Открытый урок по русскому языку в 5 классе.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Открытый урок по русскому языку в 5 классе.

Тема урока:  Правописание корней с чередованием.

Цели урока:

1.Закрепить правописание чередующихся гласных а-о в корнях –лаг -лож- раст-(- ращ-) -рос-. Изучить правописание корня кас- кос.
 Сформировать умение рассуждать при выборе чередующейся гласной в корне.  Уметь правильно писать слова с указанной орфограммой.
2. Развивать орфографические навыки.

3. Воспитание бережного отношения к природе.

 

Оборудование: разноуровневые карточки, перфокарты, сигнальные карты, видео- ролик, презентация, электронный тест, рисунки детей о родной природе.

Ход урока:

1.Вступительное слово учителя.

 

Тема нашего урока « Правописание корней с чередованием».

 Сегодня на уроке мы повторим правописание чередующихся гласных а-о в корнях –лаг-, -лож-,- раст-(- ращ-) ,-рос-;
изучим правило « Правописание корней кас- кос».

 Откройте тетради , запишите число  …………………………………….

  А еще мы будем сегодня развивать речь. Посмотрите внимательно на рисунки . Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

О природе.

 Итак, начнем.

                           

 Полный ужаса крик

 В мое сердце проник

То рыдала Земля:

Люди, спасите меня»!

Я стою и молюсь

За планету боюсь

Как беду отвратить?

Как покой возвратить?

В народе говорят, что когда ранят бобра, или у матери- бобрихи отнимут детеныша, то беззащитный зверь плачет, как человек, утирая слезы передними лапками.  Так же беззащитна и вся природа.

Так давайте, ребята, по-настоящему любить и жалеть все живое на этой прекрасной Земле!                        

 

2.Просмотр видео - ролика  « Красота Земли».

 

3. Разноуровневая творческая работа.

 

Итак, ребята, на  экране    слова:

 

 Родина,  земля,  пр..рода, пл..нета, б..да, д..ревья, ч..ловек, загр..знение.

 

 Ребята, сидящие за 1 столом, списывают слова, вставляют пропущенные буквы, подбирают проверочные слова.

Ребята, сидящие за вторым столом, составляют предложения с опорными словами.

3 группа ребят пишет сочинение- миниатюру  на тему «Сохраним родную природу».

 

 Проверяем.

 Молодцы, ребята, хорошо поработали,  а теперь немножко отдохнем.

 

 Физкультминутка.                                     

 

 А теперь мы   повторим  правописание корней с чередованием.

 Правописание каких корней с чередованием мы с вами изучили?

 

4. Работа по перфокартам.

5. Работа по сигнальным карточкам.

 

Подрастать                                              предлагать

Приложение                                            уложить

Расти                                                        сложить

Растительный                                          отложить

Росток                                                      прилагать

Предложение                                          отрасль

Растение                                                  Ростислав

Выращенный                                           ростовщик

 

 А теперь повернитесь друг к другу, расскажите правило о правописании корней с чередованием.

 Назовите исключения.

 6. Правописание  корня КАС-КОС.

 

 Изучение новой темы проведем  следующим образом.

Каждый из вас сейчас получит разноуровневое задание. Внимательно ознакомьтесь с ним.

Все ли понятно?                    

 Приступили к выполнению.

 

 Делаем вывод.  От чего зависит правописание корней КАС-КОС?

Каково значение этого корня?

 7. Закрепление.

 Выполняем тест.

 

Проверка по ключу.

 

 Вывод по теме. ( по сигнальным картам.)

 Перед СТ-Щ пишем   А.                                                                           

 ЛАГ-ЛОЖ. Перед Г пишем А, перед Ж пишем О.

 КАС-КОС. Если после корня есть  суффикс А- пишем А.

 

Вывод :  И закончить   сегодняшний урок мне бы хотелось словами М. Пришвина.  

Если будет вода, а в ней ни одной рыбки- я не поверю воде.

И пусть в воздухе кислород, но не летает ласточка- я не поверю воздуху. И лес без зверей с одними людьми- не лес. Берегите природу,  ребята!

 

 Домашнее задание: составьте словарный диктант из 20 слов на изученную орфограмму.

 

 

Подведение итогов.

 

 Рефлексия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

Открытый урок по русскому языку 5 класс

Открытый урок по русскому языку в 5 классе в коррекционной школе 8 вида. Тип урока формирование  знаний и умений. Урок с призентацией....

Открытый урок по русскому языку 6 класс

Открытый урок по русскому языку 6 класс...

Открытый урок по русскому языку 5 класс

Тема урока: Простые и сложные предложения 9закрепление) 5 класс.Данный материал поможет отработать навыки определения видов предложения, умения ставить знаки препинания,а также работать над развитием ...