Статья по теме: "Использование алгоритмов по пунктуации на уроках русского языка"
статья по русскому языку по теме

Королёва Вера Викторовна

Материал содержит образцы алгоритмов по пунктуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_algoritmov_po_punktuatsii.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Королёва В.В., учитель русского языка и литературы ОСШ № 1 г.Коломна

Использование алгоритмов по пунктуации на уроках русского языка.

 Ни для кого не секрет, что грамотность наших учащихся оставляет желать лучшего. Однако необходимо качественно подготовить их к сдаче выпускного экзамена.

Проблема формирования у детей орфографической грамотности – одна из главных в методике преподавания русского языка в школе.  

В своей работе с детьми я решила выстроить систему подходов для формирования навыков грамотного письма, чтобы помочь ученикам, испытывающим трудности в обучении.
  Существует великое множество таблиц – сводных правил, справочных материалов, всевозможных «подсказок», различных пособий по русскому языку. Но как ученику сориентироваться в них? Как научить каждого школьника безошибочно  применять правила русского языка?  

 Как правило, к нам в школу приходят ученики с разным уровнем подготовки по всем предметам, и в частности, по русскому языку. Моя задача – подтянуть отстающих и подготовить их к сдаче выпускного экзамена. Существенно повысить уровень грамотности ребят, стремящихся к этому, помогают алгоритмы.

     Что же такое алгоритм? В Энциклопедическом Словаре читаем: «Алгоритм – способ (программа) решения вычислительных и других задач, точно предписывающий, как и в какой последовательности получить результат, однозначно определяемый исходными данными» ¹. Говоря проще, алгоритм на уроке русского языка – это способ действия (развёрнутое предписание, схема), указывающий, что и в какой последовательности следует выполнить ученику, чтобы применить то или иное правило. Далеко не каждый ученик, выучив правило, может самостоятельно установить, как им  воспользоваться. Это достигается благодаря алгоритму, то есть  четкому разложению сложного действия на части и описанию «шагов» в применении правила.

      Использование алгоритмических предписаний опирается на психолого-педагогическую базу – теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и учение Д.Н. Богоявленского о целенаправленном управлении мыслительной  деятельностью учащихся. ² (сноска из пед.энциклопедии)  К.ф.н. Надточий Е.Д. в своей работе «Алгоритмы на обобщающих уроках» утверждает: «…алгоритмизация процесса обучения закладывает фундамент творческого мышления, напряжённого «думания», способствует повышению уровня грамотности…»³

Существует большое количество алгоритмов по орфографии, а по пунктуации их почти нет. При подготовке учащихся к выпускному экзамену я столкнулась с подобной проблемой, так как ребята, поступающие в нашу школу, не имеют навыков грамотного письма, а знаки препинания расставляют произвольно. Поэтому я была вынуждена искать способы, которые позволили бы моим ученикам успешно овладеть теоретическим материалом. Я взяла за основу метод крупноблочного введения теоретических знаний в виде опорных схем, алгоритмов, обобщающих таблиц. Данная методика позволяет осуществлять личностно – ориентированный подход, который является ведущим в моей работе.

По характеру оформления создаются и используются предписания следующих основных видов:

1. Алгоритм в виде плана (алгоритм-инструкция), где указывается последовательность операций при определении искомой орфограммы:

1.Найди в предложении обобщающее слово.

2.                Определи, где оно стоит

Перед однородными членами             После однородных членов

    Ставь двоеточие                                      ставь тире

3. Определи, заканчивается ли предложение однородными членами

                     Да                                                   Нет

       

      Ставь точку                                           Ставь тире

2.  Описание в виде «родословного дерева» (альтернативный алгоритм), который строится по принципу выбора между двумя возможными решениями (да или нет).

Односоставное предложение

1. Определи грамматическую основу

2. Есть и подлежащее,  и сказуемое

   Да                                                           нет

Двусоставное предложение       односоставное предложение

                                       3.   Есть подлежащее, но нет сказуемого

                               

                                             Да                                    нет(есть только сказуемое)

         

          Назывное предложение       подставь местоимение  вместо подлежащего  

Я, ты, вы, он,               они     пословица,           нельзя подставить подлежащее

она                                             поговорка                                                                              

           

определённо-     неопределённо-     обобщённо-                 безличное

личное                личное                       личное

3. Использование двух видов описания в одном алгоритме. (Знаки препинание в БСП)

1.Определи грамматическую основу

       

Простое предложение                         сложное предложение

       2. Если предложении сложное бессоюзное, то подставь подходящий по смыслу союз и выяви  смысловые отношения между частями

Ставится двоеточие                                                         Ставится тире

По количеству действий выделяются :

1. Простые  алгоритмы, включающие в себя 1 – 2 шага, но и они дисциплинируют работу мысли ученика. Например, многие школьники не сразу усваивают, как определить, сложное или простое предложение им дано. Помогает алгоритм(см. «Обобщающие слова при однородных членах»)

2. Сложные алгоритмы ,в которых содержится по 3 – 4 «шага», позволяющих добраться до решения данной задачи. Кому-то, возможно, это покажется слишком громоздким, но результат применения таких алгоритмов превосходит все ожидания: ошибки практически полностью исчезают.(см. «Односоставные предложения»)

 В старших классах алгоритмы более громоздкие, включают в себя весь изученный материал. Такие алгоритмы я использую при подготовке к ЕГЭ.

         Как вводить алгоритм на уроке? Конечно, после знакомства с правилом.

Первый способ: дать готовый алгоритм целиком. ( Запятая перед союзом «и» в простом и сложносочинённом предложении) 

                             Определи грамматическую основу

             Одна                                               Две и больше

Простое предложение                              сложное предложение

 Запятая не ставится            Есть ли общий второстепенный член

                                                             Да                        Нет

                               Запятая не ставится                     запятая ставится

Второй способ: постепенно, шаг за шагом. (Алгоритм нахождения причастного оборота)

  1. Найди причастие.
  2. Найди определяемое слово(существительное или местоимение), от которого ставится вопрос к причастию.
  3. Установи, есть ли при причастии слово, к которому ставится вопрос от причастия(зависимое слово)

Третий способ: путём наводящих вопросов вывести учеников на составление алгоритма. (Обособление определений)

  1. Где находится определение?

Перед определяемым словом         После определяемого слова

                                                                   Не обособляй

      2. Относится ли определение к личному местоимению?

                Да                                                               Нет

Обособляй                                                       не обособляй

3. Есть ли между определением и определяемым словом другие слова?

                             Да                                                          Нет

               Обособляй                                                          Не обособляй    

4. Можно ли задать к определению вопросы обстоятельства?                                             

                  Да                                                              Нет

Обособляй                                                      Не обособляй

Лучше, конечно, использовать третий способ, поскольку он позволяет развивать логическое мышление, заставляет ученика думать, а не получать готовый продукт деятельности учителя, но не всегда это удаётся.

       После введения алгоритма необходимо закрепление на многократном повторении действий. Здесь всё зависит от фантазии учителя, от приёмов его работы над закреплением темы. Вначале,  конечно,  устная работа (фронтальная и индивидуальная), затем письменные упражнения (комментирование, выборочный диктант, выборочно-распределительная работа и т.д.) и как результат – тестовые задания.

     Важно, чтобы ученики научились совершать логические операции, предложенные алгоритмом, чтобы видели в слове или предложении то место, где нужно применить правило. Как же добиться того, чтобы орфограмма (или пунктограмма) была увидена и не спутана  с  другой? Довольно часто встречаются ученики, справляющиеся с математическими задачами, но абсолютно безграмотные. Но если ученик способен к логическому мышлению, то ему надо помочь преодолеть психологический барьер боязни русского языка. Положение можно исправить с помощью алгоритмов.

      Применяя в работе алгоритмы, нужно помнить, что они эффективны лишь при тщательной отработке, серьёзном подборе дидактического материала. Ученикам нравится такая работа, и те из них, кто обладает способностью логически мыслить, могут составлять алгоритмы сами.  

Все составленные алгоритмы записываются учениками в специальные тетради-справочники. Эти тетради необходимы при повторении, работе над ошибками, при подготовке к экзаменам.

Итак, при использовании алгоритмов учителю необходимо выбрать целесообразный темп прохождения школьниками всех этапов в зависимости от общего уровня подготовки класса и с учетом индивидуальных особенностей ребят. Учителю, который впервые обращается к данной методике, можно сначала испытать ее в занятиях с отстающими учащимися – на консультациях, в индивидуальной работе. Здесь прием дает наилучший эффект, и, занимаясь с небольшим количеством учеников, учителю легче будет овладеть методикой применения алгоритмов.

Таким образом, при современном развитии науки и техники, при увеличивающемся объёме информации, которую необходимо довести до сведения учащихся, недостаточно использовать традиционные способы обучения, необходимо их совершенствование на основе достижений науки и техники. Одним из путей такого совершенствования является разработка концепции алгоритмизации обучения.

 Литература:

  1. Большой Энциклопедический словарь// изд. «Большая Российская Энциклопедия».1997г.

            2.                 пед.энциклопедия

            3.                   Надточий Е.Д. Алгоритмы на обобщающих уроках // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР.1987. № 4 с. 29-31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа на тему: "Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

В исследовательской работе показаны методические приемы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы...

Презентация на тему: "Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

В презентации показаны методические приемы использования технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы...

Обобщение опыта по теме "Использование элементов технологии интерактивного обучения на уроках русского языка и литературы"

Данная статья содержит краткое описание технологии интерактивного обучения на уроках в основной школе, ее особенности, некоторые формыи методы, преимущества.  Также в ней описаны фрагменты некото...

Доклад на тему: «Использование проектной и исследовательской технологий на уроках русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС ООО».

​Современная жизнь предъявляет нашим выпускникам различные требования, которые кратко можно охарактеризовать так: сегодня мало быть просто знающим, мало иметь в своем багаже хорошие оценки по предмета...

Методическая разработка на тему: «Использование элементов технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы»

Методическая разработка на тему:«Использование элементов технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы»      Проектная деятельнос...