билет №  11. Понятие о причастии.2. Правописание производных предлогов.Билет №  21.  Признаки глагола и прилагательного у прич...

Анализ пробного экзамена по русскому языку. 9 класс. ОГЭ.

Аналитический отчёт пробного экзамена по русскому языку в 9 классе в форме ОГЭ...

Устное собеседование по русскому языку 9 класс 2018 год

Устное собеседование по русскому языку 9 класс 2018 учебный год....

Устное собеседование по русскому языку.9 класс

Устное собеседование  по русскому языку.9 класс...

Видеоинструкция устного собеседования по русскому языку 9 класс

Видеоинструкция устного собеседования по русскому языку 9 класс...

Устная часть (собеседование,русский язык, 9 класс).

Итоговое собеседование по русскому языку  направлено на проверку навыков спонтанной речи. Модель собеседования включает следующие типы заданий: 1) чтение текста вслух; 2) пересказ текст...

Материал для пробного экзамена по русскому языку 11 класс

Материал для пробного экзамена по русскому языку 11 класс...