Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Цель урока:  изучить правила постановки двоеточия в сложных бессоюзных предложениях  и на этой основе сформировать соответствующий пунктуационный навык, повторить постановку двоеточия в простых предложениях и предложениях с прямой речью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:   «Двоеточие в бессоюзном сложном    предложении»

Цель урока:  изучить правила постановки двоеточия в сложных бессоюзных предложениях  и на этой основе сформировать соответствующий пунктуационный навык, повторить постановку двоеточия в простых предложениях и предложениях с прямой речью.

Тип урока: комбинированный.

Методы: лингвистическая разминка, тренировочные упражнения, самостоятельная работа, работа по карточкам, игры, диктант с грамматическим заданием.

Оборудование: таблица, карточки – задания.

                                           ХОД     УРОКА

1.  Организационный момент .            2 мин.

2.  Лингвистическая разминка.            4 мин.

Найдите предложения,  в которых необходимо поставить двоеточия. Какие это предложения по структуре?

а) В человеке все должно быть прекрасно ___ и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

б) Незнанием никогда не  следует хвастаться ___незнание  есть бессилие .

в) Любишь кататься ___ люби и саночки возить.

г) Книга ___ памятник  к ушедшим в вечность умам.

д) Печален  я ___ со мною друга нет .

( а, г – простые предложения,  б, в, д –  сложные предложения.)

          3. Объяснение нового материала.     10 мин.

Работа по таблице. Предлагаются предложения с двоеточием.

К сукнам, холстам и домашним материалам страшно было притронуться: они обращались в пыль.

В доме мало-помалу нарушалась тишина: в одном углу где-то скрипнула дверь, послышались по двору чьи - то шаги, на сеновале кто-то чихнул.

 

Я тебе определенно скажу: у тебя есть талант.

Затем анализируются предложения. На доске появляются схемы:

              (потому что)                                  (а именно)

1.  [    ]     :    [ причина].         2.  [     ]    :    [     ],  [     ],  [     ],  

                                                                                пояснение                                                                                                      

                            (что)

    3.     […глагол]   :   [изъяснение].

                                                                                                 

 - Пользуясь схемами, сформулируйте правило постановки двоеточия в       сложном бессоюзном предложении.

4.  Закрепление.      16 мин.

  1. Работа с учебником.

 - Прочитайте параграф 16.

Что нового узнали вы о постановке двоеточия?

2) Диктант с грамматическим заданием. Диктуются сложноподчиненные  предложения. Учащиеся, опустив союз «а», записывают их бессоюзными,

 расставляя нужные знаки препинания.

а) Павел чувствует, как чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше кисти.

б) Заранее предупреждаю, что удобств  в пути не будет .

в) Мне очень понравился доклад, потому что в нем рассказывалось о прекрасных произведениях искусства.

г) Когда мы поднялись на холм , то увидели неожиданную картину, а именно:  на опушке стояли два лося.

3)   Самостоятельная работа ( карточки упр. 223. )

Проверяются знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.

4.          Игра «Третье лишнее»

1)Помни про школу: только с ней станешь строителем радостных дней.

( В. Маяковский )

2)Таким друзьям на свете не страшно ничего: один за всех в ответе и все за одного.

( С. Михалков. )

3)Как отчий дом, как старый горец горы, люблю я землю: тень её лесов, и моря рокота, и звезд узоры, и странные строенья облаков.                                                          

                                                                                                       ( В. Брюсов ).

*Третье предложение лишнее, так как оно простое с обобщающим словом при однородных членах. Повторяются правила постановки двоеточия в простом предложении с прямой речью после слов автора с обобщающим словом. Учащиеся на доске и в тетрадях записывают под диктовку предложения.

Капитан крикнул: «Купаться!»

        

Все было серое: затуманенный лес, озеро , небо.

                        А: «П».     [ О : О, О, О ]

Затем анализируются предложения.

Расскажите о знаках препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах.

Расскажите о знаках препинания в предложении с прямой речью после слов автора.

5.   Обобщение изученного на уроке материала.    4 мин.

 

  -  Когда ставится двоеточие в бессоюзном  сложном  предложение ? Приведите примеры.

         6.   Домашнее задание: страница 98, упражнение 224.       2 мин.

          7.    Подведение итогов урока.      2 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка в 9 классе : "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"

Урок был проведен в гимназии как открытый для учителей-словесников. Материал можно использовать для подготовки учащихся к сдаче ГИА....

Урок в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"

Презентация урока в 9 классе по теме "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"  с использованием инновационных технологий (АСО, технологии критического мышления). К презентации добавлены прило...

Урок русского языка "ДВОЕТОЧИЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ". 9 класс

Урок разработан с использованием новых технологий: элементов адаптивной системы и разноуровневого обучения. Каждый вид деятельности учащихся оценивается в ходе самопроверки или взаимопроверки. В ...

Урок русского языка в 9 классе «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении»

Данный урок является третьим в цикле уроков о бессоюзном сложном предложении в системе изучения темы «Синтаксис сложного предложения» в 9 классе.  Материал данного урока подготовлен учащимися на ...

Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"

Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"...

«Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении».

Цель: развивать умения определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов; моделировать и употреблять в речи сложные предложения с разными смысловыми отношениями ...