Внеклассное занятие по русскому языку по теме "Крылатые выражения"
план-конспект занятия (русский язык) по теме

Наумова Светлана Николаевна

Внеклассное занятие по русскому языку по теме "Крылатые выражения" построено таким образом, что знакомство с материалом происходит с учётом жизненного опыта и при активном участии самих детей в сценках, играх, конкурсах. На протяжении всего занятия используются наглядность на каждое выражение и карточка с записью этого выражения, между которыми потом происходит игра на соответствие записи и иллюстрации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krylatye_vyrazheniya.doc64 КБ
Файл napechatat.docx14.87 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие по русскому языку

Внеклассное занятие по русскому языку по теме "Крылатые выражения" построено таким образом, что знакомство с материалом происходит с учётом жизненного опыта и при активном участии самих детей в сценках, играх, конкурсах. На протяжении всего занятия используются наглядность на каждое выражение и карточка с записью этого выражения, между которыми потом происходит игра на соответствие записи и иллюстрации.

Цели:

Образовательная:

  • познакомить детей с крылатыми выражениями;
  • научить употреблять в своей речи слова из разных стилей языка;
  • указать на безграничные возможности великого могучего русского языка;

Коррекционно-развивающая:

  • развивать речь, логическое мышление, память, внимание, воображение, умение употреблять крылатые выражения в своей речи через выполнение конкурсных заданий;

Воспитательная: за

  • воспитывать интерес, любовь к родному языку, гордость, любознательность, самостоятельность.

Структурные элементы занятия.

I. Актуализация внимания. Целеполагание.

II. Сообщение темы занятия.

III. Формирование знаний, умений, навыков.

IV. Итог.

V. Награждение.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Актуализация внимания. Целеполагание.

Добрый день, ребята!

II. Сообщение темы занятия.

–Тема нашего занятия “Крылатые выражения”.

–Что это за выражения? Посмотрите на картинки. Что здесь изображено? Какое крылатое выражение можно подобрать к каждой картинке?
–Почему они называются крылатыми?
– Чтобы лучше усвоить, выполним задания.

Формирование команд, придумать названия команд.

III. Формирование знаний, умений, навыков.

Задание 1.

1) Прослушайте текст. Подумайте, какими словами из текста его можно озаглавить?

Однажды меня и моего младшего брата Дениску пригласил на рыбалку сосед дядя Юра. Сказал, что знает такое рыбное место, где рыба сама так и ловится на крючок, что ми в сказке сказать, ни пером описать. Обещал угостить ухой – пальчики оближешь. Словом, будет интересно, мы не пожалеем. Он на этом деле собаку съел.
Мы с Дениской
развесили уши и потеряли голову от счастья. Побежали домой одним духом собирать снасти. В назначенное время мы ждали соседа у подъезда. Ждали час, два, три. Тут я понял, что дядя Юра просто морочил нам голову. Мой брат как заревет в три ручья от обиды. Мне стало не по себе. Я чувствовал себя не в своей тарелке. Вот так мы с братом попались на удочку.

–Что означает это выражение?
–Какие еще выражения, употребленные в переносном значении, встретились в тексте?
–Как вы понимаете?


2) В русском языке существует немало таких выражений, которые иногда можно заменить одним словом.

Пример: развесить уши - слушать

во весь дух – быстро
морочить голову – обманывать
в час по чайной ложке – медленно
рукой подать – близко

–Что они обозначают?
– Можно ли их понимать в прямом смысле?
– Вот какое недоразумение может произойти.

3) задание залу.

Замолчи Петрусь, говорят!
Прикуси язык, говорят!
Он язык прикусил
И сильней заголосил!

– Что случилось с Петрусем?
– Почему это произошло?
– Как надо понимать
прикуси язык?.

4) А теперь задание командам. Я читаю стихотворение. Найдите устойчивые обороты. Что они обозначают?

1 команда.

За окном едва
Пожелтела трава,
Два брата рубили дрова.
Один это делал
спустя рукава.
Другой,
засучив рукава.

– Какой здесь устойчивый оборот?
– Когда его употребляют?

2 команда.

Оказался молодцом,
Смог, осилить ношу
Не ударил в грязь лицом
И не сел в галошу.

– Какой здесь оборот?
– Когда употребляют?

Задание залу.

Вешать можно на гвоздь
Полотенце и трость.
Лампу, плащ или шляпу,
И веревку, и тряпку.
Но никогда и нигде
Не вешайте носа в беде.

– Какой здесь оборот?
– Когда употребляется?

5) Некоторые устойчивые обороты были взяты из русских сказок. Многие вам знакомы.

Из каких сказок появились такие выражения? Например, выражение «по щучьему велению» появилось из одноимённой сказки. А из каких сказок появились эти выражения.

  • Встань передо мной, как лист перед травой. (Сивка-Бурка) 
  • Рожки да ножки.
  • Кому корешки, а кому вершки.
  • Битый небитого везет.

– Как вы понимаете эти обороты?

6) Игра “Закончи фразу”

  • Поди туда – (не знаю куда) 
  • Скоро сказка сказывается – (да не скоро дело делается) 
  • Это все присказка не сказка – (сказка будет впереди).
  • Сказка ложь, да в ней намёк – (добрым молодцам урок)

– Как вы их понимаете?

7) Некоторые обороты включают слова, называющие домашних и диких животных.
Догадайтесь , что это за животные

голоден как (волк)
хитер как (лиса)
труслив как (заяц)
неповоротлив как (медведь)
надут как (индюк)

нем как (рыба)

– Почему появились эти выражения?

8) Приготовить и показать сценку.

1 команда Сценка “Ни пуха, ни пера”.

Рано утром Мама-Квочка
В класс отправила сыночка
Говорила: “Не дерись, не петушись”.
Поспеши уже пора.
Ну, ни пуха, ни пера.
Через час едва живой
Петушок идет домой
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора,
А на нем и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера.

– Что пожелала Мама-Квочка?
– Почему стихотворение заканчивается словами “Нет ни пуха, ни пера”?
– Где они употреблены в переносном значении?

2 команда  Сценка “Три загадки”.

Поссорились на перемене ребята. Один кричит:
– Я тебе покажу, где раки зимуют! А второй ему:
– Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет!
Тут подбежал к ребятам дежурный и давай их расталкивать. А они на него напустились:
– Все сидишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами? Тут дежурный как крикнет:
– Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки.

– Какие выражения встретились?

Кто сможет объяснить?
Не ссорьтесь!
Помните о том,
Что может быть беда
В дым разругаетесь,
Потом – сгорите от стыда.

Крылатые выражения – как они появились?

 Часто мы употребляем выражения, которые нам, да и окружающим кажутся совершенно понятными. Но, если задуматься, то обязательно возникнет вопрос – а почему мы так говорим? О происхождении некоторых популярных выражений вы сегодня узнаете.

Все мы знаем выражение - «водить за нос». То, что оно означает – «обманывать, обещать и не исполнять», общеизвестно. А родом это выражение из Средней Азии. Там на дорогах можно увидеть картину: идет крошечный мальчуган и ведет за собой огромного верблюда. Животное идет послушно, потому что ребенок тянет его за веревку, привязанную к кольцу, продетому в ноздри. Попробуй не подчинись! И не хочешь, а пойдешь следом, если ведут за нос.

Выражение - «втирать очки» пришло к нам от карточных шулеров и не имеет ничего общего с оптическими приборами. Очки - красные и черные знаки на картах. Карточные шулеры зачастую «втирали очки» - вклеивая лишний знак на карту, меняя ее достоинство.

«Держи карман шире» не особенно изменило свой смысл за триста лет. Но знаете ли вы, что слово «карман» когда-то означало мешок или торбу, прицепленную к одежде снаружи? Такие карманы могли быть прицеплены к седлу лошади, их можно было носить и передавать. При необходимости насыпать что-то в изрядном количестве торбу полагалось развязать и «держать шире».

Фразеологизм «после дождичка в четверг» имеет языческие корни. Наши предки превыше всего чтили бога грома и молнии Перуна. Из дней недели ему был посвящен четверг. Перуну возносили моления о дожде в засуху, считалось, что он должен особенно охотно выполнять просьбы в «свой день». А так как эти мольбы часто оставались тщетными, то поговорка «После дождичка в четверг» стала применяться ко всему несбыточному, что неизвестно, когда исполнится.

Словами «синий чулок» раньше вообще называли не женщину, а мужчину. В Англии во второй половине XVIII века существовал кружок лиц обоего пола, собиравшихся для бесед о литературе. Душою этих собраний был ученый Бенджамин Стеллингфлит, который, пренебрегая модой, носил синие чулки. Когда его не было, остальные часто повторяли: сегодня беседа не задалась - нет синих чулок. Постепенно эпитет приклеился ко всем членам группы, а затем только к женщинам, уже с тем негативным оттенком, с которым вошел в историю и дошел до наших дней.

Выражение «волк в овечьей шкуре» пришло из Евангелия: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Матф., 7, 15). Употребляется выражение, как характеристика лицемера, скрывающего свои дурные намерения под маской добродетели.

Некоторые крылатые выражения пришли к нам относительно недавно. Говоря «свежо предание, а верится с трудом», «злые языки страшнее пистолета», «счастливые часов не наблюдают», мы вторим героям комедии Грибоедова «Горе от ума».

Я покажу, где раки зимуют связано с историей нашего народа. Многие помещики любили полакомиться раками, а зимой их ловить было трудно: раки прячутся под коряги и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков их ледяной воды. Промерзнет в ветхой одежонке, застудит руки, и после этого человек часто болел. Отсюда и пошло: если хотят серьёзно кого-то наказать говорят: “Я покажу тебе, где раки зимуют”.

Лезть из кожи и спать с открытыми глазами связаны с живым миром. Линяют, т.е. вылезают из своей кожи раки и змеи. Спят с открытыми глазами рыбы.

9)Прочитать, пока дети готовят сценку.

Историю многих оборотов нам объяснить уже трудно, появились они очень давно. Выражения спустя рукава и засучив рукава, появились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами. У мужчин 95 см, а у женщин на 40 см больше. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами. Неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-то плохо, лениво – работают спустя рукава, а о людях, которые умело работали – работают – засучив рукава. Хотя рукава могут быть короткие.
Выражение
попал впросак, возникло тогда, когда мастеровой люд вил веревки на специальном станке, называемом просак. Зазеваешься – попадет в станок пола или длинный рукав, не сразу выберешься. Хорошо, что сам жив останешься, лишь одежду испортишь. Вот и теперь говорят: попал впросак – попал в неудобное положение.
Хорошо нам известный оборот
шиворот-навыворот родился в далекие времена и был связан с унизительным наказанием. Провинившегося барина сажали спиной вперед на старую лошаденку. Богатую одежду с расшитым воротником надевали наизнанку – шиворот-навыворот. В таком виде виноватого возили по улицам. И теперь мы говорим шиворот-навыворот, если оденемся не так. Но так можно сказать и не только об одежде.
Все вы конечно слышали выражение
кричать во всю Ивановскую. А связано это выражение с Московским Кремлем. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого называли Ивановской. На этой площади специальные люди - дьяки, оглашали указы, распоряжения и прочие документы, касавшиеся жителей Москвы и всего народа России. Чтобы всем хорошо было слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую.

Еще со времен далекого прошлого в нашем языке сохранилось множество слов, выражений, употребляемых нами в различных спорах, разговорах и т. д. Но об истинном их значении и происхождении мало кто знает. Поэтому чтобы лучше знать и любить свой язык, понять его мы с вами и отправимся в те далекие времена. Итак… “Не спроста и не спустя слово молвится”— говорят в народе. И действительно, каждое народное выражение, ставшее крылатой фразой, имеет свое основание, часто в глубокой древности. Почему, например, говорят…

1. “Их не разольешь водой” — о людях, которые очень дружны между собой.

Вопрос: откуда пошло это выражение?

  1. По аналогии с дерущимися животными, которых разливали водой, чтобы разнять.
  2. От обычая обливать друг друга на день Ивана Купалы.
  3. Так говорят о команде моряков, которые вместе долго плавали на одном судне.

(Правильный ответ — вариант a).

2. Вопрос: что означает это выражение «бить баклуши»

  1. Бездельничать.
  2. Громко смеяться.
  3. Сидеть, нога на ногу.

(Баклуши — чурки, откалываемые от чурбана, из которых изготовляют деревянные поделки. Раскалывание дерева на чурки, в отличие от изготовления изделий из них, считалось легким делом. Поэтому, бить баклуши — бездельничать.)

10) Игра “Пантомима”.

Объясните с помощью жестов крылатые выражения, а мы угадаем.

  • Реветь в три ручья.
  • Уши развесить.
  • Пальчики оближешь.
  • Спать с открытыми глазами.

11) Последнее задание.

1 команда. Для выполнения земляных работ рабочий, возивший землю на тачке, для облегчения своего труда привязывал к ручкам тачки веревку, которая называлась гуж. За такую тяжелую работу люди брались в крайних случаях, из-за большой нужды, например. А взявшись за нее, не должны были жаловаться на нездоровье, слабость и т.д. Отсюда пошло выражение, означающее следующее: если взялся за какое-нибудь дело, надо его выполнять, невзирая на трудности.

Вопрос: какое это выражение?

(Взялся за гуж – не говори, что не дюж).

2 команда. Рукавицы и перчатки появились на Руси довольно поздно. Раньше были распространены длинные рукава, которые засучивались перед работой. Отсюда пошло выражение “засучив рукава”, что значит “усердно приняться за работу”.

Вопрос: как можно сказать о человеке, который, наоборот, работал плохо?

  1. Задрал нос.
  2. Сел в калошу.
  3. Спустя рукава.

IV. Итог.

– С какими выражениями мы познакомились?

– Можно ли их понимать в прямом смысле?

V. Оценки.

– Ребята, вы все сегодня хорошо, активно, засучив рукава, работали. Никто не ударил в грязь лицом и не сел в галошу. (награждение)



Предварительный просмотр:

Однажды меня и моего младшего брата Дениску пригласил на рыбалку сосед дядя Юра. Сказал, что знает такое рыбное место, где рыба сама так и ловится на крючок, что ми в сказке сказать, ни пером описать. Обещал угостить ухой – пальчики оближешь. Словом, будет интересно, мы не пожалеем. Он на этом деле собаку съел.
Мы с Дениской
развесили уши и потеряли голову от счастья. Побежали домой одним духом собирать снасти. В назначенное время мы ждали соседа у подъезда. Ждали час, два, три. Тут я понял, что дядя Юра просто морочил нам голову. Мой брат как заревет в три ручья от обиды. Мне стало не по себе. Я чувствовал себя не в своей тарелке. Вот так мы с братом попались на удочку.

во весь дух –
морочить голову –
в час по чайной ложке –
рукой подать –

Замолчи Петрусь, говорят!
Прикуси язык, говорят!
Он язык прикусил
И сильней заголосил!

За окном едва
Пожелтела трава,
Два брата рубили дрова.
Один это делал
спустя рукава.
Другой,
засучив рукава.

Оказался молодцом,
Смог, осилить ношу
Не ударил в грязь лицом
И не сел в галошу.

Вешать можно на гвоздь
Полотенце и трость.
Лампу, плащ или шляпу,
И веревку, и тряпку.
Но никогда и нигде
Не вешайте носа в беде.

  • Встань передо мной, как лист перед травой.  
  • Рожки да ножки.
  • Кому корешки, а кому вершки.
  • Битый небитого везет.

  • Поди туда – (не знаю куда) 
  • Скоро сказка сказывается – (да не скоро дело делается) 
  • Это все присказка не сказка – (сказка будет впереди).
  • Сказка ложь, да в ней намёк – (добрым молодцам урок)

голоден как
хитер как
труслив как
неповоротлив как
надут как

нем как

Рано утром Мама-Квочка
В класс отправила сыночка
Говорила: “Не дерись, не петушись”.
Поспеши уже пора.
Ну, ни пуха, ни пера.
Через час едва живой
Петушок идет домой
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора,
А на нем и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера.

Однажды меня и моего младшего брата Дениску пригласил на рыбалку сосед дядя Юра. Сказал, что знает такое рыбное место, где рыба сама так и ловится на крючок, что ми в сказке сказать, ни пером описать. Обещал угостить ухой – пальчики оближешь. Словом, будет интересно, мы не пожалеем. Он на этом деле собаку съел.
Мы с Дениской
развесили уши и потеряли голову от счастья. Побежали домой одним духом собирать снасти. В назначенное время мы ждали соседа у подъезда. Ждали час, два, три. Тут я понял, что дядя Юра просто морочил нам голову. Мой брат как заревет в три ручья от обиды. Мне стало не по себе. Я чувствовал себя не в своей тарелке. Вот так мы с братом попались на удочку.

во весь дух –
морочить голову –
в час по чайной ложке –
рукой подать –

Замолчи Петрусь, говорят!
Прикуси язык, говорят!
Он язык прикусил
И сильней заголосил!

За окном едва
Пожелтела трава,
Два брата рубили дрова.
Один это делал
спустя рукава.
Другой,
засучив рукава.

Оказался молодцом,
Смог, осилить ношу
Не ударил в грязь лицом
И не сел в галошу.

Вешать можно на гвоздь
Полотенце и трость.
Лампу, плащ или шляпу,
И веревку, и тряпку.
Но никогда и нигде
Не вешайте носа в беде.

  • Встань передо мной, как лист перед травой. (Сивка-Бурка) 
  • Рожки да ножки.
  • Кому корешки, а кому вершки.
  • Битый небитого везет.
  • Поди туда – (не знаю куда) 
  • Скоро сказка сказывается – (да не скоро дело делается) 
  • Это все присказка не сказка – (сказка будет впереди).
  • Сказка ложь, да в ней намёк – (добрым молодцам урок)

голоден как
хитер как
труслив как
неповоротлив как
надут как

нем как

Рано утром Мама-Квочка
В класс отправила сыночка
Говорила: “Не дерись, не петушись”.
Поспеши уже пора.
Ну, ни пуха, ни пера.
Через час едва живой
Петушок идет домой
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора,
А на нем и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного занятия по русскому языку в 5 «Б» классе VII вида (ЗПР) "Турнир знатоков русского языка"

Предлагаю вам конспект внеклассного мероприятия по русскому языку в 5 классе коррекционной школы. Этот материал будет полезен учителям  при проведении Недели русского языка. Он поможет:привлечь в...

Внеклассное занятие по русскому языку "Его величество русский язык" 8 класс

Внеклассное занятие по русскому языку для 8 класса. Работа с эпическим, лирическим и драматическим текстом, выявление его  языковых особенностей и содержания....

Внеклассное занятие по русскому языку "Путешествие в страну Филологию. Турнир знатоков русского языка"

Внеклассное занятие по русскому языку  "Путешествие в страну Филологию. Турнир знатоков русского языка"...

Внеклассное занятие по русскому языку «Знатоки русского языка»

Цель: активизация познавательной и творческой активности учащихся.Задачи:1.      Расширять кругозор учащихся, обогащать словарь; совершенствовать навык грамотного письма.2....

Методическая разработка внеклассного занятия по русскому языку для обучающихся с ОВЗ "Путешествие в страну "Русский язык" 6 класс

Методическая разработка внеклассного занятия по русскому языку для обучающихся с ОВЗ 5-6 классы...

Внеклассное занятие по русскому языку "Знатоки русского языка"

Цель: активизация познавательной и творческой активности учащихся. Задачи:Расширять кругозор учащихся, обогащать словарь; совершенствовать навык грамотного письма.Развивать речь, мышление учащихс...

Внеклассное занятие по русскому языку "Турнир знатоков русского языка"

Внеклассное занятие по русскому языку "Турнир знатоков русского языка"...