Урок русского языка по теме «Имя прилагательное» в форме морского путешествия
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Якимчук Надежда Петровна

 Урок русского языка  для учащихся 6 класса позволяет в  игровой форме повторить и обобщить знания, полученные  при изучении темы «Имя прилагательное»; совершенствовать  навыки правописания НЕ с прилагательными; правописание Н   и НН  в прилагательных;  правописания  суффиксов К и СК, повторить разряды прилагательных;   развивать творческие  способности учащихся,  создавая  положительную мотивацию  учения и благоприятную  эмоциональную  среду.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme_imya_prilagatelnoe.doc46.5 КБ
Office presentation icon morsk.putesh.prezent.ppt1.05 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Имя прилагательное» в форме морского путешествия

Цель урока: В игровой форме повторить и обобщить знания, полученные  при изучении темы «Имя прилагательное»; совершенствовать

                        навыки правописания НЕ с прилагательными; правописание Н   и НН  в прилагательных;  правописания К и СК, повторить разряды прилагательных;   развивать творческие  способности учащихся;  создание положительной мотивации учения и

                       благоприятной эмоциональной среды.

Оборудование: маршрутные листы, компьютер, проектор, экран, карточки – паруса (цветные и белого цвета).

Ход урока:

  1. Оргмомент.
  2. Слово учителя. Ребята, наверное, многие из вас любят путешествовать. Путешествуя, человек узнаёт много нового, открывает для себя что-то неизведанное. Вот и сегодня мы совершим путешествие в чудесную страну. Дорога нам предстоит дальняя, будет много трудностей, испытаний, но я надеюсь, что мы всё это преодолеем и покорим эту загадочную страну. А для этого нам понадобятся все те знания, которые вы приобрели. Прежде чем отправиться в путешествие, надо определить, о какой стране я говорю.

Я часть речи интересная,

Широко в миру известная:

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить.

( О. Головко)

Да, это удивительная страна  Прилагателяндия.  Мы отправимся в неё на замечательном фрегате, которому  вы должны придумать название.

III.   Первое задание называется «Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт». Название надо составить из вставленных на месте пропусков букв.

   

      Сп…койный, л…дяной, к…питанский, о…щественный, сла…кий,  …оразительный.

     Мы отправляемся на корабле «Победа» в наше путешествие.

     IV. «Отдать швартовы! » Задание для экипажей:

1 экипаж выписывает качественные прилагательные,

2 экипаж выписывает относительные прилагательные,

3 экипаж выписывает притяжательные прилагательные.

        Смутный, морской, отцов, деревянный, бледный, папин, любимый, звонкий, волчий, январский, светлый, вчерашний, сестрин, летний, лисья, березовый.

     V. «Поднять паруса! »  Каждая группа получает задание: вставить Н или НН ( на цветных листочках, заранее разрезанных по диагонали, похожих таким образом на парус).  

 1экипаж   

 

Туманный, деревянный, мышиный, масляный, клюквенный, чугунный, регистрационный, звериный, оловянный, серебряный, ветреный, глиняный, журавлиный, клюквенный.                                                                                                                                    

2 экипаж                                                                                                                                    

Бездонный, длинный, куриный, бесструнный, румяный, оловянный, соболиный, масляный, кожаный, государственный, соломенный, туманна, безвременен, редакционный.                                                                                                                                                                                                                                                                      Паруса крепятся на доску.    Корабль готов к отплытию, но  девиз путешествия  зашифрован. Задание: расшифровать криптограмму.

  Ключ:  

 П   И   А   С   Т   Р   Ы                 К  О  Л  Е  Н  О  М         Ф  Е  Я        В   Е   Щ  И

12  16   6   13  7   8    17         2   3   4  10  9  3   5         11  10  1       14  10  15  16

Б    Р   И    Г                 Д    Е   Н   Ь

18  8   16   19                20  10  9   21

Бороться                        и              искать,                  найти            и          не    

18;3;8;3;7;21;13;1         16        16;13;2;6;7;21        9;6;16;7;16      16        9;10    

 

сдаваться.    

13;20;6;14;6;7;21;13;1.

Эти слова и станут девизом нашего путешествия.                                                                                                                                                                                                  

    VI.   Внимание! На нас надвигается шторм! Чтобы выдержать его, вам нужно выполнить следующее задание. Внимательно рассмотрите репродукцию картины Айвазовского «Девятый вал» и прочитайте на экране текст:

                                                                                                                                                                           На картине И.К.Айвазовского изображено … утро после … ночи. … лучи солнца осветили … океан и … людей. Зритель понимает, какая …гроза прошла ночью, какое  …бедствие терпел … экипаж корабля, как гибли … моряки.                                                                  

Распространите текст  прилагательными. Какую  роль играют они в речи?                                                                                                              

   VII. Держим курс в бухту Безмолвия. Здесь очень-очень тихо. И мы не будем нарушать тишину. Покажем жестами слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными

1некрасивый                                        1 ничуть не виноватый

2 ненастный        2 не красивый, а безобразный        

3 вовсе не трудный        3 неряшливый

4нелживый        4 невнимательный

5невзрачный                                  5 неуклюжий

6не добрый, а злой                        6 нелжив

  VIII. Физкультминутка «А над морем – мы с тобою»:

Над волнами чайки кружат,        Мы теперь плывем по морю

полетим за ними дружно.        И резвимся на просторе.

Брызги пены,  шум прибоя,        Веселее загребай

а над морем - мы с тобою!        И дельфинов догоняй!

     IX. Внимание! На горизонте виден пиратский корабль!

(Цифровой диктант). Учитель читает предложения, учащиеся записывают под номерами –к- или –ск-.(Учащимся раздаются листочки, заранее разрезанные по диагонали, похожие таким образом на парус. После окончания работы учитель открывает на экране правильно выполненное задание. Учащиеся самостоятельно проверяют свою работу, на месте неправильного ответа протыкают лист. «Пробитые» пиратские паруса прикрепляются к заранее нарисованному на доске кораблю. С такими парусами пиратам нас не догнать.)                

1)Вот окружен своей дубравой Петровский замок.                                                         2)Ахнул дерзкий - и упал.

3)Дыхание близкой грозы уже веяло под окном

4)Узкая полоска неба висит над ущельем, как голубая хрустальная крыша сказочного дворца.              

5)Молодецкий посвист слышится.                

6)Эсминец походил на старинный шотландский замок с причудливыми башнями.

7)Сибирская природа величественна и загадочна.        

8)Молодецкий посвист слышится.        

9)Был ясный январский день.

10)В один из июльских дней мы отправились в поход.

Ответ:  1    2    3     4    5    6    7    8    9    10

Ск   к    к      к    к   ск  ск   к   ск    ск

   X. Синтаксический причал.

Найдите основу предложения. Поставьте необходимые знаки препинания, объясните их постановку.

1 экипаж

Однажды я гулял по песча (н, нн)ому берегу моря. Был жаркий но ветре(н,нн)ый летний день. Припекало солнце и поверхность моря сверкала серебря(н,нн)ыми искрами.

2 экипаж

Ра(н,нн)им студе(н,нн)ым утром еще до восхода солнца берега речки вдруг покрываются ледя(н,нн)ыми  кораллами.На каждой травинке на каждом стебле осоки рождаются прозрачные ледя(н,нн)ые столбики.

     XI. «Морская викторина». Мы все хорошо потрудились, и теперь нас ждет отдых в кают-компании. Можно спокойно посидеть, подумать над вопросами морской викторины. (См. Приложение 1)

    XII. Ребята, наше путешествие подошло к концу. Мне думается, вы сегодня эффективно поработали, и, конечно, мы будем продолжать дальше наши путешествия, потому что с малого открытия начинается большое.

   XIII.Итог урока: выставление оценок.

   XIV.Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе по теме «Имя прилагательное».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок английского языкапо теме "Экология"

Урок -диспут на тему "Суд природы над обществом " разработан  заключительный урок по теме "Экология "....

Урок по технологии проблемного диалога ( „Школа 2100“). Класс 6. Предмет – русский язык. Тема – «Полная и краткая форма имен прилагательных».

Учитель – Барнагян Э.А.   Урок по технологии проблемного диалога ( „Школа 2100“)Класс 6. Предмет – русский  язык. Тема – «Полная и краткая форма имен прилагательных».Цели и задачи ...

Дидактический материал к урокам русского языка. Тема: «Имя прилагательное»

Дидактический   материал для повторения темы « Имя прилагательное. 6 класс».   Задания разработаны с  учетом  национально-регионального компонента....

Презентация к уроку русского языка в 6 классе на тему "Урок-практикум по теме «Имя прилагательное»

Презентация к уроку русского языка в 6 классе на тему "Урок-практикум по теме «Имя прилагательное»...

урок русского языкапо теме "Этимология" в 6 классе

Педагогический сценарий и описание урочного занятия "Домашнее задание исследовательского характера" по теме "Этимология" в 6 классе....

Конспект урока русского языка Тема: «Притяжательные прилагательные» (6 класс)

Рассматривается сценарий современного урока русского языка в 6 классе.Тип урока: урок "открытия" нового знания.Структура и содержание данного урока соответствуют требованиям Федерально...