Лингвистическая игра для 6 класса "Путешествие в Лингвию". Предметная область: русский язык.
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) по теме

Погорелова Елена Николаевна

Игра по русскому языку для шестиклассников. Была проведена в декабре 2013 года в рамках методической недели "Школа после уроков - это интересно!".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lingvisticheskaya_igra.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие в страну Лингвию.

Лингвистическая игра для 6 класса

в рамках методической недели

«Школа после уроков – это интересно!»

Учитель Погорелова Е.Н.

Цели занятия:

  • в игровой форме повторить теоретические сведения о разделах лингвистики;
  • проконтролировать уровень владения навыками, сформированными на уроках изучения  «Лексики», «Фонетики», «Орфографии», «Морфологии», «Синтаксиса»;
  • вырабатывать умение анализировать языковой материал в соответствии с речевой ситуацией;
  • формировать и развивать коммуникативную и лингвистическую компетенцию;
  • развивать интерес к изучению языка;
  • стимулировать мыслительную деятельность учащихся;
  • приобщать  к чтению книг (в том числе лингвистических), к работе со словарями;
  • воспитывать уважительное отношение к собеседнику во время диалога и осознанное отношение к языку;
  • формировать духовные ценности человека, навыки культуры общения в различных жизненных ситуациях с целью облегчения дальнейшей социализации обучающихся.

Задачи этапа предварительной подготовки:

  • разделить класс на 2 команды;
  • сделать презентацию;
  • подготовить книги и словари для выставки;
  • сделать карточки с названием страны и её «областей» (Лингвия, Лексика, Фонетика, Орфография, Морфология, Синтаксис, Культура речи);
  • подготовить карточки с заданиями для конкурса «Самый догадливый»; таблицы оценивания команд для членов жюри.

Гостям  игры мы предлагаем сегодня стать членами жюри и вести счёт состязания.

конкурсы

Команда 1 - ЗНАЙКИ

Команда 2 - ЗНАТОКИ

  1. приветствие

  1. самый быстрый

  1. самый внимательный

  1. самый догадливый

  1. самый воспитанный

ХОД ИГРЫ.

1.Слово учителя.

- Здравствуйте, ребята! Вы любите ходить в гости?

- Очень хорошо! Ведь сегодня нас ждёт увлекательное путешествие: мы отправимся в гости к жителям одной необычной страны… Постарайтесь помочь мне и продолжить рифмы, а также услышать, как называется эта волшебная страна.

Учитель читает стихотворение, держа в руках учебник русского языка, книги «Секреты орфографии», «Секреты пунктуации».

Вот книга. Откройте: вам станет известно,

Что русский язык изучать …интересно!

В ней к знаниям новый проложен маршрут –

В ЛИНГВИЮ книжные тропы …ведут.

Мы книгу просим вас открыть! В ней спрятаны ответы:

Как русский весело учить, постичь его …секреты.

И как с героями дружить и в лодку сесть одну,

Как море знаний переплыть и не пойти… ко дну!

2. Конкурс ПРИВЕТСТВИЕ.

- Спасибо всем за помощь! Итак, вы уже поняли, мы отправляемся в гости к жителям страны … ЛИНГВИИ. Вы наверняка догадываетесь, кто там живёт, но мы не будем забегать вперёд. По мере нашего путешествия, отвечая на разные вопросы и выполняя интересные задания,  мы будем составлять карту этой страны.

  • На доску магнитами крепится название страны и постепенно добавляются карточки с названиями разделов науки о русском языке.

- Ну а теперь пусть члены команд поприветствуют друг друга. Отвечать вы будете по очереди (по порядку каждый член команды называет приветствие. Кто больше – тот победил). Не выкрикивайте ответы, уважайте своих собеседников.

  • Здравствуйте! Привет! Здорово! Моё почтение! Приветствую! Здрасьте! Доброе утро, день, вечер! Здравия желаю!

- А знает ли кто-нибудь пословицы-приветствия?

  •  Сколько лет, сколько зим! Мир вам, и я к вам!

- Скажите, как называются все эти слова, похожие друг на друга по смыслу? Какой раздел науки о языке их изучает?

  • Синонимы. Лексика. Карточку крепим на доску для будущей карты.
  • Просьба к жюри подвести итог.

  1. Конкурс САМЫЙ БЫСТРЫЙ.

- Отвечает первой та команда, члены которой быстрее подняли руку. Исходное слово и задание на слайде. Прочитайте слово, затем произнесите его ЗВУКИ в обратном порядке, чтобы получить новое слово. Например, из слова ЛЁД получите название взрывчатого вещества (ТОЛ).

Слова для задания: шей (ешь), ток (кот), шёл (ложь), лён (ноль), лей (ель), лоб (пол).

- Какой раздел науки о языке изучает звуки речи?

  • Фонетика. Карточку крепим на доску для будущей карты.
  • Просьба к жюри подвести итог.

  1. Конкурс САМЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ.

- Следующее задание даётся по очереди каждой команде. Найдите 3е лишнее.

  • Гореть, угорать, гора
  • Ножка, ножной, ножи
  • Море, морской, морщины
  • Большой, больница, боль
  • Вода, водить, водяной
  • Лето, летать, летний
  • Горе, нагорный, горевать

- Как называются слова, которые не были лишними? А какой раздел изучает правила написания слов?

  • Однокоренные. Орфография. Карточку крепим на доску для будущей карты.

А теперь задание для самых внимательных: найдите 4е лишнее.

  • Подлежащее, глагол, дополнение, определение
  • Обстоятельство, прилагательное, числительное, наречие

- Что такое подлежащее, дополнение, определение? Какой раздел науки о языке их изучает?

  • Члены предложения. Синтаксис. Карточку крепим на доску для будущей карты.

- Что такое  прилагательное, числительное, наречие, глагол? Какой раздел науки о языке их изучает?

  • Части речи. Морфология. Карточку крепим на доску для будущей карты.

  1. Конкурс САМЫЙ ДОГАДЛИВЫЙ.

- Что, по-вашему, означают слова, придуманные маленькими детьми: гудильник, строганок, копатка, колоток, мазелин, терзак, журчей, тушенники?

Команды получают карточки. На них перечислены слова, надо написать, что они означают.

  • Проверка задания. Ответы на слайде презентации.

Слова, придуманные малышами

Что они хотели сказать

гудильник

будильник

строганок

рубанок

копатка

лопатка

колоток

молоток

мазелин

вазелин

терзак

рюкзак

журчей

ручей

тушенники

пожарные

  1. Конкурс САМЫЙ ВОСПИТАННЫЙ.

- Настало время последнего испытания. Пока мы с вами путешествовали по стране Лингвия, нас пригласили к себе в гости хозяева - разные разделы науки о языке. Добавим к нашей карте ещё один раздел лингвистики Культура речи.

- Давайте вспомним, как надо вести себя в гостях.

Мне нужны помощники, по одному человеку от команды. Один –хозяин, другой – гость. Учитель организует ситуативные мини-инсценировки.

  • Кто первым здоровается: входящий или хозяин? (Входящий)
  • Как преподносят цветы? (Цветы надо дарить развёрнутыми или в красивой  упаковке.)
  • Как должен именинник поступить  с подарком…  

- если ему подарили сладости или фрукты? (Их надо подать на стол, для всех)

- если ему подарили то, что у него уже есть, или такой подарок, который ему не хотелось бы получить? (Подарок надо обязательно распаковать и в любом случае поблагодарить дарящего.)

  • - Какие слова благодарности вы знаете? ( Спасибо, благодарю…)
  • - А как вы будете прощаться, уходя из гостей? (До свидания, всего доброго…Уместно ли сказать:- Пока?)

  1. Подведение итогов.

- Уважаемые члены жюри, мы готовы выслушать ваш вердикт. Кто же сегодня победил?

- Наша игра подошла к концу. Настало время прощаться. Однако остался ещё один вопрос… Помните, в начале нашей игры я назвала страну ЛИНГВИЮ волшебной? Мне кажется, пришло время сказать о том, почему она волшебная?

  • Тот, кто изучит все разделы науки о языке, станет самым-самым: умным, внимательным, воспитанным… А главное – грамотным! Именно поэтому сегодня среди нас нет победителей и побеждённых.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистическая игра для 5-6 классов «Славлю тебя, русский язык!» (посвящается Году Русского языка)

Лингвистическая игра для 5-6 классов «Славлю тебя, русский язык!»(посвящается Году Русского языка)...

Опыт работы "Технология оценивания метапредметных результатов в рамках предметной области «русский язык"

Педагогический проект по  теме " Технология оценивания метапредметных результатов в рамках предметной области "русский язык"...

ПРОГРАММА «Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС ООО в предметных областях «Русский язык», «Литература», «Иностранные языки»

Мир, в котором мы живем, стремительно меняется. Изменения в жизни ведут к изменению условий, в которых предстоит работать педагогу в ближайшем будущем. Неизбежны определенные моменты, создающие пробле...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» обязательной предметной области «Русский язык и литература» ФГОС ООО по курсу 5-9 класс

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» обязательной предметной области «Русский язык и литература» составлена в соответствии с ФГОС ООО, требованиями к результатам ...