Главные вкладки

    Урок русского языка в 5 классе"Правописание корней с чередованием гласных е-и"
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

    Жураковская Наталья Борисовна

    Закрепить знания о языке ( языкознание, морфемика, орфография),  тексте ( заголовок, тип речи, стиль речи, языковые средства ), правописании корней с чередованием гласных а-о;  приобрести знания о   правописании корней с чередованием гласных е-и; познакомиться с графическим обозначением орфограммы" Буквы е-и в корнях с чередованием», научиться самостоятельно сформулировать правило

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc68.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Подробный конспект урока.

    Организационная информация

    Тема урока

    Правописание корней с чередованием гласных е-и

    Предмет

    Русский язык

    Класс

    5

    Автор урока (ФИО, должность)

    Жураковская Наталья Борисовна, учитель

    Образовательное учреждение

    МБОУ средняя общеобразовательная школа №182

    Республика/край, город/поселение

    Россия, город Нижний Новгород

    Методическая информация

    Тип урока

    Традиционный (комбинированный )

    Цели урока

    Знакомство  с правописанием корней с чередованием гласных е-и

    Задачи урока

     Закрепить знания о языке, правописании корней с чередованием гласных а-о;  познакомить  с правописанием корней с чередованием гласных е-и; графическим обозначением орфограммы « Буквы е-и в корнях с чередованием –бир-бер-мир-мер и др.;  формировать умение осознанно воспринимать , формулировать правило и четко запоминать в ходе действий по его применению; работать над опознавательными признаками и графическим обозначением данной орфограммы; развивать у учащихся интерес к слову, учебному предмету орфографическую зоркость; формировать умение монологического высказывания, работы с текстом

    Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

    Закрепить знания о языке ( языкознание, морфемика, орфография),  тексте ( заголовок, тип речи, стиль речи, языковые средства ), правописании корней с чередованием гласных а-о;  приобрести знания о   правописании корней с чередованием гласных е-и; познакомиться с графическим обозначением орфограммы" Буквы е-и в корнях с чередованием», научиться самостоятельно сформулировать правило

    Необходимое оборудование и материалы

    Компьютеры, мультимедийный проектор, экран, индивидуальные  разноуровневые карточки

    Подробный конспект урока

    Мотивация учащихся

    Создание благоприятной эмоциональной среды как одно из условий формирования познавательной мотивации

    Ход и содержание урока

    Учитель: Прочитайте на экране, что будем делать сегодня на уроке

     Ученик: ( читает с экрана)

    Учитель: Закрепим знания о языке. Прочитайте слова на экране.

     Ученик: Языкознание, морфемика, орфография

    Учитель: Назовите главное слово, докажите

    Ученик: Языкознание, так как языкознание- это наука, а морфемика….-это разделы науки о языке                                                                                                          Учитель: Что проходили на прошлом уроке?                                                       Ученик:  Правописание корней с  чередованием гласных а-о

    Учитель:  С какими разделами языкознания продолжаем знакомиться при изучении данной темы?                                                                                    

    Ученик:  Продолжаем знакомиться   с разделами «Морфемика», «Орфография»

    Учитель:  Что изучается в разделах  « Морфемика» и

    « Орфография»?

    Ученик:  В      разделе « Морфемика»- состав                                             слова, в разделе « Орфография»-                                              система правил  написания слов.                                                         Учитель:  

    *Повторим правописание корней с чередованием гласных а-о.

    *2 ученика будут выполнять работу на компьютере, 2 - проверять, остальным предлагаются задания с экрана                                                     Задание № 1. Списать , вставить пропущенную букву ( с красной строки) Назвать  лишнее слово, доказать

     Ученик: «Касаться», так как правописание зависит от звука, стоящего после корня, а не от ударения

    Учитель: Задание № 2. Списать, вставить пропущенную букву, найти лишнее слово

    Ученик: «Росток»-слово- исключение

    Учитель: Задание № 3. Списать, вставить пропущенную букву, найти лишнее слово

    Ученик: Слово »Лесник», т.к. это слово с правописанием безударной гласной, а не чередующейся

    Учитель:

    *Назовите слова с чередующимися гласными, правописание которых зависит от места ударения, от звука, следующего за корнем, от звуков, находящихся в корне

    Ученики: называют слова из тех, что записали( слова появляются на экране)

    Учитель:

    *Задание № 4 Спишите, поставьте ударение, выделите корень и орфограмму в нем.

    *Как вы думаете, отчего зависит правописание корней с чередующимися гласными е-и?

    Ученик: Правописание корня с чередующимися гласными е-и зависит от звука, стоящего после корня

    Учитель: Подчеркните и  выделите суффикс А

    Учитель: Назовите корни, в которых происходит чередование гласных е-и

    Ученики: Называют корни с чередованием гласных е-и

    Учитель:

    *Какое правило можно сформулировать?

     Ответ учеников:  В корнях ….. пишется гласная «и»,

    если после корня стоит суффикс»а»

    Учитель с учащимися читает правило с экрана

    Учитель:  Откройте страницу учебника 171,прочитайте орфограмму, над которой мы  сегодня работаем.

    Как обозначается графически орфограмма?

    Ответы учеников: Ставится ударение, выделяется корень,  подчеркивается гласная, выделяется, подчеркивается суффикс.

    Учитель: Упр. № 591. Прочитайте про себя, вслух. Ученик выполняет у доски.

    Учитель: Сейчас прочитаю текст, определите стиль речи и тип речи

    ТЕКСТ

    Стали однажды пятиклассники собираться в поход. Дружно принесли они  в класс рюкзаки, палатки, посуду. Распределили обязанности. Лариса  мыла посуду,  Оля  ее вытирала.  Кирилл  заготавливал ветки, которые надо стелить под пол палатки, чтобы не замерзнуть на ночь. Вскоре все походные принадлежности были готовы. Ребята стали прибирать комнату, чтобы завтра ранним утром можно было отправляться.

    Ученик: Стиль речи - художественный, тип речи – повествование

    Учитель: Озаглавьте текст

    Ученики: Поход

    Учитель:  Какая часть речи помогает представить, как дети готовились в поход?

    Ученики: Глагол

    Учитель: Выпишите глаголы с чередованием е-и в корне,  обозначьте орфограмму . ( с проверкой)

    * Домашнее задание. Составьте 5-6 предложений о том, как дети сходили в поход, используя глаголы с чередованием гласных е-и в корне

     Учитель:  Запишите предложение в тетрадь

     « Дружно принесли они в класс рюкзаки, палатки, посуду ».  Произведите синтаксический разбор.  Один ученик разбирает га доске

    Учитель: Самостоятельная работа

    ( Разноуровневые  задания на карточках, 3 группы)                              

    Учитель: О чем говорили на уроке, что узнали нового?          

    Ученик: Закрепляли знание о языке, правописании корней с чередованием гласных а-о, познакомились с правописанием корней с чередованием гласных е-и                                              

    Проверка и оценивание ЗУНКов

    Индивидуальная самостоятельная работа на компьютерах с проверкой   (закрепление пройденного материала по теме «Правописание корней с чередованием гласных а-о»)

     Самостоятельная работа на закрепление нового материала. (разноуровневые задания  на карточках для  3 групп обучающихся)

    Рефлексия деятельности на уроке

    По источнику познания на уроке использовались  следующие методы: словесный (диалог между учителем и учащимися); печатно-словесный, (учебник, печатно-раздаточный материал);  наглядный (ТСО); практический (выполнение упражнений, заданий с экрана, учебника, печатно-раздаточного материала, при чтении учителем текста)

    По уровням познавательной деятельности - объяснительно- иллюстративный (объясняю, иллюстрируя), частично- поисковый ( поиск   условия, при котором пишется в корне  чередующаяся гласная «И»), проблемный (найти лишнее слово), репродуктивный (воспроизведение правила о правописании корней с чередованием гласных и-е)

    Перечисленные методы  и средства, дифференцированный подход - основные способы оптимизации деятельности на уроке.Урок имел достаточно высокую результативность, о чем свидетельствовали, в основном, правильные ответы обучающихся, неплохие орфографические умения и навыки в процессе изучения темы. Ребята чувствовали себя на уроке свободно.  Если кто- то ошибался,  поправляли друг друга, доказывая свой ответ. Благодаря использованию компьютерных технологий присутствовал особый эмоциональный настрой.  Поставленные задачи  были  реализованы полностью.

    Домашнее задание

    Задание творческое: составить 5-6 предложений о том, как дети сходили в поход, используя глаголы с чередованием гласных е-и в корне

    Дополнительная необходимая информация

    На уроке  проводилась индивидуальная работа на компьютерах на закрепление пройденного материала (Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М.М.Разумовской )

    В помощь учителю

    Использованные источники и литература (если имеются)

    1. Русский язык. Практика. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Ю.Купалова

    2. Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М.М.Разумовской

    3. Тестовые задания по русскому языку

    Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

      Урок с использованием мультимедиа компонентов позволяет за максимально короткий срок усвоить большое количество материала по теме « Морфемика» и « Орфография».

    Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

    Созданный модуль позволит  проводить последующие уроки по данной теме.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 5 классе "Правописание корней -лаг-, -лож-".

    Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОСв 5 классе по теме: «Буквы О - А в корне ЛАГ-ЛОЖ».Учитель Путилова Е.С....

    Урок русского языка в 5 классе "Правописание корней с чередованием".

    Обобщающий урок "Правописание корне с чередование букв о-а" построен в форме путешествия по городу Корнеграду, где каждая улица - испытание. Уделено внимание  разным разделам русского языка:орфоэ...

    Урок русского языка в 9 классе "Правописание корней с чередованием"

    Учебно-методический материал, подготовка к ГИА....

    Урок русского языка в 5 классе «Правописание корней с чередующимися гласными».

    Урок обобщения и закрепления изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 5 классе. Урок проводится на творческом уровне с использованием проблемного, развивающего обучения, ИКТ....

    Урок русского языка в 5 классе «Правописание корней с чередованием е – и»

    УМК: учебно-методический комплекс под редакцией М.Т. Баранова, учебника Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л. А. ТростенцовойТЕМА УРОКА: «Правописание корней с чередованием е-и».ТИП УРОКА:...

    Конспект урока 5 класс. Правописание корней с чередующимися гласными е//и.

    Конспект урока 5 класс. Правописание корней с чередующимися гласными е//и....