Урок русского языка в 5 классе "Удивительная страна - морфология"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Егорова Тамара Венидиктовна

Урок обощения знаний о  разделе русского языка  - морфологии. Дети побывают в этой удивительной стране, заселят её сказочными героями - Частями речи, познакомятся с омонимичными частями речи. Урок сопутствует презентация. На уроке применяются разные формы и методы: психологический настрой, лингвистическая сказка, проблемные вопросы, сигнальные карточки. Дети при помощи поискового метода вставляют орфограммы, открывают "замки". чтобы населить страну "Морфология" сказочными героями.  На память об уроке получают памятку о применени глаголов 2класть" и с корнем "-лож-".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnaya_strana-morfologiya.docx28.44 КБ

Предварительный просмотр:

 Удивительная страна – МОРФОЛОГИЯ!

Тип урока: урок обобщения и углубления полученных знаний.

Цель: расширить и углубить знания учащихся о самостоятельных и служебных частях речи.

 Задачи:

Образовательные:

  • Закрепление  знаний о самостоятельных и служебных частях речи;
  • написание слов с орфограммами; умение объяснять и писать орфограммы (попутное повторение).

Развивающие:

  • закрепление навыков чтения;
  • выработка умения отвечать на проблемные вопросы;
  • выработка умения анализировать, сравнивать, делать выводы;
  • развитие речи учащихся.

Воспитательные:

  • воспитание любви к русскому языку.

Оборудование:

  • презентация слайдов;
  • карточки с заданиями;
  • плакат со сказочными героями;

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие:

Доброе утро! Я Вам говорю!
Доброе утро я людям дарю.
И улыбаются добрые люди,
Видно, слова они добрые любят!

Психологическая зарядка:

Повернитесь к соседу справа – улыбнитесь.

Повернитесь к соседу слева – улыбнитесь.

Я улыбнулась вам, вы улыбнулись мне. Мы начинаем наш урок.

  1.  Актуализация.

Знакомство с грамматической сказкой.

Цель: в занимательной форме показать необходимость изучения раздела языкознания МОРФОЛОГИЯ.

Есть на свете такая удивительная страна, которой нет на карте – Грамматика, где живёт могущественный король Язык, мудрая королева Грамматика и строгая принцесса Морфология, любящая во всём порядок. У принцессы была большая свита придворных.

Но однажды  злой волшебник Невед заколдовал жителей королевства, спрятал их в сундук.

Ребята, мы сможем их освободить, выполнив все задания и открыв все замки.

Для этого мы продолжим знакомство с разделом языкознания - МОРФОЛОГИЕЙ

(мотивация)

3.Повторение орфографии.

Стихотворение А. Шибаева «Грустные вести».

Цель: вспомнить орфограммы, откорректировать текст, записать правильно ( слова с ошибками), объяснив выбор орфограмм.

Учитель (или ученик) читает стихотворение (на слайде):

Пришло письмишко мне.

Гляжу –

Из лагеря от Мишки…

«Здесь чюдный лук, и я лижу», -

Написано в письмишке.

Лук? Лижет? Что за чудеса!

Наверно, шутит, плут…

«Здесь много сонца и лиса,

Большой красивый прут».

И что такое он плетёт –

Не разберусь, хоть тресни:

«Когда отряд идёт в поход,

Я запиваю песни.

Вчера влесу на шёл я грусть

И очень был доволен…»

Нет, нет, не шутит он! Боюсь –

Мой друг серьёзно болен.

Вернётся – надо подлечить:

Заставить правила учить…

(Учащиеся выписывают слова с ошибками, исправляют, проверяют написанное по слайду, объясняют).

- Друг считает, что ошибки допущены Мишкой из-за незнания правил. Чего ещё не знает автор письма?

(Частей речи: 1) сущ.- употребляются с предлогами и приставками; 2) глаголы не употребляются с предлогами, но могут иметь приставки (нашёл). 

-Подпишите карточки. Кто на допустил ни одной ошибки, поставьте ++

-Кто допустил 1-2 ошибки, ставьте + и передайте мне на стол.

( Мы выполнили 1 задание – можно открыть 1замок)

-Ребята, откройте тетради, запишите дату, классная работа, тему.

4.Проблемный вопрос

- Для чего нам нужно знать, к какой части речи относится то или иное слово?

Это необходимо для:

  1. Выбора ряда орфограмм.
  2. Постановки тире в простом предложении между подлежащим и сказуемым.
  3. Правильного разбора слова по морфемам.

Выполним работу (работа у доски и в тетради):

  1. Не был (глаг.), глядишь(глаг.,2 л.), товарищ(сущ., 2 скл.), дочь(сущ., 3 скл.).
  2. Жёлудь – плод дуба.
  3. Стекло(сущ., глаг.), дали(сущ., глаг.).(разобрать слово стекло как сущ.. и глаг).

( Мы выполнили 2 задание – можно открыть следующий замок).

5. Повторение пройденного (корни с чередованием)

Работа с сигнальными карточками (попутно – физминутка: дети поднимают карточки высоко вверх)

Цель: повторить правописание корней с чередованием гласных О-А;

Физминутка для учащихся

- (у ребят в руках карточки с буквами О и А, учитель называет слово, ребята поднимают карточки)

Прилагательное, изложение, подросли, растение, росток, располагать, выращивать, предложить, перелагать, подросли, предложение, расположение, отрасль, возраст, вырос, сложение.

Молодцы! Открываем 3 замок.

6.Работа по определению частей речи.

Цель: научить определять омонимичные части речи.

-Некоторые слова русского языка могут относиться к разным частям речи одновременно. Присмотритесь к выделенным словам и определите, в каких случаях эти формы, одинаковые по звучанию, являются прилагательными, а где существительными и наречиями.

Подписать, какой частью речи являются выделенные слова, подчеркнуть их как члены предложения.

А) (Детям раздаются карточки, работа в карточках, взаимопроверка, выставление оценок).  Дети ставят друг другу +(Если всё правильно++, если одна ошибка+.) В конце работы учитель собирает карточки.

Врач отправился к больному. Он отправился к больному товарищу.

Платье было широко. Разлилась Волга широко.

Б).(На слайде слова):

Какие слова из списка можно понять и как существительное, и как глагол:

Бой, вой, пой, рой, стой, печь, речь? Составьте с ними словосочетания. Посмотрите, какие можно составить словосочетания. (проверка по слайду).

Волчий вой – не вой на луну; рой яму – пчелиный рой; печь пироги – русская печь.

(открываем 4 замок)

7.Работа по развитию речи.

Цель: научить видеть и исправлять грамматические ошибки.

Памятка (у всех учащихся на столе)

Глагол класть употребляется только без приставки,

корень лож только с приставками: положить, отложить, сложить и т. п.

 (слайд)

Учащиеся читают исправленные варианты. Открываем 5 замок.

8. Рефлексия.

-Ребята, мы с вами побывали в сказочной стране. И открыли все замки. Теперь можно освободить жителей этой страны. (Дети подходят к коробке, достают жителей королевства и прикрепляют их к ватману с замком. Называют части речи).

( Самостоятельные - имя прилагательное, имя существительное, глагол, числительное, местоимение, наречие, причастие, деепричастие, слова категории состояния;

Служебные – предлог, частица, союз. Особая часть речи – междометие).

9. Итог урока.

-Что изучает морфология?

-С какими разделами науки о языке она тесно связана?

Выставление оценок. Кто получил по 4+ получают «5», по ++ или +++ - «4»

-Ребята! Понравился вам урок?

10. Домашнее задание.

-Я предлагаю сочинить небольшую лингвистическую сказку про эту удивительную страну – Морфологию. Спасибо вам за урок!

Литература:

  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. Для учащихся/Под ред. Л.П.Крысина. – М.: Просвещение, 1995.
  2. Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы/ . – М.: Айрис-пресс, 2006.
  3. Ладыженская Т.А. Практическая методика русского языка: 5 кл.: Кн. Для учителя. -2-е изд. – М.: Просвещение, 1995.
  4. Полежаева Е.А. современные открытые уроки русского языка. Ростов н/Дону: изд-во «Феникс», 2002.
  5. Роман Т.В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: 5 кл.: к учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс» – М.: Экзамен,2006.
  6. Игровые технологии на уроках русского языка.5-9 классы: игры со словами, разработки уроков/авт.-сост. В.Н.Пташкина и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Цели

Краткое содержание

Методы

Оборудование

Примечание

1.Организацион-ный момент

Создание внутренней мотивации учащихся на урок

Приветствие

Психологическая зарядка

2. Актуализация познавательной деятельности

В занимательной форме показать необходимость изучения раздела языкознания МОРФОЛОГИЯ

Лингвистическая сказка

Метод погружения

Плакат

3.Повторение пройденного

Повторение знаний учащихся (безударные гласные в корне, написание буквы У после шипящих, непроизносимые согласные в корне, написание согласных в слабой позиции, написание предлогов и приставок).

Корректировка стихотворения А.Шибаева «Грустные вести»

Письменная индивидуальная работа, коллективная работа по исправлению орфографических ошибок.

 Слайды, карточки

4. Проблемный вопрос

Развитие логического мышления учащихся

Работа у доски и в тетрадях (орфограммы, синтаксис, морфемика)

Проблемно-побуждающий метод

5. Чередование гласных О-А в корне

Повторение пройденного

Работа с сигнальными карточками

Попутно физмину-тка

6.Определение частей речи

Углубление изученного материала

Работа с олимпиадными заданиями.

Карточки, слайд

7.Развитие речи учащихся

Исправление речевых и грамматических ошибок

Неправильное употребление глаголов.

Проблемно-побуждающий

Слайд

8.Рефлексия

Подведение итогов урока

Плакат, сказочные герои, слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Путешествие в страну "Имя Прилагательное"

Конспект урока поможет учащимся и педагогу обобщить пройденный материал по теме "Имя прилагательное" в виде увлекательного путешествия по различным станциям...

конспект урока русского языка в 7 классе «Морфология и орфография. Морфологический разбор слова»

конспект  урока  по русскому языку  в 7 классе повторение в начале года, интересные занимательные упражнения...

Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Морфология и орфография"

В данной презентации содержится материал для повторение учащимися 7 класса темы "Морфология и орфография"...