Урок русского языка в 6 классе.« Систематизация и обобщение знаний о местоимении».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

« Систематизация и обобщение знаний о местоимении».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Протокол урока.

Тема: « Систематизация и обобщение

знаний о местоимении». ( ФГОС )

Разработала учитель русского языка и литературы МБОУ

«Кощаковская СОШ» Пестречинского муниципального района

Республики Татарстан.

Шмелёва Галина Александровна

РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА.

Морфология. Местоимение.

Тема: « Систематизация и обобщение знаний о местоимении».

Русский язык. 6  класс. Учебник для общеобразовательных  учреждений. Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов; научный редактор Н.М. Шанский  М.: Просвещение, 2010.

Тип урока: урок обобщения и систематизации умений и навыков.

ЭТАПЫ УРОКА:

1 .Организационный этап.

2. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

3. Актуализация знаний.

4. Обобщение и систематизация знаний.

5. Применение знаний и умений в новой ситуации.

6. Контроль усвоения , обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7. Рефлексия

Цель  урока: 

1. Обобщить и систематизировать знания учащихся  о признаках местоимений,    организовать деятельность обучающихся по восприятию, осмыслению, запоминанию знаний и способов деятельности;

2. Развивать речь, внимание и мышление;

3. Воспитывать самостоятельность и умение сотрудничать

Форма работы:  коллективная, индивидуальная

     Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор

Задачи урока через планируемые результаты:

Личностные:

  • Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.
  • Создание  условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.
  • формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.

      Предметные:

  • Распознавать местоимения в тексте.
  • Корректировать  индивидуальную работу в соответствии с коммуникативной целью.
  • Анализировать и характеризовать особенности местоимений.
  • Моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей  высказывания.

Метапредметные:

  •  Адекватно понимать письменные высказывания

Регулятивные:

  • Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

  • Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.
  • Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.
  • Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

  • Формировать умение работать с разными разрядами местоимений.
  • Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять  её с учётом решаемых задач.
  • Извлекать нужную информацию.

Тема:  «Систематизация и обобщение знаний о местоимении»

                                                       ПРОТОКОЛ  УРОКА.

                                      1 этап. Организационный этап.

Звучат слова песни:

«Я, ты, он, она: вместе-целая страна, вместе-дружная семья, в слове мы сто тысяч я!»

 Учитель: Подарите, пожалуйста, друг другу местоимения из  этой песни. Передавайте их с улыбкой, и тогда все вместе мы справимся с задачами урока

                 2 этап.  Постановка целей и задач урока.

          Учитель: Ко мне на почту пришло  интересное письмо. ( На экране слова)

«Живу я  в далёком ненецком посёлке. До райцентра  надо лететь на вертолёте 4 часа. Мне задали сочинение по упражнению 405, а у меня ничего не получается. Помогите мне, ребята. В сочинении надо использовать следующие местоимения: как-то, мы, я, со мной, она, что, ей, что-нибудь, её, всё, с тобой.»

Учитель:    Помогите мальчику, ребята, а заодно вспомните все морфологические признаки  местоимения. О чём мы сегодня с вами будем говорить? (ответы обучающихс: зачитываются сочинения-миниатюры,называются разряды местоимений)..Итак, с заданием мы справились, а помогли нам в этом знания о местоимении. Тему записываем на доске. «Систематизация и обобщение знаний о местоимениях».

Попробуем вместе сформулировать цель урока,что необходимо вспомнить, на что обратить особое внимание при подготовке к контрольной работе? Сформулируйте цели, которые вы ставите перед собой на этом уроке,  запишите их на листочках. Давайте озвучим цели  и разместим их на  «кирпичиках» нашего «Дворца знаний»

Дети предлагают цели:

- вспомнить разряды местоимений

-определить роль местоимений в речи

- как различить личные и притяжательные местоимения?

- когда пишется Е , а когда И в неопределённых местоимениях? Стр 250

-какие местоимения пишутся через дефис?

- как склоняется возвратное местоимение?

- как правильно: « по вас или по вам»?стр 252

- правильно употреблять местоимения при составлении речевого высказывания;

Ученики  «строят» из «кирпичиков» «Дворец знаний», символизирующий цель урока.

                          3 этап. Актуализация знаний.

Учитель: Сегодня мы продолжим работу в творческой лаборатории.   На прошлом занятии  мы выяснили, что местоимения  можно  встретить вокруг нас, везде в окружающем мире. Сегодня же  поучимся с ними работать, исследуем местоимение  как часть речи. Для этого у нас будут работать несколько лабораторий:

 - лаборатория исследователей;

- лаборатория художников;

- лаборатория  сказочников;

- лаборатория поэтов;

Учитель:  Распределимся по группам. Вы можете пойти работать в любую лабораторию, какая вам больше нравится.

(дети рассаживаются)

-У вас есть инструкции с заданиями, где сказано, что нужно делать. На работу 15 минут, потом  - презентация вашей работы.

1. Лаборатория исследователей

Задание.

Прочитать текст песни, определить, как часто в ней  встречаются местоимения, к каким разрядам они относятся, в какой форме употреблены(прилагается таблица разрядов)  

 

местоимение

 

 

разряд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                

Сделать выводы: какие местоимения чаще употребляются? Какую роль выполняют?

Песня «Улыбка»

От улыбки хмурый день светлей                                      Ты да я, да мы с тобой,
От улыбки в небе радуга проснётся                                 Ты да я, да мы с тобой,
Поделись улыбкою своей                                                  Здорово, когда на свете  есть друзья.
И она к тебе не раз ещё вернётся                                     Если б жили все  в одиночку,

От улыбки, солнечной одной                                              То давным-давно на кусочки
Перестанет плакать самый грустный дождик                 Развалилась бы, наверное , земля
Добрый лес простится с тишиной                                       Ты да я, да мы с тобой,
И захлопает в зеленые ладоши                                             Ты да я, да мы с тобой,                  

От улыбки станет всем теплей                                        Землю обогнём,потом махнём на Марс
И слону и даже маленькой улитке                                 Может, у оранжевой речки,
Так пускай повсюду на Земле                                          Там уже грустят человечки
Будто лампочки включаются улыбки                             Оттого что слишком долго нету нас


2. Лаборатория художников

1. Нарисовать эмблемы для всех лабораторий (исследовательская; художественная; сказочная; поэтическая; научная) ,используя при этом подходящие местоимения. Примеры :выделить буквы, из которых можно составить местоимения, обыграть названия станций…

      2.Защитить свои рисунки, пользуясь памяткой.

Памятка
Как защищать рисунок

  1. Дать название рисунку
  2. Объяснить, почему выбрали такие цвета
  3. Объяснить, что обозначают отдельные детали

3. Лаборатория сказочников

Задание.

1. Прочитать определение.

Лингвистическая сказка – это занимательный короткий рассказ, главные герои которого олицетворяют определенные лингвистические понятия, а в характерах,

поступках действующих лиц наглядно проявляются отличные признаки этого языкового явления.

Особенности лингвистической сказки:
- лингвистическая сказка объясняет нам законы языка;
- ей присуще сказочные элементы, волшебные превращения герои, определенные устойчивые выражения;
Композицию лингвистической сказки: составляют: присказка, зачин, сказочное действие и концовка.

2. прочитать пример лингвистической  сказок В.В.Волиной Стр245 Злая колдунья)

В далёкие времена в одном царстве жили добрые и весёлые люди. Однажды забрела к ним злая колдунья и решила лишить  их радости. При помощи страшного заклятья заставила она людей забыть все имена.

 В царстве наступил беспорядок. Люди не знали, как обратиться друг к другу, не  понимали , о чём идёт речь. Стали жители волшебной страны злыми, мрачными и раздражительными на радость колдунье. Помог людям добрый мудрец с длинной белой бородой. Вместо забытых имён подарил он им короткие слова, которые не называли имена, а лишь указывали на них :я, ты, мы, вы….Потом вернулись забытые имена, но и слова, подаренные мудрецом, прижились у людей.

 Так и появились «вместоимения». А со временем буква «в» затерялась, и слова стали называться местоимениями.

3. Придумать свою собственную ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ  сказку на одну из тем: «Наши верные помощники-местоимения», «Первый заместитель существительного», «Мы нужны, чтобы не повторяться».

4. Лаборатория поэтов

  Задание.

Составить стихотворение о  местоимении. Если затрудняетесь, используйте любое  начало:

-Моё стихотворение про местоимение…/Без него, поверьте мне, нейдёт стихотворение;/

-Я- расскажет обо мне…/То - на что-то нам укажет;/

Мнения-местоимения-сполна –имена (стр 245)

3. ВЫСТУПЛЕНИЯ ГРУПП

5 этап. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Учитель: Страна «Местоимение» очень большая. Она занимает третье место по численности после существительных и глаголов. Из тридцати самых частых слов – 12 местоимений. Теперь вы знаете , для чего нужны нам местоимения.  Сейчас вы получите небольшие тесты, на решение которых даётся 7 минут

Тест № 1

Тест.

1. Выдели все местоимения, которые пишутся через дефис:

   а) (кое)что, (ни)кого, (ни)чей, что(то);

   б) (кое)кто, что(либо), кто(нибудь), (ни)(с)чьими;

   в) (кое)кому, (в)чём(либо), какой(либо), (кое)какой;

   г) (ни)кто, (ни)какой, (ни)(с)чем, (ни)(у)кого.

 

2. Распредели по двум колонкам словосочетания с местоимениями.

   Н_кто  не знал, н_ с кем говорить, н_ в чём не нуждаться, н_в чем выйти,                 н_чего стесняться, н_ о чём не заботиться, н_кого бояться, н_кем дорожить.

 

                  ни                                                                            не

____________________                                   _____________________

____________________                                   _____________________

____________________                                   _____________________

____________________                                   _____________________

 

 

3. Отметь ту строку, в которой все местоимения пишутся слитно:

  а) (ни)кого, (ни)чем, (не)чем, (не)что;

  б) (ни)кем, (ни)(с)кем, (ни)(в)чём, (ни)каких;

  в)  (ни)сколько, (не)который, (не)сколько, (не)(у)кого.

 

4.Укажи, в каком столбике все местоимения пишутся раздельно:

   а) (ни)(к)кому;            б) (кое)(с)кем;               в)  (кое)(в)чём;

       (ни)(о)ком;                    (кое)кто;                       (кое)(к)кому;

       (ни)(с)каким;                (ни)(в)чём;                    (ни)(о)каком;

       (ни)чей;                         (не)сколько;                  (не)(у)кого.

6 этап. Контроль усвоения, обсуждения.

Учитель: А теперь посмотрим на наше «дерево целей» и уберём те листочки с целями, о которых мы с вами говорили.

7 этап. Рефлексия.

         Каждый ученик индивидуально работает с листом рефлексии, где он формулировал цель, если цель достигли, то ставим +, если нет - ставим -, если остались вопросы- ставим ?

Те ученики, которые цели формулировали у «дерева целей», выходят и рассказывают, что они узнали по данному вопросу, который они формулировали как цель. Снимаем «листочек-цель» с дерева.

Задача учителя: осуществить рефлексию учащимися собственной деятельности и провести необходимую коррекцию                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Систематизация и обобщение изученного о СКС", 7 класс

Цели урока:•повторение и обобщение знаний учащихся о словах категории состояния;•развитие навыков связной речи;•формирование умения употреблять слова данной морфологической категории в речи. През...

Урок русского языка по теме "Систематизация и обобщение знаний по теме "Наречие"

Разработка включает в себя конспект урока, презентация и ЭОР...

Мастер - класс "Создание ситуации успеха на уроках русского языка в ходе повторения и обобщения знаний учащихся"

Я рассказала о  приёмах, которые использую при обобщении изученного материала....

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе "Систематизация и обобщение знаний по теме "Правописание наречий ".

Данный урок разработан по программе Бабайцевой . Тип урока – систематизация и обобщение знаний, коррекция умений и навыков....

Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"

Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур....

Технологическая карта урока химии в 10 классе "Систематизация и обобщение знаний по теме «Спирты и фенолы». Применение спиртов и фенолов." ФГОС , профильный уровень

Последний урок в теме «Спирты и фенолы», раздел «Кислородсодержащие органические вещества» Урок- практикум. Технологическая карта урока составлена в соответствии с требов...