"Однородные члены предложения"
план-конспект урока (русский язык, 11 класс) по теме

Данзырын Айслу Васильевна

В данном материале представлен конспект урока-повторения раннее изученных тем в средних классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odnorodnye_chleny_predlozheniya.docx30.23 КБ

Предварительный просмотр:

Однородные члены предложения

(11 класс)

 

Цели урока:

Обучающая: привести в систему ранее изученные материалы в предыдущих классах;   формирование умений: опознавать однородные члены, правильно расставлять знаки препинания;

Развивающая: совершенствовать навыки работы с текстами стихотворного и прозаического характера; развивать познавательные интересы учащихся, самостоятельное мышление, умение анализировать языковой материал, обобщать, делать выводы;

Воспитательная: любовь к жизни, ведение здорового образа жизни; профилактика вредных привычек; формирование негативного отношения к курению, алкоголю, наркоманию.

Оборудование: 1) компьютерная презентация.

2) распечатки материалов для самостоятельной работы учащихся.

 3) карточки.

Используемые педтехнологии: здоровьесберегающая, создание проблемной ситуации, критическое мышление (элементы)

                                                                  Ход урока

Организационный момент.

Слово учителя:

     Здравствуйте, ребята, садитесь. Мне очень приятно видеть вас на этом уроке. Надеюсь, что наша работа будет успешной, плодотворной. На данном уроке мы будем повторять, закреплять, обобщать, материал изученный в 5-8 классах. Вспомним пунктуацию, проведём синтаксический разбор предложений.

II Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос:

-Что такое полное предложение?

-Какие предложения мы называем неполными? (Это предложения с пропущенными членами, которые легко восстанавливаются благодаря предыдущими предложениями или обстановке)

-Неполные предложения где и с какой целью используются? (Неполные предложения делают речь лаконичнее, экономнее без ущерба для смысла, позволяют достичь при этом большей выразительности, передать взволнованность говорящего)

-Сфера употребления неполных предложений? ( В живой разговорной речи. Среди пословиц и поговорок также можно встретить неполные односоставные предложения)

- Вспомните пословиц и поговорок, представляющих собой неполные предложения.(ответы).

Неполные предложения часто встречаются в стихотворных текстах. Есть небольшое очень красивое стихотворение замечательного писателя Расула Гамзатова. Некоторые из его стихотворений стали песнями. Например: "Журавли", где он поднимает тему родины, тему памяти.

    Ребята, внимательно читаем стихотворение Расула Гамзатова. При чтении проследите, где какой член предложения пропущен, который легко восстанавливается.

- Откуда ты, молодость?

- Я отовсюду!

- Кем будешь ты миру?

- Днём завтрашним буду.

- А где ты гнездишься?

- На кручах надежды.

- А кто тебе чужды?

- Глупцы и невежды.

- А кто, твои, молодость,

в жизни герои?

- Всех стран вольнодумцы

Со времени Трои.

   (Р.Гамзатов)

Задание:

1. Найти неполные предложения; члены предложения?

2.Определить, какие члены предложения пропущены? Как можно восстановить пропущенные члены предложения?

 (Ответы)

III. Объяснение материала

Примеры предложений.

Мы разобрали предложения, расставили знаки препинания в них, делали синтаксический разбор. А как можно назвать тему нашего урока? Какую цель мы преследовали на этом этапе?

   ( Ответы учащихся: однородными называются члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же члену предложения, являются одним и тем же членом предложения, и не зависят друг от друга. Они связаны между собой с помощью особой, перечислительной интонации или с помощью интонации и сочинительных союзов.)

Слайд №1

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

1. Повторяющиеся слова не являются однородными членами:

а) Если служат для выражения усиления:

Например: И между нами - дожди, дожди.

Повторяющиеся слова могут образовывать сложные слова, тогда в них ставится дефис : еле-еле синий-синий

б) При повторе двух глаголов в одинаковой форме. Такие глаголы образуют простое осложненное сказуемое. Запятая внутри такого сказуемого не ставится:

        Пойду посмотрю. Хожу да и хожу.

в) При наличии повторяющихся союзов в составе фразеологизмов: о том о сем, ни рыба ни мясо. Запятая внутри таких фразеологизмов не ставится.

 - Перечислим разряды сочинительных союзов по значению.

Слайд№2

- Перечислим знаки препинания между однородными членами предложения.  (Между однородными членами предложения может ставится запятая, точка с запятой. ; - разделяет однородные члены предложения, в случае если те распространены или осложнены обособленными членами предложения)

- Тире ставится, когда однородные члены предложения противопоставляются друг другу и не связаны.

   Например:

И старичок, и я - мы оба веселились.

Обобщающие слова при  однородных членах предложения.

- Какими членами предложения являются обобщающие слова при однородных членах предложения? (Обобщающие слова всегда являются тем же членом предложения, что и однородные члены)

- Какое значение в предложение вносят обобщающие слова? (Обобщающие слова обозначают более общее, родовое понятие по отношению к более частным, видовым, которые обозначаются однородными членами)

- Какие части речи могут употребляться в качестве обобщающих слов? (Местоимения и местоименные наречия)

Представьте в виде блоков (схем) обобщающие слова и однородные члены предложения.

Слайд№3

IY. Закрепление.

А теперь поработаем с текстом, автором которого является наш учитель.

   Далек - далеко в одной сказочной стране живет волшебник. У него есть чудесный сад, в котором растут самые разные цветы, собранные со всего света. Среди цветов есть такие цветы, которые называются Красота, Богатство, Здоровье, Сила, Ум. Среди волшебных цветов есть самый главный. Он награждает человека качеством, от которого зависят все остальные. Этот цветок называется Здоровье. Тот, кто хочет сохранить своё здоровье, не должен знакомиться с братьями Алкоголь и Табак.

    Ребята, дружите с сёстрами Красота, Сила, Физкультура и братьями Ум, Здоровье, Туризм, потому что они - ваши верные друзья.

 1. Озаглавьте текст. ("Волшебный цветок")

2. Определите тему и идею.

3. Определите стиль речи.

4. Определите тип речи.

     (Данный текст носит не только обучающий, но и воспитывающий характер. Автор этого текста Хомушку Мария Романовна. Это человек ведущий здоровый образ жизни. Наставник, турист. Она поднимает самые актуальные проблемы нашего времени. Раз мы говорим об этом, вы- будущее нашей страны. Поэтому от здоровья каждого человека зависит красота, сила, богатство и будущее страны. Почему? (Ответы: мини-рассуждения учащихся. С2).

     Основная мысль этого текста -  предостеречь каждого из вас от курения, которое является причиной многих болезней. Таких как, кариес, туберкулёз, цирроз и т.д. И от нас зависит какой выбор мы сделаем. Я думаю, что каждый из нас выберет здоровый образ жизни.

- Понравился ли вам текст? Почему? Чему он нас учит?

1.Найдите предложения с однородными членами.

2. Выпишите предложения с однородными членами. Охарактеризуйте предложения.

3. Объясните расстановку знаков препинания

4.Сделайте синтаксический разбор..

- Какой положительный заряд получил каждый из вас из этого урока?

Y. Итог урока.

YI. Домашнее задание. Упражнение    . Работа по тексту

         

                 Система работы с кадетским  классом - МЧС в
МБОУ СОШ имени Ш.Ч.Сат с. Чаа-Холь Чаа-Хольского кожууст

 

     Воспитательная деятельность в 7 "б" классе основывается на потребностях и на интересах детей, культурном наследии, необходимым для личностного развития. А также стремлюсь сделать учебно-воспитательный процесс интересным, посильным. Уделяю большое внимание сохранению в процессе обучения здоровья своих воспитанников. В наше время возникает проблема патриотического воспитания школьников. В предыдущее десятилетие это направление воспитательной деятельности было недостаточно развито. Как результат этого мы видим выросшее поколение, для которого чуждо понятия "Родина", "Патриотизм", "Отечество". Поэтому стали актуальными проблемы воспитания защитников Родины, законопослушных граждан, воспитание милосердия и человеколюбия.    Мы вновь сегодня осознаём важность этой проблемы и понимаем, что воспитание патриота России, Тувы сейчас очень значимо.

    В моём  классе большинство  коллектива мальчики (15 мальчиков ,9 девочек) , поэтому вместе с учителем ОБЖ и администрацией школы запланировали создать кадетский- класс МЧС.    5 мая 2012 года торжественно приняли присягу перед всеми старшими классами и учителями, а также сотрудниками МЧС и вошли в кадетский класс МЧС. Каждый год успешно участвуем в школьных парадах и мероприятиях среди старших классов и классов  ЮДП и МЧС.  В классе воспитательная работа базировалась на традиционных делах школы, среди которых можно выделить «Экстремальный марафон патриотов», праздник, посвященный к Дню Защитника Отечества, "Юный пожарный", "Зарница" и т.д. А также проведены классные, школьные, кожуунные мероприятия, каждые из которых реализуются в течение учебного периода по четко разработанному плану. А также активно участвовали в республиканском конкурсе-фестивале "Безопасное колесо", получили сертификаты.         Коллектив 7 «б» кадетского- класса МЧС активно участвовал во всех мероприятиях. По плану школы были проведены «Президентские состязания». «Президентские состязания»- здоровьесберегающие мероприятия по укреплению здоровья, сформировать чувство ответственности к состоянию своего здоровья, привычки, навыки, преодоления затруднений. Среди 7-х классов наш класс занял 2 место. Успешно участвовали и в конкурсе марша и строя, посвященного ко Дню Конституции РФ, среди кадетских классов и классов ЮДП  заняли 2 место. В классе проведены следующие интересные мероприятия: "Мой спортивный кумир", военизированный спортивно-экстремальный проект "Изо всех сил...", игра "Школа выживания", спортивная игра "Следопыты" и т.д.

          Воспитательные функции в кадетском классе позволяют активно                     осуществлять гражданско-патриотическое воспитание, формировать здоровый образ жизни с дополнительной физической подготовкой, воспитать морально-нравственные качества и привить первичные знания и навыки личностной и коллективной деятельности, сформировать личность, способную вписаться в демократию концептуально властного общества.

    Работаю по программе "Растим патриотов России", "Эр чол", "Кыстын будужу" и т. д.  Разработан Кодекс чести мужчины Тувы. В небольшом документе очень красиво и правдиво сформулировано, каким должен быть настоящий мужчина?. Точнее настоящий патриот. При составлении современного Кодекса мужчины опирались на народные традиции, национальные корни, на богатейший опыт предков, веками наработанный багаж нравственности. Поэтому обходимо использовать в воспитательном процессе "Кодекс мужчины Тувы". 

      Есть кадеты, добросовестно выполняющие свои обязанности, отличающиеся примерным поведением, высокой успеваемостью, трудолюбием. Это- Ишкин Э., Балган Т., Токаш-оол Х.,Калзан Р., Чаш-оол Ч..Следует отметить их достижения. Они участвовали в спортивных соревнованиях, конкурсах, олимпиадах школьных, кожуунных, а также региональных этапах  и  показали лучшие результаты.  В республиканском соревновании по лыжным гонкам участвовали Кыргыс А, Балган Т.,Тюлюш С.,Токаш-оол Х. Общекомандно заняли 3 место и награждены грамотой III степени. По итогам учебного года они награждены похвальными листами.

  А нарушители установленного порядка и правил поведения подвергались дисциплинарным взысканиям.

       Внеурочная жизнь нашего коллектива была в большинстве случаев достаточно содержательной и интересной. Совместная работа детей, родителей и классного руководителя делает жизнь ребят более насыщенной, интересной, способствует формированию и сплочению коллектива, помогает преодолевать организационные трудности, поднимает творческий дух учащихся.

    Учебная программа имеет целью не только подготовить ученика к обучению в ВУЗе, но и создать мотивацию профессиональной деятельности в органах государственной власти (включая силовые ведомства), подготовка кадров для реализации идеи «Россия - великая мировая держава.»
Критерии учащегося кадетского класса
Система личностных критериев:
Самообладание - воля человека должна быть властна, прежде всего, над его инстинктами и культурно обусловленными навыками поведения, включая привычки - бессознательные автоматизмы поведения. Коммуникабельность в сочетании с заботливостью и доброжелательностью. Это позволяет войти в общение с другими людьми как для того, чтобы жить и работать совместно с ними, так и для того, чтобы оказать им помощь в выявлении и разрешении их проблем.  Эффективная личностная культура чувств и культура мышления,
которые лежат в основе творчества людей как в работе, так и в оказании помощи другим, основой безопасности окружающих в общении и в совместной деятельности с человеком.
   Общекультурные навыки и освоение стандартного для общества образования, что объединяет в общество всех взрослых его членов в  историю.
   Толерантность — умение воспринимать людей такими, каковы они есть, и терпимо относиться к ним, не взирая на их личностные пороки, недостатки и совершаемые ими ошибки.
  Личное здоровье - полное исключение вредных привычек, высокая трудоспособность, сформированная ' на основе постоянных физических
тренировок.
ПРАВИЛА
поведения учащихся специализированного кадетского класса МЧС.
Учащиеся имеют право на:
дополнительное образование  на договорной основе;
- уважение  человеческого  достоинства,   свободу  совести   и  информации,
свободное выражение собственных взглядов и убеждений.
Учащиеся обязаны:
выполнять  Устав  школы,  твердо  знать,  добросовестно   выполнять  свои
обязанности;
упорно   и   настойчиво   овладевать   знаниями,   чтобы   стать   всесторонне
развитым, образованным и культурным человеком,
на   занятиях   внимательно   слушать   преподавателей,   активно   работать,
аккуратно и самостоятельно выполнять все учебные задания;
уважать честь и достоинство других учеников и работников школы;
-соблюдать внутренний порядок и правила поведения, установленные в
школе;
-быть всегда опрятно и аккуратно одетым, в дни дежурства и праздничные дни (а также во время учений) в форме класса МЧС; бережно относится к имуществу школы;
-закалять свое здоровье, воспитывать волю, характер, регулярно заниматься
спортом;
-быть трудолюбивым;
-дорожить честью специализированного кадетского класса МЧС, славой и традициями МЧС;
-быть вежливым, вести себя скромно и с достоинством. Категорически
запрещается:
употребление спиртных напитков;
- курение;
азартные игры;
бранные выражения.
К учащимся класса применяются:
Поощрения: объявление благодарности;
снятие ранее положенного взыскания;
похвальный отзыв в письме к родителям;
награждение похвальной грамотой.
Взыскания:
замечание;
выговор;
строгий выговор;
внеочередные дежурства по классу.
     Классный руководитель о нарушении правил поведения и дисциплины делают запись в специальном журнале. Поощрения и взыскания учитываются в служебных карточках.
   В случае грубого нарушения учащимися дисциплины (хулиганство, оскорбление, упорное неподчинение правилам поведения, нарушение Устава школы) допускается отчисление из кадетского класса по решению педагогического совета школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Однородные члены предложения.Знаки препинания при однородных членах предложения"

Однородные члены предложения - одно из проявлений структурно-семантической категории синтаксиса - однородности,которая обнаруживается и на уровне сложного предложения.В блоке однородных членов е...

Учебное занятие: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

данное занятие предполагает закрепление знаний об однородных членах предложения;формирование умения находить однородные члены в предложении и ставить знаки препинания в предложениях с однородными...

презентация к учебному занятию: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

данная презентация помогает сделать занятие более эффективным, усилить мотивацию обучающихся к изучению русского языка...

Учебное занятие по русскому языку "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами".Учебное занятие сопровождается мультимедийной презентацией.

Методическая цель: внедрение личностно ориентированных технологий обучения.Образовательные цели: - закрепление знаний об однородных членах предложения;- формирование умения находить однородные чл...

8 класс Однородные члены предложения. Знаки препинания между однородными членами предложения.

8 класс Однородные члены предложения. Знаки препинания между однородными членами предложения....