Конспект урока по русскому языку в 5 классе. «Правописание корней с чередованием гласных е-и»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Марченко Анжелика Александровна

«Правописание корней с чередованием гласных е-и».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока23.56 КБ
Файл Презентация к уроку116.81 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа №420 Колпинского района г. Санкт-Петербурга»

Конспект

урока по русскому языку в 5 классе.

«Правописание корней с чередованием гласных е-и»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Марченко Анжелика Александровна

Санкт-Петербург

2019

Тема урока: «Правописание корней с чередованием гласных е-и».

Тип урока по цели: сообщение новых знаний.

Тип урока по содержанию: по морфемики и орфографии.

 Цель урока: научить грамотному написанию корней бер-бир-; -мер-мир-; -дер-дир-: -тер-тир-; -пер-пир-; -стел-стил-; -блест-блист-; -жег-жиг-; -чет-чит-.

Задачи:

  1. Обучающие:
  1. научить правильно писать корни с чередующимися гласными: бер-бир-; -мер-мир-; -дер-дир-: -тер-тир-; -пер-пир-; -стел-стил-; -блест-блист-; -жег-жиг-; -чет-чит-;
  2. научить правильно устно и письменно комментировать данную орфограмму;
  3. научить самостоятельно формулировать правило на основе изученного материала.
  1. Развивающие:
  1. развивать словарный запас.
  1. Воспитывающие

1)    воспитывать культуру речи;

2)    воспитать навыки самоконтроля и самооценки.

Оборудование: компьютер, карточки с заданиями, презентация.

План проведения урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация изученного ранее (систематизация знаний и умений, закрепление изученного).
  3. Постановка цели обучения перед учащимися.
  4. Усвоение новых знаний, формирование новых умений и навыков.
  5. Закрепление знаний, умений и навыков.
  6. Информация о домашнем задании.
  7. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Предварительная организация класса.

Готовность учителя к уроку.

Мобилизующее начало урока.

Приветствие.

  1. Актуализация ранее изученного (систематизация знаний и умений, закрепление изученного).
  1. Повторение правила чередования корней а-о (-кас-кос-; -лаг-лож-).

- Ребята, вы изучили правило чередования гласных а-о в корнях -кас-кос-; -лаг-лож-.

- Вспомните, когда в корне пишется гласная о , а когда а?

а)  – кас - кос - пишется а, если после корня есть суффикс – а -, а в остальных случаях пишется о.

б) – лаг – лож- пишется а перед г, а о перед ж. Искл.: полог.

- А теперь проверим,  как вы усвоили это правило.

            2)    Словарный диктант на чередование корней -кас-кос-; -лаг-лож-.

            Предл_гать, выл_жить, к_салась, прол_гать, прик_снуться, прил_жение, возл_гать.

           

  1. Постановка цели обучения перед учащимися.

- Ребята, вы изучили чередование гласных а-о в корнях -кас-кос-; -лаг-лож-. Но на этом правило чередования корней не заканчивается. С чередованием гласных существует множество правил. Цель сегодняшнего урока – чередование гласных е-и в корнях –бер-бир-; -мер-мир-; -дер-дир-: -тер-тир-; -пер-пир-; -стел-стил-; -блест-блист-; -жег-жиг-; -чет-чит-.

               4.    Усвоение новых знаний, формирование новых умений и навыков.

                1) Объяснение нового материала.

               - Тема сегодняшнего урока «Правописание корней с чередованием гласных е-и».

               - Посмотрите на слайд. А теперь попробуйте сформулировать это правило (пишется и, если дальше следует суффикс – а -; в остальных случаях пишется е).

               - Откройте учебники  на стр… . Прочтите правило. Устно прокомментируйте примеры из учебника.

               - А теперь мы научимся графически комментировать нашу орфограмму.

               2) Первичное закрепление.

Задание: дети выходят к доске по цепочке и выполняют задание (выходят по 2 человека).

Проби͡рались,  разбе͡ру, заст͡елю, выж͡игаю, дочи͡таю, выс͡т͡и͡лаю, сте͡реть, запе͡реть, сде͡ру, сти͡раю, распи͡раю, бл͡е͡с͡теть, перечи͡таю, расст͡и͡лается.  

               3) Физминутка.     

               - Мы с вами немножко отдохнем и проведем физминутку.

Задание: вы хлопаете в ладоши, если → и, а если е → нет.

Блестел на солнце, взбирался медленно, опереться на друга, набирали высоту, замерли от восторга, звёзды зажигаются, костёр разжигается, умереть со смеху, отпираю дверь, постели скатерть.

               5.   Закрепление знаний, умений и навыков.

              1) Тест (раздаточный материал).

                 а) 1вар. В каком ряду во всех словах пропущена буква и?

                     1. Уб_ру, зам_р, расст_лается.

                      2. Зам_реть, подст_лил, выт_рла.

                  3. Зап_реть, изб_ратели, бл_стеть.

               4. Разж_гают, выд_рать, отп_рать.

                  б) 2вар. В каком ряду во всех словах пропущена буква е?

               1. Изб_рать, бл_стеть, выб_ру.

                     2. Пост_лить, оп_реться, ум_реть.

               3. Выд_раю, соб_рались, отп_реть.

               4. Сж_гаю, соч_тать, зам_реть.

              2) Вставить пропущенные буквы (Вспомнить, из каких сказок А. Пушкина взяты эти цитаты.).

              *На девичник взять соб_раясь,

                Вот царица, наряжаясь,

                Перед зеркальцем своим,

                Перемолвилась с ним.

           

              *Как наешься ты своей полбы,

                Соб_ри-ка ты с чертей оброк полный.

               *Кто-то терем приб_рал

                 Да хозяев поджидал.

              3) Творческий диктант.

            Задание: заменить словосочетания глаголами, обозначить гласную в корне с чередованием.

            Например: сверкать на солнце (блестеть).

            Подниматься на гору (взбираться), выдергивать сорную траву (выдирать), закрыть дверь (запирать), оцепенеть от страха (замереть), разгораться ярко (зажигаться), убегать от погони (удирать).

             6.  Информация о домашнем задании.

Повторить §52

             7.  Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Литература:

  1. Капинос В.И., Пучкова Л.И. Сборник заданий учебных тематических тестов для 5-го класса по русскому языку. – М., 1999 г.
  2. Правила и упражнения по русскому языку 5-8 класс: /Пособие для средней школы. - К., 1998 г.
  3. Романова С.А. Тематическая разработка уроков русского языка для 5 класса. – М., «Школа – Пресс» - 1999 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание корней с чередованием гласных е-и урок русского языка 5 класс Автор: Марченко А нжелика Александровна Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №420 Г. Санкт-Петербург

Слайд 2

Чередование е-и в корне

Слайд 3

Тест 1вар. В каком ряду во всех словах пропущена буква и ? 1 . Уб_ру, зам_р, расст_лается. 2. Зам_реть, подст_лил, выт_рла. 3. Зап_реть, изб_ратели, бл_стеть. 4. Разж_гают, выд_рать, отп_рать. 2вар . В каком ряду во всех словах пропущена буква е ? 1. Изб_рать, бл_стеть, выб_ру. 2 . Пост_лить, оп_реться, ум_реть. 3. Выд_раю, соб_рались, отп_реть. 4. Сж_гаю, соч_тать, зам_реть .

Слайд 4

1вар . В каком ряду во всех словах пропущена буква и ? 1. Уб е ру , зам е р , расст и лается . 2. Зам е реть , подст е лил , выт е рла . 3. Зап е реть , избир а тели , бл е стеть . 4. Разж и гают , выд и рать , отп и рать . 2вар. В каком ряду во всех словах пропущена буква е ? 1. Изб и рать , бл е стеть , выб е ру . 2. Пост е лить , оп е реться , ум е реть . 3. Выд и раю , соб и рались , отп е реть . 4. Сж и гаю , соч е тать , зам е реть .

Слайд 5

Творческий диктант Задание: заменить словосочетания глаголами, обозначить гласную в корне с чередованием. Например, сверкать на солнце (бл е стеть ) Подниматься на гору, выдергивать сорную траву, закрыть дверь, оцепенеть от страха, разгораться ярко, убегать от погони.

Слайд 6

Литература : Капинос В.И., Пучкова Л.И. Сборник заданий учебных тематических тестов для 5-го класса по русскому языку. – М., 1999 г. Правила и упражнения по русскому языку 5-8 класс: /Пособие для средней школы. - К., 1998 г. Романова С.А. Тематическая разработка уроков русского языка для 5 класса. – М., «Школа – Пресс» - 1999 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме Правописание корней с чередованием гласных е//и

Конспект урока русского языка для пятого класса по теме Правописание корней с чередованием гласных е//и...

конспект урока по русскому языку 6 класс "Правописание приставок пре-при"

урок опубликован в  электронном  журнале"Учительский  журнале он-лайн" Цель урока: отработка навыков  правописания приставок пре-приЗадачи:Обучающие – закрепить знан...

Урок по русскому языку на тему: « Правописание корней с чередованием гласных И-Е» в 5 классе.

Это первый урок при изучении темы " Правописание корней с чередованием гласных Е-И ".  Для  повышения интереса к русскому языку, лучшего запоминания нового  использую игровой момент....

Проверочная работа по русскому языку. 6 класс. "Правописание корней с чередованием"

Проверочная работа состоит из двух заданий: 1) списать, вставляя пропущенные буквы; 2) тест...

Конспект урока по русскому языку 6 классе "Правописание сложных прилагательных"

Конспект урока по русскому языку  6 классе "Правописание сложных прилагательных" Тип урока: урок открытия новых знаний...