Приставки, оканчивающиеся на -з (-с)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Сарыглар Нелли Николаевна

конспект урока русского языка в 5 классе на тему "Приставки, оканчивающиеся на -з (-с)"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Приставки, оканчивающиеся на –з, -с

Цели урока:

  1. Показать условия выбора согласной –З, -С  на конце приставок;  
  2.  Развивать навыки морфемного разбора, мотивацию к познавательной и  аналитической деятельности;  
  3. Формировать навыки работы в коллективе.

Планируемые результаты: учащиеся научаться правильно вычленять приставки; применять правило написания –З, -С на конце приставок.

Вид урока: изучение нового материала.

Ход урока

I Организационный момент

  1. Приветствие
  2. Проверка готовности  учащихся к уроку

Учитель:         Да здравствует радость рассветного часа!

                         Вхожу в тишину приумолкшего класса,

                         Открою  журнал на заветной    странице,

                         Здесь дата и тема. Давайте, учиться?

                         Давайте учиться свободно и строго

                         Владению словом. Пора нам в дорогу!

                         Тому, что  случилось и может случиться.

                         Давайте учиться? Давайте учиться!

  1. Эмоциональный настрой на работу

Учитель: Сегодня мы продолжим путешествие по стране “Русского языка”, будем преодолевать трудности. А трудности легко преодолевать, когда человек всё делает с хорошим настроением. У вас хорошее настроение, я это вижу. Тогда, в добрый путь, удачи!

II проверка домашнего задания

  1. Вспомнить изученное правило
  2.  Словарный диктант «Проверь себя»  (слайды 2-3)

Учитель диктует словосочетания, учащимся необходимо записать  и выделить орфограмму.

Сдать тетрадь, сжать руку, сдвинуть стул, сберечь подарок, сдержать слово,  сбить фрукты

III подготовка к активной деятельности на уроке – изучению новой темы  (слайд 4-5 )

Учитель: Представьте, что нам предстоит написать такое предложение.

      Во сне даже сильный человек кажется бе…защитным и бе…помощным.

- Какой звук слышим в приставках на месте пропуска? Глухой или звонкий звук?  

Значит, перед нами встает выбор написания буквы на конце приставки З-  или С-.

Итак, в слове беззащитным – приставка без - , оканчивается на -  з, потому что слово начинается с звонкого согласного З (защитный).

А в слове беспомощным  на конце приставки пишется глухой – с, потому что слово начинается с глухой П  (помощь).

Чтобы разобраться, когда пишется та или иная буква, а именно –з или   -с нам надо знать правило. Как вы думаете, какая у нас тема сегодняшнего  урока?

IV Изучение новой темы (слайд 7-8)

Чтение теоретической части из учебника учеником.

Учитель: Приставки, оканчивающиеся на –з, -с, похожи на привередливую царицу, вот почему над ней изображена корона.

А в каких случаях на конце приставки пишем звонкий З, а в каких глухой С? (ответ учащихся)

Приставка на з- пишется перед звонкими согласными: бездельник, возглавил

Приставка на с- пишется перед глухими согласными: бесполезный, раскрыть.

А какие приставки, оканчивающиеся на –з, -с вы узнали? (слайд 9)

V Физкультминутка

Мы руками хлопаем

Хлоп – хлоп  – хлоп

                                            Мы ногами топаем

                                            Топ – топ   – топ

                                             Руки поднимаем

                                             Руки опускаем

                                             И бежим кругом

VI Первичное закрепление (слайд 10)

  1. Упражнение 434 из учебника на стр. 158

          VII Закрепительные задания

1. Задание: замени словосочетания прилагательными  приставками на –з, - с (слайд 11-12)

  1. Ребенок без забот (беззаботный)
  2.  Небо без звезд (беззвездное)
  3.  Дорога без конца (бесконечная)
  4.  Движение без шума (бесшумное)
  5.  Шоколад без вкуса (безвкусный)
  6.  Вход без платы (бесплатный)
  7.  Ребенок без помощи (беспомощный)

  1. Морфемный разбор слова безвкусный 
  2. Игра  «Кто быстрей»

Класс распределить на команды и раздать карточки с заданиями.

 Задание: вставьте пропущенные буквы, приставки обозначьте графически.

Бе…сердечный, ра…сказ, ра…вод, и…возчик, ра…бег, во…ход, во…поминание, и…мучить.

VIII Работа с текстом (слайд 13-14)

Зимний лес

  Вьюга посеребрила пышную прическу стройных сосен. Ясная береза распустила светлые косы покрытых инеем ветвей.

  Глубок зимний сон природы, но идет жизнь под сугробами. Попробуй разгреби в лесу снег до земли. На том месте, которое расчистил, увидишь кустики брусники, веточки черники.

  Пороша рассказывает о событиях в зимнем лесу. На лесной поляне вьется след лисицы. Пробороздил сугроб долговязый лось, проскакал беляк. Парочки следов испятнали снег. Это пробежала куница, хищница искала белок.

  Сверкает снег, вспыхивают и гаснут снежные искры. Хорош лес в зимнем уборе!

Учитель: О чем этот текст, ребята?

Какое настроение вызывает текст?  

Да, автор восхищается красотой зимнего леса. По каким словам вы это определили? (Сверкает снег, вспыхивают и гаснут снежные искры. Хорош лес в зимнем уборе!)

Основная мысль текста – хорош лес в зимнем уборе.

А теперь скажите, есть ли слова в нашем тексте с приставками, оканчивающимися на –з, -с?

Почему в одних словах приставка, оканчивается на –з, в других на –с?

Например, в словах  распустила и разгреби.

Приведите свои примеры слов с приставками, оканчивающимися на –з, -с.

IX Рефлексия

- Понравился ли вам наш урок, ребята?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

X Выставление оценок

 ХI Домашнее задание (слайд 15):

Повторить правило параграфа 59

Упражнение 438, 439 

 

 



 

 

 

 

  

   

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание И и Ы в начале корня после приставок, оканчивающихся на согласные.

В данном материале представлены все четыре вида орфограмм, связанных с правописанием приставок. На примере урока показано, как надо подводить учащихся к решению  проблемы выбора гласных после при...

Урок русского языка на тему: «Буква Ы после приставок, оканчивающихся на согласный».

Урок изучения нового материала. Целевая аудитория: 5 класс. Данный урок проводился в рамках городского конкурса «Молодой педагог-2009». Урок проводился на незнакомом учителю классе. В рамках данного у...

Проверочная работа по русскому языку в 5 классе по теме «Правописание приставок, оканчивающихся на з-с»

Проверочная работа по русскому языку в 5 классе по теме «Правописание приставок, оканчивающихся на з-с»...

Конспект урока по русскому языку по теме: Приставки третьей группы при - и пре - . Правописание в словах приставки пре-». 6 класс

Цели:Познавательный аспект цели.       Развитие умений,  которые были сформированы ранееРазвивать умение работать с текстом:Определять тему текста;Определять стиль р...

Тест на приставки, оканчивающиеся на З и С.

Интерактивный тест,на приставки на  З и С.в ковбойском оформлении....

Проверочная работа по темам "И и Ы после Ц" и "Приставки, оканчивающиеся на -з (-с)"

В данной проверочной работе представлен материал на проверку как теоретических знаний, так и практических....