Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме
Ладыженская, 6 часов в неделю, 34 уч. недели
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 497.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы по русскому языку к учебнику 5-9 классов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н,М. Шанского (Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 класс/ Сост. Л.И. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2002). Программа соответствует уровню стандарта образования.
Цели и задачи программы обучения в области формирования системы знаний, умений
Основными целями обучения в организации учебного процесса в 5 классе будут:
- воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях; обогащение словарного запаса;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с очки зрения нормативного соответствия ситуации в сфере общения.
Данные цели обуславливают решение следующих задач:
- развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
- формирование общеучебных умений и навыков: коммуникативных, интеллектуальных, информационных, организационных;
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Изменения, внесенные в примерную учебную программу, их обоснование
Сопоставление примерной программы с авторской показало, что в авторской программе неполно представлены разделы «Фонетика», «Синтаксис», «Лексикология», «Морфемика», «Морфология».
Разделы науки о языке | Дидактические единицы, которые необходимо ввести в рабочую программу |
Общие сведения о языке | Язык – важнейшее средство общения в определенном национальном коллективе. |
Фонетика. Орфоэпия | Орфоэпия как наука о языке. Фонетическая транскрипция. Объяснение особенностей произношения и написания слов с помощью элементов транскрипции. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. Характеристика отдельного звука речи и анализ звука в речевом потоке. Связь фонетики с графической орфографией. Основные выразительные средства фонетики. Понятие об орфоэпической норме. Овладение основными правилами литературного произношения и ударения. Особенности ударения в русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения. Орфоэпические словари и их использование в повседневной жизни. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания. |
Морфемика | Отличие морфемы от других языковых единиц. Виды морфем. Корневые и некорневые морфемы. Возможность исторических изменений в структуре слова. Основные выразительные средства морфемики. Использование авторских слов в художественных текстах. Повтор слов с одинаковыми морфемами как один из приемов выразительности. Применение знаний и умений по морфемике в практике правописания. |
Лексикология | Лексикология как раздел науки о языке. Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка. Отличие слов от других языковых единиц. Основные способы передачи лексического значения слов. Толкование лексического значения слов с помощью описания, подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов. Понимание основания для переноса наименования. Основные виды тропов. Наблюдение за использованием переносных значений слов в устных и письменных текстах. Различение омонимов и многозначных слов в речи. Смысловые и стилистические различия омонимов. Использование синонимов как средства связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора. Наблюдение за использованием антонимов в устной и письменной речи. Учет лексической сочетаемости слов в речи. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. |
Грамматика. Морфология | Морфология. Грамматика как раздел науки о языке. Морфология как раздел грамматики. Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения. |
Имя существительное | Существительное общего рода. Существительные, не имеющие родовой характеристики. Правильное употребление имени существительного в речи. |
Имя прилагательное | Зависимость рода, числа и падежа прилагательного от существительного. Правильное употребление имени прилагательного в речи. |
Глагол | Правильное употребление глаголов в речи. |
Синтаксис | Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии. Основные признаки словосочетаний. Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Интонация предложений с обращениями. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественных произведений. |
Комплект учебников и учебно-методических пособий, обеспечивающих процесс образования по русскому языку по данной программе
Учебники | Методические пособия |
Баранов М.Т., Ладыженская Т, А. Тростенцова Л.А.. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2007. |
|
Количество часов в 5 классе
В год – 204 часа, из них на развитие речи - 45 часов
В неделю – 6 часов
Плановых контрольных работ
Диктант | 6 |
Контрольное тестирование | 2 |
Изложение | 2 |
Сочинение | 2 |
Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 5 класса
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.
II. К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическим и толковым словарями;
- соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах с изученными орфограммами ошибки и исправлять их.
Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По развитию речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.
Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.
Учебно-тематический план
Содержание | Кол-во часов | Количество контрольных работ | Развитие речи |
Язык – важнейшее средство общения | 4 | 1 | |
Повторение пройденного в 1-4 классах | 30 | 2 | 6 |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 35 | 2 | 6 |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. | 20 | 2 | 4 |
Лексика. Культура речи. | 13 | 4 | |
Морфемика. Орфография. Культура речи. | 29 | 2 | 6 |
Морфология. Орфография. Культура речи. | 69 | 3 | 16 |
Повторение и систематизация пройденного. | 10 | 1 | 2 |
ИТОГО | 210 | 12 | 45 |
Календарно-тематический план
Календарные сроки | Тема учебного занятия | Формирование универсальных учебных действий | Диагно стика | Подготовка к итоговой аттестации | |
Знать | Уметь | ||||
Наука о русском языке, ее основные разделы. | Основные разделы лингвистики, основные разделы языка и речи. | Выделять главное в высказывании. | |||
Язык и общение. Язык и человек. Общение устное и письменное. | Отличия устной речи от письменной. Язык – универсальное средство общения, свободное владение родным языком – признак культуры человека. | Понимать информацию устного и письменного сообщения, осознавать значение родного языка в жизни человека и общества | |||
Язык и его единицы. | Приемы слушания, нормы речевого этикета. | Соблюдать нормы русского речевого этикета, извлекать информацию из различных источников, понимать основное содержание текста. | |||
Р.р Стили речи | Основные признаки разговорного, научного стиля, языка художественной литературы. | Опознавать стиль, соответствующий ситуации общения, теме, целям. | |||
Звуки и буквы. Произношение и правописание. | Различия между буквой и звуком, классификация звуков и слогов. | Различать буквенный и звуковой состав слова, делить слова на слоги для переноса, выделять на слух звуки и называть их. | 6, с. 7-11(на выбор) | ||
Орфограмма. | Понятие орфограммы, опознавательные признаки орфограммы. | Находить орфограммы в разных морфемах, дифференцировать их. | 3, с. 8-9 | ||
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. | Определение однокоренных слов. | Подбирать проверочное слово, определять ударение в слове, называть ударные и безударные гласные. | 4, с. 15, № 11 | ||
Правописание проверяемых согласных в корне слова. | Сильные и слабые позиции согласных. | Проверять согласные, находящиеся в слабой позиции. | 4, с. 18, № 14 ( повторение изученного) | ||
Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | Правило написания непроизносимых согласных в корне слова. | Уметь безошибочно писать слова, проверять написанное. | Мониторинговое исследование. | 4, с. 18, № 15, 16 | |
Буквы и, у, а после шипящих. | Правописание букв и, у, а после шипящих. | Безошибочно писать слова, проверять написанное, опознавая признаки орфограммы. | |||
Разделительные Ъ и Ь. | Правописание Ъ, Ь. | Опознавать признаки орфограммы, безошибочно писать слова, объяснять причину несоответствия букв и звуков в словах с Ъ и Ь, определять функцию Ь для смягчения предшествующей согласной. | |||
Контрольный диктант по теме «Повторение пройденного в 1-4 классах». | Правила выделения орфограмм в тексте. | Объяснять орфограммы в слове. |
| 8, с. 9 № 4 | |
Анализ контрольного диктанта по теме «Повторение пройденного в 1-4 классах». | Орфографические и пунктуационные правила, на которые были допущены ошибки. | Выполнять работу над ошибками. | Составление аналитической карты мониторинговых исследований уровня развития речеведческих умений и навыков | ||
Раздельное написание предлога с другими словами. | Правило раздельного написания предлога с другими словами. | Отличать предлог от приставки, разграничивать приставки и предлоги, правильно писать предлоги со словами. | |||
Р.р. Текст. | Основные признаки текста. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. | Отличать текст от предложений на тему, уметь строить текст. | |||
Части речи. | Определение частей речи, последовательность их распознавания. | Различать части речи по вопросу, значению, морфологическим признакам, приводить свои примеры. | |||
Наречие. | Морфологические признаки наречия как части речи. | Находить наречие в тексте. | 6, с. 27-48 | ||
Глагол. | Определение глагола как части речи, правописание гласных в личных окончаниях глаголов, буква Ь во втором лице единственного числа. | Находить глагол в предложении, определять его морфологические признаки, использовать глаголы в речи, правильно писать гласные в личных окончаниях глаголов, Ь в глаголах 2 лица. | 3, с. 10-11 | ||
-ться и – тся в глаголах | Правописание -ться и – тся в глаголах | Правильно ставить вопросы к глаголу на – тся, понимать, от какого условия зависит выбор Ь, устно объяснять выбор написания. | 8, с. 30-33 | ||
Р.р. Тема текста. | Знать понятия: широкая и узкая тема, коммуникативная установка. | Соотносить тему и содержания высказывания, определять границы темы. | |||
Личные окончания глаголов. | Спряжения глаголов, алгоритм правописания гласных в личных окончаниях глаголов. | Определять спряжение глагола и выбрать гласную в личных окончаниях. | 8, с. 27-30 | ||
Не с глаголами. | Правило написания не с глаголами. | Правильно писать не с глаголами. | 8, с. 33-35 | ||
Имя существительное. | Имя существительное как часть речи. Морфологические признаки имени существительного. | Находить имя существительное в тексте, определять морфологические признаки имени существительного. | 3, с. 12-13 | ||
Буквы е-и в окончаниях существительных. | Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных. | Безошибочно делать выбор орфограммы. | 4, с. 55-60 | ||
Ь после шипящих на конце существительных. | Правило написания Ь после шипящих на конце существительных. | Применять изученное правило на практике. | 8,с. 24 | ||
Имя прилагательное. | Имя прилагательное как части речи. Морфологические признаки имени прилагательного. | Задавать вопросы от существительного к прилагательному, правильно писать окончание прилагательных, определяя их род, число, падеж. | 3, с. 14-15 | ||
Р.р. Подготовка к обучающему сочинению-описанию по картине А. Пластова «Летом». | Средства раскрытия замысла художника: композиция, цвет, колорит. План, опорные слова. | Формулировать тему, создавать свой текст по личным впечатлениям и по картине в соответствии с темой. | |||
Р.р. Сочинение-описание по картине А. Пластова «Летом». | Алгоритм работы над сочинением по картине. | Последовательно излагать мысли, соблюдать абзацы, видеть речевые и грамматические ошибки. | Составление аналитической карты наблюдений за сформированностью различных видов учебной деятельности. | ||
Местоимение. | Местоимение как часть речи, морфологические признаки личных местоимений. | Опознавать в тексте личные местоимения, употреблять их с предлогами в письменной и устной речи. | 3, с. 16-17 | ||
Р.р. Основная мысль текста «Памятный день». | Основная мысль текста, понятия «тема», «основная мысль». | Определять основную мысль текста, соблюдать абзацы, составлять простой план. | |||
Обобщение по теме «Повторение пройденного в 1-4 классах». | Изученные части речи, правописание гласных и согласных в корне, падежных и личных окончаниях. | Грамотно писать, определять изученные части речи, соотносить звук и букву. | Составление мониторинговых исследований уровня успеваемости по итогам изучения темы. | ||
Контрольное тестирование по теме «Повторение пройденного в 1-4 классах». | Изученные правила темы. | Применять изученные правила на практике. | Составление информационной карты результатов контрольного тестирования по русскому языку. | 3, с. 18-21 | |
Анализ контрольного тестирования по теме «Повторение пройденного в 1-4 классах». | Орфографические и пунктуационные правила, на которые были допущены ошибки. | Выполнять работу над ошибками. | |||
Синтаксис как раздел грамматики. | Синтаксис как раздел грамматики, единицы синтаксиса. | Видеть границы в предложениях, выделять словосочетания, находить грамматическую основу. | |||
Пунктуация. | Пунктуация как раздел науки о языке. Знаки препинания конца предложения. | Различать знаки препинания и определять их функцию в предложении. | |||
Словосочетание. Строение словосочетаний (2). | Основные признаки словосочетаний, строение словосочетаний, способы выражения главного и зависимого слова. | Определять главное и зависимое слово, составлять схемы словосочетаний. | |||
Способы выражения грамматической связи в словосочетании. | Способы выражения грамматической связи в словосочетании. | Составлять схемы словосочетаний, конструировать словосочетания по схеме. | 4, с. 22-34, № 23, 22 | ||
Р.р. Подготовка к контрольному изложению-повествованию «Отважный пингвиненок». | Последовательность работы над подробным изложением в соответствии с планом. | Выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст, выбирая основную идею. Составлять подробный план. | |||
Р.р. Контрольное изложение-повествование «Отважный пингвиненок». | Последовательность работы над подробным изложением в соответствии с планом | Выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст, выбирая основную идею. | Составление аналитической карты наблюдений за сформированностью различных видов учебной деятельности по итогам контрольного изложения. | ||
Анализ контрольного изложения-повествования. | Орфографические и пунктуационные правила, на которые были допущены ошибки. | Проводить анализ выполненной работы, устранять ошибки. | |||
Виды словосочетаний. Разбор словосочетаний. | Основные признаки словосочетаний. | Разбирать словосочетания, отличать словосочетания от предложения. | |||
Предложение. | Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц. | Находить грамматическую основу предложения, конструировать предложения по заданным типам грамматическим основ. | 3, с. 22-25 | ||
Р.р. Сжатое изложение «Старый пень» | Последовательность работы над подробным изложением в соответствии с планом. | Выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст, выбирая основную идею. Составлять подробный план. | |||
Виды предложений по цели высказывания. | Определение предложений по цели высказывания. | Характеризовать предложения по цели высказывания. | |||
Виды предложений по эмоциональной окраске. | Виды предложений по эмоциональной окраске. | Правильно оформлять в устной и письменной речи восклицательные предложения. | |||
Члены предложения. Сказуемое. | Способы определения сказуемого, основные способы его выражения. | Выделять грамматическую основу предложения с двумя главными членами. | |||
Подлежащее. | Способы определения подлежащего, основные способы его выражения | Выделять грамматическую основу предложения и графически выделять ее. | |||
Тире между подлежащим и сказуемым. | Способы выражения подлежащего и сказуемого, условия постановки тире между подлежащим и сказуемым. | Опознавать подлежащее и сказуемое при пропуске глагола-связки, ставить тире, читать интонационно правильно данные предложения. | |||
Распространенные и нераспространенные предложения. | Различия между распространенными и нераспространенными предложениями. | Различать распространенные и нераспространенные предложения, характеризовать предложения по наличию или отсутствию второстепенных членов. | |||
Второстепенные члены предложения. Дополнение. | Определение дополнения, способы его выражения, графическое выделение на письме. | Находить дополнение в тексте, отличать прямое дополнение от подлежащего. | 3, 26-27 | ||
11.11 | Определение. | Способы выражения определения, графическое выделение на письме. | Находить определение в тексте, использовать в речи. | ||
12.11 | Обстоятельство. | Способы выражения обстоятельства, графическое выделение на письме. | Находить обстоятельства в тексте, использовать в речи. | ||
13.11 | Предложения с однородными членами. | Признаки однородных членов. | Находить однородные члены. | 3, 28-29 | |
14.11 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | Алгоритм расстановки знаков препинания в пред | Ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами, подбирать примеры на изученное правило. | ||
15.11 | Предложения с обращениями. | Понятие обращения, его роль в речи. | Составлять предложения с обращениями, различать обращение и подлежащее. | 3, 30-31 | |
16.11 | Р.р. Письмо. | История эпистолярного жанра. Композиционные элементы письма. Виды писем. | Составлять текст письма в зависимости от его назначения. | ||
18.11 | Синтаксический и пунктуационный разборы простого предложения. | Алгоритм синтаксического и пунктуационного разборов простого предложения. | Выполнять синтаксический и пунктуационный разборы простого предложения. | ||
19.11 | Простые и сложные предложения (2) | Понятия простых и сложных предложений. | Отличать простые предложения от сложных, находить в них грамматические основы. | ||
20.11 | Знаки препинания в сложном предложении. | Алгоритм расстановки знаков препинания в сложном предложении. | Правильно ставить знаки препинания в сложном предложении. | ||
21.11 | Синтаксический разбор сложного предложения. | Алгоритм выполнения синтаксического разбора сложного предложения. | Выполнять синтаксический разбор сложного предложения. | ||
22.11 | Прямая речь (2) | Понятие прямой речи. | Произносить интонационно правильно предложения с прямой речью, ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью. | 3, 32-33 | |
23.11 | Прямая и косвенная речь. | Понятие косвенной речи, правило различения прямой и косвенной речи. | Различат прямую и косвенную речь в тексте, знаки препинания в косвенной речи. | ||
25.11 26.11 | Диалог. | Понятие диалога. | Оформлять диалог на письме, знаки препинания при диалоге, составлять и правильно читать диалог. | ||
27.11 | Повторение по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» | Что изучает синтаксис и пунктуация. Алгоритмы пунктуационных правил. | Составлять простые и сложные предложения, подбирать примеры на изученные правила, конструировать предложения. | Составление мониторинговых исследований уровня успеваемости по итогам изучения темы. | 3, 35-37 |
28.11 | Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» | Алгоритмы пунктуационных правил. | Составлять простые и сложные предложения, подбирать примеры на изученные правила, конструировать предложения | Составление аналитической карты наблюдений за сформированностью различных видов учебной деятельности по итогам контрольного диктанта. | 8, 67, № 2 |
29.11 | Р.р. Подготовка к обучающему изложению-повествованию «Ласточки» | Последовательность работы над подробным изложением в соответствии с планом. | Выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст, выбирая основную идею. Составлять подробный план. | ||
30.11 | Р.р. Обучающее изложение-повествование «Ласточки» | Последовательность работы над подробным изложением в соответствии с планом | Выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст, выбирая основную идею. | ||
2.12 | Фонетика – наука о звуках. | Предмет изучения орфоэпии и фонетики. | Различать гласные и согласные звуки, способы их образования, различать звук и букву. | ||
3.12 | Гласные звуки. | Особенности образования гласных звуков, различия между ударными и безударными звуками. | Выделять в слове звуки речи, правильно произносить гласные звуки, использовать элементы транскрипции. | ||
4.12 | Согласные звуки. | Особенности образования согласных звуков. | Выделять в слове звуки речи, правильно произносить согласные звуки, использовать элементы транскрипции. | ||
5.12 | Изменение звуков в потоке речи. | Изменение звуков в потоке речи. | Различать сильную и слабую позицию гласных и согласных, выделять в слове звуки речи, давать фонетическую характеристику звукам . | 3, 38-39 | |
6.12 | Согласные твердые и мягкие. | Различие твердых и мягких согласных, обозначение мягкости согласного при записи слова в фонетической транскрипции. | Различать твердые и мягкие согласные, соблюдать орфоэпическую норму. | ||
7.12 | Р.р. Повествование. | Особенности повествования как типа речи, его композиция. | Строить текст повествования, составлять план текста повествовательного характера. | ||
9.12 | Согласные звонкие и глухие. | Различия между звонкими и глухими согласными. | Различать звонкие и глухие согласные, правильно произносить согласные звуки речи. | ||
10.12 | Графика. Алфавит. | Понятие и назначение алфавита. | Правильно произносить буквы алфавита, располагать слова в алфавитном порядке, пользоваться алфавитом в практической деятельности. | 3, 40-41 | |
11.12 | Р.р. Описание предмета. | Особенности описания как типа речи, его композиция. | Строить текст описания, составлять план текста повествовательного характера. | ||
12.12 | Обозначение мягкости согласного с помощью Ь(2). | Правило об обозначение мягкости согласного с помощью Ь. | Выбирать орфограмму для обозначения мягкости на письме. | ||
13.12 | Закрепление темы «Обозначение мягкости согласного с помощью Ь» | Правило об обозначение мягкости согласного с помощью Ь. | Выбирать орфограмму для обозначения мягкости на письме. | ||
14.12 | Двойная роль букв е, ё, ю, я. | Двойная роль букв е, ё, ю, я. | Обозначение буквами е, ё, ю, я двумя и одним звуками. Правильно произносить слова. | 8, с. 71, № 1,2 | |
16.12 | Орфоэпия. | Орфоэпия как раздел науки о языке, изучающий правильное произношение слова. | Правильно произносить слова, пользоваться орфоэпическим словарем. | 8, с. 72, № 4 | |
17.12 | Р.р. Подготовка к контрольному сочинению-описанию по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка» | Средства раскрытия замысла художника: композиция, цвет, колорит. План, опорные слова. | Формулировать тему, создавать свой текст по личным впечатлениям и по картине в соответствии с темой. | ||
18.12 | Р.р. Контрольное сочинение-описание по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка» | Алгоритм работы над сочинением по картине. | Последовательно излагать мысли, соблюдать абзацы, видеть речевые и грамматические ошибки. | Составление аналитической карты наблюдений за сформированностью различных видов учебной деятельности по итогам сочинения. | |
19.12 | Анализ контрольного сочинения-описания по картине П.А. Решетникова «Опять двойка» | Орфографические и пунктуационные правила, на которые были допущены ошибки. | Проводить анализ выполненной работы, устранять ошибки. | ||
20.12 | Фонетический разбор слова. | Алгоритм фонетического разбора слова. | Выполнять фонетический разбор слова. | ||
21.12 | Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи» | Изученные правила темы. | Пользоваться теорией на практике, выполнять виды разборов. | Составление мониторинговой шкалы успеваемости по теме. | 8, С. 73, № 6 |
23.12 | Контрольный диктант по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи» | Изученные правила темы. | Пользоваться теорией на практике, выполнять виды разборов. | Составление аналитической карты наблюдений за сформированностью различных видов учебной деятельности по итогам контрольного диктанта. | 8, с. 74 |
24.12 | Анализ контрольного диктанта по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи». | Орфографические и пунктуационные правила, на которые были допущены ошибки. | Проводить анализ выполненной работы, устранять ошибки. | ||
25.12 | Слово и его лексическое значение. | Лексикология как раздел науки о языке, изучающий лексические и грамматические значения слов. Виды толковых словарей. | Различать лексическое и грамматическое значение слов, пользоваться толковым словарем. | ||
26.12 | Словари. | Назначение, структуру, содержание словарной статьи. | Пользоваться толковым словарем. | 8, с. 75, № 1 | |
27.12 | Однозначные и многозначные слова. | Понятия однозначных и многозначных слов. | Выбирать значение многозначного слова, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением. | ||
28.12 | Р.р. Подготовка к обучающему сочинению-описанию по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». | Средства раскрытия замысла художника: композиция, цвет, колорит. План, опорные слова. | Формулировать тему, создавать свой текст по личным впечатлениям и по картине в соответствии с темой. | ||
30.12 | Р.р. Обучающее сочинение-описание по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». | Алгоритм работы над сочинением по картине. | Последовательно излагать мысли, соблюдать абзацы, видеть речевые и грамматические ошибки. | ||
Прямое и переносное значение слов. | Понятия прямого и переносного значения слов, метафоры. | Различать слова, употребленные в прямом и переносном значении, находить в художественном тексте олицетворения и метафоры. | |||
Омонимы. | Отличия омонимов от многозначных слов. | Находить омонимы в толковом словаре, отличать омонимы от многозначных слов, правильно употреблять омонимы в речи. | 8, с. 79, № 1, 2 | ||
Синонимы. | Определение синонимов, различение слов-синонимов по оттенкам значений, эмоциональной окраске и стилевой неоднородности. | Подбирать синонимы к слову, строить синонимический ряд, использовать синонимы в речи. | 8, с. 79, № 1-6 | ||
Р.р. Подготовка к обучающему изложению-описанию «Первый снег». | Последовательность работы над подробным изложением в соответствии с планом. | Выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст, выбирая основную идею. Составлять подробный план. | |||
Р.р. Обучающее изложение-описание «Первый снег». | Последовательность работы над подробным изложением в соответствии с планом | Выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст, выбирая основную идею. | |||
Антонимы. | Понятие антонимов, их стилистическая роль. | Пользоваться словарем антонимов, подбирать антонимы к слову, употреблять антонимы в речи. | 8, с. 82, № 1-85 | ||
Повторение по теме «Лексика. Культура речи». | Изученные правила темы. | Распознавать синонимы, антонимы, омонимы, правильно употреблять их в речи. | Составление аналитической карты наблюдений за сформированностью различных умений и навыков учащихся по теме «Лексика. Культура речи». | ||
Обучающее тестирование по теме «Лексика. Культура речи». | Изученные правила темы. | Распознавать синонимы, антонимы, омонимы, правильно употреблять их в речи. | 3, с. 42-43 | ||
Морфема - наименьшая значимая часть слова. | Основные морфемы слова. | Выделять морфемы на основе смыслового анализа слова. | |||
Изменение и образование слов. | Однокоренные слова и формы одного и того же слова. | Различать однокоренные слова и формы слова, подбирать однокоренные слова с учетом значения слов. | |||
Окончание. | Понятие окончания как части слова и его функции. | Определять грамматическое значение окончаний в разных формах существительного, прилагательного, глагола. | |||
Основа слова. | Понятие основы слова, ее значение в структуре слова. | Способы словоизменения (склонение, спряжение). | 7, 40-51 | ||
Корень слова. | Определение корня, однокоренных слов, способы проверки слов с орфограммами в корне. | Находить, подбирать, образовывать однокоренные слова, различать однокоренные слова и слова с корнями-омонимами. | 8, с. 89, №1 | ||
Р.р. Рассуждение. | Композиционная схема рассуждения, его смысловые части. | Находить и создавать структурные элементы рассуждения. | |||
Р.р. Обучающее сочинение-рассуждение «Как дни недели говорят о себе». | Композиционная схема рассуждения, его смысловые части. | Создавать сочинения данного типа, выделять в тексте тезис, доказательство, вывод. | |||
Суффикс (2). | Роль суффикса в образовании новых слов. | Выделять суффикс в слове. Образовывать новые слова с помощью известных суффиксов. | |||
Закрепление темы «Суффикс». | Суффикс как значимая часть слова. | Объяснять особенности слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах. | |||
Приставка. | Приставка как словообразовательная морфема. | Выделять приставку в слове. Определять ее значение, отличать приставку от предлога. | 8, с. 90, №1 | ||
Морфемные словари русского языка. | Морфемные словари русского языка: назначение, структура, содержание словарной статьи. | Пользоваться морфемным словарем. | |||
Чередование гласных и согласных звуков в морфемах. | Чередование гласных и согласных звуков в морфемах. | Выделять корни с чередующимися звуками, применять изученное правило на практике, объяснять выбор написания. | 8, с. 92-99 | ||
Беглые гласные. | Беглые гласные как варианты чередования. | Выделять морфемы, где есть беглые гласные. | |||
Варианты морфем. | В результате чередования гласных и согласных меняется звуковой состав слов. | Находить в вариантных морфемах чередующиеся согласные и гласные. Определять чередования в морфемах. | |||
Морфемный разбор слова. | Алгоритм морфемного разбора слова. | Выполнять морфемный разбор слова. | |||
Р.р. Подготовка к контрольному сочинению-рассуждению «Книга – наш лучший друг». | Композиционная схема рассуждения, его смысловые части. | Создавать сочинения данного типа, выделять в тексте тезис, доказательство, вывод. | |||
Р.р. Контрольное сочинение-рассуждение «Книга – наш лучший друг». | Композиционная схема рассуждения, его смысловые части. | Создавать сочинения данного типа, выделять в тексте тезис, доказательство, вывод. | Составление аналитической карты наблюдений за сформированностью различных видов учебной деятельности по итогам сочинения. | ||
Правописание гласных и согласных в приставках. | Неизменяемые приставки, варианты типа об-обо. | Находить орфограммы в приставках, правильно писать неизменяемые приставки. | |||
Буквы з и с на конце приставок (2). | Условия выбора буквы в приставках. | Пользоваться правилом, находить орфограмму в морфеме. | |||
Закрепление темы «Буквы з и с на конце приставок». | Условия выбора буквы в приставках. | Пользоваться правилом, находить орфограмму в морфеме. | 8, с. 90, № 1 | ||
Буквы о-а в корнях лаг-лож. | Условия выбора буквы в корне. | Пользоваться правилом, находить орфограмму в морфеме. | 8, с. 100, № 1, 2 | ||
Буквы о-а в корнях раст-рос. | Условия выбора буквы в корне. | Пользоваться правилом, находить орфограмму в морфеме. | |||
Буквы ё-о после шипящих в корне. | Условия выбора буквы в корне. | Пользоваться правилом, находить орфограмму в морфеме. | 8, с. 107, № 2, 6 | ||
Р.р. Подготовка к обучающему сочинению-описанию по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине». | Композиционная схема описания, его смысловые части. | Создавать сочинения данного типа, составлять сложный план, соответствующий структуре описания. | |||
Р.р. Обучающее сочинение-описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине». | Композиционная схема описания, его смысловые части. | Создавать сочинения данного типа, составлять сложный план, соответствующий структуре описания. | |||
Буквы ы и и после ц. | Условия выбора буквы в суффиксах и окончаниях. | Пользоваться правилом, находить орфограмму в морфеме | 8, с. 111, № 1 | ||
Обобщение по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи». | Морфемный состав слова, правописание гласных и согласных в корне. Основные средства выразительности. | Выделять морфему на основе смыслового анализа слова, находить орфограммы в морфемах, применять изученные правила на практике. | Составление мониторинговой карты результатов усвоения темы «Морфемика. Орфография. Культура речи». | 3, с. 46-49 | |
Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи». | Морфемный состав слова, правописание гласных и согласных в корне. Основные средства выразительности. | Выделять морфему на основе смыслового анализа слова, находить орфограммы в морфемах, применять изученные правила на практике. | 8, с. 117, № 4 | ||
Анализ контрольного диктанта по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи». | Орфографические и пунктуационные правила, на которые были допущены ошибки. | Проводить анализ выполненной работы, устранять ошибки. | Составление аналитической карты наблюдений за сформированностью различных видов учебной деятельности по итогам диктанта. | ||
Самостоятельные и служебные части речи (1). | Самостоятельные и служебные части речи. Их значение в русском языке. Понятия морфологии, грамматики, грамматического значения слова. | Различать служебные части речи от самостоятельных. | |||
Имя существительное как часть речи. | Морфологические признаки имени существительного, его роль в предложении. | Узнавать существительное среди других частей речи. | 3, 54-55 | ||
Р.р. Доказательства в рассуждениях. | Тема и структура сочинения-рассуждения. | Проводить аргументы и факты в качестве доказательства вести доказательство «от обратного». Использовать союзы и вводные слова для связи частей текста-рассуждения. | |||
Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | Связь категории одушевленности – неодушевленности с понятиями живого и неживого. | Различать одушевленные и неодушевленные имена существительные. | |||
Имена существительные собственные и нарицательные. | Деление существительных на собственные и нарицательные. | Правильно писать имена существительные собственные, различать существительные собственные и нарицательные. Учитывая значение слова. | |||
Р.р. Подготовка к обучающему сочинению-описанию по картине Г.И. Нисского «Февраль. Подмосковье». | Композиционная схема описания, его смысловые части. | Создавать сочинения данного типа, составлять сложный план, соответствующий структуре описания. | |||
Р.р. Обучающее сочинение-описание по картине Г.И. Нисского «Февраль. Подмосковье». | Композиционная схема описания, его смысловые части. | Создавать сочинения данного типа, составлять сложный план, соответствующий структуре описания. | |||
Морфологический разбор имени существительного. | Алгоритм морфологического разбора имени существительного. | Выполнять морфологический разбор имени существительного. | Н.А. Шапиро. Русский язык в упражнениях 5-7 классы. | ||
Род имен существительных. | Принадлежность слова к одному из трех родов. | Определять род имени существительного. | |||
Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. | Употреблять эти существительные в речи в сочетании с прилагательными и глаголами прошедшего времени, соблюдать орфоэпические нормы. | Н.А. Шапиро. Русский язык в упражнениях 5-7 классы. | ||
Имена существительные, которые имею форму только единственного числа. | Имена существительные, которые имею форму только единственного числа. | Употреблять эти существительные в речи в сочетании с прилагательными и глаголами прошедшего времени. | И.В. Иоффе Тесты по русскому языку для 5 класса. | ||
Р.р. Подготовка к обучающему изложению-рассуждению «Как важно дорожить дружбой!» | Последовательность работы над подробным изложением в соответствии с планом | Выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст, выбирая основную идею. | |||
Р.р. Обучающее изложение-рассуждение «Как важно дорожить дружбой!» | Последовательность работы над подробным изложением в соответствии с планом | Выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст, выбирая основную идею. | |||
Три склонения имен существительных. | Три склонения имен существительных. | Способ определения склонения имен существительных. | О.И. Иссерс. Тесты. Русский язык 5 класс. | ||
Падеж имен существительных (2). | Падеж имен существительных и падежные окончания. | Определять падеж имен существительных. | |||
Закрепление темы «Падеж имен существительных» | Падеж имен существительных и падежные окончания. | Владеть способом действия при выборе орфограммы. | И.В. Иоффе Тесты по русскому языку для 5 класса. | ||
Правописание гласных и падежных окончаний имен существительных в единственном числе (3). | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | Владеть способом действия при выборе орфограммы. | |||
Существительные на –ия, -ие, -ий. | Окончания существительных на –ия, -ие, -ий в родительном, дательном и предложном падежах. | Применять правило при выборе орфограммы, безошибочно писать слова. | О.И. Иссерс. Тесты. Русский язык 5 класс. | ||
-Е, -И в окончаниях существительных. | Правописание гласных и падежных окончаний имен существительных. | Применять правило при выборе орфограммы, безошибочно писать слова. | |||
Множественное число имен существительных. | Особенности написания и употребления форм множественного числа имен существительных. | Уметь правильно писать и употреблять имена существительные. | Л.А. Тростенцова. Дидактический материал по русскому языку 5 класс. | ||
Р.р. Подготовка к контрольному изложению-рассуждению «Слово – делом крепи!» | Последовательность работы над подробным изложением в соответствии с планом | Выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст, выбирая основную идею. | |||
Р.р. Контрольное изложение-рассуждение «Слово – делом крепи!» | Последовательность работы над подробным изложением в соответствии с планом | Выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст, выбирая основную идею. | |||
Анализ контрольного изложения-рассуждения. | Орфографические и пунктуационные правила, на которые были допущены ошибки. | Проводить анализ выполненной работы, устранять ошибки. | Составление аналитической карты наблюдений за сформированностью различных видов учебной деятельности по итогам изложения. | И.В. Текучева. Тесты по русскому языку 5 класс. | |
Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных (2). | Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных. | Применять правило при выборе орфограммы, безошибочно писать слова. | |||
Закрепление темы «Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных» | Способ действия при выборе написаний о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных. | Применять правило при выборе орфограммы, безошибочно писать слова. | Л.А. Тростенцова. Дидактический материал по русскому языку 5 класс. | ||
Повторение по теме «Имя существительное». | Изученные правила темы. | Пользоваться теоретическими правилами на практике. | Составление мониторинговых исследований уровня успеваемости по теме. | ||
Обучающий диктант по теме ««Имя существительное». | Изученные правила темы. | Пользоваться теоретическими правилами на практике. | Костяева Т.А. «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» | ||
Имя прилагательное как часть речи (2). | Морфологические признаки и синтаксическая роль имен прилагательных в тексте. | Определять морфологические признаки и синтаксическую роль прилагательных. | |||
Закрепление темы «Имя прилагательное как часть речи». | Употребление в речи имен прилагательных. | Определять морфологические признаки и синтаксическую роль прилагательных. | И.В. Иоффе Тесты по русскому языку для 5 класса. | ||
Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных (2). | Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. | Правильно писать окончания имен прилагательных. | |||
Закрепление темы «Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных». | Условия, от которого зависит выбор гласных в падежных окончаниях прилагательных. | Правильно писать окончания имен прилагательных. | Л.А. Тростенцова. Дидактический материал по русскому языку 5 класс. | ||
Буквы о-ё после шипящих в окончаниях прилагательных. | Условия выбора орфограммы. | Применять изученное правило на практике. | И.В. Текучева. Тесты по русскому языку 5 класс. | ||
Р.р. Описание животного. | Озаглавливание, повествование с элементами сочинения, стиль текста. | Использовать прилагательные в речи, определять стиль текста. | |||
Р.р. Сжатое изложение-описание «Ю-ю». | Озаглавливание, повествование с элементами сочинения, стиль текста. | Включать прилагательные в изложение, сохранять тип речи описание. | |||
Прилагательные полные и краткие. | Грамматические особенности кратких и полных прилагательных, их синтаксическую роль. | Отличать полные прилагательные от кратких. | Л.А. Тростенцова. Дидактический материал по русскому языку 5 класс. | ||
Р.р. Подготовка к обучающему сочинению-описанию животного на основе личных впечатлений. | Композиционная схема описания, его смысловые части. | Создавать сочинения данного типа, составлять сложный план, соответствующий структуре описания. | |||
Р.р. Обучающее сочинение-описание животного на основе личных впечатлений | Композиционная схема описания, его смысловые части. | Создавать сочинения данного типа, составлять сложный план, соответствующий структуре описания. | |||
Морфологический разбор имени прилагательного. | Алгоритм морфологического разбора имен прилагательных. | Выполнять морфологический разбор имен прилагательных. | И.В. Иоффе Тесты по русскому языку для 5 класса. | ||
Повторение по теме «Имя прилагательное» | Морфологические признаки имен прилагательных, опознавать прилагательные в тексте. | Безошибочно писать имена прилагательные, правильно употреблять их в речи. | Составление мониторинговых исследований уровня успеваемости по итогам изучения темы. | И.В. Иоффе Тесты по русскому языку для 5 класса. | |
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | Морфологические признаки имен прилагательных, опознавать прилагательные в тексте. | Безошибочно писать имена прилагательные, правильно употреблять их в речи. | Костяева Т.А. «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» | ||
Анализ контрольного диктанта по теме «Имя прилагательное» | Орфографические и пунктуационные правила, на которые были допущены ошибки. | Проводить анализ выполненной работы, устранять ошибки. | Составление аналитической карты наблюдений за сформированностью различных видов учебной деятельности по итогам диктанта. | И.В. Текучева. Тесты по русскому языку 5 класс. | |
Глагол как часть речи (2). | Определение глагола. Морфологические признаки глагола, его синтаксическая роль. | Находить глаголы в речи. | |||
Закрепление темы «Глагол как часть речи». | Определение глагола. Морфологические признаки глагола, его синтаксическая роль. | Определять время глагола, использовать в речи глаголы-синонимы. | И.В. Текучева. Тесты по русскому языку 5 класс. | ||
Не с глаголами. | Правило написания не с глаголами. | Пользоваться изученным правилом на практике, соблюдать орфографические нормы. | |||
Р.р. Рассказ. | Композиционные элементы повествования, рассказ по сюжетным картинкам. | Использовать в рассказе диалог и прямую речь. | |||
Неопределенная форма глагола. | Определение неопределенной формы глагола. | Различать неопределенную и личную форму глагола, правильно писать глаголы в неопределенной форме. | И.В. Иоффе Тесты по русскому языку для 5 класса. | ||
Правописание тся и ться в глаголах (2). | Условие выбора написания тся и ться в глаголах. | Находить слово, к которому относится глагол, сопоставлять личную и неопределенную форму глагола. | |||
Закрепление темы «Правописание тся и ться в глаголах». | Условие выбора написания тся и ться в глаголах. | Находить слово, к которому относится глагол, сопоставлять личную и неопределенную форму глагола. | И.В. Текучева. Тесты по русскому языку 5 класс. | ||
Виды глагола. | Глаголы совершенного и несовершенного вида. | Владеть способом действия по распознаванию вида глагола, отличать глаголы совершенного и несовершенного вида. | |||
Буквы е-и в корнях с чередованиями. | Виды чередований, условия выбора орфограммы. | Применять данное правило, употреблять глаголы с чередующимися гласными в речи. | О.И. Иссерс. Тесты. Русский язык 5 класс. | ||
Р.р. Невыдуманный рассказ о себе. | Тип речи - повествование, особенности рассказа. | Использовать глаголы разного вида в тексте. | |||
Р.р. Рассказ о себе «Как я помогал маме». | Тип речи - повествование, особенности рассказа. | Использовать глаголы разного вида в тексте, создавать текст повествовательного характера, реализуя замысел в соответствии с темой. | |||
Время глагола. | Вид и время глагола, особенности образования временных форм. | Определять вид и время глагола. | О.И. Иссерс. Тесты. Русский язык 5 класс. | ||
Прошедшее время. | Способы образования и изменения глагола прошедшего времени. | Распознавать глаголы прошедшего времени, правильно использовать их в речи. | |||
Настоящее время. | Форму настоящего времени имеют глаголы несовершенного вида. Способы образования и изменения глагола настоящего времени. | Распознавать глаголы настоящего времени, правильно использовать их в речи. | И.В. Иоффе Тесты по русскому языку для 5 класса. | ||
Будущее время. | Способы образования и изменения глагола будущего времени. | Распознавать глаголы будущего времени, правильно использовать их в речи. | |||
Повторение по теме «Глагол». | Изученные правила темы. | Пользоваться изученными правилами темы на практике. | Составление мониторинговых исследований уровня успеваемости по итогам изучения темы. | И.В. Иоффе Тесты по русскому языку для 5 класса. | |
Обучающее тестирование по теме «Глагол». | Изученные правила темы. | Пользоваться изученными правилами темы на практике. | Костяева Т.А. «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» | ||
Спряжение глагола. | Понятие спряжения глагола, способы определения спряжений глаголов. | Определять спряжение глаголов по алгоритму. | О.И. Иссерс. Тесты. Русский язык 5 класс. | ||
Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием (2). | Определить спряжение глагола с безударным личным окончанием | Пользоваться алгоритмом определения спряжение глагола. | |||
Закрепление темы «Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием». | Определить спряжение глагола с безударным личным окончанием | Пользоваться алгоритмом определения спряжение глагола. | О.И. Иссерс. Тесты. Русский язык 5 класс. | ||
Морфологический разбор глагола. | Алгоритм морфологического разбора глагола. | Выполнять морфологический разбор глагола. | |||
Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2 лице единственного числа. | Правописание глаголов во втором лице единственного числа. | Употреблять глаголы второго лица единственного числа в устной и письменной речи. | И.В. Иоффе Тесты по русскому языку для 5 класса. | ||
Употребление времен. | Правило об употреблении времен глаголов в речи. | Правильно использовать времена глаголов в речи. | |||
Р.р. Подготовка к обучающему сочинению- описанию «Красота весенней природы». | Композиционная схема описания, его смысловые части. | Создавать сочинения данного типа, составлять сложный план, соответствующий структуре описания. | |||
Р.р. Обучающее сочинение-описание «Красота весенней природы». | Композиционная схема описания, его смысловые части. | Создавать сочинения данного типа, составлять сложный план, соответствующий структуре описания. | |||
Обобщение по теме «Глагол». | Общее значение, морфологические признаки глагола, правописание глаголов. | Пользоваться изученными правилами на практике. | Составление мониторинговых исследований уровня успеваемости учащихся по итогам темы. | И.В. Иоффе Тесты по русскому языку для 5 класса. | |
Контрольный диктант по теме «Глагол». | Общее значение, морфологические признаки глагола, правописание глаголов. | Пользоваться изученными правилами на практике. | Костяева Т.А. «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» | ||
Анализ контрольного диктанта по теме «Глагол». | Орфографические и пунктуационные правила, на которые были допущены ошибки. | Проводить анализ выполненной работы, устранять ошибки. | Составление аналитической карты наблюдений за сформированностью различных видов учебной деятельности по итогам диктанта. | И.В. Текучева. Тесты по русскому языку 5 класс. | |
Р.р. Подготовка к обучающему комплексному анализу текста по теме «Систематизация и повторение пройденного в 5 классе». | Алгоритм выполнения комплексного анализа текста. | Работать над комплексным анализом текста. | |||
Р.р.Обучающий комплексный анализ текста по теме «Систематизация и повторение пройденного в 5 классе». | Алгоритм выполнения комплексного анализа текста. | Работать над комплексным анализом текста. | Составление аналитической карты наблюдений за сформированностью различных видов учебной деятельности по итогам работы. | ||
Контрольное тестирование по теме «Систематизация и повторение пройденного в 5 классе». | Орфограммы и пунктограммы за курс изучения русского языка в 5 классе. | Правильно писать слова и ставить знаки препинания в простых и сложных предложениях. | |||
Анализ контрольного тестирования по теме «Систематизация и повторение пройденного в 5 классе». | Орфографические и пунктуационные правила, на которые были допущены ошибки. | Проводить анализ выполненной работы, устранять ошибки. | Составление аналитической карты наблюдений за сформированностью различных видов учебной деятельности по итогам работы. |
Содержание программы учебного курса
Язык - важнейшее средство общения (3ч+1ч)
I.Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики, изучающиеся в 5 классе.
Язык как основное средство общения в определенном национальном коллективе. Устная и письменная речь. Разделы лингвистики, изучающие устную и письменную речь. Приемы слушания.
II. Функциональные разновидности языка.
Повторение пройденного в 1 - 4 классах (24 ч+6 ч)
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
II Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (29 ч +6ч)
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (16 ч + 4 ч)
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи (9 ч + 4 ч)
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи (23 ч + 6 ч)
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфология. Орфография. Культура речи (69ч +16 ч)
Самостоятельные и служебные части речи (1 ч)
Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.
Имя существительное (19 ч + 7 ч)
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыс- лей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное (10 ч + 4 ч)
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол (23 ч +5 ч)
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (8+2 ч).
Формы и средства контроля
№ п.п. | Тема | Кодификатор | Форма контроля |
Контрольная работа по теме «Повторение пройденного в 1-4 классах». | Правила выделения орфограмм и пунктограмм в тексте. Объяснять орфограммы в словах и знаки препинания в предложениях. | Диктант | |
Контрольная работа по теме «Повторение пройденного в 1-4 классах». | Различать части речи, соотносить звук и букву, знать правописание гласных и согласных в корне слов, падежные и личные окончания частей речи. | Тест | |
Р.р. Контрольное изложение-повествование «Отважный пингвинёнок». | Последовательность работы над подробным изложением в соответствии с планом. Выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст, выбирая основную идею. | Изложение | |
Контрольная работа по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» | Алгоритмы пунктуационных правил. Составлять простые и сложные предложения, подбирать примеры на изученные правила, конструировать предложения. | Диктант | |
Р.р. Контрольное сочинение-описание по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка» | Понимать замысел художника и уметь создавать текст описания. Алгоритм работы над сочинением-описанием по картине. Последовательно излагать мысли, соблюдать абзацы, видеть речевые и грамматические ошибки. | Сочинение | |
Контрольная работа по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи» | Особенности образования гласных и согласных звуков, различия между ударными и безударными звуками, твердыми и мягкими согласными, звонкими и глухими согласными. Алгоритм выполнения фонетического разбора. | Диктант | |
Р.р. Контрольное сочинение-рассуждение «Книга – наш лучший друг». | Композиционная схема рассуждения, его смысловые части. Работать над сочинением данного типа, выделять в нем тезис, доказательство, вывод. | Сочинение | |
Контрольная работа по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи». | Морфемный состав слова, правописание гласных и согласных в корне. Основные средства выразительности. Выделять морфему на основе смыслового анализа слова, находить орфограммы в морфемах. | Диктант | |
Р.р. Контрольное изложение-рассуждение «Слово – делом крепи!» | Последовательность работы над подробным изложением-рассуждением в соответствии с планом. | Изложение | |
Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» | Морфологические признаки имен прилагательных, опознавать прилагательные в тексте. Безошибочно писать имена прилагательные, правильно употреблять их в речи. | Диктант | |
Контрольная работа по теме «Глагол». | Общее значение, морфологические признаки глагола, правописание глаголов. Морфологический разбор глаголов. Пользоваться изученными правилами на практике | Диктант. | |
Контрольное тестирование по теме «Систематизация и повторение пройденного в 5 классе». | Орфограммы и пунктограммы за курс изучения русского языка в 5 классе. Правильно писать слова и ставить знаки препинания в простых и сложных предложениях. | Тест. |
Перечень учебно-методических средств обучения
Основная литература
- Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. – М., 2008.
- Баранов М.Т., Ладыженская Т,А. Тростенцова Л.А.. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008.
- Егорова, Н.В. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5 класс / Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2010. – 96 с.
- Комисарова, Л.Ю. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 5-й кл.: к учебнику Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык.5 класс» /Д.Ю. Комисарова – М.: Экзамен, 2008. – 126 с.
- Ладыженская, Т.А. Русский язык. Книга для учителя. 5 класс. Учим всех и каждого, весело и серьезно / Т.А. Ладыженская, О.П. Штыркина, Н.В. Ладыженская. – М.: Экзамен, 2009. – 253 с.
- Малюгина, В.А. Олимпиады по русскому языку: 5 – 6 классы / В.А. Малюгина. – М.: ВАКО, 2010. – 224 с.
- Малюшкин, А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 5 класс. – 2-е изд., исправ. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
- Пересветова, Е.В. Диктанты по русскому языку: 5 класс: к учебникам Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык.5 класс»; А.Ю. Купаловой и др. «Русский язык.5 класс»; М.М. Разумовской и др. «Русский язык.5 класс» / Е.В. Пересветова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 192 с.
- Раман, Т.В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: к учебнику Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык.5 класс»: 5-й Кл. /Т.В. Раман. – 2-е изд.- М.: Экзамен, 2007. – 318 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/17/picture-298345-1379433650.jpg)
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/04/picture-679094-1443958267.jpg)
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/15/picture-948012-1505465655.jpg)
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/22/picture-976801-1511359318.jpg)
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/09/picture-879603-1665317566.jpg)
Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)
Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...