ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ И ИХ СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ план-конспект урока 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Трифонова Наталья Васильевна

План-конспект урока по русскому языку для учащихся 6-го класса по учебнику М.М. Разумовской с УУД

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 69

Класс: 6 «Б»

Дата: 27.11.13

Тема урока: « ИМЕНА  СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ И ИХ СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ»

Цель деятельности учителя: создавать условия для закрепления умения узнавать метафоры и сравнения, определять их роль в тексте, формирования умения находить синонимы и антонимы, составлять словарную статью.

Планируемые результаты:

Предметные - объясняют выражение «языковое лексическое явление»; определяют сравнения, метафоры; осуществляют правильный выбор написаний слов с изученными орфограммами, подбор синонимов и антонимов; пользуются словарями синонимов и антонимов.

Метапредметные:

Личностные - дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания».

Познавательные - структурируют знания, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

Регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

Сообщение темы, цели. Запись домашнего задания (записано сразу на доске)

А) Проверка домашнего задания.

1) Ответить: что такое сравнение, что такое метафора; (обратить внимание ,что слово в сравнении и метафоре употребляется в несвойственном ему значении)

2) Задание 147- вопросы по домашнему заданию, если нет, то сдать для проверки тетради.

Б) Закрепление сложной предыдущей темы

1) назвать сравнение или метафору и что с чем сравнивается.

1.        Мех снега ложился на плечи, а он все стоял и стоял…

2.        Воробушки игривые, как детки сиротливые, прижались у окна.

3.        Мой путь домой  уж усыпал ковер из жёлтых листьев.

4.        Вот уж осень улетела, и примчалася зима. Как на крыльях, прилетела невидимо вдруг она.

5.        У Анечки роза улыбки не сходила с губ.

6.        И встал, как столб, и делать ничего не желает.

7.        Где же мой друг, он пролетел вчера мимо, словно пуля?

8.        Тимур, ты,  словно командир, рапортуешь.

9.        Моя бабушка часто говорит, что ноябрь – ворота зимы.

10.        Как метель, черемуха машет рукавом.

11.        Лишь желтое око месяца и мерцающий огонёк свечи наблюдали за Татьяной.

II. Актуализация опорных знаний.

Работа со словарем на с. 358-360.

Итак, чтобы создать яркий образ, можно использовать слова в переносном значении, создавая сравнения и метафоры. А можно – синонимы и антонимы. Вспомните, что это за языковое лексическое явление?

-        Для чего создаются такие словари? Прочитайте синонимы к существительному на букву «Д» (доброта), и на букву «С» (серьезный) и антонимы к этому же слову.

2.        Выборочное списывание.

-        Выберите синонимы:

•        к слову правда:

1) вера; 2) надежда; 3) уверенность; 4) истина; 5) ложь;

•        к слову источник:

1) река; 2) воздух; 3) цвет; 4) вода; 5) родник;

•        к слову холод:

1) ветер; 2) дождь; 3) метель; 4) ночь; 5) стужа;

•        к слову заяц:

1) зверек; 2) грызун; 3) косой; 4) беляк; 5) русак – уже синонимический ряд, так как несколько синонимов можно увидеть в этом ряду слов.

3.        Практические  задания.

Итак,  давайте придумаем и запишем в тетрадь синонимический ряд к слову красный.

        В предложениях, записанных на доске, найдите синонимы.

1)        Когда мальчик слушал его пение, полное беспредельной тоски, чувство бесконечной жалости охватывало его маленькое сердце (контекстуальные синонимы)

2)        Кругом, покорив все своей темнотой, напоив покоем и тишиной, царила ночь.

 Упражнение 141. Задание 1.

III.        Закрепление изученного материала.

•        Упр. 148: задание  4 выполнить самостоятельно.

IV. Подведение итогов. Имена существительные играют огромную роль в жизни людей, повсюду нас окружают предметы, явления природы, их и называют имена существительные.  Сегодня мы познакомились ещё  с одним языковым лексическим явлением  – это синонимия. Завтра мы продолжим и поговорим об антонимии.

 V. Рефлексия.

- Какова тема урока? Что выполняли на уроке? Какое задание вызвало затруднение при его выполнении? Как оцениваете свою деятельность на уроке? (Учащиеся берут с дерева-урока цветную сигнальную карточку в виде клейкого листочка  определенного цвета и вешают такой листочек на дерево-урок, соответствующего той оценке деятельности, которую для себя определил каждый из них: зеленый - я сосредоточен, внимателен, активен; желтый— не хватает внимательности, усидчивости, аккуратности, недостаточно активен; розовая стрелка— следует быть внимательнее, организованнее, активнее.)

VI. Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..

Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План-конспект открытого урока по физической культуре в 6 классе МОУ СОШ № 88 Ульев А. А. Тема урока: Волейбол, 6 класс

Аннотация к Плану-конспекту открытого урока по физической культурев 6 классе МОУ СОШ № 88Ульев А. А. Тема урока: Волейбол, 6 класс...

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...


 

Комментарии

Вагу Мария Викторовна

Наталья Васильевна, почему Вы решили, что Ваша работа соответствует тематике конкурса?Перед отправкой работы надо было познакомиться с Положением конкурса http://nsportal.ru/konkurs/1914.
С уважением Мария Викторовна

Светлана Николаевна Иванова

А Вы - жюри?

Банникова Наталья Анатольевна

Теме конкурса не соответствует.

Трифонова Наталья Васильевна

Спасибо, я поговорила с Администратором, он добавил нужную работу.

Банникова Наталья Анатольевна

Тогда нужно удалить ту, что не соответствует теме.