Сложносочиненные предложения
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию конспект урока русского языка в 5 классе по программе "2100" с учетом требований ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc63 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt837.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сложносочинённые предложения

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

М/п: анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.

6ЛР: отличать сложносочинённые предложения среди других предложений (сложных и простых предложений с однородными членами), конструировать сложносочинённые предложения из простых с использованием союзов, пунктуационно оформлять сложносочинённые предложения, строить их схемы.

2ЛР: обогащать грамматический строй своей речи.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Актуализация знаний.

Внимательно прослушайте рассказ, подумайте, о чем он!

Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.

Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций. Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они не происходили – в Космосе, на земле или даже в его собственной квартире. Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки. К концу жизни у него остались одни кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал – так он разучился мыслить.

- Какие выводы вы можно сделать, прослушав этот текст? (Нужно беречь знаки препинания и правильно их использовать, чтобы не обеднела наша речь).

- Давайте вспомним, на какие группы делятся все знаки препинания?

(Знаки завершения, разделения, выделения).

- Назовите знаки завершения (. ? ! …)

- Назовите знаки разделения (, ;)

- Назовите знании выделения ( «» ,..,)

Познавательные УУД

Анализировать, сравнивать, различать, устанавливать взаимосвязи.

ТОУУ

Коммуникативные УУД

Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

III. Постановка учебной задачи.

Материал для наблюдений (слайд 2).

Прочитайте  предложения:

На лугу пестрели белые ромашки  и синие васильки.

На лугу виднелись белые ромашки, и синие васильки пестрели между ними.

– Из скольких частей состоит 1-е предложение? а 2-е?

  - Какие это предложения: сложные или простые?

– Как вы думаете, какую связь выражает союз и в этих предложениях – сочинительную или подчинительную? Почему?

– Сформулируйте основной вопрос урока.

(Какую связь выражает союз и в сложном предложении, как называются такие предложения?)

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

IV. Открытие новых знаний.

1.Перечитайте предложение (слайд 3).

На лугу виднелись белые ромашки, и синие васильки пестрели между ними.

- Можно ли задать вопрос от одной части предложения к другой?

- Какими средствами связаны части сложного предложения?

- Сформулируйте вывод о типе связи между частями сложного предложения. (Связь между равноправными частями сложного предложения, соединёнными союзом и и интонацией, называется сочинительной.)

2.Прочитайте предложения (слайд 4).

Чешуя покрывала тела большинства динозавров, но в воде они не жили. Они имели очень длинные хвосты, а весили эти животные около сорока тонн.

- Какая связь между частями этих предложений?

Назовите средства связи.

- Сделайте вывод: как могут соединяться части сложных предложений с сочинительной связью?

- Предположите, как могут называться такие сложные предложения.

(слайд 5). Если части сложного предложения равноправны (то есть от одной части к другой не задаётся вопрос) и соединяются союзами и, а, но, или, да и интонацией, то такое сложное предложение называется сложносочинённым. Части сложносочинённого предложения на письме разделяются запятыми.

- Назовите признаки, которыми должны обладать сложносочиненные предложения.

1.Части равноправны (сочинительная связь).

2.Соединяются союзами и, а, но, или, да и интонацией.

3. Чтение текста в рамке учебника (упр. 299), сравнение формулировки, сделанной учащимися, с формулировкой учебника.

– Какую новую для вас информацию содержит текст в рамке?

– Встречались ли с такими предложениями в начальной школе? (Да, но не знали, как они называются.)

– Запишите тему урока (Сложносочинённые предложения).         

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Работать  по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию, представленную в разных формах, ориентироваться в своей системе знаний, отграничивать новое от старого, свёртывать информацию до ключевых слов.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

V. Первичное закрепление.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

VI I. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Поработайте в парах. Найдите в тексте упр. 300 сложносочинённые предложения, запишите номера этих предложений, обоснуйте свой выбор (слайд 6).

(Упр. 300 – развивается умение отличать сложносочинённые предложения от других предложений (сложных и простых предложений с однородными членами), пунктуационно оформлять предложения и составлять их схемы. Выполняется самостоятельно с коллективной проверкой.)

Составьте и запишите сложносочинённые  предложения из следующих смысловых отрезков, используя союзы и, а, но, или, да (слайд 7,8).

1. Между тем затрубили рога, и охотники пустились вскачь во всю прыть.

2. Долго они так скакали, но Алёша от них не отставал.

3. Ему это показалось смешно, но он из учтивости не сказал ни слова.

4. Попугай смотрел на Алёшу и хлопал глазами, а серая кошка опять умывалась лапками.

5. Отворилась боковая дверь, и вошло множество маленьких людей.

 (развивается умение конструировать сложносочинённые предложения из смысловых отрезков – простых предложений – с использованием сочинительных союзов и, а, но, или, да.)

Выполняется в парах, взаимопроверка (обменяться тетрадями с учениками других пар).

 Синтаксический разбор предложения.

Зима нарядила деревья в богатые шубы, и они красуются под лучами холодного снега.

Познавательные УУД

1.  Анализировать, устанавливать сходство и различия, делать выводы.

2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала, конструировать, строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

V III. Рефлексия.

Итог урока

– Что удалось на уроке, было самым интересным?

– Какие трудности встретились?

– Что помешало при выполнении заданий?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

– Оцените себя, опираясь на алгоритм самооценки.

- Расставьте знаки препинания и назовите номер схемы, которая соответствует предложению (слайд 9).

Летом налетит с юга горячий ветер  и иссушит степь, и погибнут растения от засухи.

Закончи предложение (слайд 10):

- Сегодня я узнал(а)…

- Было трудно…

- Теперь я могу…

- Я понял(а)…

- У меня получилось…

- Было интересно…

- Мне захотелось…

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

XI. Домашнее задание.

П.32, из упр. 302 выписать сложносочиненные предложения, подчеркнуть грамматическую основу, построить схемы предложений.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"

Урок русского языка в 11 классе по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении". На уроке обобщаются знания, полученные в 9 классе, углубляются знания о знаках препинани...

Подготовка к ЕГЭ. Тест по теме "Пунктуация в сложносочиненных предложениях и предложениях с однородными членами"

Материал предназначен для учащихся и учителей при подготовке к ЕГЭ с довольно сложным материалом. Алгоритм и практический материал, который для удобства копируется в презентации и в документе, поможет...

Урок русского языка в 11 классе по теме "Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении."

Урок русского языка в 11 классе по теме "Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении."...

Урок русского языка по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"

Конспект урока составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся, требованиями методики проведения занятий....

Тесты по теме "Пунктуация в сложносочиненном предложении и простом предложении с однородными членами"

Тесты предназначены для использования на уроках русского языка в 9 классе и при подготовке обучающихся 11 классов к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ....

Подготовка к ГИА (КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ», «СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»)

Тестовое задание позволяет проверить знания данных тем с точки зрения готовности к ГИА по русскому языку.Тестовое контрольное задание имеет следующую структуру:-   10 заданий 1 уровня (...