Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме

Серёдкина Александра Валерьевна

Ладыженская, 6 часов в неделю, 34 уч. недели

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_dlya_5_klassa.doc497.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая  программа по русскому языку для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы по русскому языку к учебнику 5-9  классов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н,М. Шанского (Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 класс/  Сост. Л.И. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2002). Программа соответствует уровню стандарта образования.

Цели и задачи  программы обучения в области формирования системы знаний, умений

Основными целями обучения в организации учебного процесса в 5 классе будут:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение  русским литературным языком в разных сферах и ситуациях; обогащение словарного запаса;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с очки зрения нормативного соответствия  ситуации в сфере общения.

Данные цели обуславливают решение следующих задач:

  • развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
  • формирование общеучебных умений и навыков: коммуникативных, интеллектуальных, информационных, организационных;
  • формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Изменения, внесенные в примерную   учебную программу,  их обоснование

    Сопоставление примерной программы  с авторской показало, что в авторской программе неполно представлены разделы «Фонетика», «Синтаксис», «Лексикология», «Морфемика», «Морфология».

Разделы науки о языке

Дидактические единицы, которые необходимо ввести в рабочую программу

Общие сведения о языке

Язык – важнейшее средство общения в определенном национальном коллективе.

Фонетика.

Орфоэпия

Орфоэпия как наука о языке.

Фонетическая транскрипция. Объяснение особенностей произношения и написания слов с помощью элементов транскрипции. Изменение  звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. Характеристика  отдельного звука речи и анализ  звука в речевом потоке. Связь фонетики с графической орфографией.

Основные выразительные средства фонетики.

Понятие об орфоэпической норме. Овладение основными правилами литературного произношения и ударения. Особенности ударения в русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения.

Орфоэпические словари и их использование в повседневной жизни. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. Применение  знаний и умений по фонетике в практике правописания.

Морфемика

Отличие морфемы от других языковых единиц. Виды морфем. Корневые и некорневые морфемы. Возможность исторических изменений в структуре слова. 

Основные выразительные средства морфемики. Использование авторских слов в художественных текстах. Повтор слов  с одинаковыми морфемами как один из приемов выразительности. Применение знаний и умений по морфемике в практике правописания.

Лексикология

Лексикология как раздел науки о языке.  Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка. Отличие слов от других языковых единиц. Основные способы передачи лексического значения слов. Толкование лексического значения слов с помощью  описания, подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов. Понимание основания для переноса наименования. Основные виды тропов. Наблюдение за использованием переносных значений слов в устных и письменных текстах. Различение омонимов и многозначных слов в речи. Смысловые и стилистические различия омонимов. Использование синонимов как средства связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора.

Наблюдение за использованием  антонимов в устной и письменной речи. Учет лексической сочетаемости слов в речи. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Грамматика.

Морфология

Морфология. Грамматика как раздел науки о языке. Морфология как раздел грамматики. Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение  слова и его отличие от лексического значения.

Имя существительное

Существительное общего рода.  Существительные, не имеющие родовой характеристики. Правильное употребление имени существительного в речи.

Имя прилагательное

Зависимость рода, числа и падежа  прилагательного от существительного. Правильное употребление  имени прилагательного в речи.

Глагол

Правильное употребление глаголов в речи.

Синтаксис

Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии. Основные признаки словосочетаний. Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Интонация предложений с обращениями. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественных произведений.

Комплект учебников и учебно-методических пособий, обеспечивающих процесс образования по русскому языку по данной программе

Учебники

Методические пособия

 Баранов М.Т., Ладыженская Т, А. Тростенцова Л.А..  Русский язык.  Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2007.

  1. Пересветова, Е.В. Диктанты по русскому языку: 5 класс: к учебникам Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык.5 класс»; А.Ю. Купаловой и др. «Русский язык.5 класс»; М.М. Разумовской и др. «Русский язык.5 класс» / Е.В. Пересветова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 192 с.
  2. Комисарова, Л.Ю. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 5-й кл.: к учебнику Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык.5 класс» /Д.Ю. Комисарова – М.: Экзамен, 2008. – 126 с.
  3. Раман, Т.В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: к учебнику Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык.5 класс»: 5-й Кл. /Т.В. Раман. – 2-е изд.- М.: Экзамен, 2007. – 318 с.

 

Количество часов в 5 классе

В год – 204 часа, из них на развитие речи -  45 часов

В неделю – 6 часов

Плановых контрольных  работ

Диктант

6

Контрольное тестирование

2

Изложение

2

Сочинение

2

Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 5 класса

I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.

II. К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;
  • разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическим и толковым словарями;
  • соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах с изученными орфограммами ошибки и исправлять их.

Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По развитию речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.

Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.

Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.

Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.

        Учебно-тематический план

Содержание

Кол-во часов

Количество контрольных

работ

Развитие речи

Язык – важнейшее средство общения

4

1

Повторение пройденного в 1-4  классах

30

2

6

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

35

2

6

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.

20

2

4

Лексика. Культура речи.

13

4

Морфемика. Орфография. Культура речи.

29

2

6

Морфология. Орфография. Культура речи.

69

3

16

Повторение и систематизация пройденного.

10

1

2

ИТОГО

210

12

45

Календарно-тематический  план

Календарные сроки

Тема учебного занятия

Формирование универсальных учебных действий

Диагно

стика

Подготовка к итоговой аттестации

Знать

Уметь

Наука о русском языке, ее основные разделы.

Основные разделы лингвистики, основные разделы языка и речи.

Выделять главное в высказывании.

Язык и общение. Язык и человек. Общение устное и письменное.

Отличия устной речи от письменной. Язык – универсальное средство общения, свободное владение родным языком – признак культуры человека.

Понимать информацию устного и письменного сообщения, осознавать значение родного языка в жизни человека и общества

Язык и его единицы.

Приемы слушания, нормы речевого этикета.

Соблюдать нормы русского речевого этикета, извлекать информацию из различных источников, понимать основное содержание текста.

Р.р Стили речи

Основные признаки разговорного, научного стиля, языка художественной литературы.

Опознавать стиль, соответствующий ситуации общения, теме, целям.

Звуки и буквы. Произношение и правописание.

Различия между буквой и звуком, классификация звуков и слогов.

Различать буквенный и звуковой состав слова, делить слова на слоги для переноса, выделять на слух звуки и называть их.

6, с. 7-11(на выбор)

Орфограмма.

Понятие орфограммы, опознавательные признаки орфограммы.

Находить орфограммы в разных морфемах, дифференцировать их.

3, с. 8-9

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

Определение однокоренных слов.

Подбирать проверочное слово, определять ударение в слове, называть ударные и безударные гласные.

4, с. 15, № 11

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

Сильные и слабые позиции согласных.

Проверять согласные, находящиеся в слабой позиции.

4, с. 18, № 14 ( повторение изученного)

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Правило написания непроизносимых согласных в корне слова.

Уметь безошибочно писать слова, проверять написанное.

Мониторинговое исследование.

4, с. 18, № 15, 16

Буквы и, у, а после шипящих.

Правописание букв и, у, а после шипящих.

Безошибочно писать слова, проверять написанное, опознавая признаки орфограммы.

Разделительные Ъ и Ь.

Правописание Ъ, Ь.

Опознавать признаки орфограммы, безошибочно писать слова, объяснять причину несоответствия букв и звуков в словах с Ъ и Ь, определять функцию Ь для смягчения предшествующей согласной.

Контрольный диктант по теме «Повторение пройденного в 1-4 классах».

Правила выделения орфограмм в тексте.

Объяснять орфограммы в слове.

 

8, с. 9 № 4

Анализ контрольного диктанта по теме «Повторение пройденного в 1-4 классах».

Орфографические и пунктуационные правила, на которые были допущены ошибки.

Выполнять работу над ошибками.

Составление аналитической карты мониторинговых исследований уровня развития речеведческих умений и навыков

Раздельное написание предлога с другими словами.

Правило раздельного написания предлога с другими словами.

Отличать предлог от приставки, разграничивать приставки и предлоги, правильно писать предлоги со словами.

Р.р. Текст.

Основные признаки текста. Смысловая и композиционная цельность, связность текста.

Отличать текст от предложений на тему, уметь строить текст.

Части речи.

Определение частей речи, последовательность их распознавания.

Различать части речи по вопросу, значению, морфологическим признакам, приводить свои примеры.

Наречие.

Морфологические признаки наречия как части речи.

Находить наречие в тексте.

6, с. 27-48

Глагол.

Определение глагола как части речи, правописание гласных в личных окончаниях глаголов, буква Ь во втором лице единственного числа.

Находить глагол в предложении, определять его морфологические признаки, использовать глаголы в речи, правильно писать гласные в личных окончаниях глаголов, Ь в глаголах 2 лица.

3, с. 10-11

-ться и – тся в глаголах

Правописание

 -ться и – тся в глаголах

Правильно ставить вопросы к глаголу на – тся, понимать, от какого условия зависит выбор Ь, устно объяснять выбор написания.

8, с. 30-33

Р.р. Тема текста.

Знать понятия: широкая и узкая тема, коммуникативная установка.

Соотносить тему и содержания высказывания, определять границы темы.

Личные окончания глаголов.

Спряжения глаголов, алгоритм правописания гласных в личных окончаниях глаголов.

Определять спряжение глагола и выбрать гласную в личных окончаниях.

8, с. 27-30

Не с глаголами.

Правило написания не с глаголами.

Правильно писать не с глаголами.

8, с. 33-35

Имя существительное.

Имя существительное как часть речи. Морфологические признаки имени существительного.

Находить имя существительное в тексте, определять морфологические признаки имени существительного.

3, с. 12-13

Буквы е-и в окончаниях существительных.

Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

Безошибочно делать выбор орфограммы.

4, с. 55-60

Ь после шипящих  на конце существительных.

Правило написания Ь после шипящих  на конце существительных.

Применять изученное правило на практике.

8,с. 24

Имя прилагательное.

Имя прилагательное как части речи. Морфологические признаки имени прилагательного.

Задавать вопросы от существительного к прилагательному, правильно писать окончание прилагательных, определяя их род, число, падеж.

3, с. 14-15

Р.р. Подготовка к обучающему сочинению-описанию по картине А. Пластова «Летом».

Средства раскрытия замысла художника: композиция, цвет, колорит. План, опорные слова.

Формулировать тему, создавать свой текст по личным впечатлениям и по картине в соответствии с темой.

Р.р. Сочинение-описание по картине А. Пластова «Летом».

Алгоритм работы над сочинением по картине.

Последовательно излагать мысли, соблюдать абзацы, видеть речевые и грамматические ошибки.

Составление аналитической карты наблюдений

за сформированностью различных видов учебной деятельности.

Местоимение.

Местоимение как часть речи, морфологические признаки личных  местоимений.

Опознавать в тексте личные местоимения, употреблять их с предлогами в письменной и устной речи.

3, с. 16-17

Р.р. Основная мысль текста «Памятный день».

Основная мысль текста, понятия «тема», «основная мысль».

Определять основную мысль текста, соблюдать абзацы, составлять простой план.

Обобщение по теме «Повторение пройденного в 1-4 классах».

Изученные части речи, правописание гласных и согласных в корне, падежных и личных окончаниях.

Грамотно писать, определять изученные части речи, соотносить звук и букву.

Составление мониторинговых  исследований уровня успеваемости по итогам изучения темы.

Контрольное тестирование по теме «Повторение пройденного в 1-4 классах».

Изученные правила темы.

Применять изученные правила  на практике.

Составление информационной карты результатов

контрольного тестирования по русскому языку.

3, с. 18-21

Анализ контрольного тестирования по теме «Повторение пройденного в 1-4 классах».

Орфографические и пунктуационные правила, на которые были допущены ошибки.

Выполнять работу над ошибками.

Синтаксис как раздел грамматики.

Синтаксис как раздел грамматики, единицы синтаксиса.

Видеть границы в предложениях, выделять словосочетания, находить грамматическую основу.

Пунктуация.

Пунктуация как раздел науки о языке. Знаки препинания конца предложения.

Различать знаки препинания и определять их функцию в предложении.

Словосочетание. Строение словосочетаний (2).

Основные признаки словосочетаний, строение словосочетаний, способы выражения главного и зависимого слова.

Определять главное и зависимое слово, составлять схемы словосочетаний.

Способы выражения грамматической связи в словосочетании.

Способы выражения грамматической связи в словосочетании.

Составлять схемы словосочетаний, конструировать словосочетания по схеме.

4, с. 22-34, № 23, 22

Р.р. Подготовка к контрольному изложению-повествованию «Отважный пингвиненок».

Последовательность работы над подробным изложением в соответствии с планом.

Выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст, выбирая основную идею. Составлять подробный план.

Р.р. Контрольное изложение-повествование «Отважный пингвиненок».

Последовательность работы над подробным изложением в соответствии с планом

Выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст, выбирая основную идею.

Составление аналитической карты наблюдений

за сформированностью различных видов учебной деятельности по итогам контрольного изложения.

Анализ контрольного изложения-повествования.

Орфографические и пунктуационные правила, на которые были допущены ошибки.

Проводить анализ выполненной работы, устранять ошибки.

Виды словосочетаний. Разбор словосочетаний.

Основные признаки словосочетаний.

Разбирать словосочетания, отличать словосочетания от предложения.

Предложение.

Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других  языковых единиц.

Находить грамматическую основу предложения, конструировать предложения по заданным типам  грамматическим основ.

3, с. 22-25

Р.р. Сжатое изложение «Старый пень»

Последовательность работы над подробным изложением в соответствии с планом.

Выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст, выбирая основную идею. Составлять подробный план.

Виды предложений по цели высказывания.

Определение предложений по цели высказывания.

Характеризовать предложения по цели высказывания.

Виды предложений по эмоциональной окраске.

Виды предложений по эмоциональной окраске.

Правильно оформлять в устной и письменной речи восклицательные предложения.

Члены предложения. Сказуемое.

Способы определения сказуемого, основные способы его выражения.

Выделять грамматическую основу предложения с двумя главными членами.

Подлежащее.

Способы определения подлежащего, основные способы его выражения

Выделять грамматическую основу предложения и графически выделять ее.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Способы выражения подлежащего и сказуемого, условия постановки тире  между подлежащим и сказуемым.

Опознавать подлежащее и сказуемое при пропуске глагола-связки, ставить тире, читать интонационно правильно данные предложения.

Распространенные и нераспространенные предложения.

Различия между распространенными и нераспространенными предложениями.

Различать распространенные и нераспространенные предложения, характеризовать предложения по наличию или отсутствию второстепенных членов.

Второстепенные члены предложения. Дополнение.

Определение дополнения, способы его выражения, графическое выделение на письме.

Находить дополнение в тексте, отличать прямое дополнение от подлежащего.

3, 26-27

11.11

Определение.

Способы  выражения определения, графическое выделение на письме.

Находить определение в тексте, использовать в речи.

12.11

Обстоятельство.

Способы  выражения обстоятельства, графическое выделение на письме.

Находить обстоятельства в тексте, использовать в речи.

13.11

Предложения с однородными членами.

Признаки однородных членов.

Находить однородные члены.

3, 28-29

14.11

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Алгоритм расстановки знаков препинания в пред

Ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами, подбирать примеры на изученное правило.

15.11

Предложения с обращениями.

Понятие обращения, его роль в речи.

Составлять предложения с обращениями, различать обращение и подлежащее.

3, 30-31

16.11

Р.р. Письмо.

История эпистолярного жанра. Композиционные элементы письма. Виды писем.

Составлять текст письма в зависимости от его назначения.

18.11

Синтаксический и пунктуационный разборы простого предложения.

Алгоритм  синтаксического и пунктуационного разборов простого предложения.

Выполнять синтаксический и пунктуационный разборы простого предложения.

19.11

Простые и сложные предложения (2)

Понятия простых и сложных предложений.

Отличать простые предложения от сложных, находить в них грамматические основы.

20.11

Знаки препинания в сложном предложении.

Алгоритм расстановки знаков препинания в сложном предложении.

Правильно ставить знаки препинания в сложном предложении.

21.11

Синтаксический разбор сложного предложения.

Алгоритм выполнения синтаксического разбора сложного предложения.

Выполнять синтаксический разбор сложного предложения.

22.11

Прямая речь (2)

Понятие прямой речи.

Произносить интонационно правильно предложения с прямой речью, ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью.

3, 32-33

23.11

Прямая и косвенная речь.

Понятие косвенной речи, правило различения прямой и косвенной речи.

Различат прямую и косвенную речь в тексте, знаки препинания в косвенной речи.

25.11

26.11

Диалог.

Понятие диалога.

Оформлять диалог на письме, знаки препинания при диалоге, составлять и правильно читать диалог.

27.11

Повторение по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»

Что изучает синтаксис и пунктуация. Алгоритмы пунктуационных правил.

Составлять простые и сложные предложения, подбирать примеры на изученные правила, конструировать предложения.

Составление мониторинговых  исследований уровня успеваемости по итогам изучения темы.

3, 35-37

28.11

Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»

Алгоритмы пунктуационных правил.

Составлять простые и сложные предложения, подбирать примеры на изученные правила, конструировать предложения

Составление аналитической карты наблюдений

за сформированностью различных видов учебной деятельности по итогам контрольного диктанта.

8, 67, № 2

29.11

Р.р. Подготовка к обучающему изложению-повествованию «Ласточки»

Последовательность работы над подробным изложением в соответствии с планом.

Выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст, выбирая основную идею. Составлять подробный план.

30.11

Р.р. Обучающее изложение-повествование «Ласточки»

Последовательность работы над подробным изложением в соответствии с планом

Выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст, выбирая основную идею.

2.12

Фонетика – наука о звуках.

Предмет изучения орфоэпии и фонетики.

Различать гласные и согласные звуки, способы их образования, различать звук и букву.

3.12

Гласные звуки.

Особенности образования гласных звуков, различия между ударными и безударными звуками.

Выделять в слове звуки речи, правильно произносить гласные звуки, использовать элементы транскрипции.

4.12

Согласные звуки.

Особенности образования согласных звуков.

Выделять в слове звуки речи, правильно произносить согласные звуки, использовать элементы транскрипции.

5.12

Изменение звуков в потоке речи.

Изменение звуков в потоке речи.

Различать сильную и слабую позицию гласных и согласных, выделять в слове звуки речи, давать фонетическую характеристику звукам .

3, 38-39

6.12

Согласные твердые и мягкие.

Различие твердых и мягких согласных, обозначение мягкости согласного при записи слова в фонетической транскрипции.

Различать твердые и мягкие согласные, соблюдать орфоэпическую норму.

7.12

Р.р. Повествование.

Особенности повествования как типа речи, его композиция.

Строить текст повествования, составлять план текста повествовательного характера.

9.12

Согласные звонкие и глухие.

Различия между звонкими и глухими согласными.

Различать звонкие и глухие согласные, правильно произносить согласные звуки речи.

10.12

Графика. Алфавит.

Понятие и назначение алфавита.

Правильно произносить буквы алфавита, располагать слова в алфавитном порядке, пользоваться алфавитом в практической деятельности.

3, 40-41

11.12

Р.р. Описание предмета.

Особенности описания как типа речи, его композиция.

Строить текст описания, составлять план текста повествовательного характера.

12.12

Обозначение мягкости согласного с помощью Ь(2).

Правило об обозначение мягкости согласного с помощью Ь.

Выбирать орфограмму для обозначения мягкости на письме.

13.12

Закрепление темы «Обозначение мягкости согласного с помощью Ь»

Правило об обозначение мягкости согласного с помощью Ь.

Выбирать орфограмму для обозначения мягкости на письме.

14.12

Двойная роль букв е, ё, ю, я.

Двойная роль букв е, ё, ю, я.

Обозначение буквами е, ё, ю, я двумя и одним звуками. Правильно произносить слова.

8, с. 71, № 1,2

16.12

Орфоэпия.

Орфоэпия как раздел науки о языке, изучающий правильное произношение слова.

Правильно произносить слова, пользоваться орфоэпическим словарем.

8, с. 72, № 4

17.12

Р.р. Подготовка к контрольному сочинению-описанию по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка»

Средства раскрытия замысла художника: композиция, цвет, колорит. План, опорные слова.

Формулировать тему, создавать свой текст по личным впечатлениям и по картине в соответствии с темой.

18.12

Р.р. Контрольное сочинение-описание по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка»

Алгоритм работы над сочинением по картине.

Последовательно излагать мысли, соблюдать абзацы, видеть речевые и грамматические ошибки.

Составление аналитической карты наблюдений

за сформированностью различных видов учебной деятельности по итогам сочинения.

19.12

Анализ контрольного сочинения-описания по картине П.А. Решетникова «Опять двойка»

Орфографические и пунктуационные правила, на которые были допущены ошибки.

Проводить анализ выполненной работы, устранять ошибки.

20.12

Фонетический разбор слова.

Алгоритм фонетического разбора слова.

Выполнять фонетический разбор слова.

21.12

Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи»

Изученные правила темы.

Пользоваться теорией на практике, выполнять виды разборов.

Составление мониторинговой шкалы успеваемости по теме.

8, С. 73, № 6

23.12

Контрольный диктант по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи»

Изученные правила темы.

Пользоваться теорией на практике, выполнять виды разборов.

Составление аналитической карты наблюдений

за сформированностью различных видов учебной деятельности по итогам контрольного диктанта.

8, с. 74

24.12

Анализ контрольного диктанта по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи».

Орфографические и пунктуационные правила, на которые были допущены ошибки.

Проводить анализ выполненной работы, устранять ошибки.

25.12

Слово и его лексическое значение.

Лексикология как раздел науки о языке, изучающий лексические и грамматические значения слов. Виды толковых словарей.

Различать лексическое и грамматическое значение слов, пользоваться толковым словарем.

26.12

Словари.

Назначение, структуру, содержание словарной статьи.

Пользоваться толковым словарем.

8, с. 75, № 1

27.12

Однозначные и многозначные слова.

Понятия однозначных и многозначных  слов.

Выбирать значение многозначного слова, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением.

28.12

Р.р. Подготовка к обучающему сочинению-описанию по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

Средства раскрытия замысла художника: композиция, цвет, колорит. План, опорные слова.

Формулировать тему, создавать свой текст по личным впечатлениям и по картине в соответствии с темой.

30.12

Р.р. Обучающее сочинение-описание по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

Алгоритм работы над сочинением по картине.

Последовательно излагать мысли, соблюдать абзацы, видеть речевые и грамматические ошибки.

Прямое и переносное значение слов.

Понятия прямого и переносного значения слов, метафоры.

Различать слова, употребленные в прямом и переносном значении, находить в художественном тексте олицетворения и метафоры.

Омонимы.

Отличия омонимов от многозначных слов.

Находить омонимы в толковом словаре, отличать омонимы от многозначных слов, правильно употреблять омонимы в речи.

8, с. 79, № 1, 2

Синонимы.

Определение синонимов, различение слов-синонимов по оттенкам значений, эмоциональной окраске и стилевой  неоднородности.

Подбирать синонимы к слову, строить синонимический ряд, использовать синонимы в речи.

8, с. 79, № 1-6

Р.р. Подготовка к обучающему изложению-описанию «Первый снег».

Последовательность работы над подробным изложением в соответствии с планом.

Выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст, выбирая основную идею. Составлять подробный план.

Р.р. Обучающее изложение-описание «Первый снег».

Последовательность работы над подробным изложением в соответствии с планом

Выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст, выбирая основную идею.

Антонимы.

Понятие антонимов, их стилистическая роль.

Пользоваться словарем антонимов, подбирать антонимы к слову, употреблять антонимы в речи.

8, с. 82, № 1-85

Повторение по теме «Лексика.  Культура речи».

Изученные правила темы.

Распознавать синонимы, антонимы, омонимы, правильно употреблять их в речи.

 Составление аналитической карты наблюдений

за сформированностью различных умений и навыков учащихся по теме «Лексика.  Культура речи».

Обучающее тестирование по теме «Лексика.  Культура речи».

Изученные правила темы.

Распознавать синонимы, антонимы, омонимы, правильно употреблять их в речи.

3, с. 42-43

Морфема - наименьшая значимая часть слова.

Основные морфемы слова.

Выделять морфемы на основе смыслового анализа слова.

Изменение и образование слов.

Однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Различать однокоренные слова и формы слова, подбирать однокоренные слова с учетом значения слов.

Окончание.

Понятие окончания как части слова и его функции.

Определять грамматическое значение окончаний в разных формах существительного, прилагательного, глагола.

Основа слова.

Понятие основы слова, ее значение в структуре слова.

Способы словоизменения (склонение, спряжение).

7, 40-51

Корень слова.

Определение корня, однокоренных слов, способы проверки слов с орфограммами в корне.

Находить, подбирать, образовывать однокоренные слова, различать однокоренные слова и слова с корнями-омонимами.

8, с. 89, №1

Р.р. Рассуждение.

Композиционная схема рассуждения, его смысловые части.

Находить и создавать структурные элементы рассуждения.

Р.р. Обучающее сочинение-рассуждение «Как дни недели говорят о себе».

Композиционная схема рассуждения, его смысловые части.

Создавать сочинения данного типа, выделять в тексте тезис, доказательство, вывод.

Суффикс (2).

Роль суффикса в образовании новых слов.

Выделять суффикс в слове. Образовывать новые слова с помощью известных суффиксов.

Закрепление темы «Суффикс».

Суффикс как значимая часть слова.

Объяснять особенности слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах.

Приставка.

Приставка как словообразовательная морфема.

Выделять приставку в слове. Определять ее значение, отличать приставку от предлога.

8, с. 90, №1

Морфемные словари русского языка.

Морфемные словари русского языка: назначение, структура, содержание словарной статьи.

Пользоваться морфемным словарем.

Чередование гласных и согласных звуков в морфемах.

Чередование гласных и согласных звуков в морфемах.

Выделять корни с чередующимися звуками, применять изученное правило на практике, объяснять выбор написания.

8, с. 92-99

Беглые гласные.

Беглые гласные как варианты чередования.

Выделять морфемы, где есть беглые гласные.

Варианты морфем.

В результате чередования гласных и согласных меняется звуковой состав слов.

Находить в вариантных морфемах чередующиеся согласные и гласные. Определять чередования в морфемах.

Морфемный разбор слова.

Алгоритм морфемного разбора слова.

Выполнять морфемный разбор слова.

Р.р. Подготовка к контрольному сочинению-рассуждению «Книга – наш лучший друг».

Композиционная схема рассуждения, его смысловые части.

Создавать сочинения данного типа, выделять в тексте тезис, доказательство, вывод.

Р.р. Контрольное сочинение-рассуждение «Книга – наш лучший друг».

Композиционная схема рассуждения, его смысловые части.

Создавать сочинения данного типа, выделять в тексте тезис, доказательство, вывод.

Составление аналитической карты наблюдений

за сформированностью различных видов учебной деятельности по итогам сочинения.

Правописание гласных и согласных в приставках.

Неизменяемые приставки, варианты типа об-обо.

Находить орфограммы в приставках, правильно писать неизменяемые приставки.

Буквы з и с на конце приставок (2).

Условия выбора буквы в приставках.

Пользоваться правилом, находить орфограмму в морфеме.

Закрепление темы «Буквы з и с на конце приставок».

Условия выбора буквы в приставках.

Пользоваться правилом, находить орфограмму в морфеме.

8, с. 90, № 1

Буквы о-а в корнях лаг-лож.

Условия выбора буквы в корне.

Пользоваться правилом, находить орфограмму в морфеме.

8, с. 100, № 1, 2

Буквы о-а в корнях раст-рос.

Условия выбора буквы в корне.

Пользоваться правилом, находить орфограмму в морфеме.

Буквы ё-о после шипящих в корне.

Условия выбора буквы в корне.

Пользоваться правилом, находить орфограмму в морфеме.

8, с. 107, № 2, 6

Р.р. Подготовка к обучающему сочинению-описанию по картине  П.П. Кончаловского «Сирень в корзине».

Композиционная схема описания, его смысловые части.

Создавать сочинения данного типа, составлять сложный план, соответствующий структуре описания.

Р.р. Обучающее сочинение-описание по картине  П.П. Кончаловского «Сирень в корзине».

Композиционная схема описания, его смысловые части.

Создавать сочинения данного типа, составлять сложный план, соответствующий структуре описания.

Буквы ы и и после ц.

Условия выбора буквы в суффиксах и окончаниях.

Пользоваться правилом, находить орфограмму в морфеме

8, с. 111, № 1

Обобщение по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи».

Морфемный состав слова, правописание гласных и согласных в корне. Основные средства выразительности.

Выделять морфему на основе смыслового анализа слова, находить орфограммы в морфемах, применять изученные правила на практике.

Составление мониторинговой карты результатов

усвоения  темы «Морфемика. Орфография. Культура речи».

3, с. 46-49

Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи».

Морфемный состав слова, правописание гласных и согласных в корне. Основные средства выразительности.

Выделять морфему на основе смыслового анализа слова, находить орфограммы в морфемах, применять изученные правила на практике.

8, с. 117, № 4

Анализ контрольного диктанта по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи».

Орфографические и пунктуационные правила, на которые были допущены ошибки.

Проводить анализ выполненной работы, устранять ошибки.

Составление аналитической карты наблюдений

за сформированностью различных видов учебной деятельности по итогам диктанта.

Самостоятельные и служебные части речи (1).

Самостоятельные и служебные части речи. Их значение в русском языке. Понятия морфологии, грамматики, грамматического значения слова.

Различать служебные части речи от самостоятельных.

Имя существительное как часть речи.

Морфологические признаки имени существительного, его роль в предложении.

Узнавать существительное среди других частей речи.

3, 54-55

Р.р. Доказательства в рассуждениях.

Тема и структура сочинения-рассуждения.

Проводить аргументы и факты в качестве доказательства вести доказательство «от обратного». Использовать союзы и вводные слова для связи частей текста-рассуждения.

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

Связь категории одушевленности – неодушевленности с понятиями живого и неживого.

Различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Имена существительные собственные и нарицательные.

Деление существительных на собственные и нарицательные.

Правильно писать имена существительные собственные, различать существительные собственные и нарицательные. Учитывая значение слова.

Р.р. Подготовка к обучающему сочинению-описанию по картине Г.И. Нисского «Февраль. Подмосковье».

Композиционная схема описания, его смысловые части.

Создавать сочинения данного типа, составлять сложный план, соответствующий структуре описания.

Р.р. Обучающее сочинение-описание по  картине Г.И. Нисского «Февраль. Подмосковье».

Композиционная схема описания, его смысловые части.

Создавать сочинения данного типа, составлять сложный план, соответствующий структуре описания.

Морфологический разбор имени существительного.

Алгоритм морфологического разбора имени существительного.

Выполнять морфологический разбор имени существительного.

Н.А. Шапиро. Русский язык в упражнениях 5-7 классы.

Род имен существительных.

Принадлежность слова к одному из трех родов.

Определять род имени существительного.

Имена существительные, которые имеют форму только множественного  числа.

Имена существительные, которые имеют форму только множественного  числа.

Употреблять эти существительные в речи в сочетании с прилагательными и глаголами прошедшего времени, соблюдать орфоэпические нормы.

Н.А. Шапиро. Русский язык в упражнениях 5-7 классы.

Имена существительные, которые имею форму только единственного числа.

Имена существительные, которые имею форму только единственного числа.

Употреблять эти существительные в речи в сочетании с прилагательными и глаголами прошедшего времени.

И.В. Иоффе Тесты  по русскому языку для 5 класса.

Р.р. Подготовка к обучающему изложению-рассуждению «Как важно дорожить дружбой!»

Последовательность работы над подробным изложением в соответствии с планом

Выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст, выбирая основную идею.

Р.р. Обучающее изложение-рассуждение «Как важно дорожить дружбой!»

Последовательность работы над подробным изложением в соответствии с планом

Выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст, выбирая основную идею.

Три склонения имен существительных.

Три склонения имен существительных.

Способ определения склонения имен существительных.

О.И. Иссерс. Тесты. Русский язык 5 класс.

Падеж имен существительных (2).

Падеж имен существительных и падежные окончания.

Определять падеж имен существительных.

Закрепление темы «Падеж имен существительных»

Падеж имен существительных и падежные окончания.

Владеть способом действия при выборе орфограммы.

И.В. Иоффе Тесты  по русскому языку для 5 класса.

Правописание гласных и падежных окончаний имен существительных в единственном числе (3).

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

Владеть способом действия при выборе орфограммы.

Существительные на –ия, -ие, -ий.

Окончания существительных на –ия, -ие, -ий в родительном, дательном и предложном падежах.

Применять правило при выборе орфограммы, безошибочно писать слова.

О.И. Иссерс. Тесты. Русский язык 5 класс.

-Е, -И в окончаниях существительных.

Правописание гласных и падежных окончаний имен существительных.

Применять правило при выборе орфограммы, безошибочно писать слова.

Множественное число имен существительных.

Особенности написания и употребления форм множественного числа имен существительных.

Уметь правильно писать и употреблять имена существительные.

Л.А. Тростенцова. Дидактический материал по русскому языку 5 класс.

Р.р. Подготовка к контрольному изложению-рассуждению «Слово – делом крепи!»

Последовательность работы над подробным изложением в соответствии с планом

Выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст, выбирая основную идею.

Р.р. Контрольное изложение-рассуждение «Слово – делом крепи!»

Последовательность работы над подробным изложением в соответствии с планом

Выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст, выбирая основную идею.

Анализ контрольного изложения-рассуждения.

Орфографические и пунктуационные правила, на которые были допущены ошибки.

Проводить анализ выполненной работы, устранять ошибки.

Составление аналитической карты наблюдений

за сформированностью различных видов учебной деятельности по итогам изложения.

И.В. Текучева. Тесты по русскому языку 5 класс.

Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных (2).

Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Применять правило при выборе орфограммы, безошибочно писать слова.

Закрепление темы «Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных»

Способ действия при выборе написаний о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Применять правило при выборе орфограммы, безошибочно писать слова.

Л.А. Тростенцова. Дидактический материал по русскому языку 5 класс.

Повторение по теме «Имя существительное».

Изученные правила темы.

Пользоваться теоретическими правилами на практике.

Составление мониторинговых  исследований уровня успеваемости по теме.

Обучающий диктант по теме ««Имя существительное».

Изученные правила темы.

Пользоваться теоретическими правилами на практике.

Костяева Т.А. «Проверочные и контрольные работы по русскому языку»

Имя прилагательное как часть речи (2).

Морфологические признаки и синтаксическая роль имен прилагательных в тексте.

Определять морфологические признаки и синтаксическую роль прилагательных.

Закрепление темы «Имя прилагательное как часть речи».

Употребление в речи имен прилагательных.

Определять морфологические признаки и синтаксическую роль прилагательных.

И.В. Иоффе Тесты  по русскому языку для 5 класса.

Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных (2).

Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Правильно писать окончания имен прилагательных.

Закрепление темы «Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных».

Условия, от которого зависит выбор гласных в падежных окончаниях прилагательных.

Правильно писать окончания имен прилагательных.

Л.А. Тростенцова. Дидактический материал по русскому языку 5 класс.

Буквы о-ё после шипящих в окончаниях прилагательных.

Условия выбора орфограммы.

Применять изученное правило на практике.

И.В. Текучева. Тесты по русскому языку 5 класс.

Р.р. Описание животного.

Озаглавливание,  повествование с элементами сочинения, стиль текста.

Использовать прилагательные в речи, определять стиль текста.

Р.р. Сжатое изложение-описание «Ю-ю».

Озаглавливание,  повествование с элементами сочинения, стиль текста.

Включать прилагательные в изложение, сохранять тип речи описание.

Прилагательные полные и краткие.

Грамматические особенности кратких и полных прилагательных, их синтаксическую роль.

Отличать полные прилагательные от кратких.

Л.А. Тростенцова. Дидактический материал по русскому языку 5 класс.

Р.р. Подготовка к обучающему  сочинению-описанию животного на основе личных впечатлений.

Композиционная схема описания, его смысловые части.

Создавать сочинения данного типа, составлять сложный план, соответствующий структуре описания.

Р.р. Обучающее сочинение-описание животного на основе личных впечатлений

Композиционная схема описания, его смысловые части.

Создавать сочинения данного типа, составлять сложный план, соответствующий структуре описания.

Морфологический разбор имени прилагательного.

Алгоритм морфологического разбора имен прилагательных.

Выполнять морфологический разбор имен прилагательных.

И.В. Иоффе Тесты  по русскому языку для 5 класса.

Повторение по теме «Имя прилагательное»

Морфологические признаки имен прилагательных, опознавать прилагательные в тексте.

Безошибочно писать имена прилагательные, правильно употреблять их в речи.

Составление мониторинговых  исследований уровня успеваемости по итогам изучения темы.

И.В. Иоффе Тесты  по русскому языку для 5 класса.

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

Морфологические признаки имен прилагательных, опознавать прилагательные в тексте.

Безошибочно писать имена прилагательные, правильно употреблять их в речи.

Костяева Т.А. «Проверочные и контрольные работы по русскому языку»

Анализ контрольного диктанта по теме «Имя прилагательное»

Орфографические и пунктуационные правила, на которые были допущены ошибки.

Проводить анализ выполненной работы, устранять ошибки.

Составление аналитической карты наблюдений

за сформированностью различных видов учебной деятельности по итогам диктанта.

И.В. Текучева. Тесты по русскому языку 5 класс.

Глагол как часть речи (2).

Определение глагола. Морфологические признаки глагола, его синтаксическая роль.

Находить глаголы в речи.

Закрепление темы «Глагол как часть речи».

Определение глагола. Морфологические признаки глагола, его синтаксическая роль.

Определять время глагола, использовать в речи глаголы-синонимы.

И.В. Текучева. Тесты по русскому языку 5 класс.

Не с глаголами.

Правило написания не с глаголами.

Пользоваться изученным правилом на практике, соблюдать орфографические нормы.

Р.р. Рассказ.

Композиционные элементы повествования, рассказ по сюжетным картинкам.

Использовать в рассказе диалог и прямую речь.

Неопределенная форма глагола.

Определение неопределенной формы глагола.

Различать неопределенную и личную форму глагола, правильно писать глаголы в неопределенной форме.

И.В. Иоффе Тесты  по русскому языку для 5 класса.

Правописание тся и ться в глаголах (2).

Условие выбора написания тся и ться в глаголах.

Находить слово, к которому относится глагол, сопоставлять личную и неопределенную форму глагола.

Закрепление темы «Правописание тся и ться в глаголах».

Условие выбора написания тся и ться в глаголах.

Находить слово, к которому относится глагол, сопоставлять личную и неопределенную форму глагола.

И.В. Текучева. Тесты по русскому языку 5 класс.

Виды глагола.

Глаголы совершенного и несовершенного вида.

Владеть способом действия по распознаванию вида глагола, отличать глаголы совершенного и несовершенного вида.

Буквы е-и в корнях с чередованиями.

Виды чередований, условия выбора орфограммы.

Применять данное правило, употреблять глаголы с чередующимися гласными в речи.

О.И. Иссерс. Тесты. Русский язык 5 класс.

Р.р. Невыдуманный рассказ о себе.

Тип речи - повествование, особенности рассказа.

Использовать глаголы разного вида в тексте.

Р.р. Рассказ о себе «Как я помогал маме».

Тип речи - повествование, особенности рассказа.

Использовать глаголы разного вида в тексте, создавать текст повествовательного характера, реализуя замысел в соответствии с темой.

Время глагола.

Вид и время глагола, особенности образования временных форм.

Определять вид и время глагола.

О.И. Иссерс. Тесты. Русский язык 5 класс.

Прошедшее время.

Способы образования и изменения глагола прошедшего времени.

Распознавать глаголы прошедшего времени, правильно использовать их в речи.

Настоящее время.

Форму настоящего времени имеют глаголы несовершенного вида. Способы образования и изменения глагола настоящего времени.

Распознавать глаголы настоящего времени, правильно использовать их в речи.

И.В. Иоффе Тесты  по русскому языку для 5 класса.

Будущее время.

Способы образования и изменения глагола будущего времени.

Распознавать глаголы будущего времени, правильно использовать их в речи.

Повторение по теме «Глагол».

Изученные правила темы.

Пользоваться изученными правилами темы на практике.

Составление мониторинговых  исследований уровня успеваемости по итогам изучения темы.

И.В. Иоффе Тесты  по русскому языку для 5 класса.

Обучающее тестирование по теме «Глагол».

Изученные правила темы.

Пользоваться изученными правилами темы на практике.

Костяева Т.А. «Проверочные и контрольные работы по русскому языку»

Спряжение глагола.

Понятие спряжения глагола, способы определения спряжений глаголов.

Определять спряжение глаголов по алгоритму.

О.И. Иссерс. Тесты. Русский язык 5 класс.

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием (2).

Определить спряжение глагола с безударным личным окончанием

Пользоваться алгоритмом определения спряжение глагола.

Закрепление темы «Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием».

Определить спряжение глагола с безударным личным окончанием

Пользоваться алгоритмом определения спряжение глагола.

О.И. Иссерс. Тесты. Русский язык 5 класс.

Морфологический разбор глагола.

Алгоритм морфологического разбора глагола.

Выполнять морфологический разбор глагола.

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2 лице единственного числа.

Правописание глаголов во втором лице единственного числа.

Употреблять глаголы второго лица единственного числа в устной и письменной речи.

И.В. Иоффе Тесты  по русскому языку для 5 класса.

Употребление времен.

Правило  об употреблении времен  глаголов в речи.

Правильно использовать времена глаголов в речи.

Р.р. Подготовка к обучающему сочинению- описанию «Красота весенней природы».

Композиционная схема описания, его смысловые части.

Создавать сочинения данного типа, составлять сложный план, соответствующий структуре описания.

Р.р. Обучающее сочинение-описание «Красота весенней природы».

Композиционная схема описания, его смысловые части.

Создавать сочинения данного типа, составлять сложный план, соответствующий структуре описания.

Обобщение по теме «Глагол».

Общее значение, морфологические признаки глагола, правописание глаголов.

Пользоваться изученными правилами на практике.

Составление мониторинговых исследований уровня успеваемости учащихся по итогам темы.

И.В. Иоффе Тесты  по русскому языку для 5 класса.

Контрольный диктант по теме «Глагол».

Общее значение, морфологические признаки глагола, правописание глаголов.

Пользоваться изученными правилами на практике.

Костяева Т.А. «Проверочные и контрольные работы по русскому языку»

Анализ контрольного диктанта по теме «Глагол».

Орфографические и пунктуационные правила, на которые были допущены ошибки.

Проводить анализ выполненной работы, устранять ошибки.

Составление аналитической карты наблюдений

за сформированностью различных видов учебной деятельности по итогам диктанта.

И.В. Текучева. Тесты по русскому языку 5 класс.

Р.р. Подготовка к обучающему комплексному анализу текста по теме «Систематизация и повторение пройденного в 5 классе».

Алгоритм выполнения комплексного анализа текста.

Работать над комплексным анализом текста.

Р.р.Обучающий комплексный анализ текста по теме «Систематизация и повторение пройденного в 5 классе».

Алгоритм выполнения комплексного анализа текста.

Работать над комплексным анализом текста.

Составление аналитической карты наблюдений

за сформированностью различных видов учебной деятельности по итогам работы.

Контрольное тестирование по теме «Систематизация и повторение пройденного в 5 классе».

Орфограммы и пунктограммы за курс изучения русского  языка в 5 классе.

Правильно писать слова и ставить знаки препинания в простых и сложных предложениях.

Анализ контрольного тестирования по теме «Систематизация и повторение пройденного в 5 классе».

Орфографические и пунктуационные правила, на которые были допущены ошибки.

Проводить анализ выполненной работы, устранять ошибки.

Составление аналитической карты наблюдений

за сформированностью различных видов учебной деятельности по итогам работы.

Содержание программы учебного курса

Язык - важнейшее средство общения (3ч+1ч)

I.Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики, изучающиеся в 5 классе.

Язык как основное средство общения в определенном национальном коллективе. Устная и письменная речь. Разделы лингвистики, изучающие устную и письменную речь. Приемы слушания.

II. Функциональные разновидности языка. 

Повторение пройденного в 1 - 4 классах (24 ч+6 ч)

I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

II Текст. Тема текста. Стили.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (29 ч +6ч)

I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (16 ч + 4 ч)

I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.

Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

Лексика. Культура речи (9 ч + 4 ч)

I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

Морфемика. Орфография. Культура речи (23 ч + 6 ч)

I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

Морфология. Орфография. Культура речи (69ч +16 ч)

Самостоятельные и служебные части речи (1 ч)

Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.

Имя существительное (19 ч + 7 ч)

I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).

Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыс- лей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

III. Доказательства и объяснения в рассуждении.

Имя прилагательное (10 ч + 4 ч)

I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.

II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

Глагол (23 ч +5 ч)

I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.

II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).

Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.

Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (8+2 ч).

Формы и средства контроля

№ п.п.

Тема

Кодификатор

Форма контроля

Контрольная работа по теме «Повторение пройденного в 1-4 классах».

Правила выделения орфограмм и пунктограмм в тексте. Объяснять орфограммы в словах и знаки препинания в предложениях.

Диктант

Контрольная работа  по теме «Повторение пройденного в 1-4 классах».

Различать части речи, соотносить звук и букву, знать правописание гласных и согласных в корне слов, падежные и личные окончания частей речи.

Тест

Р.р. Контрольное изложение-повествование «Отважный пингвинёнок».

Последовательность работы над подробным изложением в соответствии с планом. Выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст, выбирая основную идею.

Изложение

Контрольная работа по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»

Алгоритмы пунктуационных правил. Составлять простые и сложные предложения, подбирать примеры на изученные правила, конструировать предложения.

Диктант

Р.р. Контрольное сочинение-описание по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка»

 Понимать замысел художника и уметь создавать текст описания. Алгоритм работы над сочинением-описанием  по картине. Последовательно излагать мысли, соблюдать абзацы, видеть речевые и грамматические ошибки.

Сочинение

Контрольная работа  по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи»

Особенности образования гласных и согласных  звуков, различия между ударными и безударными звуками, твердыми  и мягкими согласными, звонкими и глухими согласными. Алгоритм выполнения фонетического разбора.

Диктант

Р.р. Контрольное сочинение-рассуждение «Книга – наш лучший друг».

Композиционная схема рассуждения, его смысловые части. Работать над сочинением данного типа, выделять в нем  тезис, доказательство, вывод.

Сочинение

Контрольная работа по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи».

Морфемный состав слова, правописание гласных и согласных в корне. Основные средства выразительности. Выделять морфему на основе смыслового анализа слова, находить орфограммы в морфемах.

Диктант

Р.р. Контрольное изложение-рассуждение «Слово – делом крепи!»

Последовательность работы над подробным изложением-рассуждением в соответствии с  планом.

Изложение

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное»

Морфологические признаки имен прилагательных, опознавать прилагательные в тексте. Безошибочно писать имена прилагательные, правильно употреблять их в речи.

Диктант

Контрольная работа  по теме «Глагол».

Общее значение, морфологические признаки глагола, правописание глаголов. Морфологический разбор глаголов. Пользоваться изученными правилами на практике

Диктант.

Контрольное тестирование по теме «Систематизация и повторение пройденного в 5 классе».

Орфограммы и пунктограммы за курс изучения русского  языка в 5 классе. Правильно писать слова и ставить знаки препинания в простых и сложных предложениях.

Тест.

Перечень учебно-методических средств обучения

Основная литература

  1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программы общеобразовательных учреждений.  Русский язык  5-9  классы. – М., 2008.
  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т,А. Тростенцова Л.А..   Русский язык.  Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008.
  3. Егорова, Н.В. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5 класс / Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2010. – 96 с.
  4. Комисарова, Л.Ю. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 5-й кл.: к учебнику Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык.5 класс» /Д.Ю. Комисарова – М.: Экзамен, 2008. – 126 с.
  5. Ладыженская, Т.А. Русский язык. Книга для учителя. 5 класс. Учим всех и каждого, весело и серьезно / Т.А. Ладыженская, О.П. Штыркина, Н.В. Ладыженская. – М.: Экзамен, 2009. – 253 с.
  6. Малюгина, В.А. Олимпиады по русскому языку: 5 – 6 классы / В.А. Малюгина. – М.: ВАКО, 2010. – 224 с.
  7. Малюшкин, А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 5 класс. – 2-е изд., исправ. – М.: ТЦ  Сфера, 2008. – 96 с.
  8. Пересветова, Е.В. Диктанты по русскому языку: 5 класс: к учебникам Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык.5 класс»; А.Ю. Купаловой и др. «Русский язык.5 класс»; М.М. Разумовской и др. «Русский язык.5 класс» / Е.В. Пересветова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 192 с.
  9. Раман, Т.В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: к учебнику Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык.5 класс»: 5-й Кл. /Т.В. Раман. – 2-е изд.- М.: Экзамен, 2007. – 318 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...

Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)

Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования   составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...