Формирование умений на уроках русского языка.
учебно-методический материал по русскому языку по теме

Ушиярова Гульсум Фаритовна

Формирование умений морфологических, синтаксических и по развтию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_umeniy_na_urokakh_russkogo_yazyka.docx18.48 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование умений  морфологических, синтаксических и по развитию речи.

Компоненты методической системы

Морфология

Синтаксис

Развитие речи

Цель и задачи изучения раздела

Сформировать у учащихся объективные законы строения и правила использования в речи слов и предложений.

Умение определять части речи, грамматические значения слов, формы, изменения слов.

Способствовать изучению синтаксиса и на его основе росту речевой культуры школьника.

Обобщение и систематизация знаний о предложений, развитие интонационно выразительной речи, активизация всех видов деятельности, связанная с совершенствованием устной и письменной речи, конструирование предложений, самостоятельное употребление синтаксических структур, развитие логического и абстрактного мышления.

Сформировать в речевой деятельности учащихся воплощать структурные средства языка, его единицы.

Изучить структурную организацию и грамматические значения синтаксических единиц, формирование коммуникативных навыков, анализ содержания, строения, изобразительно-выразительные средства языка текста, соотн. Плана, содержание и плана выражения.

Содержание обучения

Изучение:

  • Самостоятельные части речи, их лексико-грамматические разряды, морфологические категории
  • Неизменяемые части речи: причастие, деепричастие
  • Служебные части речи: предлог, союз, частицы, междометия, модальные слова

Изучение:

  • Главных членов предложения
  • Второстепенных членов предложения
  • Односоставных предложений
  • Однородных членов предложения
  • Обращений
  • Вводных конструкций
  • Обособленных членов предложения
  • Сложных предложений

Изучение речеведческих понятий, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, - формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;

Основные понятия

Морфология  как раздел грамматики.  Усвоение учащимися основных морфологических понятий. Способы различения частей речи и их форм.

Познакомить с основными синтаксическими понятиями, грамотно оформлять предложения и словосочетания, показать связь морфологии и синтаксиса, синтаксические категории, отношения, синтаксический разбор.

Функциональные стили, стилистика; стиль, классификация стилей;  лексические, морфологические, синтаксические особенности стилей.

Методические принципы обучения

Обобщение при изучении морфологических категорий.  Методы и приемы изучения частей речи. Различия в методике изучения знаменательных и служебных частей речи. Связь  морфологии  с синтаксисом. Изучение  морфологии  на синтаксической основе. Перспективность в изучении грамматики.

 

Методическая характеристика синтаксиса как раздела грамматик. Использование сведений  по   морфологии  при изучении синтаксиса.  Словосочетание и его структура в отношении к учению о предложении и второстепенных членах предложения как проблема методическая.  Способы усвоения учащимися связей слов. Система изучения простого и сложного предложений и их структурных компонентов.  Интонация как грамматический признак и речевой компонент.  Изучение сложного синтаксического целого как методическая проблема.  Синтаксический разбор.  Конструирование и моделирование в работе по синтаксису.  Грамматическая синонимика (умение различать стилистические особенности параллельных конструкций и устанавливать своеобразие каждой из них).

 

Понятие "развитие речи" в методике русского языка. Разделы работы по развитию речи, их взаимосвязь. Задачи работы по развитию речи в школе.  Основные принципы работы по развитию речи учащихся: связь работы по развитию речи с развитием мышления, наблюдательности, эмоциональной культуры учащихся; связь этой работы с изучением грамматики, правописания, с уроками чтения и литературы. Создание благоприятной речевой среды и согласованность в требованиях к речи учащихся как условие успешной работы по развитию речи. Словарная работа.

Формируемые умения

Анализировать синонимические средства морфологии, различать грамматические омонимы, опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их, извлекать необходимую информацию из словарей.

Самостоятельно подбирать и правильно использовать лингвистический материал, обогащать свою речь, находить различия между предметной, понятийной и синонимической близостью предложений, владеть навыками стилистической правки текста, самостоятельно конструировать синтаксико-стилистическую структуру предложений, использовать синонимические варианты выражения одной и той же речи.

Сформировать понятие о нормах русского языка, владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью, владение умением анализа текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, владение умениями представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров.

Основной метод изучения раздела

Анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи, употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Анализировать и разбирать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности.

Различать и анализировать тексты с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств, создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи, сформировать представление об изобразительно-выразительных возможностях русского языка.

Классификация упражнений

  • Опознавать самостоятельные (знаменательные)части речи и их формы, служебные части речи
  • Анализировать слово
  • Употреблять формы слов различных частей речи
  • Применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа
  • Распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач
  • Извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных.
  • Выработать умение быстро ориентироваться в тексте, сравнивать синтаксико-стилистические явления,
  • Усвоить синтаксические отношения между словами, развивать навыки сознательного употребления слов и словосочетаний в речи, восстанавливать авторские тексты, конструировать, редактировать, вставлять, сопоставлять
  • Определять структурно-семантические различия односоставных и двусоставных предложений, устранять стилистические ошибки, самостоятельно употреблять разные виды односоставных предложений.
  • Усиливать выразительность высказываний эмоционально-экспрессивного характера
  • Использовать разновидности обращений , связанные с созданием особых семантических оттенков
  • Употреблять вводные слова и предложения
  • Выявлять особую выразительность обособленных второстепенных членов предложения, их стилистическую роль, сопоставлять  синонимичные конструкции
  • Акцентировать внимание учащихся на том ,как  замена влияет на смысл высказывания и эмоциональную окраску речи.
  • Выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях
  • Анализ художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики
  • Сформировать представление о системе стилей языка
  • Обогащать активный и потенциальный словарный запас
  • Использовать в речи грамматические средства для свободного выражения мыслей
  • Предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения
  • Выступать перед аудиторией с небольшим докладом
  • Использовать приемы работы с учебной книгой, справочниками
  • Извлекать информацию по заданной проблеме
  • Стилистически корректно использовать лексику и фразеологию
  • Создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты, официально-деловые тексты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.

В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...

Формирование УУД на уроках русского языка и литературы в классах III и IV вида.

Цель педагога - способствовать формированию у учащихся УУД. Как это сделать? Давайте думать вместе....

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ РАБОТЕ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ

Главное на уроке русского языка, по-моему, постижение красоты языка, удивление перед его возможностями и открытия, свои маленькие «открытия», пусть уже сделанные кем-то из больших ученых. Язык наших п...

Формирование нравственно-оценочных умений на уроках русского языка.

Из опыта работы по формированию личностных УУД на уроках русского языка....