Урок русского языка "Путешествие в страну "Имя Прилагательное"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Грязнова Ольга Николаевна

Конспект урока поможет учащимся и педагогу обобщить пройденный материал по теме "Имя прилагательное" в виде увлекательного путешествия по различным станциям

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_po_teme_imya_prilagatelnoe.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СТАРО-ДУБОВСКИЙ ФИЛИАЛ  ЛИЦЕЯ с. ХЛЕВНОЕ

ЛИПЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ ХЛЕВЕНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

Charodei-05[1]

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»

6 КЛАСС

                                                          Учитель : О.Н. Грязнова

Цель: повторить и обобщить изученное по теме “Имя прилагательное”

Задачи: 

-закрепить умения различать качественные, относительные и притяжательные прилагательные, их грамматические признаки;

-способствовать выработке умения находить прилагательные в тексте, определять разряд по значению и грамматические признаки;

-вырабатывать умения создавать собственный текст-описание с использованием прилагательных;

-выяснить роль прилагательных в речи.

Тип урока: урок-обобщение

Вид урока : комбинированный

Оборудование: 

-репродукции картин, фотоэтюды на тему зимы, дидактический материал, карточки с названием станций , шаблоны звезд с нумерацией станций,      компьютер, мультимедийный проектор, учебники, тетради, аудиозапись.

Ход урока

1. Оргмомент. Здравствуйте! Давайте мысленно подарим друг другу добрые слова, улыбнемся и пожелаем доброго дня. Садитесь.

2. Вступительное слово учителя.

У: Ребята,  Сегодня у нас необычный урок  - урок путешествие. (Слайд 1) Наверное, каждый из вас любит путешествовать. Путешествуя, человек узнает много нового, открывает для себя что-то неизведанное.  Мы совершим путешествие в страну Имени Прилагательного, повторим и обобщим изученное по этой теме «Имя прилагательное» (Слайд 2).Сегодня по пути на урок, ко мне в руки попала телеграмма . Я не успела её прочесть, давайте это сделаем вместе.

Итак, Кому: Липецкая область, Хлевенский район, Старо-Дубовский филиал МБОУ лицея с. Хлевное с. Старое Дубовое, 6 класс, кабинет литературы. От кого: Страна «Имя прилагательное».

У: Читаю текст телеграммы:

Я слово замечательное, -
Я ведь прилагательное, -
Я равного себе не знаю:
Я признаки обозначаю.
Без признаков предмета нет-
Об этом знает целый свет.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь
Меня вам надо знать, беречь.

Ребята, мне кажется , что это нам напутствие перед дорогой. А в путешествие мы отправимся на тройках, запряженных прекрасными лошадьми. (Слайд 3)Дорога нам предстоит дальняя, наверняка, будет много трудностей, испытаний, но, я надеюсь, что мы все это преодолеем и покорим страну Имени Прилагательного. А для этого понадобятся все те знания, которые мы приобрели.

Но сначала нам надо доказать: можем ли мы отправиться в путешествие.

3. Запись даты.

У: Откройте  свои тетради. Запишите число, классная работа. Пишем красиво. Не спеша.  Записали. Хорошо.

Вот ваше первое испытание, которое покажет, достойно ли вы подготовились к тому, чтобы совершить длительное путешествие. Правильные ответы и будут вашим пропуском на начало пути.

Вопросы:

1)Расскажите, что вы знаете об имени прилагательном .Чем оно может быть в предложении?

2) Назовите морфологические признаки имени прилагательного?

3) Назовите разряды прилагательных?

4) Имеет ли прилагательное степени сравнения? Если имеет, то сколько?

Ответы учащихся

У: Молодцы.

4. Перед вами , на экране стихотворение. Прочтите его внимательно и выпишите все имена прилагательные, укажите их разряд? (Слайд 4)

Я смотрела из окна,
Мне вся улица видна:
Деревянная скамья,
На скамье сидит семья:
Внук – красивый, молодой,
Дед с кудрявой бородой,
Мама с папой, а у ног –
Серый маленький щенок.

Котенок – маленький, пушистый.
Ручей – прохладный, серебристый.
Трава – зеленая и нежная,
Зима – холодная и снежная.
Если будете внимательными
Вы найдете прилагательные.

Проверяем выполненные задания:

- Какие прилагательные вы выписали   и какого они разряда?

- Что вы можете сказать о правописании количества букв Н в прилагательном ДЕРЕВЯННЫЙ?

Вы очень хорошо справились с первым испытанием, и теперь пора отправляться в дорогу. Путешествовать вы будете группами  (Класс делться на группы): 1группа, 2 группа. Ну, что к путешествию готовы?  В путь.

.(Звучит музыка Г. Свиридова “Тройка” из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина “Метель”).  (Слайд 5)

Давайте посмотрим, что мы в дороге можем увидеть, какая природа нас окружает.

5. Групповая работа с текстами , которые написаны на доске.

Перед вами отрывки из художественных произведений

Выпишите словосочетания “прил. + сущ.”,определите тип связи слов в словосочетаниях.

1 группа “…В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землею…”

2 группа“…Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру…”

6. У : Но, вот ребята, выполняя задания мы и не заметили как подъехали к первой станции.

 Первая остановка в нашем путешествии – станция “Веселая рифма”. 

Сейчас каждая группа получит грамматическую шутку о одном из разрядов имени прилагательного. Ваша задача, внимательно все прочитать, подумать и перевести шутку на язык науки, т.е. ответить о каком разряде прилагательного идет речь. Все понятно.

Грамматическая шутка об относительных прилагательных( 1 группа)

Мой знакомый старый дед знатный был языковед.
Самых разных слов немало дед в копилочке хранил.
Прилагательных – навалом! Очень их старик любил.
Раз коробочки упали - мы ужасно растерялись,
Потому что увидали, как слова перемешались.
В прилагательные влез я. Одно слово пробурчало:
“Отнеси меня на место, раньше я не здесь лежало”.
Куча слов зашевелилась, зафырчала, закричала:
“Я вот к месту относилась!” -
“Ну, а я – к материалу!” -
“Я ко времени имело отношение прямое!” -
“А теперь все вперемешку мы лежим между собою!” -
“К действию мы отношенье имеем!
Спрячьте в коробку нас! Мы заболеем!”

Грамматическая шутка о качественных прилагательных(2 группа)

Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи.
Кто в подъезде всех сильней: и знакомых, и друзей?
Дядьки во дворе пыхтят, силой меряться хотят.
Каждый так гордиться им, этим качеством своим.
Дядя Костя очень сильный, льется пот с него обильный:
Он легко одной рукой поднял штангу над собой.
Дядя Витя, тот сильнее, его штанга тяжелее.
Самый, самый – наш Антон. Он дворовый чемпион.
Он сильнейший. Он силен, сильный-сильный дядька он!

Грамматическая шутка о притяжательных прилагательных(общее для всех)

Что кому принадлежит, тот за тем вослед бежит!
За своей старушкой бегает избушка.
С бабкой бабкина избушка так играет в притягушки.
Шапка папина была. С папой в офис побрела:
Притянулась она к папе, прямо к уху приросла.
Зато мамино пальто и пушистое манто
Притянулись к маме. Посмотрите сами!
Песья будка – вот дела! – с псом и ела, и спала.
А сегодня притянулась: с ним на улицу ушла.
Зайчик бедный так устал: от норы своей бежал.
Притянулась вдруг с утра к зайцу заячья нора.

7. Вторая остановка “Игра в снежки”.

Слово учителя: Ребята, мы сделаем небольшую остановку, отдохнем и сыграем в самую популярную зимнюю игру. Я называю имя существительное и кидаю снежок, кто снежок поймает, должен к существительному подобрать подходящее по смыслу прилагательное, назвав его разряд. Условие – прилагательные не повторять. (Существительные – снег, метель, ветер, небо, луна, звезды).

 8.Третья остановка – “Зимнее творчество”. 1 группа учащихся пишет сочинение-миниатюру по картине или по фотоэтюду (зимний пейзаж).

2 группа работает с индивидуальными карточками на станции Синонимов.

Задания для индивидуальной работы:

№1. О каких предметах можно сказать:

- построен, сооружен, воздвигнут.
- огромный, большой, значительный, исполинский.
- небольшой, крошечный, маленький.

№2. Расположите синонимы в порядке усиления степени признака:

Колоссальный, большой, громадный.

Гениальный, способный, талантливый.
Родимый, родной, близкий, кровный.
Противный, омерзительный, неприятный.

№3. Найдите лишнее слово в синонимическом ряду:

А) алчный, жадный, завистливый, ненасытный.
Б) беспросветный, безысходный, безрадостный, безнадежный.
В) жеманный, наигранный, неестественный, кокетливый.

А теперь проверяем выполненные задания. Вопросы к 1 группе: Какой тип речи вы использовали при написании зимней миниатюры? Какие части речи вам в этом помогли? Вопросы 2 группе: Дайте определение понятию синоним. В какой форме употреблены прилагательные: построен, сооружен, воздвигнут?

9. Четвертая остановка – “Тест– опрос”:

1) Сколько существует степеней сравнения имен прилагательных?

А) одна
Б) две
В) три

2) Какие разряды прилагательных имеют степени сравнения?

А) притяжательные
Б) качественные
В) качественные, относительные, притяжательные.

3) Сложная превосходная степень образуется с помощью слов:

А) самый, наиболее, наименее.
Б) самый.
В) наиболее, наименее.

4) Сложная сравнительная степень образуется с помощью слов:

А) более, менее.
Б) самый.
В) наиболее, наименее.

5) Простая превосходная степень образуется с помощью суффиксов:

А) –ее, -е-
Б) –ше-
В) –ейш-, -айш-.

6) В каких суффиксах имен прилагательных пишется НН, в каких – Н? Какие

слова-исключения?

Проверка теста.

10. Пятая остановка – “Театральная”. Группа учащихся представляют сценку, подготовленную заранее, о словах-исключениях:

“ЗАГАДКА ПОМОГЛА”

Надя учится в шестом классе, а ее сестра Нина – в пятом. Из школы они часто идут вместе.

- Сегодня мы писали диктант, - рассказывает Надя.

- Трудный?

- Нет! Правда, встретились прилагательные с суффиксами –АН -, -ЯН-, -ИН-, и некоторые девочки написали одну букву Н, а я не ошиблась, написала два Н.

Нина даже остановилась от удивления.

- Да ты что? Прилагательные с суффиксами –АН-, -ЯН-, -ИН- пишутся с одним Н!

- Не волнуйся, Нина. В диктанте были слова-исключения: деревянный, стеклянный, оловянный. А они пишутся с двумя Н.

- Как же? - спросила Нина.

- Очень просто. Есть загадка об оконной раме:

Поля стеклянные,
Межи деревянные,
Ручки оловянные.

- Вот здорово! – воскликнула Нина. – Я постараюсь запомнить эту загадку, ведь в ней все три прилагательных - исключения.

Учитель: Ребята, а вам эта сценка помогла лучше запомнить прилагательные - исключения?

11. Итоги урока-путешествия. Рефлексия. Выводы.

- Что вам понравилось в нашем путешествии по стране Имя Прилагательное?

- Какие трудности в дороге вы испытывали?

- Какие бы вы сделали выводы о том, какую роль играют прилагательные в речи?

(Все разнообразие нашего мира передается с помощью имен прилагательных. Именно они способны сделать нашу речь живописной. Без них речь бедна и невыразительна. Мир без прилагательных теряет краски, размеры, запахи, звуки – становится серым, однообразным).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Степени сравнения имён прилагательных"

Разработка урока русского языка "Степени сравнения имён прилагательных" с презентаций...

Методическая разработка урока русского языка по теме "Разряды прилагательных по значению. Качественные имена прилагательные"

Данный урок составлен для изучения качественных прилагате Урок  составлен для изучения качественных прилагательных....

Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи" в 6 классе

Урок построен с использованием национально-регионального компонента: посвящен государственной символике Республики Калмыкия....

Урок русского языка по теме «Имя прилагательное» в форме морского путешествия

Урок русского языка  для учащихся 6 класса позволяет в  игровой форме повторить и обобщить знания, полученные  при изучении темы «Имя прилагательное»; совершенствовать  навык...

Урок русского языка на тему: "Имя прилагательное. Суффиксы имен прилагательных", 10 класс

Диагностика знаний и умений по теме "Имя прилагательное”...

Технологическая карта урока русского языка «Путешествие по весеннему лесу» (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное») в соответствии с требованиями ФГОС.

Технологическая карта урока русского языка  «Путешествие по весеннему лесу» (урок обобщающего повторения по теме  «Имя прилагательное») в соответствии с требованиями ...

Технологическая карта урока русского языка «Путешествие по весеннему лесу» (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное») в соответствии с требованиями ФГОС.

Технологическая карта урока русского языка  «Путешествие по весеннему лесу» (урок обобщающего повторения по теме  «Имя прилагательное») в соответствии с требованиями ...