Конспект урока по русскому языку 6 классе "Правописание сложных прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Конспект урока по русскому языку  6 классе "Правописание сложных прилагательных" 

Тип урока: урок открытия новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_slozhnye_prilagatel_nye.docx26.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Жуйкова Надежда Александровна

Класс: 6

Учебник: Русский язык 6 класс. М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов.

Тема урока: Правописание сложных прилагательных

Тип урока: урок открытия новых знаний

Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, презентация урока в Microsoft PowerPoint, учебник.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений класса, для которого проектируется урок: урок проводится на базе класса с повышенной мотивацией к учебной деятельности.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей: научить писать сложные имена прилагательные в соответствии с условиями дефисного и слитного написания, отработать первичные навыки слитного и дефисного написания прилагательных.

Задачи:

  • формировать и развивать мотивацию к познавательной деятельности
  • развивать культуру речи
  • формировать орфографическую зоркость

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Предметные

  • научиться применять алгоритм написания сложных прилагательных
  • развивать орфографическую зоркость
  • самостоятельно грамотно списывать текст, писать под диктовку

Регулятивные

  • умение запоминать правило и придерживаться его при решении конкретной задачи
  • умение контролировать и выполнять действия по заданному образцу
  • умение прогнозировать результаты своей деятельности
  • умение реалистично оценивать свои образовательные достижения

Познавательные

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач
  • поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные

  • развитие у обучающихся социальной компетентности
  • развитие умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем
  • развитие умения выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Личностные

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку

Ход урока

  1. Организационый момент.

- Добрый день, ребята! Как ваши дела? Как настроение? Давайте настроимся на интересную и плодотворную работу. Сегодня нас ждёт много ценного и нового материала! (учащиеся присаживаются на свои места, отвечают приветливо педагогу, настраиваются на работу)

  1. Актуализация имеющихся знаний и способов их применения

- Давайте немного вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке русского языка? Какую тему изучали? Чему научились? (дети отвечают, приводят примеры)

- Замечательно! Сейчас проведем небольшую викторину и заодно проверим ваши знания. Для ответа поднимаем руку, не выкрикиваем с места!

  1. Что обозначает имя прилагательное? (признак предмета)
  2. Как изменяется имя прилагательное? (по родам, числам, падежам)
  3. Род, число, падеж - постоянный признак прилагательного?
  4. Каким членом предложения может быть имя прилагательное? (сказуемое, определение)
  5. Какие разряды прилагательных вам известны? (качественные, относительные, притяжательные)
  6. Какой разряд прилагательных имеет степени сравнения и полную и краткую формы?

(ученики отвечают на вопросы учителя)

- Молодцы! Неплохо справились!

  1. Мотивационный этап.

«Мозгововй штурм».

- Ребята, прочтите текст: (слайд)

Вечнозелёную растительность можно видеть не только в тропиках или на берегах Средиземного моря. И у нас на севере есть свои вечнозелёные леса с вечнозелёными кустарниками. Вот сейчас, в первый месяц нового года, особенно приятно пойти в такой лес, чтобы не видеть ни бурых прелых листьев, ни надоевшей сухой травы.
Пушистые
серовато-зелёные молодые сосенки приманивают издалека. Как весело тут, среди них! Всё живёт: мягкий зелёный мох, кустики брусники с глянцевитой листвою и вереск, изящный вереск, на тонких веточках которого, покрытых черепицей удивительно мелких листочков, ещё сохранились прошлогодние бледно-лиловые цветочки.

О чём он?

Назовите прилагательные , с помощью которых описаны растения.

В чём особенность выделенных слов? (имеют два корня)

Как написаны эти прилагательные? (одни - слитно, другие - через дефис)

Как называются такие прилагательные? (сложные)

  1. Этап целеполагания и постановки задач.

- Как вы думаете какова тема нашего урока? ( ученики приводят несколько вариантов)

- Верно! Давайте запишем в тетрадях сегодняшнее число, классная работа и тему нашего урока (ученики записывают в тетрадях)

- Исходя из того, что мы выяснили, попытаемся все вместе сформулировать цель нашего урока. Итак, что нужно выяснить на сегодняшнем уроке?

Цель(формулируют сами ученики): нужно выяснить и выучить условия слитного и дефисного написания имён прилагательных, а также уметь правильно писать сложные прилагательные и обосновывать выбор слитного или дефисного написания.

- Как будем достигать этой цели? Какие задачи необходимо для этого выполнить?

Задачи (формулируют сами ученики): познакомиться с теоретическим материалом, выполнять разные упражнения на отработку и закрепление правила

  1. Этап открытия нового знания в процессе исследования.

- А теперь посмотрите на доску. Перед вами опорный конспект. Давайте выясним, когда сложные прилагательные пишутся слитно, а когда через дефис.

Опорный план – конспект.

Слитно

Русые волосы = русоволосый

Карие глаза = кареглазый

Семь лет = семилетний

Через дефис

Желтый и красный = желто- красный

Горький и соленый = горько – соленый

Северный и восточный = северо – восточный

- Какие выводы вы сделали? (дети отвечают, приводят свои примеры, дискутируют)

- Слитно пишутся сложные прилагательные, которые образованы на основе словосочетания. Например: кареглазый, дальневосточный, правобережный. Искл.: глухонемой

Через дефис пишутся прилагательные, которые:

а) обозначают оттенки цветов (сине – зеленый, темно – красный);

б) образованы от сложных существительных, которые пишутся через дефис (северо – восток, Алма – Ата);

в) образованы путем сложения равноправных слов, между которыми можно вставить И (русско – английский, шахматно – шашечный).

  1. Этап применения новых знаний.

- Сейчас проверим, насколько хорошо вы поняли новую тему. Откроем учебники и попробуем устно выполнить упражнение 275 на странице 114. Работаем в парах (учащиеся приступают к работе в парах, объясняют правописание каждого прилагательного, аргументируя пунктом правила, отвечают на вопросы учителя).

- Молодцы, с заданием справились!

  1. Закрепление новых знаний.

- А теперь потренируемся письменно. Выполняем в тетрадях упражнение 276 на странице 115. У вас должны получится сложные прилагательные. Ваша задача - правильно их записать в тетрадь. (ученики работают письменно, задают вопросы учителю)

- Давайте проверим выполненное вами задание. ( Учитель и ученики устно поверяют письменную работу Исправляют ошибки.)

- Ребята, предлагаю поработать в группах. А распределю я вас таким образом. В первую группу входят те, кто родился в январе, марте, мае, июле, сентябре, ноябре. Во вторую группу входят те, кто родился в феврале, апреле, июне, августе, октябре, декабре.

Упражнение «Посчитаем сложные слова» (Слайд )

Задание для 1 группы:

Выпишите в столбик словосочетания (вместе с числом), в которых сложные прилагательные пишутся слитно. Посчитайте числа и назовите число.

Задание для 2 группы:

Выпишите в столбик словосочетания (вместе с числом), в которых сложные прилагательные пишутся через дефис. Посчитайте числа и назовите число.

(Боле)утоляющее средство (14), (паро)ходный гудок (15), (растительно)животный мир (15), (зелено)золотистые поля (12), (железно)дорожная станция (12), (шести)струнная гитара (16), (северо)восточный ветер (13), (кисло)сладкий соус (17), (взлетно)посадочная полоса (20), (водо)проводный кран (20).

Выполненное задание: (Слайд )

Если все правильно выполнено, то в сумме должно получиться число 77

Слитно:

Через дефис:

Болеутоляющее средство (14),

пароходный гудок (15),

железнодорожная станция (12),

шестиструнная гитара (16),

водопроводный кран (20).

Растительно-животный мир (15),

зелено-золотистые поля (12),

северо-восточный ветер (13),

кисло-сладкий соус (17),

взлетно-посадочная полоса (20).

- Ребята, у каждого из вас есть оценочный лист. Запишите в него оценку за это задание.

«5» - 0 ошибок, «4» - 1 ошибка, «3» - 2 ошибки, «2» - 3 и более ошибок.

  1. Рефлексия.

- Итак, друзья, подведём итоги урока. Поставим оценки. В завершении учебного занятия я бы хотела вам предложить устно закончить следующие предложения:

На сегодняшнем уроке я узнал…

Я похвалил бы себя…

Было интересно…

(Учитель выражает детям благодарность за интересный урок. Желает замечательного продолжения дня.)

  1. Домашнее задание.

- Ребята, записываем в дневники домашнее задание - упражнение 280 на странице 116.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Слитное и дефисное написание сложных прилагательных

В данном учебном материале представлен подробный конспект  урока русского языка  по теме: «Слитное и дефисное написание сложных прилагательных»...

Конспект урока "Слитное и дефисное написание сложных имён прилагательных"

урок изучения нового материала с опорой на алгоритм и красочную схему-изучение материала. Урок построен на самостоятельной работе учащихся, а благодаря тому, что материал излагается в занимательной фо...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Повторение по теме «Имя прилагательное». Роль прилагательных в речи. Меткие, озаряющие слова".

Данный конспект урока предназначен учителю, работающему в 6 классе. Это урок повторения и обобщения знаний, полученных при изучении темы "Имя прилагательное". Ценность данной работы в том, что на...

Конспект урока «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных» с презентацией.

Урок разработан для специального коррекционного класса VII вида . Урок проводится по учебнику для 6-х классов общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение». Авторы учебника: М.Т. Баранов, Т.А. ...

Конспект урока по русскому языку «Родительный падеж прилагательных мужского и среднего рода»

Конспект урока по русскому языку «Родительный падеж прилагательных мужского и среднего рода» (коррекционная школа, 6 класс)...

Конспект урока по русскому языку. 5 класс. Тема: "Сложное предложение. Синтаксический разбор сложного предложения"

Урок по теме "Сложное предложение. Синтаксический разбор сложного предложения" в 5 классе. На уроке используются различные методы и приёмы обучения для формирования устойчивой грамотности. Р...