Главные вкладки

    Конспект урока по русскому языку в 5 классе. «Правописание корней с чередованием гласных е-и»
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

    Марченко Анжелика Александровна

    «Правописание корней с чередованием гласных е-и».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Конспект урока23.56 КБ
    Файл Презентация к уроку116.81 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное образовательное учреждение

    «средняя общеобразовательная школа №420 Колпинского района г. Санкт-Петербурга»

    Конспект

    урока по русскому языку в 5 классе.

    «Правописание корней с чередованием гласных е-и»

    подготовила

    учитель русского языка и литературы

    Марченко Анжелика Александровна

    Санкт-Петербург

    2019

    Тема урока: «Правописание корней с чередованием гласных е-и».

    Тип урока по цели: сообщение новых знаний.

    Тип урока по содержанию: по морфемики и орфографии.

     Цель урока: научить грамотному написанию корней бер-бир-; -мер-мир-; -дер-дир-: -тер-тир-; -пер-пир-; -стел-стил-; -блест-блист-; -жег-жиг-; -чет-чит-.

    Задачи:

    1. Обучающие:
    1. научить правильно писать корни с чередующимися гласными: бер-бир-; -мер-мир-; -дер-дир-: -тер-тир-; -пер-пир-; -стел-стил-; -блест-блист-; -жег-жиг-; -чет-чит-;
    2. научить правильно устно и письменно комментировать данную орфограмму;
    3. научить самостоятельно формулировать правило на основе изученного материала.
    1. Развивающие:
    1. развивать словарный запас.
    1. Воспитывающие

    1)    воспитывать культуру речи;

    2)    воспитать навыки самоконтроля и самооценки.

    Оборудование: компьютер, карточки с заданиями, презентация.

    План проведения урока:

    1. Организационный момент.
    2. Актуализация изученного ранее (систематизация знаний и умений, закрепление изученного).
    3. Постановка цели обучения перед учащимися.
    4. Усвоение новых знаний, формирование новых умений и навыков.
    5. Закрепление знаний, умений и навыков.
    6. Информация о домашнем задании.
    7. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

    Предварительная организация класса.

    Готовность учителя к уроку.

    Мобилизующее начало урока.

    Приветствие.

    1. Актуализация ранее изученного (систематизация знаний и умений, закрепление изученного).
    1. Повторение правила чередования корней а-о (-кас-кос-; -лаг-лож-).

    - Ребята, вы изучили правило чередования гласных а-о в корнях -кас-кос-; -лаг-лож-.

    - Вспомните, когда в корне пишется гласная о , а когда а?

    а)  – кас - кос - пишется а, если после корня есть суффикс – а -, а в остальных случаях пишется о.

    б) – лаг – лож- пишется а перед г, а о перед ж. Искл.: полог.

    - А теперь проверим,  как вы усвоили это правило.

                2)    Словарный диктант на чередование корней -кас-кос-; -лаг-лож-.

                Предл_гать, выл_жить, к_салась, прол_гать, прик_снуться, прил_жение, возл_гать.

               

    1. Постановка цели обучения перед учащимися.

    - Ребята, вы изучили чередование гласных а-о в корнях -кас-кос-; -лаг-лож-. Но на этом правило чередования корней не заканчивается. С чередованием гласных существует множество правил. Цель сегодняшнего урока – чередование гласных е-и в корнях –бер-бир-; -мер-мир-; -дер-дир-: -тер-тир-; -пер-пир-; -стел-стил-; -блест-блист-; -жег-жиг-; -чет-чит-.

                   4.    Усвоение новых знаний, формирование новых умений и навыков.

                    1) Объяснение нового материала.

                   - Тема сегодняшнего урока «Правописание корней с чередованием гласных е-и».

                   - Посмотрите на слайд. А теперь попробуйте сформулировать это правило (пишется и, если дальше следует суффикс – а -; в остальных случаях пишется е).

                   - Откройте учебники  на стр… . Прочтите правило. Устно прокомментируйте примеры из учебника.

                   - А теперь мы научимся графически комментировать нашу орфограмму.

                   2) Первичное закрепление.

    Задание: дети выходят к доске по цепочке и выполняют задание (выходят по 2 человека).

    Проби͡рались,  разбе͡ру, заст͡елю, выж͡игаю, дочи͡таю, выс͡т͡и͡лаю, сте͡реть, запе͡реть, сде͡ру, сти͡раю, распи͡раю, бл͡е͡с͡теть, перечи͡таю, расст͡и͡лается.  

                   3) Физминутка.     

                   - Мы с вами немножко отдохнем и проведем физминутку.

    Задание: вы хлопаете в ладоши, если → и, а если е → нет.

    Блестел на солнце, взбирался медленно, опереться на друга, набирали высоту, замерли от восторга, звёзды зажигаются, костёр разжигается, умереть со смеху, отпираю дверь, постели скатерть.

                   5.   Закрепление знаний, умений и навыков.

                  1) Тест (раздаточный материал).

                     а) 1вар. В каком ряду во всех словах пропущена буква и?

                         1. Уб_ру, зам_р, расст_лается.

                          2. Зам_реть, подст_лил, выт_рла.

                      3. Зап_реть, изб_ратели, бл_стеть.

                   4. Разж_гают, выд_рать, отп_рать.

                      б) 2вар. В каком ряду во всех словах пропущена буква е?

                   1. Изб_рать, бл_стеть, выб_ру.

                         2. Пост_лить, оп_реться, ум_реть.

                   3. Выд_раю, соб_рались, отп_реть.

                   4. Сж_гаю, соч_тать, зам_реть.

                  2) Вставить пропущенные буквы (Вспомнить, из каких сказок А. Пушкина взяты эти цитаты.).

                  *На девичник взять соб_раясь,

                    Вот царица, наряжаясь,

                    Перед зеркальцем своим,

                    Перемолвилась с ним.

               

                  *Как наешься ты своей полбы,

                    Соб_ри-ка ты с чертей оброк полный.

                   *Кто-то терем приб_рал

                     Да хозяев поджидал.

                  3) Творческий диктант.

                Задание: заменить словосочетания глаголами, обозначить гласную в корне с чередованием.

                Например: сверкать на солнце (блестеть).

                Подниматься на гору (взбираться), выдергивать сорную траву (выдирать), закрыть дверь (запирать), оцепенеть от страха (замереть), разгораться ярко (зажигаться), убегать от погони (удирать).

                 6.  Информация о домашнем задании.

    Повторить §52

                 7.  Подведение итогов урока. Выставление оценок.

    Литература:

    1. Капинос В.И., Пучкова Л.И. Сборник заданий учебных тематических тестов для 5-го класса по русскому языку. – М., 1999 г.
    2. Правила и упражнения по русскому языку 5-8 класс: /Пособие для средней школы. - К., 1998 г.
    3. Романова С.А. Тематическая разработка уроков русского языка для 5 класса. – М., «Школа – Пресс» - 1999 г.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Правописание корней с чередованием гласных е-и урок русского языка 5 класс Автор: Марченко А нжелика Александровна Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №420 Г. Санкт-Петербург

    Слайд 2

    Чередование е-и в корне

    Слайд 3

    Тест 1вар. В каком ряду во всех словах пропущена буква и ? 1 . Уб_ру, зам_р, расст_лается. 2. Зам_реть, подст_лил, выт_рла. 3. Зап_реть, изб_ратели, бл_стеть. 4. Разж_гают, выд_рать, отп_рать. 2вар . В каком ряду во всех словах пропущена буква е ? 1. Изб_рать, бл_стеть, выб_ру. 2 . Пост_лить, оп_реться, ум_реть. 3. Выд_раю, соб_рались, отп_реть. 4. Сж_гаю, соч_тать, зам_реть .

    Слайд 4

    1вар . В каком ряду во всех словах пропущена буква и ? 1. Уб е ру , зам е р , расст и лается . 2. Зам е реть , подст е лил , выт е рла . 3. Зап е реть , избир а тели , бл е стеть . 4. Разж и гают , выд и рать , отп и рать . 2вар. В каком ряду во всех словах пропущена буква е ? 1. Изб и рать , бл е стеть , выб е ру . 2. Пост е лить , оп е реться , ум е реть . 3. Выд и раю , соб и рались , отп е реть . 4. Сж и гаю , соч е тать , зам е реть .

    Слайд 5

    Творческий диктант Задание: заменить словосочетания глаголами, обозначить гласную в корне с чередованием. Например, сверкать на солнце (бл е стеть ) Подниматься на гору, выдергивать сорную траву, закрыть дверь, оцепенеть от страха, разгораться ярко, убегать от погони.

    Слайд 6

    Литература : Капинос В.И., Пучкова Л.И. Сборник заданий учебных тематических тестов для 5-го класса по русскому языку. – М., 1999 г. Правила и упражнения по русскому языку 5-8 класс: /Пособие для средней школы. - К., 1998 г. Романова С.А. Тематическая разработка уроков русского языка для 5 класса. – М., «Школа – Пресс» - 1999 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока по русскому языку в 5 классе "Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах"

    это подробный план урока со всем раздаточным материалом...

    Урок русского языка в 5 классе"Правописание корней с чередованием гласных е-и"

    Закрепить знания о языке ( языкознание, морфемика, орфография),  тексте ( заголовок, тип речи, стиль речи, языковые средства ), правописании корней с чередованием гласных а-о;  приобрести зн...

    Урок русского языка в 5 классе "Правописание корней с чередованием".

    Обобщающий урок "Правописание корне с чередование букв о-а" построен в форме путешествия по городу Корнеграду, где каждая улица - испытание. Уделено внимание  разным разделам русского языка:орфоэ...

    конспект урока по русскому языку в 5 классе "Правописание приставок на з-с"

    Тема: Правописание приставок на з-с. Цель урока: - сформировать умение определять способ действия при выборе з/с на конце приставок;- продолжить знакомство с особенностями процесса научного позна...

    Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Произношение ударных и безударных гласных"

    Многие слова русского языка пишутся не так, как произносятся. Правописание подчиняется определенным законам языка...

    Урок русского языка в 5 классе «Правописание корней с чередующимися гласными».

    Урок обобщения и закрепления изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 5 классе. Урок проводится на творческом уровне с использованием проблемного, развивающего обучения, ИКТ....

    Урок русского языка в 5 классе «Правописание корней с чередованием е – и»

    УМК: учебно-методический комплекс под редакцией М.Т. Баранова, учебника Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л. А. ТростенцовойТЕМА УРОКА: «Правописание корней с чередованием е-и».ТИП УРОКА:...