Интегрированный урок русского языка и математики "Космическое путешествие на планету Числяндия"(6 класс)
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Интегрированный урок русского языка и математики проводится в форме игры-путешествия на планету Числяндия с целью обобщений знаний обучающихся по русскому языку по теме "Имя числительное" и по математике по теме "Сложение и вычитание отрицательных чисел"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok.rar20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок-игра                                                                                         «Космическое путешествие на планету Числяндия» 6 класс

Цель: обобщить ЗУН обучающихся по темам «Числительное» и « Сложение и вычитание отрицательных чисел»

                           Эпиграф:

Как обойтись бы без числа

Наука точная могла?

Расчет во всяком деле нужен,

Ты и с числительным будь дружен!

Ход урока:

Звучит песня «Дважды два четыре»                                                               

Учитель русского языка читает стихотворение:                                

С понедельника неделя                                                      

Начинает свой отчет,                                                            

Мы хотим, чтоб вы за дело

Получали лишь отчет.

Чтоб  учились, не ленились
И хотели бы всё знать,
В школу утром торопились -
Мы ведь рады вас встречать!

Сегодня у нас необычный урок – урок-путешествие. И совершим мы это удивительное путешествие  на планету «Числяндия». В него отправятся 3 экипажа знатоков математики и  русского языка: «Умники», «Знатоки» и «Всезнайки». В каждом из них есть  капитаны. Их задача оценивать работу каждого и вносить результаты сначала в их бортовой журнал, а потом итоговую оценку работы всего экипажа. На столах у вас есть маленькие звездочки, они обозначают оценку:  желтый цвет –«3», синий цвет –«4», красный цвет –«5»  Прежде чем отправиться в путешествие, нужно подготовить свои космические корабли. Откройте свои бортовые журналы, запишите сегодняшнее число и тему урока «Путешествие в на планету «Числяндия».

Путешествие – дело довольно трудное, допускаются к нему только здоровые люди. Поэтому вам необходимо получить допуск к полету – пройти контроль состояния своего здоровья:  назовите пословицы и поговорки о здоровом образе жизни.

Баня - вторая мать.
Баня здоровит, разговор веселит.
Баня парит, баня правит.
Береги платье снову, а здоровье смолоду.
Болезнь и поросенка не красит.
Болезнь не красит человека, а старит.
Болен - лечись, а здоров - берегись.. 
Будь не красен, да здоров.
Горьким лечат, а сладким калечат.
Грамота не болезнь - годы не уносит.
Если хочешь быть здоров - закаляйся.
Здоров будешь - все добудешь.
Здоровье дороже богатства. 
Здоровье дороже денег, здоров буду и денег добуду. 
Здоровье дороже денег. 
Здоровье не купишь - его разум дарит. 
Здоровьем слаб, так и духом не герой.
Здоровью цены нет. 
Здоровья за деньги не купишь.
Курить - здоровью вредить. 
Лук да баня все правят. 
Лук с чесноком - родные братья. 
Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит.
На болячку не молись, а лечись. 
Нескладно, неладно, зато здорово. 
Ранить легче, чем лечить. 
Руби дерево здоровое, а гнилое и само свалится.
Чистая вода - для хвори беда.
Чистота - залог здоровья.

Вы молодцы, у вас отличное здоровье!  Все допущены к полету!

«Взлет ракеты»

Чтобы взлететь космическим кораблям, экипажам необходимо ответить на вопросы:

1. Какие числа называются положительным?

2.Какие  числа называются отрицательными?

3. Как сложить два отрицательных числа?

4. Как сложить два числа с разными знаками?

5. Как вычесть из одного отрицательного числа другое отрицательное число?

6. Как вычесть из одного числа другое, если они имеют  разные  знаки?

1. Что такое имя числительное?

2. Какие   бывают числительные?

3.Какие имена числительные называются количественными?

4.Какие имена числительные называются  порядковыми?

5.Назовите разряды количественных числительных?

6. Как отличить имена числительные от других частей речи с числовым значением?

«В полете»

И вот мы уже направляемся к Галактике, перед нами звездное небо. Но чтобы не заблудиться во время космического путешествия, нам нужна карта. Во время нашего путешествия мы побываем с вами на многих планетах и звездах Галактики: «Волшебная», планета проб и ошибок,  «Шифровочная», «Экспериментальная» и   «Орфо».

Чтобы попасть на планету «Числяндия», нужно пролететь сквозь Звездные врата. Тот пройдёт беспрепятственно, кто правильно определит, является ли данное слово числительным или это другая часть речи с числовым значением, а также подберёт правильные ответы к примерам по математике.

1 команда записывают числительные

2 команда - слова с числовым значением

3 команда – записывает числа

Единица, одна вторая, миллион, пять, семнадцатый, тройник, оба, двойник, пара, двадцать пять, тридцать второй, пять часов, пятиклассник, пятерка в дневнике, пятиэтажка, громадная пятерня, четыре, пятак, трое, сто, трижды, четверть, сдвоить, сотник, первый, полтора, семь, двадцать первый, семидневный, десяток, восемьдесят, однажды, единый.

(песня «Земля в иллюминаторе»)

Молодцы, вы все сумели войти в звездные врата. Но выход из них охраняют инопланетяне. Не всех они выпускают через них, а только самых смелых, отважных, а главное – знающих. Вам необходимо решить примеры, а ответы записать именами числительными:

1 экипаж:

-30 + 120=

80 + (-105)=

-5,8 + (-2,2)=

4,5 + (-2,1)=

15,7 + (-3,4)=

-10  · 0,3 =

2 экипаж:

620+ (- 700)=

-17 · (-2) =

340 : (-20) =

-18 : (-9) =

-440 : 11 =

110 + (-40)=

3 экипаж:

-125 + 63=

-3,5 + (-12,5)=

8,2 + (-12,5)=

-3,7 + 9,9=

20  · (0,2) =

-375 + 120 =

А.Скрябин «Соната №3» http://artofpiano.ru/person.php?p=barenboim

Учитель: Итак, вы получили разрешение пройти через Звездные врата и очутились в открытом космосе. Чтобы выйти из космического корабля в открытый космос, необходимо выстроить трап из правильных ответов:

Поставить вместо * знак - или + , чтобы равенства были верными: 

1 экипаж:

(*73)  + (* 21) = -52

(*27) +  (*19) = 8

(*3,5)  +   (*2,6)= -6,1

(*2,3) + (*4,8) = 2,5

(*3,2)+  (*5,8) = 2,6

* 10 : (* 5) = -2

2 экипаж:

(* 87) +  (*34) = 53

(*25) +  (*18) = 7

(*3,4) +  (* 2,7) = -6,1

(* 3,2) + (*4,7) = - 1,5

(*5,3) +  (*7, 4) = -3,1

*8 · (*9)= -72

3 экипаж:

*70 : (*10) = 7

* 16 : (* 4) = -4

* 8 · (*9) = - 72

*15 · (* 4) = 60

*11 · (*8) = 88

* 0,5 : (*0,5) = 1

Проверка (выставление оценок)

Мы находимся в открытом космосе. Нас окружает множество планет. Мы на планете «Математическая грамматика». Вам необходимо выполнить задание:

1. Записать числительные, полученные в результате следующих вычислений.

  • Найти сумму чисел 52 и 38. (Девяносто)
  • Продолжи ряд чисел 198, 199, … (Двести)
  • Запиши число, в котором три сотни. (Триста)
  • Укажи число, которое получится, если 700 уменьшить на 300(Четыреста)
  • Сколько десятков в числе 600? (Шестьдесят)
  • Сколько единиц в числе 15? (Пятнадцать)
  • Сколько получится, если из тысячи вычесть 10? (Девятьсот)
  • Какое число больше числа 499 на 1? (Пятьсот)

2. Записать ответы на вопросы словами:
- Сколько лет жили старик со старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина? (Тридцать лет и три года)
- Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне»? (семь богатырей)
- Сколько пятниц на неделе у человека, легко и часть меняющего свои решения? (семь пятниц )
- Сколько коробов можно наврать? ( три короба)
- О скольких каплях воды говорится во фразеологизме со значением «очень похожи», «одинаковые»? (две капли)
- Сколько должно быть зайцев, чтобы погнаться за ними и ни одного не догнать? (два зайца)

Планета «Отгадай-ка»

  • В. Гюго заметил однажды, что разум человеческий владеет тремя ключами, позволяющими людям знать, думать, мечтать. Два из них – буква и нота. Каков ключ? (цифра)
  • Сколько минут нужно варить крутое яйцо?  (Нисколько, оно варёное)
  • Сколько концов у трех с половиной палок?  (8 концов)
  • Египетский индюк, стоя на одной ноге, весит 10 кг. Сколько весит индюк, если встанет на две ноги? (10 кг.)
  • Три египетские курицы за три дня дают три яйца. Сколько яиц дадут 9 кур за 9дней? (27 яиц)
  • Найдите разность: 8*8*8 – 8*8 – 8 = (440)
  •  Один гонец сказал: «Позавчера мне было 10 лет, а в будущем году мне исполнится 13 лет. Когда у гонца день рождения? (31 декабря)
  • Подберите числа, назовите слова: МЕ+*=; *+УМФ=;  Р+*+А=;  *+Я=;  *+А=. (МЕСТО, ТРИУМФ, РОДИНА, СЕМЬЯ, СОРОКА )
  • К названию животного прибавь одну из мер, получишь самую полноводную реку в России. (Вол-га )
  • Когда гусь стоит на двух ногах, он весит 4 кг. Сколько он будет весить, когда он встанет на одну ногу? (4 кг.)
  • Что легче: килограмм железа или килограмм пуха: (Одинаково )
  • Он грызун не очень мелкий, ибо чуть побольше белки. А заменишь «у» на «о», будет круглое чисто, (сурок - сорок.)
  • Двое пошли, три гвоздя нашли, следом четверо пойдут, много ли гвоздей найдут? (Нисколько.)
  • Хозяйка несла в корзине 100 яиц, а дно упало. Сколько яиц осталось? (Ни одного.)
  • Заяц вытащил 7 морковок и съел все, кроме 4. Сколько морковок осталось? (4.)
  • Это золотое колечко подарил один из героев известной литературной сказки главной героине, оно должно было привести её к костру и помочь найти весенние цветы.(С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»)
  • Это зеркало было в руках недоброй женщины с холодным сердцем и чёрствой душой. Волшебное зеркало имело одну особенность: оно говорило только правду, за что жестокая хозяйка его разбила. Это зеркало принадлежит злой мачехе-царице из сказки А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
  • Назовите известный роман А. Дюма о приключениях четырёх неразлучных друзей, много раз экранизированный и показанный по телевидению и в кинотеатрах. («Три мушкетёра»)

Нас принимает Планета «Шифровочная»

Нас принимает Планета «Шифровочная». Жители этой планеты оставили вам загадочные письма. Их нужно расшифровать. Кто вперед это сделает.

Зашифрованное письмо.

1 экипаж:

  • У про100го 100рожа –
  • Непро100рный дом:
  • Ча100 в нём 100ножка
  • Бродит под 100лом.
  • Дорожит 100ножка
  • Чи100тою ног
  • И 100личной ваксой
  • Чистит 100 сапог.
  • Вме100 двух непро100
  • Вычистить все 100,
  • Сразу 100лько обуви
  • Не носил никто!

2 экипаж:

Есть у нас 3 сес3цы.

Вы не знаете их?

Как бы мне ухи3ться рассказать о троих?

У одной, что в с3жове,

У окошка жил с3ж,

С3чь она мастерица –

Приходи к ней, малыш.

3 экипаж:

У про100го 100рожа

Непро100рный дом,

Часто в нём 100ножка

Бродит под 100лом.

Немного устали, путешествуя по Галактике. А сейчас нас приветствует планета «Отдыхай-ка». (физкультминутка)

Планета «Грамотейка»

Высокие горы встали перед нами на пути на этой планете, подняться можно на вершину только по канатной дороге, но вход перегородил ь знак, он пропустит только тех, кто правильно напишет словами ответы в математическом диктанте:

-200 · 3 =

- 27 ·(- 3)=

-11 : 11=

90 : (-10) =

-24:(-30) =

-0,5 · 6 =

-0,7 · 8 =

- 48: (-60) =

- 32 : (-8) =

89 : (-89)=

- 700 · 3=

50 : (-10) =

А спуститься с горы мы сможем, если определим корень уравнения: чья команда быстрее справится с заданием получают бонус

Х +(-3) =8

-7 + Х =10

Х+5 = -15

Х+ (-7) = 10

Х+ (-5) = -7

-8+ Х = 10

Х + 7 = -18

Х + (- 8) = 10

Вот мы и добрались до планеты Числяндия. Чтобы доказать ее жителям, что мы самые умные, дружные и находчивые, необходимо выполнить  задание - решить ребусы и разгадать кроссворд

Впишите по горизонтали слова, обозначающие числа, количество, а также порядок предметов при счете, и в выделенном столбике вы прочитаете название части речи.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

  1. Порядковый номер, соответствующий числу 1000.
  2. Число, составляющее три сотни.
  3. Порядковый номер, соответствующий числу 500.
  4. Число, составляющее тысячу тысяч.
  5. Число, равняющееся трем десяткам.
  6. Число, составляющее шесть сотен.
  7. Порядковый номер, соответствующий числу 3.
  8. Число, составляющее тысячу миллионов.
  9. Число, равняющееся пяти сотням.
  10. Количество, выражающееся числом 16.
  11. Порядковый номер, отвечающий числу 2.
  12. Число, составляющее две сотни

Возвращение на Землю.

Ну что ж, пришло время покидать планету Числяндия и отправляться домой. Нам снова нужно пролететь “Звездные врата”А для этого вам нужно назвать пословицы и поговорки, в составе которых есть числа:

Одна пчела немного меду натаскает

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь

У семи нянек дитя без глазу

Если по-русски скроен, и один в поле воин

Первая пороша - не санный путь

Один в поле не воин.

Семь пятниц на неделе

Семеро одного не ждут.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Семь бед - один ответ.

Одна голова хорошо, а две лучше.

Сто голов - сто умов.

Один с сошкой, семеро с ложкой

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Итог урока:

Прошло 45 минут полета на планету Числяндия. Как себя чувствуют члены экипажей? Экипажи космического корабля «Умники», «Знатоки» и «Всезнайки» благополучно совершил посадку. Не справившихся с такой трудной работой, думаю,  нет. Капитаны кораблей,  поставьте оценки каждому члену вашего экипажа и сдайте на проверку бортовые журналы и ракеты для выставления оценок.

Дарим улыбки радости в честь благополучного приземления и хорошие оценки. В награду самые активные и умелые получают оценку 5(экипаж….), остальные за хорошую подготовку получают 4.

Домашнее задание: (Выполняется одно из предложенных заданий.)
1. Составьте сказку об имени числительном.
2.Нарисуйте портрет числительного.
3. Сочините стихотворение о числительном.

Интернет-источники

1. http://www.audiopoisk.com/track/zemlane/mp3/zemla-v-illuminatore/

2. http://artofpiano.ru/person.php?p=barenboim



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и биологии. Предложение. Уникальность планеты Земля. 5 класс

Интегрированный урок русского языка и биологии. Предложение. уникальность планеты Земля. 5 класс...

Интегрированный урок русского языка (развития речи) и изобразительного искусства в 6 классе (2 часа) (описание одежды, костюма)

Интегрированный урок русского языка (развития речи) и изобразительного искусства в 6 классе (2 часа)(описание одежды, костюма) Урок формирует устную и письменную речь учащихся, формирует умения в...

Интегрированный урок русского языка (развития речи) и изобразительного искусства в 6 классе (2 часа) (описание одежды, костюма)

Урок формирует устную и письменную речь учащихся, формирует умения выражать свое отношение к увиденному, учит художественному восприятию окружающего мира; Способствует созданию целостного представлени...

Интегрированный урок русского языка (развития речи) и изобразительного искусства в 5 классе (2 часа) (описание картины на основе искусствоведческого текста)

Интегрированный урок русского языка (развития речи) и изобразительного искусства в 5 классе (2 часа)(описание картины на основе искусствоведческого текста)...

Интегрированный урок русского языка и ОБЖ. "Огонь друг или враг". 6 класс.

Интегрированный урок русского языка и ОБЖ.  "Огонь друг или враг". 6 класс....

Интегрированный урок (русский язык + ОБЖ) по теме "Повелительное наклонение глагола" , 6 класс. УМК: Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова.

Конспект интегрированного урока (русский язык + обж) по теме "Повелительное наклонение глагола", 6 класс. УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова. Урок получения новых зн...