Тема самообразования : Проблемный метод обучения
материал по русскому языку по теме

Чурук Айланмаа Кирововна

Раскрываются цели, задачи, этапы проблемного обучения на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnyy_metod.docx27.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема самообразования: «Проблемный метод обучения на уроках русского языка и литературы».

      Цели и задачи самообразования по теме «Проблемный метод обучения на уроках русского языка и литературы»

Проблемный метод в обучении

 Способы активизации мыслительной деятельности

Реализуя на уроке проблемный метод, необходимо подбирать задание особого типа - проблемное.

 

Этапы уроков с проблемным заданием, несмотря на специфику воплощения, включают несколько общих моментов:

 

постановка проблемного задания,

 анализ условий, необходимых для решения проблемной задачи,

 поиск способов решения проблемы,

 проверка результата.

 

Обязательно нужно помнить об одном: проблемная задача существенно отличается от учебной прежде всего тем, что не имеет готового однозначного ответа. Такая проблема всегда многомерна. Например: «Существовала ли в 1917 году альтернатива большевистской диктатуре? Если да, то какая?» и т.п. Ученику приходится самостоятельно искать ответ на вопрос, предложенный учителем. При этом более общая проблема расчленяется на ряд частных проблем.

 

Когда ученики отвечают неправильно, учитель не отвергает ответы, а удачно поставленными дополнительными вопросами побуждает детей самих отказаться от ошибочных суждений. Последнее обстоятельство психологически очень важно. Если ученик убеждается без всякого нажима со стороны в своей ошибке, он ее больше никогда не допустит, и правильный вывод, сделанный им самим, также не забудется.

 

Пример ситуации, когда ученик, не зная определения понятия, сделал правильный вывод. Вот необычный диалог.

 

Ученик. Диаметр – это линия, соединяющая две точки окружности.

Учитель. (молча чертит хорду, не проходящую через центр окружности).

Ученик. Надо дополнить: линия, соединяющая две точки окружности и проходящая через центр.

 Учитель. (молча проводит извилистую линию, соединяющую две точки окружности и проходящую через центр).

 Ученик. Диаметр – это прямая линия, соединяющая две точки окружности и проходящая через центр.

 Учитель. (молча проводит секущую линию, проходящую через центр).

Ученик. Я понял. Диаметром называется отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через центр.

 

Как видно, такая продуманная работа учителя стимулировала подростка к самостоятельному исправлению допущенной ошибки.

 

Следует попробовать?

     Проблемное обучение - организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемой, представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания. Путем создания проблемной ситуации моделируются условия исследовательской деятельности и развития творческого мышления учащегося. Компонентами проблемной ситуации являются объект и субъект познания и мыслительное их взаимодействие.

     Цели проблемного обучения.

1.Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.

2.Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.

3.Воспитание активной творческой личности учащихся, умеющей видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

4. Развитие профессионального проблемного мышления.

      Задачи:

Обучающая - изучение мотивации всех участников- субъектов образования, способность актуализации, закрепления и обобщения полученных знаний, самостоятельное конструирование новых знаний.

Развивающая - способствовать овладению культурой ведения дискуссий, умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности, создавать целостное видение проблемы.

Воспитательная - воспитание навыков самостоятельной деятельности, навыков коллективного труда, коллективного содружества.

Когда вы слушаете, вы забываете,

Когда вы видите, вы понимаете,

Когда вы действуете, вы научаетесь.

Основные приемы преподавания в методике проблемного обучения: постановка проблемы, создание проблемной ситуации, разрешение проблемной ситуации (поиск), анализ полученного решения.

Активные методы позволяют на уроке:

-формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать.

-учиться слышать и слушать другого человека, уважать мнение собеседника.

-обогащать свой социальный опыт путем включения и переживания тех или иных ситуаций.

-продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать, проявлять свою индивидуальность.

Подготовительный этап проблемного урока.

Определение темы и задач урока.

1.Ознакомление учащихся с заданиями, их обсуждение и возможная корректировка.

2.Распределение заданий: общие, групповые, индивидуальные

3.Накопление, отбор материала.

4.Консультации для всего класса и для помощников учителя - консультантов.

Структура урока - исследования.

Основные этапы данного урока

-актуализация знаний.

-мотивация.

-создание проблемной ситуации.

-определение темы исследования.

-формулирование цели исследования.

-выдвижение гипотезы.

-проверка гипотезы (чтение литературы, размышления)

- интерпретация полученных данных

- вывод по результатам исследовательской работы.

- применение новых знаний в учебной деятельности.

- подведение итогов урока.

- домашнее задание.

Реализация принципов обучения на уроке:

Принцип наглядности обучения в комплексном решении задач, научность обучения, соблюдение принципа систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков.

Характер познавательной деятельности: репродуктивный, поисковый, творческий, индивидуализация и дифференциация обучения.

Приемы создания проблемных ситуаций используются следующие:

1.Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им найти способ его решения.

2.Учитель побуждает школьников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.

3. Ставятся конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения.

4. Даются исследовательские задания по тексту, литературоведческим источникам, ведется репродуктивная и частично - поисковая работа по тексту.

Разработка урока по русскому языку в 5 классе: "Правописание приставок при- и пре-"

Цели урока:

Обучающие: познакомить учащихся с орфограммой и ее графическим обозначением на письме; тренировать учащихся в запоминании основных значений приставок; повторить правописание приставок на -з (-с)

Развивающие: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация, а также внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.

Воспитательные: вызвать интерес к урокам русского языка: воспитывать коммуникативные отношения.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ведущий метод: проблемный.

Оборудование: записи примеров на доске, опорная схема, сигнальные, индивидуальные карточки, учебник русского языка для 5 класса.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Зарядка для успешности. Пожелайте себе успехов и скажите себе: "Я буду внимательным! Буду думать, думать, думать! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен!"

П. Мобилизующий этап.

Цель: настроить учащихся на восприятие нового материала, повторить правописание изменяемых приставок на -з(-с)

На доске написаны слова:

Бе..вкусный, бе..шумный, бе..мятежность, бе..покойство, пр..бежать, пр..школьный, и..толковать, и..давать, пр..добрый.

-На какие группы и почему можно разделить эти слова?

-Запишите те слова, приставки которых оканчиваются на -з(-с). Выделить орфограмму в приставке, вспомнить правило.

Взаимопроверка тетрадей, один ученик у доски вставляет буквы и рассказывает правило.

-Какие слова остались? Прочитайте их. Сможем ли мы их сейчас написать? (Нет, потому что не знаем правила)

III. Формулирование темы и цели урока.

-Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

-Сформулируйте тему урока.

Учитель пишет тему урока на доске, дети в тетрадях.

-Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.

(Познакомиться с правилом написания гласных е -и в приставках при- и пре-)

IV. Изучение нового материала.

Обратимся к материалу для наблюдений и анализа. На доске написаны слова:

Пр..ехать, пр..лететь, пр..плыть

Пр..шить,пр..клеить, пр..битъ

Пр..школьный,пр..дорожный

Пр..открыть,пр..гореть,

пр..добрый,пр..милый,

пр..градить, пр..рвать

-Ребята, как вы думаете, какие гласные е или и напишем в приставках? Почему?

Выслушать мнения ребят.

-Давайте подумаем над значением каждого слова. Вы сами должны эти значения определить.

-Какое общее значение объединяет слова 1 группы (2 - 6)?

Работая над значением слов каждой группы, дети записывают примеры в тетрадь, учитель на доске вставляет пропущенные буквы, графически обозначает орфограмму, в скобках записываем значение.

-Ребята, сделайте выводы-версии, когда пишется и - е в приставках?

В ходе работы учащиеся сами определяют значения приставок, на доске постепенно открывается опорная схема:

ПРИ -

Приближение = близко

Присоединение = друг к другу

Расположение вблизи = около

Неполное действие = чуть-чуть

ПРЕ-

Пре = очень

Пре = пере-

Приставка ПРЕ- дочь приставки ПЕРЕ-. Она очень похожа на мать и внешне, и по значению. Только одну букву не взяла она от матери. Какую? И вот, благодаря сходству в значении, она может заменять ПЕРЕ- в глаголах

преградить - перегородить

преступить - переступить

прервать - перервать

-Ребята, сделайте общий вывод, когда пишутся приставки ПРИ- и ПРЕ-?

В одной детской передаче "Радионяня" звучала такая песенка:

ПРИ- или ПРЕ-, ПРЕ- или ПРИ-?

Это совсем не секрет.

На содержание слова смотри

-Сразу получишь ответ.

Прибыл ли поезд, приплыл

Пароход

Космонавт прилетел из

Вселенной -

Обо всех, кто придет,

Прилетит, приплывет,

Пишется ПРИ -, несомненно.

Винт привинтил, прикрутил колесо,

Приклеил, пришил умело

-Помни, что пишется ПРИ -Обо всем,

Что добрые руки приделали.

Язык прикусил ~ не совсем откусил

Пригорело - не значит горит.

Помни, что сделано, но не совсем

Пишут с приставкой ПРИ -.

Предлинный достанет с крыши рукой

прежадный не даст вам конфету.

Кто очень такой и очень сякой

-ПРЕ - мы напишем при этом.

Дожди непрерывные льют в октябре,

Но грамотным - дождь не преграда.

Где очень похожи ПЕРЕ - и ПРЕ

-Там только ПРЕ - ставить надо.

-Ребята, откройте § 54. Русский язык. Теория. 5-9 класс. Прочитайте, сопоставьте свои выводы с учебником.

Физминутка "Приставочки".

V. Закрепление изученного.

Цель: закрепить полученные знания.

1 этап - первичное закрепление: применение алгоритма рассуждения.

1) Устный орфографический разбор (фронтальная работа с комментированием)

На доске записаны слова:

приехать, приморье, припаять, премилый, презабавный, преломить, присесть.

2) Осложненное списывание

ученики по очереди выходят к доске, сначала объясняют написание слова, потом вставляют пропущенную букву

Пр..винтить, пр..лететь, пр..веселый, пр..морский, пр..града

3) Кто больше? Привести свои примеры на каждое значение. Объяснить написание.

2 этап - вторичное закрепление.

4) Работа с учебником.

Выполнение упражнения 684 (по вариантам). Расклассифицируй слова.

5) Индивидуальные карточки (для тех, кто вперед выполнил упражнение)

6) Работа с сигнальными карточками Е И

Приземлиться, прицепить, пресерьезный, приморский, прекрасный, прискакать, прижечь, предобрый, приоткрыть, присесть, предлинный, преградить.

7) Морфологическая шарада "Собери слово".

Составить слово, взяв указанные морфемы из других слов

Корень мой находится в цене,

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке все встречали,

Вся же - в дневнике я и в журнале.

(оценка)

VI.Итог урока.

-С каким правилом мы познакомились сегодня на уроке?

-Что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании приставок ПРИ- и ПРЕ- ?

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

VII.Домашнее задание: § 54 (составить ОК)

Упр.687 (для сильных, средних учащихся)

Упр.689 (для слабых учащихся)

Сочинить лингвистическую сказку о приставках (для желающих).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тезисы к ВКР по теме "Проблемный метод обучения в процессе обучения английскому языку в начальной школе"

Тезисы к ВКР по теме "Проблемный метод обучения в процессе обучения английскому языку в начальной школе" ....

Презентация по теме "Проблемный метод обучения в процессе обучения английскому языку в начальной школе"

Презентация по теме "Проблемный метод обучения в процессе обучения английскому языку в начальной школе"...

Методическая разработка на тему "Использование проблемных методов обучения на примере урока истории на тему "СССР в годы Великой отечественной войны"".

Данная методическая разработка содержит полный комплект материалов для проведения урока истории на тему "СССР в годы Великой отечественной войны"....

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Проблемное обучение как механизм реализации системно-деятельностного подхода в обучении математики"

В основе ФГОС  лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;проектирование и конструирование социальной среды разви...

Программа реализации современной образовательной технологии на тему «Использование проблемного метода обучения»

Программа реализации современной образовательной технологии на тему «Использование проблемного метода обучения»...

Тема самообразования: "Активные методы обучения на уроках английского языка"

Применение активных методов обучения на уроках иностранного языка как средство повышения качества обучения иностранному языку....

Обобщение педагогического опыта по теме самообразования «Активные методы обучения на уроках музыки»

Активные  формы  обучения  –  это  методы,  которые  побуждают  учащихся  к активной  мыслительной  и  практической  деятельности...