Лингвистическая игра "Язык мой - друг мой"
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) по теме

Игра проводится в ходе Недели русского языка.

Цель – воспитание интереса к изучению русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yazyk_moy_-_drug_moy.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лингвистическая игра

«Язык мой – друг мой»

5 класс

Игра проводится в ходе Недели русского языка.

Цель – воспитание интереса к изучению русского языка.

Учащиеся делятся на три  команды. Каждая команда придумывает название (связанное с темой мероприятия) и девиз.

1 конкурс – разминка – «Соображай-ка!»

За одну минуту назвать как можно больше слов на темы (определяются жребием): «Школа», «Спорт», «Природа».

2 конкурс – «На вкус и цвет…»

Слева и справа слова, обозначающие цвета. В левой колонке есть цветовые термины, соответствующие словам в правой колонке, и наоборот. Необходимо отыскать это соответствие.

Алый

Апельсиновый

Васильковый

Изумрудный

Каштановый

Кирпичный

Морской волны

Пурпурный

Пшеничный

Хаки

Шоколадный

Янтарный

Оранжевый

Тёмно-оранжевый

Густо-розовый

Ярко-красный

Коричневый

Светло-синий

Золотисто-жёлтый

Прозрачно-жёлтый

Сине-зелёный

Коричневый

Ярко-зелёный

Коричневато-зелёный

Ответ:

Алый – густо-розовый

Апельсиновый – оранжевый

Васильковый – светло-синий

Изумрудный – ярко-зелёный

Каштановый – коричневый

Кирпичный – тёмно-оранжевый

Морской волны – сине-зелёный

Пурпурный – ярко-красный

Пшеничный – золотисто-жёлтый

Хаки – коричневато зелёный

Шоколадный – коричневый

Янтарный – прозрачно-жёлтый

3 конкурс – «Пословицы»

В левом столбике даны иностранные пословицы, в правом – аналогичные им русские. Найдите сходные по смыслу пословицы.

Не ищи жареную колбасу в собачьей конуре. У кого болтливый рот, у того тело в синяках.

Тот не заблудится, кто спрашивает.

Птицу можно узнать по песне.

После обеда приходится платить.

Один утренний час лучше двух вечерних. Лучше оступиться, чем оговориться.

Лёгкий кошелёк – тяжёлое проклятье.

Тихая вода берега подрывает.

Когда у меня на ладони волосы вырастут.

Находясь среди ворон, нужно каркать как они.

Зёрнышко к зёрнышку – и будет мерка.

С миру по нитке – голому рубашка.

С волками жить – по-волчьи выть.

В тихом омуте черти водятся.

Когда рак на горе свистнет.

Утро вечера мудренее.

Хуже всех бед, когда денег нет.

Язык до Киева доведёт.

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Видно птицу по полёту.

Слово не воробей – вылетит, не поймаешь. Ищи ветра в поле.

Язык мой – враг мой.

 Ответ.

Не ищи жареную колбасу в собачьей конуре. – Ищи ветра в поле.

У кого болтливый рот, у того тело в синяках.  – Язык мой – враг мой.

Тот не заблудится, кто спрашивает. – Язык до Киева доведёт.

Птицу можно узнать по песне. – Видно птицу по полёту.

После обеда приходится платить. – Любишь кататься – люби и саночки возить.

Один утренний час лучше двух вечерних. – Утро вечера мудренее.

Лучше оступиться, чем оговориться. – Слово не воробей – вылетит, не поймаешь.

Лёгкий кошелёк – тяжёлое проклятье. – Хуже всех бед, когда денег нет.

Тихая вода берега подрывает. – В тихом омуте черти водятся.

Когда у меня на ладони волосы вырастут. – Когда рак на горе свистнет.

Находясь среди ворон, нужно каркать как они. – С волками жить – по-волчьи выть.

Зёрнышко к зёрнышку – и будет мерка. – С миру по нитке – голому рубашка.

4 конкурс – «Собери пословицу»

В левом столбике – начало пословиц, в правом – окончание. Соберите пословицу так, как она должна звучать.

Начало

Век живи,

Дарёному коню

Как аукнется,

Не зная броду,

Чем дальше в лес,

Лес рубят –

Делу время –

Не в свои сани

Поспешишь –

Лучше поздно,

Семь раз отмерь,

Мели, Емеля,

В гостях хорошо,

Окончание

твоя неделя.

а дома лучше.

чем никогда.

щепки летят.

век учись.

в зубы не смотрят.

не суйся в воду.

тем больше дров.

так и откликнется.

потехе час.

не садись.

людей насмешишь.

один раз отрежь.

5 конкурс – «Магические буквы»

Из букв слова «АБОРИГЕН» составить как можно больше слов (нарицательных в именительном падеже единственного числа (или множественного, если единственное отсутствует)).

6 конкурс – Файнворд.

Учащимся предлагается текст, в котором «зашифрованы» названия девяти изделий из муки. Нужно отыскать («расшифровать») их.

Акула.

Мишку Ченьева зовут у нас во дворе Линкором. Говорят, служил он в торговом флоте. На плече наколка – якорь. А завирать начнёт – помрёшь от смеха. Ладонью рот зажимай.

В Стамбул как-то вошли, рассказывал однажды Мишка, лачуга на лачуге, но и дворцов хватает. Он хотел первым делом а базар податься. Потому как жена всю плешь ему проела: нужна, мол, ей шуба тона кофейного. С ним ещё человек десять увязалось. Идёт в толпе Ченьев, но где базар, никто не знает. Солнце печёт. Жарища. Тут баран какой-то из Мишкиной команды предложил сперва искупаться. Все полезли в море. И Линкор с ними. И тут к нему здоровенная акула – шасть. Не растерялся Линкор – жик её по брюху ножом. То-то рты все пораскрывали. Мимо шла лодка на моторе. «Бросай канат! – закричал Мишка. – Акулу привяжем». Но турки ничего не поняли. Орут лишь своё: «Кара-кара… Вай-вай…».

…Шубу Линкор в тот день не купил. Но акула оказалась – сплошное объеденье.

(из газеты «Аргументы и факты»)

Слова: булка, калач, батон, печенье, баранка, коржик, торт, сайка, каравай.

7 конкурс – «Словослов»

В сетке можно найти не менее 76 слов – имён существительных, нарицательных, в единственном числе – если переходить от буквы к букве по горизонтали и вертикали. Нельзя двигаться по диагонали и делать ход назад в только что покинутую клетку. (5 минут)

Я

И

Т

Ь

Д

С

Н

А

Л

Е

Ц

Е

Р

П

М

А

Б

О

К

О

Ш

У

Т

О

Л

8 конкурс – «ЛингвоБанк»

Составить текст из заголовков газетно-журнальных статей, наклеив их на альбомный лист.

Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Социально-культурный проект "Узнаем друг о друге, узнаем друг от друга!"

В 2010 году команда старшеклассников ГБОУ СОШ № 294 Центрального района Санкт-Петербурга, под руководством учителя Герасимовой Т.Н. принимала участие в Молодежном Фестивале-конкурсе "Культурной столиц...

Интегрированное занятие «МОЯ СЕМЬЯ» старшая группа Цель: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Образовательные задачи: расширя

Интегрированное занятие «МОЯ СЕМЬЯ»старшая группа Цель: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга...

Лингвистический анализ художественного текста. Стихотворение Б.Ахмадулиной "Другое"

Лингвистический анализ художественного текста.Стихотворение Б.Ахмадулиной "Другое"...

Внеклассное мероприятие. Лингвистический праздник «Словарь – мой добрый друг и верный помощник»

Лингвистический праздник «Словарь – мой друг и помощник», способствующий развитию интереса к родному языку и воспитанию потребности изучать его....