Правописание И и Ы в начале корня после приставок, оканчивающихся на согласные.
презентация к уроку по русскому языку (7 класс) по теме

Жукова Нина Григорьевна

В данном материале представлены все четыре вида орфограмм, связанных с правописанием приставок. На примере урока показано, как надо подводить учащихся к решению  проблемы выбора гласных после приставок на согласные.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное специальное  (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида 1

Конспект урока по теме.

Правописание И и Ы в начале корня после приставок,

оканчивающихся на согласные.

Выполнила: Жукова Нина Григорьевна,

учитель русского языка и литературы.

Хабаровск 2013г.

Тема.  Правописание И и Ы в начале корня после приставок, оканчивающихся на согласные.

Цель урока:  Цель – это запрограммированный результат.

1) Научить самостоятельно решать проблему выбора гласных Ы – И после приставок на согласную, опираясь на полученные знания, составлять графическую  схему изученного  правила.

2) Систематизировать знания правописания приставок  пре -  при -; приставок на з и с. Совершенствовать  навык анализа структуры слова (выделение, приставки, подбор однокоренных слов).

3) Обогатить  словарный запас учащихся, совершенствовать речевые навыки.

4) Развивать навык  использования на письме правило о написании букв и-ы в корнях после приставок на согласную, умение употреблять я эти слова в словосочетаниях и предложениях, осознавать семантическое значение изученных слов.

5)  Воспитывать бережное отношение к слову.

Стандарт на выходе. Знать правописание  приставок  пре -  при - ; правописание приставок на з и с.; правописание букв и -- ы в корнях после приставок на согласную .

Оборудование.  И/а доска, лингвистический тренажер «Фраза», тесты.

Ход урока.

Сообщение темы урока.

Повторение правописания приставок на З – С  

и приставок ПРЕ – ПРИ -  

Слово учителя (сообщение темы урока).

      Игра “Кто быстрее и правильнее”. (все выполняют задание на карточках, а потом проверяют на и/а доске).

Вставить пропущенную орфограмму, обозначить приставку и рассказать правило, которое применяли при выполнении этого задания.

Изжечь, исчахнуть, низвергнуть, расщепление, изжога,  здание, безвинный,   разветвлённый, разграфить, расформировать, расцвет, расквартировать, расхвалить, расписка, расценка, разжать, расчёска, воспалённый, , безвкусица, исчезать, исподтишка, исподлобья, исколесить, сделать

сдаваться, сгущённый,  сжалиться,  сбитень.

Беседа по вопросам.

  1. Какое правило вы применяли при выполнении этого задания?
  2. Почему это правило не действует в словах:

 сделать,  сдаваться,  сгущённый,  сжалиться,  сбитень?

  1. Какие слова являются исключением из этого правила?
  2. Запомните , что слова здесь, здоровье, здание, зги пишутся с корневой буквой з .

       Конкурс. «Кто больше слов придумает с приставками»:

Бес –            раз –

Без –            рас –

На доске написаны имена учащихся. Учитель ставит за правильный ответ фишки.

Наташа Э

Олеся С

Ксения К

Юлия Ю

Владислав Л

Дмитрий  В

Правописание приставки пре- и при- на стыке корня .

       Аналогичное задание выполняют  на карточках только с приставками ПРЕ – и ПРИ –

  • приёмник  для больных собак,  
  • М.Ю. Лермонтов – преемник А.С. Пушкина,
  • гостеприимный  хозяин,   преемственность,  
  • превратное понимание,  привратник,  
  • прибытие поезда,  пребывание в городе,
  •  притворить дверь,  претворить мечту в жизнь,  притворное веселье,  
  • припереть  дверь палкой, препираться с отцом,  не потерплю никаких препирательств,  припирать к стенке,
  •  призреть и обогреть сироту,  относиться с презрением,  дом призрения,  презрительная усмешка,  презирать опасности,  
  • приходить вовремя,  приходящая няня,  преходящий успех,  
  • приступить к работе,  преступить закон,  преступление,  неприступная крепость,  преступник, приложить усилия,  непреложная истина
  • слегка приуменьшить его заслуги,  явно преуменьшать значение открытия.

     Придумайте предложения с выделенными  словосочетаниями

Слово учителя.

Ответьте на вопросы:

  1. От чего зависит выбор приставок на З – С ?
  2. От чего зависит выбор приставок пре – при- ?  

Правописание букв з и с на конце приставок зависит от согласного звука в  корне слова, а правописание гласных Еи И в приставках

 пре – и при – зависит от семантического значения слова.

Но в русском языке есть такие сильные приставки, которые могут изменить гласную  корня  слова.

Исследование записи на доске.

  • Спишите слова, вставляя пропущенные буквы.  Выделите приставки и корень.

  Небез…нтересный, небез..звестный, дез..нфекция,

 под..тожить, сверх..зысканный, меж..нститутский, без..дейный,

 роз..грыш, спорт..инвентарь, пред…юльский, контр..гра.

Ребята, есть в русском языке такие слова, в которых буква И после приставок на согласный превращается в букву Ы.

Исследование записи на доске:

история – предыстория
интересный – безынтересный
играть – отыгрывать

К

Р

О

М

Е

меж –
межиздательский

сверх –
сверхинтересный

контр –
контригра

дез –
дезинформация

Слева, записанные слова с русскими приставками, а справа – с иноязычными приставками.

Запомните иноязычные приставки!

Сформулируйте правило правописания букв Ы, И после приставок на согласный.

IV. Закрепление

Самостоятельная работа:

1. От данных слов образуйте однокоренные при помощи приставок без-, сверх-, пред-, меж-, под-.

История – 
Идущий –
Искать –
Известный –
Интересный –
Институтский –
Играть –
Изысканный –
Исходный –
Издательский –

предыстория 
пред
ыдущий 
под
ыскать 
без
ызвестный 
без
ынтересный 
меж
институтский 
под
ыграть 
сверх
изысканный 
без
ысходный 
меж
издательский

Ученик образовал однокоренные слова при помощи приставок без-, сверх-, пред-, меж-, под-. Подчеркнул орфограммы по образцу.

 

 

 

 

 

 

 

 

Спишите, разделяя словосочетания на две группы в зависимости от написания букв Ы или И в корнях. Корни выделите.

Безымянный палец, небезынтересный случай, изыскать средства, подыскать книгу, разыграть по нотам, сверхинтересное событие, межинститутская конференция, подыграть на фортепьяно, талантливо сымпровизировать, межиздательское объединение, доисторическая эпоха, предыдущий случай, дезинфекционное отделение, провести обыск, безыскусный ответ, разыграть комедию, сверхизысканные манеры, безынициативный ученик.

Ученик списал словосочетания, разделил на две группы в зависимости от написания букв Ы или И в корнях. Корни выделил.

Работа с учебником

Рефлексия

Домашнее задание



Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное специальное  (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида 1

Конспект урока по теме.

Правописание И и Ы в начале корня после приставок,

оканчивающихся на согласные.

Выполнила: Жукова Нина Григорьевна,

учитель русского языка и литературы.

Хабаровск 2013г.

Тема.  Правописание И и Ы в начале корня после приставок, оканчивающихся на согласные.

Цель урока:  Цель – это запрограммированный результат.

1) Научить самостоятельно решать проблему выбора гласных Ы – И после приставок на согласную, опираясь на полученные знания, составлять графическую  схему изученного  правила.

2) Систематизировать знания правописания приставок  пре -  при -; приставок на з и с. Совершенствовать  навык анализа структуры слова (выделение, приставки, подбор однокоренных слов).

3) Обогатить  словарный запас учащихся, совершенствовать речевые навыки.

4) Развивать навык  использования на письме правило о написании букв и-ы в корнях после приставок на согласную, умение употреблять я эти слова в словосочетаниях и предложениях, осознавать семантическое значение изученных слов.

5)  Воспитывать бережное отношение к слову.

Стандарт на выходе. Знать правописание  приставок  пре -  при - ; правописание приставок на з и с.; правописание букв и -- ы в корнях после приставок на согласную .

Оборудование.  И/а доска, лингвистический тренажер «Фраза», тесты.

Ход урока.

Сообщение темы урока.

Повторение правописания приставок на З – С  

и приставок ПРЕ – ПРИ -  

Слово учителя (сообщение темы урока).

      Игра “Кто быстрее и правильнее”. (все выполняют задание на карточках, а потом проверяют на и/а доске).

Вставить пропущенную орфограмму, обозначить приставку и рассказать правило, которое применяли при выполнении этого задания.

Изжечь, исчахнуть, низвергнуть, расщепление, изжога,  здание, безвинный,   разветвлённый, разграфить, расформировать, расцвет, расквартировать, расхвалить, расписка, расценка, разжать, расчёска, воспалённый, , безвкусица, исчезать, исподтишка, исподлобья, исколесить, сделать

сдаваться, сгущённый,  сжалиться,  сбитень.

Беседа по вопросам.

  1. Какое правило вы применяли при выполнении этого задания?
  2. Почему это правило не действует в словах:

 сделать,  сдаваться,  сгущённый,  сжалиться,  сбитень?

  1. Какие слова являются исключением из этого правила?
  2. Запомните , что слова здесь, здоровье, здание, зги пишутся с корневой буквой з .

       Конкурс. «Кто больше слов придумает с приставками»:

Бес –            раз –

Без –            рас –

На доске написаны имена учащихся. Учитель ставит за правильный ответ фишки.

Наташа Э

Олеся С

Ксения К

Юлия Ю

Владислав Л

Дмитрий  В

Правописание приставки пре- и при- на стыке корня .

       Аналогичное задание выполняют  на карточках только с приставками ПРЕ – и ПРИ –

  • приёмник  для больных собак,  
  • М.Ю. Лермонтов – преемник А.С. Пушкина,
  • гостеприимный  хозяин,   преемственность,  
  • превратное понимание,  привратник,  
  • прибытие поезда,  пребывание в городе,
  •  притворить дверь,  претворить мечту в жизнь,  притворное веселье,  
  • припереть  дверь палкой, препираться с отцом,  не потерплю никаких препирательств,  припирать к стенке,
  •  призреть и обогреть сироту,  относиться с презрением,  дом призрения,  презрительная усмешка,  презирать опасности,  
  • приходить вовремя,  приходящая няня,  преходящий успех,  
  • приступить к работе,  преступить закон,  преступление,  неприступная крепость,  преступник, приложить усилия,  непреложная истина
  • слегка приуменьшить его заслуги,  явно преуменьшать значение открытия.

     Придумайте предложения с выделенными  словосочетаниями

Слово учителя.

Ответьте на вопросы:

  1. От чего зависит выбор приставок на З – С ?
  2. От чего зависит выбор приставок пре – при- ?  

Правописание букв з и с на конце приставок зависит от согласного звука в  корне слова, а правописание гласных Еи И в приставках

 пре – и при – зависит от семантического значения слова.

Но в русском языке есть такие сильные приставки, которые могут изменить гласную  корня  слова.

Исследование записи на доске.

  • Спишите слова, вставляя пропущенные буквы.  Выделите приставки и корень.

  Небез…нтересный, небез..звестный, дез..нфекция,

 под..тожить, сверх..зысканный, меж..нститутский, без..дейный,

 роз..грыш, спорт..инвентарь, пред…юльский, контр..гра.

Ребята, есть в русском языке такие слова, в которых буква И после приставок на согласный превращается в букву Ы.

Исследование записи на доске:

история – предыстория
интересный – безынтересный
играть – отыгрывать

К

Р

О

М

Е

меж –
межиздательский

сверх –
сверхинтересный

контр –
контригра

дез –
дезинформация

Слева, записанные слова с русскими приставками, а справа – с иноязычными приставками.

Запомните иноязычные приставки!

Сформулируйте правило правописания букв Ы, И после приставок на согласный.

IV. Закрепление

Самостоятельная работа:

1. От данных слов образуйте однокоренные при помощи приставок без-, сверх-, пред-, меж-, под-.

История – 
Идущий –
Искать –
Известный –
Интересный –
Институтский –
Играть –
Изысканный –
Исходный –
Издательский –

предыстория 
пред
ыдущий 
под
ыскать 
без
ызвестный 
без
ынтересный 
меж
институтский 
под
ыграть 
сверх
изысканный 
без
ысходный 
меж
издательский

Ученик образовал однокоренные слова при помощи приставок без-, сверх-, пред-, меж-, под-. Подчеркнул орфограммы по образцу.

 

 

 

 

 

 

 

 

Спишите, разделяя словосочетания на две группы в зависимости от написания букв Ы или И в корнях. Корни выделите.

Безымянный палец, небезынтересный случай, изыскать средства, подыскать книгу, разыграть по нотам, сверхинтересное событие, межинститутская конференция, подыграть на фортепьяно, талантливо сымпровизировать, межиздательское объединение, доисторическая эпоха, предыдущий случай, дезинфекционное отделение, провести обыск, безыскусный ответ, разыграть комедию, сверхизысканные манеры, безынициативный ученик.

Ученик списал словосочетания, разделил на две группы в зависимости от написания букв Ы или И в корнях. Корни выделил.

Работа с учебником

Рефлексия

Домашнее задание



Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное специальное  (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида 1

Конспект урока по теме.

Правописание И и Ы в начале корня после приставок,

оканчивающихся на согласные.

Выполнила: Жукова Нина Григорьевна,

учитель русского языка и литературы.

Хабаровск 2013г.

Тема.  Правописание И и Ы в начале корня после приставок, оканчивающихся на согласные.

Цель урока:  Цель – это запрограммированный результат.

1) Научить самостоятельно решать проблему выбора гласных Ы – И после приставок на согласную, опираясь на полученные знания, составлять графическую  схему изученного  правила.

2) Систематизировать знания правописания приставок  пре -  при -; приставок на з и с. Совершенствовать  навык анализа структуры слова (выделение, приставки, подбор однокоренных слов).

3) Обогатить  словарный запас учащихся, совершенствовать речевые навыки.

4) Развивать навык  использования на письме правило о написании букв и-ы в корнях после приставок на согласную, умение употреблять я эти слова в словосочетаниях и предложениях, осознавать семантическое значение изученных слов.

5)  Воспитывать бережное отношение к слову.

Стандарт на выходе. Знать правописание  приставок  пре -  при - ; правописание приставок на з и с.; правописание букв и -- ы в корнях после приставок на согласную .

Оборудование.  И/а доска, лингвистический тренажер «Фраза», тесты.

Ход урока.

Сообщение темы урока.

Повторение правописания приставок на З – С  

и приставок ПРЕ – ПРИ -  

Слово учителя (сообщение темы урока).

      Игра “Кто быстрее и правильнее”. (все выполняют задание на карточках, а потом проверяют на и/а доске).

Вставить пропущенную орфограмму, обозначить приставку и рассказать правило, которое применяли при выполнении этого задания.

Изжечь, исчахнуть, низвергнуть, расщепление, изжога,  здание, безвинный,   разветвлённый, разграфить, расформировать, расцвет, расквартировать, расхвалить, расписка, расценка, разжать, расчёска, воспалённый, , безвкусица, исчезать, исподтишка, исподлобья, исколесить, сделать

сдаваться, сгущённый,  сжалиться,  сбитень.

Беседа по вопросам.

  1. Какое правило вы применяли при выполнении этого задания?
  2. Почему это правило не действует в словах:

 сделать,  сдаваться,  сгущённый,  сжалиться,  сбитень?

  1. Какие слова являются исключением из этого правила?
  2. Запомните , что слова здесь, здоровье, здание, зги пишутся с корневой буквой з .

       Конкурс. «Кто больше слов придумает с приставками»:

Бес –            раз –

Без –            рас –

На доске написаны имена учащихся. Учитель ставит за правильный ответ фишки.

Наташа Э

Олеся С

Ксения К

Юлия Ю

Владислав Л

Дмитрий  В

Правописание приставки пре- и при- на стыке корня .

       Аналогичное задание выполняют  на карточках только с приставками ПРЕ – и ПРИ –

  • приёмник  для больных собак,  
  • М.Ю. Лермонтов – преемник А.С. Пушкина,
  • гостеприимный  хозяин,   преемственность,  
  • превратное понимание,  привратник,  
  • прибытие поезда,  пребывание в городе,
  •  притворить дверь,  претворить мечту в жизнь,  притворное веселье,  
  • припереть  дверь палкой, препираться с отцом,  не потерплю никаких препирательств,  припирать к стенке,
  •  призреть и обогреть сироту,  относиться с презрением,  дом призрения,  презрительная усмешка,  презирать опасности,  
  • приходить вовремя,  приходящая няня,  преходящий успех,  
  • приступить к работе,  преступить закон,  преступление,  неприступная крепость,  преступник, приложить усилия,  непреложная истина
  • слегка приуменьшить его заслуги,  явно преуменьшать значение открытия.

     Придумайте предложения с выделенными  словосочетаниями

Слово учителя.

Ответьте на вопросы:

  1. От чего зависит выбор приставок на З – С ?
  2. От чего зависит выбор приставок пре – при- ?  

Правописание букв з и с на конце приставок зависит от согласного звука в  корне слова, а правописание гласных Еи И в приставках

 пре – и при – зависит от семантического значения слова.

Но в русском языке есть такие сильные приставки, которые могут изменить гласную  корня  слова.

Исследование записи на доске.

  • Спишите слова, вставляя пропущенные буквы.  Выделите приставки и корень.

  Небез…нтересный, небез..звестный, дез..нфекция,

 под..тожить, сверх..зысканный, меж..нститутский, без..дейный,

 роз..грыш, спорт..инвентарь, пред…юльский, контр..гра.

Ребята, есть в русском языке такие слова, в которых буква И после приставок на согласный превращается в букву Ы.

Исследование записи на доске:

история – предыстория
интересный – безынтересный
играть – отыгрывать

К

Р

О

М

Е

меж –
межиздательский

сверх –
сверхинтересный

контр –
контригра

дез –
дезинформация

Слева, записанные слова с русскими приставками, а справа – с иноязычными приставками.

Запомните иноязычные приставки!

Сформулируйте правило правописания букв Ы, И после приставок на согласный.

IV. Закрепление

Самостоятельная работа:

1. От данных слов образуйте однокоренные при помощи приставок без-, сверх-, пред-, меж-, под-.

История – 
Идущий –
Искать –
Известный –
Интересный –
Институтский –
Играть –
Изысканный –
Исходный –
Издательский –

предыстория 
пред
ыдущий 
под
ыскать 
без
ызвестный 
без
ынтересный 
меж
институтский 
под
ыграть 
сверх
изысканный 
без
ысходный 
меж
издательский

Ученик образовал однокоренные слова при помощи приставок без-, сверх-, пред-, меж-, под-. Подчеркнул орфограммы по образцу.

 

 

 

 

 

 

 

 

Спишите, разделяя словосочетания на две группы в зависимости от написания букв Ы или И в корнях. Корни выделите.

Безымянный палец, небезынтересный случай, изыскать средства, подыскать книгу, разыграть по нотам, сверхинтересное событие, межинститутская конференция, подыграть на фортепьяно, талантливо сымпровизировать, межиздательское объединение, доисторическая эпоха, предыдущий случай, дезинфекционное отделение, провести обыск, безыскусный ответ, разыграть комедию, сверхизысканные манеры, безынициативный ученик.

Ученик списал словосочетания, разделил на две группы в зависимости от написания букв Ы или И в корнях. Корни выделил.

Работа с учебником

Рефлексия

Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Буквы Ы-И в корне после приставок"

Презентация по русскому языку, 6 класс...

План-конспект урока русского языка в 6-ом классе по теме "Буквы ы-и в корне после приставок".

ЦЕЛЬ урока: 1) познакомить уч-ся с условиями выбора и написания букв Ы и И после приставок;  учить находить данную орфограмму в словах и правильно писать буквы Ы и И после приставок; уметь ...

Буквы Ы-И в корне после приставок.

Конспект урока русского языка...

Урок русского языка на тему: «Буква Ы после приставок, оканчивающихся на согласный».

Урок изучения нового материала. Целевая аудитория: 5 класс. Данный урок проводился в рамках городского конкурса «Молодой педагог-2009». Урок проводился на незнакомом учителю классе. В рамках данного у...

Буквы Ы-И в корне после приставок

Слайды "Правописание букв Ы-И в крне после приставок...

Буквы ы-и в корне после приставок

Презентация по русскому языку на тему: "Буквы  ы-и  в корне после приставок". Учебник "Русский язык", М.М.Разумовская, 6 класс...