Буквы О-А в корне -гор--гар-
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Таова Радмила Ибрагимовна

Конспект урока "Буквы О-А в корне-гар--гор-"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukvy_o-a_v_korne_-gar-gor-.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Буквы о-а в корне –гар- - -гор-.

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели: 

  1. познакомиться с лексическим значением корня гор–гар; познакомиться с орфографическим правилом правописания  гласных о–а  в этом корне;
  2. сформировать на основе правила  умение правильно писать слова с изучаемой орфограммой;
  3. воспитать любовь к русскому языку, интерес к учению.

Оборудование: таблица чередований корней, карточки с индивидуальным заданием, карточки для самостоятельной работы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Фронтальный опрос

– Что мы изучали на предыдущих уроках?
– Какие корни с чередованием вы уже знаете?
– От чего зависит написание гласной в этих корнях?
– Обратимся к таблице на доске (3 столбик закрыт)

Написание букв о-а в корнях с чередованием  зависит от наличия

закорневого суффикса -а-

ЛАГ–ЛОЖ 

сочетания согласных ст/щ
в корне слова
РАСТ (РАЩ)–РОС

ударения

ГОР–ГА'Р: О/А (а')

III. Практическое задание на развитие логического мышления

1) На доске заранее написаны слова с пропуском гласной.

Выр…щивать, прил…гательное, р…стение, пол…жение, выр…сли.

Задание:  распределить слова на группы. 

IV. Новый материал

1) Ребята, мы с вами повторили правила написания гласных в корнях с чередованием и то, что написание гласных может зависеть:

а) от наличия суффикса А после корня;
б) от конечной согласной корня.

– Сегодня мы познакомимся с другими корнями, в которых также наблюдается чередование гласных а–о.

Наша цель:

а) установить, от чего зависит написание гласной в корне гор–гар;
б) сформулировать правило;
в) научиться узнавать эту орфограмму и правильно писать слова.

2) Итак, обратимся к корню гор–гар.

– Перед вами на доске слова гора, гореть, гористый, загар, угарный, горный. 
– Выделите корень. Однокоренные ли это слова? 
(Нет)
– Почему? 
(Они имеют разные лексические значения, хотя их корни звучат и пишутся одинаково)
– Разведите эти слова по их родовым гнёздам (самостоятельно в тетради).

Гора, гористый, горный – значение «возвышаться».
Гореть, загар, угарный – значение «пылать».

– Сегодня мы будем работать со словами, корень которых имеет значение «пылать».
– Рассмотрите внимательно слова, записанные в два столбика на доске.
– Запишем в тетрадь:

гореть                        угар 
горелый                      огарок
загорать                    загар

– Прочитайте слова первого столбика. Какая гласная пишется в корне?
– В каком положении, ударном или безударном, она находится?
– Прочитайте слова второго столбика. Какая гласная пишется в корне?
– В каком положении находится она?
– Сделаем вывод: от чего же зависит написание 
а–о в корне гор–гар(От ударения).
– Сформулируйте правило.
– Обратите внимание! В этих корнях написание зависит от ударения, но не проверяется им!

Учитель открывает 3 графу таблицы.

– Как правильно выделить орфограмму? (Учитель – на доске, дети в тетради: гореть – угар.)

– Для того чтобы лучше запомнить правило, составим алгоритм. (Учитель – на доске, дети – в тетрадях.)

Можно это правило представить в виде следующего рисунка (кому-то легче будет запомнить так).

http://festival.1september.ru/articles/531993/img1.gif

Итог этого этапа: орфограммой является только безударная гласная.

Мы под удареньем пишем 
Без сомнения то, что слышим.
Если ж звук без ударенья,
Вызывает он сомненья.

V. Закрепление

1. Упр. 140 – развивается умение находить в словах орфограмму – букву а–о в корне ­гар­ – ­гор­, различать омонимичные корни и отличать данную орфограмму от орфограммы – проверяемой буквы безударного гласного в корне, устно и графически объяснять условия выбора орфограмм.

Вырабатывается алгоритм поиска слов с орфограммой (выбора написания):

1) Произнести слово, поставить ударение, найти буквы безударных гласных.

2) Выделить звукосочетание [гар].

3) Проверить, является ли оно корнем. Выделить корень. Уточнить значение слова.

4) Определить, ударный гласный в корне или безударный.

5) Применить правило.

6) Подчеркнуть орфограмму­букву о или а.

– В каких словах этой орфограммы нет? Почему? (Под горой, пригорок, горючий, горевать.)

– Сколько омонимичных корней вы обнаружили? (Три.)

– Сделайте вывод: что важно знать, чтобы правильно применить правило написания букв безударных гласных в корне? (Знать значение слова (корня) и не смешивать слова с омонимичными корнями.)

2. Упр. 141 – развивается умение писать слова с разными орфограммами, в том числе с орфограммой­буквой а–о в корне ­гар­ – ­гор­, графически обозначать условие выбора орфограммы.

Выполняют самостоятельно. Коллективная проверка с комментированием.

3. Упр. 142 – развивается умение правильно писать слова с изученной орфограммой.

Ученики могут диктовать в группе предложения по очереди, один комментирует перед записью, называя слово с изученной орфограммой. Можно провести как самостоятельную работу.

VI. Итог урока.

– Какую проблему решали на уроке?

– Чему научились?

– Какая работа понравилась больше всего?

VII. Домашнее задание.

1. Уметь рассказать правило, опираясь на схему.

2. Упр. 144 (взаимодиктант).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра «Буквы Е - И в корнях с чередованием» в 5 классе.

Презентация, выполненная в занимательной форме,  носит контролирующий характер. Она предназначена для учащихся 5 класса. Цель: 1. Проверить знания и умения  учащихся по теме «Буквы Е ...

Чередование гласных в корнях слов. Буквы О – А в корне «ЛАГ- ЛОЖ»

Данная презентация для интерактивной доски позволяет учителю провести урок на данную тему....

«Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-».

Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-». Цели: а) образовательные расширить, углубить знания учащихся о чередовании бу...

Тренажёр по русскому языку для 5 класса по теме "Правописание слов с чередующимися гласными в корне. Буквы а-о в корне -лаг, -лож."

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8220110","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 250px; height: 295px;"}}]]Учебный тренажёр состоит из 2 разделов: тренажёр и уп...

Урок русского язык в 5 классе. Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием

С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед...

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием

Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.Буквы е, и в корнях с чередованием...

Учебный тренажёр по теме: Правописание слов с чередующимися гласными в корне. Буквы а-о в корне -лаг, -лож.

Учебный тренажёр по теме: "Правописание слов с чередующимисягласными в корне. Буквы а-о в корне -лаг, -лож" поможет учащимся отработать орфограмму, а учителю провести экспресс-диагности...