пошаговая инструкция выполнения ГИА по русскому языку
презентация к уроку (русский язык, 9 класс) по теме

Дворниченко Екатерина Николаевна

Данная презентация поможет наглядно показать ученикам этапы подготовки к мини-сочинению в ГИА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poshagovaya_instruktsiya_vypolneniya_gia.pptx85.01 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пошаговая инструкция к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Слайд 2

Знакомство с высказыванием о языке. Осмысление высказывания. ШАГ 1

Слайд 3

Определение основной мысли высказывания Выясните, о каких свойствах языка , о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании . Примерные ответы: о богатстве, выразительности, точности русской речи; о средствах выражения мыслей; о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.; о взаимосвязи лексики и грамматики; о роли синтаксиса в человеческом общении; о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д. ШАГ 2

Слайд 4

Оформление вступления. Во вступлении необходимо: сформулировать позицию автора высказывания ; выразить своё отношение к ней. Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения: автор анализирует, характеризует, рассуждает, отмечает, доказывает, сравнивает, сопоставляет, противопоставляет, называет Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова: действительно на самом деле не могу не согласиться с автором высказывания я полностью согласен с ... вынужден согласиться с ... я разделяю точку зрения автора высказывания я поддерживаю мнение автора бесспорно мнение автора о том, что ... Шаг 3

Слайд 5

Напишите сочинение –рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста Бориса Николаевича Головина: « К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?» Помните , что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений. Можно применить цитирование , например : 1) Б.Н. Головин сказал: « К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?» Действительно, достоинства речи мы оцениваем по уместно употребленным выражениям и различным языковым единицам. Вариант 8

Слайд 6

Оценивая речь, мы учитываем (имеем ввиду)удачно использованные языковые единицы, примененные для выражения мыслей и чувств. Именно эту мысль нам доносит в своем высказывании русский лингвист Борис Головин. или Высказывание Б.Н. Головина я понимаю так: к оцениваю достоинств нашей речи мы подходим с определением уместного употребления единиц языка для выражения мыслей и чувств. Я разделяю точку зрения писателя. или В высказывании Б.Н. Головина мое внимание привлекла мысль о том, что в русском языке для выражения мыслей и чувств используются удачно подобранные различные языковые единицы. Можно обойтись и без цитирования , например:

Слайд 7

Основную часть можно начать следующими фразами: Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ... (называем фамилию автора текста) Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста ) Докажем эту мысль на примерах из текста ... Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ... Далее приводим примеры , подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения. Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов: Таким образом, общие требования к аргументам таковы: · примеров должно быть 2; примеры должны быть из указанного текста ; приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте . В прошлом году один пример должен был иллюстрировать лексические явления, другой - грамматические. Шаг 4 основная часть

Слайд 8

(аргумент 1) В своем тексте Юрий Яковлев повествует нам о необычном мальчике, подбирая для его характеристики просторечное слово «молчальник» в 6, 16, 19, 20, 46 и 48 предложениях. Это устаревшее просторечие как нельзя лучше отражает характер и темперамент мальчика. Прочитав одно это слово в характеристике Косты , мы прекрасно понимаем, что перед нами молчун: именно такой смысл вкладывает Юрий Яковлевич в слово «молчальник». (аргумент 2) В тексте Яковлева почти все мысли выражены простыми предложениями 11, 22, 27 и др. Для дополнения мысли, ее четкого выражения писатель использует множество обособлений: обособленное определение (4 и 12 предложения) и обстоятельство ( 24, 31, 33, 45 предложения). При оформлении примеров можно использовать вводные слова " во-первых ", " во-вторых " и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой. Аргументы

Слайд 9

В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами. Начать вывод можно следующими словами и фразами : таким образом, итак, следовательно , в итоге можно прийти к такому выводу: … В заключение можно сказать, что … Мы убеждаемся в том, что … Обобщая сказанное, .. Из этого следует, что … Шаг 5 заключение

Слайд 10

Таким образом, приведенные примеры подтверждают слова Головина о том, что в русском языке для выражения мыслей и чувств используются удачно подобранные различные языковые единицы. или Подводя итог сказанному, хочу отметить , что оценивая речь, мы имеем ввиду удачно использованные языковые единицы, примененные для выражения мыслей и чувств . Например

Слайд 11

1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней). 2. Аргументация: а) аргумент-пример №1; б) аргумент-пример №2. 3. Вывод. Каждую часть начинаем с красной строки. То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца. А лучше 4 , т. к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров. ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Слайд 12

Б.Н. Головин сказал: «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?» Действительно, достоинства речи мы оцениваем по уместно употребленным выражениям и различным языковым единицам. В своем тексте Юрий Яковлев повествует нам о необычном мальчике, подбирая для его характеристики просторечное слово «молчальник» в 6, 16, 19, 20, 46 и 48 предложениях. Это устаревшее просторечие как нельзя лучше отражает характер и темперамент мальчика. Прочитав одно это слово в характеристике Косты , мы прекрасно понимаем, что перед нами молчун: именно такой смысл вкладывает Юрий Яковлевич в слово «молчальник». В тексте Яковлева почти все мысли выражены простыми предложениями 11, 22, 27 и др. Для дополнения мысли, ее четкого выражения писатель использует множество обособлений: обособленное определение (4 и 12 предложения) и обстоятельство ( 24, 31, 33, 45 предложения). Подводя итог сказанному, хочу отметить, что оценивая речь, мы имеем ввиду удачно использованные языковые единицы, примененные для выражения мыслей и чувств . Получившееся сочинение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Сочинение.(Пошаговая инструкция: план, опорные слова, аргументы)

Данный материал содержит практические рекомендации к написанию сочинения-рассуждения: план, опорные слова, аргументы. Предназначен для подготовки выполнения задания "С" на ЕГЭ по русскому языку. "Поша...

: ПОДГОТОВКА К ВЫПОЛНЕНИЮ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 11 КЛАССЕ Пунктуация в СПП.

Повторение и обобщение знаний учащихся о художественно-изобразительных средствах и стилистических фигурах речи; подготовка к выполнению задания В8(24); развитие ключевых компетенций, логического мышле...

Методические рекомендации к выполнению практических работ. Русский язык

Описание алгоритма выполнения различных видов разбора....

Методические рекомендации к выполнению самостоятельных работ. Русский язык

Советы учащимся, выполняющим самостоятельную работу по русскому языку...

Инструкция "Использование национального корпуса русского языка при решении учебной исследовательской задачи"

Инструкция содержит этапы работы с национальным корпусом русского языка и позволит  научиться на конкретном примере использовать национальный корпус русского языка при решении учебных исследовате...

мониторинг выполнения учебных задач русский язык

Лист учёта выполнения заданий теста       9АПрохождение программного материала обучающимися 8Г класса ЗПР Результат  пробного ОГЭ по русскому языку в 9А классе Горбу...

Пошаговая инструкция по выполнению ВПР по английскому языку 7 класс

В презентации описаны основные действия, выполняемые учащимися на Станции записи ответов, применяемой при выполнении Всероссийской проверочной работы (ВПР) по английскому языку (7 класс)....