Урок-диалог о русском языке "О скверном и святом"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Ходотаева Ольга Владимировна

Урок посвящен теме «Бранная лексика: хорошо это или плохо». Помогает показать, что представляет собой сквернословие как языковое явление. Развивает умение дискутировать, аргументировать свою точку зрения. Воспитывает речевую культуру, уважение к себе и окружающим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_o_skv._i_svyat.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Соболевская средняя общеобразовательная школа

имени А.Н. Попова

УРОК-ДИСПУТ

«О скверном и святом»

                                        

                                                        Учитель:    Ходотаева О.В.

                                

2012 год

ЦЕЛИ УРОКА:

  • показать, что представляет собой  сквернословие как языковое явление (этимология, семантика, роль в языке)

  • развивать умение дискутировать, аргументировать свою точку зрения;

    -   воспитывать речевую культуру учащихся, уважение к матери, собеседнику и самому себе.

                                

        - Пожалуйста, посмотрите на доску. На ней записана тема нашего урока:  « О скверном и святом».

        - Давайте подберем однокоренные слова:

осквернить                        освятить

скверна                                 святость

сквернослов                         святой

-Что означают слова в первой колонке?

-Какой цвет вы подобрали бы, если бы нужно было изобразить их графически?

-А во второй колонке?

- Поднимите руку те, кто никогда в жизни не оскорблял сквернословием.

- Что ж, все мы состоим из плохого и хорошего, как и наш язык. Я предлагаю вам послушать легенду о философе Ксанфе и его рабе-баснописце Эзопе.

        Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее.Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает языки. Мудрый философ ответил:

-Ты велел купить самое лучшее. А что может быть самое лучшее на свете кроме языка! При помощи языка развивается культура, строятся города; при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, вдохновлять на подвиги, выражать ласку и любовь. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка.

        Такое рассуждение пришлось по вкусу Ксанфу и его гостям.

        В другой раз  Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее.

        Эзоп опять купил языки. Все очень удивились этому.

        Тогда мудрец объяснять:

-Ты велел отыскать мне самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают друг друга, посредством языка можно лицемерить, хитрить, лгать, обманывать, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать целые государства ;он может вносить в нашу жизнь горе и зло. А может ли быть что-нибудь хуже языка?

        Предание говорит, что не всем гостям понравился такой ответ.

В подтверждение моих слов -эпиграф нашего урока. Запишите его в тетрадь и подумайте о чем эти строки.

-Действительно «проклятие» и «заклинание» - слова однокоренные, говорящие о том, что можно делать добро или творить зло с помощью языка.

- Свое занятие мы проведем в форме дискуссии, словесной дуэли. Итак, перед нами две группы (обучающихся поделить заранее), которые должны определить, можно, нужно, необходимо пользоваться нецензурной бранью или можно вполне обойтись обычным запасом слов.

        -Ваше слово, дуэлянты:

                        (ответы ребят)

-Нецензурная брань – это общепринятое общение в кругу ровесников. Это круто, классно!

-Меня понимают мои ровесники и без мата.

  • Тебя могут высмеять, унизить, дать тебе кличку, если ты не будешь такой как все.
  • Значит, это не моя компания. Ругаться матом – противоречит моей натуре.
  • Матерные слова снижают напряжение, позволяют снять стресс, высказаться.
  • У меня достаточно других способов, чтобы успокоиться.
  • Я ругаюсь, потому что так делают все вокруг.
  • Я не хочу быть, как все, мне не нравится брань. Кроме этого мне кажется, что все матершинники оскорбляют мою и всех мам на свете.
  • Мне нравится произносить эти слова, так я выгляжу взрослее.
  • А я не ругаюсь, но чувствую себя мудрее, потому что и без мата могу выразить любую мысль.

  • Ты права, Марина, русский народ давно подметил пагубный характер привычки ругаться матом. Обратите внимание на доску, вы видите пословицы, выписанные из сборника В.И. Даля «Русские пословицы». Давайте их прочтем… и выпишем по одной понравившейся себе в тетрадь.

                ( Звучит аудиозапись из кинофильма «Бумер»)

        

        К сожалению, такую речь мы слышим часто и видим таких людей, о которых идет речь в стихотворении «Дикарь» А.Лысова.

                                        Дикарь

        Я нынче видел дикаря                         Пусть лексикон дикарский пуст,-

        И говорил с ним даже,                        Зато как речь цветиста:

        Но, откровенно говоря,                        Что шаг, то мат слетает с уст

        О нем всего не скажешь.                Такого « шаг-матиста».

        Сказать лишь можно, что с лица         Дикарь на площади. Он рад

        И не дикарь он вовсе:                        стать мастером особым,

        Не носит он в носу кольца                Чтоб сделать трехэтажный мат

        Монет в ушах не носит.                Скабрезным небоскребом.

        Его одежду описать                        И дикарей вокруг щадят

        Словами тоже можно:                        Обходят стороною,

        Он по одежке, так сказать,                Как будто речь на площадях

        На нас на всех похожий.                Должна стать площадною.

        Но передать его язык                        А надо, что ни говори,

         Поэт не правомочен:                        Пресечь их брань вначале -

        В таком бы случае мой стих                 Пресечь, покуда дикари

        Был сплошь из многоточий.                Совсем не одичали!

        Вы догадались : речь идет

        Опять про мат и матик,

        Про речь, которую ведет

        Подобный  «мате-матик».

        ( Словарно-семантическая работа)

- Объясните значение слова скабрезный путем подбора слов-синонимов.

Скабрезный   (неприличный, непристойный, нецензурный, матерный, скверный)

- Давайте еще раз обратимся к теме нашего урока.  Мы только что с вами подобрали синонимы к слову скверный. Назовите их еще раз.

        -А как думаете вы? Можно ли употреблять нецензурные выражения? Да         или нет?  

  (Ответы учащихся)

        

        В домашнем сочинении вы высказали свое мнение по данному вопросу,          сейчас я зачитаю выдержки из ваших работ...

                (Работы учащихся)

        -Подведем итог:

                Можно:                                        Нельзя:

        Раз они есть, их можно произносить.        1.Показатель низкой культуры.

2.Великий грех.

                На основе ваших работ и предварительного опроса выстроилась следующая концепция борьбы с нецензурной бранью.

                        Концепция борьбы с нецензурной речью в школе

                

                1.Вызывать в школу родителей для беседы.

                2.Привлекать к дополнительному дежурству по классу.

                3.Писать реферат на тему «Нецензурная  речь».

          4.Проводить воспитательные беседы.

           5.Писать замечания в дневник.

         6.Ставить оценки за поведение.

          7.Сделать доску позора.

                 8.Воспитывать у окружающих людей культуру речи не только в школе,          но и дома, и на улице.

        - А теперь пришло время обратиться к истории сквернословия, этимологии, исследованиям по данной теме.

        Э.Асадов

                        О скверном и святом

Что в сердце нашем самое святое?

Навряд ли надо думать и гадать.

Есть в мире самое простое

И самое возвышенное - Мать!

Так почему ж  большое слово это,

Пусть не сегодня, а давным - давно,

Но в первый раз ведь было кем-то, где-то

В кощунственную брань обращено.

Тот пращур был и темный, и дурной,

И вряд ли ведал, что творил,

Когда однажды взял и пригвоздил

Родное слово к брани площадной.

И ведь пошло же , не осело пылью,

А поднялось, как темная река.

Нашлись другие. Взяли, подхватили

И понеслись сквозь годы и века...

Пусть иногда кому-то очень хочется

Хлестнуть врага словами, как бичом.

И резкость на язык не только просится,

А в гневе и частенько произносится,

Но только мать тут все-таки причем?

Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.

И все же трудно попросту понять,

Что слово «мат» идет от слова  «мать»,

Сквернейшее от самого святого!

Неужто правду за свою любовь,

За то что родила нас и растила,

Мать лучшего уже не заслужила,

Чем этот шлейф из непристойных слов?!

Ну как позволить, чтобы  год за  годом

Так оскорблялось пламя их сердец?!

И сквернословам всяческого рода

Пора сказать сурово наконец:

Бранитесь или ссорьтесь, как хотите,

Но не теряйте звания людей.

Не трогайте, не смейте, не грязните

Ни имени, ни чести матерей!

-В названии  стихотворения лежит такой художественный прием, как оксюморон – сочетание лексически не сочетаемых слов. Каких?

                ( Скверное и святое)

- Какие слова, с точки зрения автора, относятся к понятиям  «самое святое», «сквернейшее»?   ( Мать – мат)

-  Какие слова и словосочетания подбирает Асадов, чтобы выразить свое отношение к русскому мату?

        ( кощунственная брань, площадная брань, сквернейшее слово, непристойные слова)

  • Что вызывает особый гнев поэта?

(оскорбление имени и чести матерей)

  • На каких исторических фактах оно базируется?

                Лекция « Из истории русского мата»

Ф.М. Достоевский в «Дневнике писателя» отмечал: « народ наш сквернословит зря, и часто не об этом совсем говоря. Народ наш не развратен, а очень даже целомудрен. Несмотря на то, что это, бесспорно, самый сквернословный народ в целом мире, - и об этой противоположности, право, стоит хоть немножко подумать».

        Что имеет в виду Достоевский, говоря о целомудренности русского народа?

        Он отметил тем самым такую особенность разговорной речи: употребляя непристойные слова, говорящий не имеет в виду, в сущности, ничего плохого, непристойного, т.е. не связывает данные слова с конкретным содержанием (матерщинные слова в основе своей имеют ярко выраженную сексуальную семантику).

        Матерщина считается в принципе недопустимой для произнесения или написания – нецензурная лексика – даже и в том случае, когда она произносится от чужого имени, как чужая речь, за которую говорящий или пишущий, вообще говоря, не может нести ответственности.

        Вот как об этом говорится в первом духовном (церковном) стихе « Пьяница»:

Который человек хоть однажды

По матерному взбранился,

В шутках или не в шутках,

Господь почтет за едино.

        Разгадка подобного отношения к матерщине объясняется тем, что матерщина имела отчетливо выраженную культовую функцию в славянском язычестве.

        Матерная ругань широко представлена в разного рода обрядах явно языческого происхождения – свадебных, сельскохозяйственных – т.е. в обрядах, связанных так или иначе с плодородием.

        В древнерусской письменности – в условиях христианско-языческого двоемирия – матерщина  закономерно рассматривается как черта бесовского поведения. Борьба с матерной руганью велась на Руси под знаком борьбы с язычеством.  Матерщинник считался не христианином, а язычником.

        В древнерусской литературе встречается мнение, что матерная брань – «то есть жидовское слово» - т.е. Речь иноверца – человека иной веры: язычника, чужестранца.

        Помимо языческой этимологии, существует также представление и о татарском происхождении матерной брани (появление целой группы нецензурных слов, сниженной лексики во время татаро-монгольского ига).

        Для выявления роли матерной брани в языческом культе особый интерес представляет поучение против матерщины – « Повесть святой отец о пользе душевной всем православным христианам», приписываемое Иоану Златоусту, в котором говорится, что матерным словом оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека , наконец, «третья мать» - Мать-Земля:

        - Не подобает православным христианам матерны лаяти. Понеже Мати Божия Пречистая Богородица… тою же Госпожою мы Сына Божия познахом..

        - Другая мати, родная всякому человеку, тою мы свет познахом.

        - Третья мати – земля, от нея же кормимся и питаемся и тьмы благих приемлем, по Божию велению к ней же паки возвращаемся, иже есть погребение.

        В одном из вариантов этого поучения утверждается, что матерная брань наказывается стихийными бедствиями. Которые по-видимому, могли осмысляться как гнев земли: «…и за то Бог спущает казни, болезни и скорби».

        В древнерусской литературе говорится о том, что матерная брань поносит не только и не столько мать собеседника, к которому обращено ругательство, но прежде всего – родную мать самого бранящегося. Так как по своему первоначальному смыслу матерная брань является не оскорблением, а скорее заклинанием, заклятьем, проклятьем.

        Отношение матерной брани к земле соотносится с культом мертвых. Поскольку земля воспринимается как место обитания предков (родителей), культ земли связывается вообще с культом мертвых. Очень характерно убеждение, например, что матерщина тревожит покоящихся в земле «родителей».        В древнерусских текстах подчеркивается, что матерная брань, оскорбляя родителей говорящего, оскорбляет тем самым и его  самого как представителя и продолжателя рода.

        

( Подведение итогов занятия)

- Язык наш очень богат, есть из чего выбирать. Но выбирая, нужно помнить о такте, о чувстве меры, о бережном отношении к окружающим и уважении к самому себе.

Чтение стихотворения « Слова» (автор не известен)

Словно травы шелестят  слова.

Как слова и травы в жизни схожи!

Говорим: целебная трава –

Есть слова целительные тоже.

Есть слова, исполненные яда,

Есть простые, словно васильки,

А порой с собою нету слада,

Если всходят в речи сорняки.

Есть слова, пьянящие как розы.

Есть сухие, как степной ковыль,

Есть слова, рождающие слезы, -

Горькие слова, слова – полынь.

Словом модно душу им калечить,

Словом можно раны исцелить,

Тяжкий груз недобрых слов на плечи

Берегите ближнему взвалить!

Я смотрю на луг, в цветы одетый,

Как прекрасен сочных трав покров!

Научи нас, Бог, дарить букеты,

Состоящие из мудрых, добрых слов!

- Давайте же дарить друг другу букеты только  из мудрых, добрых слов! Спасибо всем за работу.

Домашнее задание: изложить в письменном виде свою систему борьбы с нецензурной бранью в государстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование урока-диалога по теме "Движение тела по наклонной плоскости"

В презентации представлена разработка урока - диалога продуктивного действия по теме "Движение тела по наклонной плоскости" в рамках системы развивающего обучения....

урок-диалог по отрывку из романа Ф.М.Достоевского "Братья Карамазовы" - "Мальчики"

Урок-диалог. Тема: "Путь к состраданию". Урок, завершающий изучение данного отрывка, предполагает обобщение исследовательской работы с текстом, которую проводили учащиеся в течение двух уроков....

“К истокам русского слова: роль церковнославянизмов в литературном русском языке” (урок-диалог в 5,6 классах)

Урок-диалог проходит в игровой форме, к которому учащиеся заранее готовят костюмы-буквы церковнославянской азбуки, рассказывая о том, что каждая из них обозначает, а также  оформляется выст...

“О скверном и святом…”

Открытый урок русского языка в 10 классе....

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Классный час для старшеклассников "О скверном и святом"

Цели.Исследовать вопрос о том, что представляет собой сквернословие как языковое явление (этимология, семантика, роль в языке);Развивать умение дискутировать, аргументировать свою точку зрения;Воспиты...

Урок-диалог по русскому языку в 6-м классе на тему: «Произведения великих русских писателей – лучший учебник родного языка»

Урок-диалог по русскому языку в 6-м классе, организованный с привлечением литературного материала, заключает в себе большие возможности для активизации внимания учащихся в отношении темы диалога, ве...