Душа слова. (Этимология, 5 класс)
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Душа слова. (Этимология) Открытый урок в 5 классе в рамках городского фестиваля «Дни русского языка»

Сопровождается презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Этимология слов. 5 класс2.68 МБ

Предварительный просмотр:

                                                   Душа слова

                        Открытый урок в 5 «Б» классе в рамках                                            

                   городского фестиваля «Дни русского языка»

                                                                        Учитель Лейко О.А.

                                                                        Дата проведения 16 октября 2013 г.

                  Цель урока: воспитание интереса к изучению этимологии, обогащение представлений учащихся о духовной, нравственной и языковой культуре народа.

                  Задачи урока:

-способствовать развитию мыслительно-речевой деятельности учащихся, умению обобщать, логически верно излагать свои мысли;  

-способствовать раскрытию творческих способностей;

-воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи.

                  Оборудование: этимологический словарь, компьютер, проектор, доска, раздаточный материал, слайды.                

                  Ход урока:

 Слайд 1. Душа слова. Путешествие в этимологию.

 Слово учителя.

                              Слово… Как много таится в этом удивительном создании человечества! Трудно себе представить жизнь без слов, без языка. Душа слова… Как вы думаете, что это значит: душа слова?

                              Да, это то, что вложил каждый человек, мастер слова, поэт или писатель, сочинитель в свое творение.

                              Наш урок мы проводим в рамках городского фестиваля «Дни русского языка». Посвящен этот фестиваль О.Н.Трубачеву, известному лингвисту, слависту, составителю и переводчику многотомного этимологического словаря русского языка.

Слайд 2. Портрет О.Н.Трубачева.

                              Этимология. Что вы знаете об этой науке?

(Этимология – наука, которая изучает происхождение слов)

                               На нашем открытом уроке мы совершим с вами путешествие в страну Этимология.

                                Давайте познакомимся с этимологическим словарем.

Найдите слово «победа». Расскажите, что вы узнали из словаря.

(Обучающийся работает со словарем)

Слово учителя. История нашего языка уходит в далекое прошлое.

Слайд 3. Алфавиты кириллицы и глаголицы.

                               Древнерусский язык - это язык восточных славян, который примерно 1, 5 тысячи лет тому назад выделился из общеславянского языка. Древнерусским этот язык называется потому, что восточные славяне, создав самостоятельное государство - Киевскую Русь, образовали единую древнерусскую народность. Из неё позднее (примерно 600 лет назад) выделяются русская, украинская и белорусская народности. Поэтому так похожи русский, украинский и белорусский языки. К древнерусской лексике относятся такие слова, которые являются общими для всех восточнославянских языков (русского, украинского и белорусского). Вот примеры древнерусских слов: дядя, племянник, белка, снегирь, тёмный, сегодня, после, теперь.

                                  (Рассказ обучающегося о слове «победа»)

                                Русский, украинский и белорусский языки очень похожи. Если вы хотя бы один раз слышали украинскую или белорусскую речь, вы могли это заметить. Чтобы убедиться в этом, давайте проведём эксперимент.

Слайд 4. Слова украинские и белорусские.

Попробуйте перевести данные слова

Нiч (укр), дзень (белор), бiлий (укр),   бегаць (белор.),хазяїн (укр.)           багатий ( укр.)  шырокі (белор.), агонь (белор.)

Слайд 5. Олимпийский огонь.

                    Слово нашим юным этимологам. Они узнавали о словах, связанных со спортом, и расскажут о них.

Слайд 6. Слова эстафета, стадион.

(Выходят обучающиеся и рассказывают о словах  эстафета, стадион, лыжи, сани, хоккей, велосипед, мяч.)

Слайд 7. Слова  лыжи, сани, хоккей, велосипед, мяч.

                     А теперь наша физкультминутка.

В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)

А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)

В среду долго умывался, (Умываемся.)

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)

В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)

А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал.

                Что означают слова, называющие дни  недели? Об этимологии этих слов вы узнаете дома. Это ваше домашнее задание.

                       Слово… Как много оно значит! А порой может и рассмешить нас. Давайте прочитаем стихотворение.  

Слайд 8. Стихотворение.

                       Читаем по цепочке по каждой нашей строчке. Смешно, но этого и добивался автор стихотворения, вкладывая свою душу. «Соберите» строчки правильно.

 Слово учителя.

                        Этимология – наука, в которой есть место открытиям и находкам. Она долго еще будет притягивать к себе тех, кто вдумчиво относится к слову, интересуется его историей, стремится понять и объяснить те изменения, которые в нем происходят.

                        В нашем классе есть такие ученики, которые не только увлекаются этимологией, но и сами сочиняют. Слово Юркиной Але.

(Ученица читает стихотворение собственного сочинения)

Слово учителя.

Слайд 9. Высказывание о языке.

                        В одной из бесед О.Н.Трубачев сказал: «…Язык –это глыба, это океан, и он имеет огромные глубины…Русский язык глубок и многослоен…» Наверное, каждый согласится, что великолепие нашего языка заключается и в выразительных средствах, и в многообразии лексики. Относитесь к слову бережно, любите свой язык, свою речь.

Наш урок мы завершим стихотворением поэта В.Шефнера.

(Ученица читает отрывок из стихотворения)

Вадим Шефнер

Много слов на земле. Есть дневные слова -
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть ночные слова, о которых мы днем
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.
Есть слова - словно раны, слова - словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке нашем есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Повторять их не смею на каждом шагу,-

Как знамена в чехле, их в душе берегу.

Дополнительные материалы к уроку.

                                 Интерес к этимологии проявляется как у взрослых, так и у детей: каждый хочет узнать, откуда произошло то или иное слово, и так или иначе его объяснить. Казалось бы, чего проще объяснить происхождение слова близорукий: это человек, который не видит дальше своей (вытянутой) руки! 
Но, как мы уже видели, легко ошибиться… Лексема близорукий восходит к древнерусскому близозоръкъ – сложному слову, образованному от слов близко (близо) и зоркыи («видящий»). Даже ныне в некоторых русских диалектах можно встретить слово близорокий, что также говорит в пользу нашего утверждения. Слово близозоркий (близозоркыи) с течением времени утратило один из повторяющихся слогов –зо-1 и под влиянием народной (ложной) этимологии2 сблизилось со словом рука. Таким образом, слово близорукий этимологически никакого отношения к слову рука не имеет. 

 

Объясните разницу, при помощи словаря, в значении слов одеть и надеть, экскаватор и эскалатор.

Выясните, правда ли, что слово 
врач образовалось от слова врать?

Правда ли, что астрономы – это специалисты по астрам?

Известно, что газель можно поймать, приручить, но можно ли её выучить наизусть?

 Сколько слов из списка содержат общий корень:
высотный, полтораста, сотник, сотовый, стократный, сторожевой, трехсотлетие?

 

В русском языке есть сочетание синие чернила. С точки зрения этимологии и самой элементарной логики, это сочетание противоречиво. 

Народная и детская этимология. 

Обычно люди начинают свои этимологические изыскания уже в раннем детстве. Такие ребячьи образования, как гудильник (будильник), копатка (лопатка), копоток (молоток), мазелин (вазелин) и другие, вызванные естественным стремлением как-то осмыслить каждое непонятное слово, типичны не только для детского возраста.

 «Хватит тебе секреты говорить! Секретарша какая!», «Мы ходим на прогулку, — мы прогульщики!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Этимология слов" (6 класс)

Урок «Этимология слова» ориентирован на учащихся 6 класса, занимающихся по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др. Цель урока – познакомить школьников с понятием «этимология», со специфиче...

Урок – презентация10 класс.Тема: «Душа слова. Этимологический анализ слов»

Цель: дать представление об основных принципах этимологического анализа слов, вызвать интерес к изучению истории родного языка, развивать навыки исследовательской деятельности....

Душа слова (урок русского языка в 5 классе)

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по ФГОС. Урок в рамках городского фестиваля "Дни русского языка" им. О.Н. Трубачева, дается первоначальное представление об этимологии. Учитываетс...

Урок по теме "Этимология – наука о происхождении слов", 6 класс

Урок со всеми приложениями, презентацией....

Конспект урока "Этимология слова" 6 класс

Урок призван познакомить школьников с понятием «этимология слова», со спецификой этимологического словаря, научить пользоваться данными этимологии при объяснении современных лингвистически...