Положение учителя при проблемном обучении
методическая разработка по русскому языку на тему

Статья о проблемном обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polozhenie_uchitelya_pri_problemnom_obuchenii.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Положение учителя при проблемном обучении

     Проблемное обучение вооружает школьников методами  познания  окружающей действительности, развивает  умения  и  навыки  целесообразного  наблюдения, воспитывает способность к обобщениям и  выводу  основных  закономерностей  с обоснованием их, прививает вкус к доступной исследовательской работе. Учащиеся  быстрее  осмысливают  сущность  изучаемого  явления  и  дают обоснованные  ответы.  У  них  развиваются  познавательные   потребности   и интерес,  воспитывается  убежденность  в  знаниях,  так  как  учащиеся  сами выдвигают гипотезы и сами доказывают их.

      Но  проблемное  обучение  имеет  и   недостатки.   Не   всегда   легко

сформулировать учебную проблему, не весь учебный материал можно построить  в виде проблем. Проблемное обучение целесообразно применять, когда содержание учебного  материала  содержит  причинно-следственные  связи  и зависимости, направлено на формирование понятий, законов, теорий, когда ученики подготовлены к проблемному изучению темы, когда учитель хорошо владеет соответствующими методами обучения.

      Мастерство учителя проявляется больше всего  в  организации  проблемных ситуаций. При проблемном обучении учитель остается  руководителем  учебного  процесса, но выходит из не всегда  благодарной  роли  человека,  сообщающего  знания  в традиционной  школе,  и  становится  тем,  кто  будит,  развивает,  наблюдает мыслительные операции учащихся, исправляет ошибки, разъясняет сомнения. Наблюдая работу  коллективов,  он  видит  то,  что  не  замечал  часто, проводя работу со всеми,  ведь  отдельного  ученика  можно  наблюдать  в моменты спокойной работы, в минуты творческих поисков, дискуссий.

     Реализация проблемного обучения поднимает очень важный вопрос,  который сам по себе является проблемой: какую  подготовку  должны  пройти  учителя, чтобы успешно справиться с такого рода обучением?

     Учитель должен владеть  как  объяснительным,  так  и  исследовательским

методами обучения. Выступая  в  роли  организатора  обучения  на  проблемной основе, учитель призван действовать скорее как руководитель и  партнер,  чем как источник готовых знаний и директив для учащихся. В  процессе  подготовки учитель должен приобрести опыт, который позволит ему:

- тонко чувствовать проблемность ситуации,  с которой сталкиваются  учащиеся, и уметь ставить перед классом реальные  учебные  задачи  в  понятной  для детей форме;

- выполнять функцию координатора и партнера; в ходе исследования  различных аспектов  проблемы  помогать  отдельным  учащимся  и   группам,   избегая директивных приемов;

- стараться  увлечь  учащихся   проблемой   и   процессом   ее   глубокого

 исследования,  стимулировать  творческое  мышление   при   помощи   умело

 поставленных вопросов;

- проявлять терпимость к  ошибкам  учеников,  предлагать свою помощь или адресовать к  нужным источникам информации только  в  тех  случаях,  когда  учащийся  начинает  чувствовать безнадежность своего поиска.

     Помещение учителя на второй план отнюдь не значит, что он утрачивает  в какой-то мере свое значение. Это лишь формально второй план, хотя  и  идущий от ученика, несмотря на то, что учитель появляется на  сцене  реже  ученика, фактически  он  является  главным  героем.  От  него  зависит  все  то,  что происходит или не происходит с учеником.

     Однако свою роль  главного  актера, а также режиссера школьной сцены  он  выполняет  надлежащим  образом  только тогда, когда умеет вызвать  в  учениках  силы  и  творческие  возможности  и использовать их в хорошо организованном процессе воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта учителя биологии по теме "Проблемное обучение на уроках биологии в условиях личностно – ориентированного обучения"

опминееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееее7шшлгпортолдрчкашлдолрвчальбтимоеаеншщлдб ркенршщлдбьим6п78шщгшльпенгшлджлрп...

"Технология проблемного обучения на уроках математики 6-9 классов (из опыта работы учителя)"

В данной статье рассмотрены примеры уроков, разработанных автором с использованием приемов и методов проблемного обучения, а также приведены образцы заполнения технологических карт....

МБОУ Волченковская СОШ Доклад «Теоретические основы проблемного обучения» Учитель математики: Устинова А.И.

Психологическая проблемная ситуацияИсходя из задачи общеобразовательной школы и на основе выводов из сравнения традиционного типа обучения с проблемным можно сформулировать основные функции проблемног...

ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ: «Технология проблемного обучения как средство повышения мотивации при изучении информатики и математики». Учитель математики и информатики Буланчикова Евгения Михайловна

ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ: «Технология проблемного обучениякак средство повышения мотивации при изучении информатики и математики»....

Практическое пособие для учителя "Применение проблемного обучения на уроках истории"

В данном пособии даны практические занятия с применением технологии проблемного урока...