Обобщающий урок
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) по теме

Терехова Светлана Мухадиновна

Обобщающий урок. Лексика. Фразеология.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_leksika._kultura_rechi._frazeologiya.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

СИНОНИМЫ

ФИО (полностью)

Кужева Светлана Мухадиновна

Место работы

МОУ «средняя общеобразовательная школа №2 г. Надыма»

Должность

Учитель русского языка и литературы

Предмет

Русский язык

Класс

6 С(К)О  

Тема и номер урока в теме

Лексика.Фразеология. (обобщающий  урок).

Базовый учебник

1.Ладыженская Т.А. Учебник для 6 класса русский язык

 8.          Цели  урока: 1. Образовательная:   Закрепить понятие о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка. Формировать умение различать слова русского языка по сфере их употребления, уметь определять лексическое значение фразеологизмов, закрепить понятие о фразеологизмах, их роли в обогащении языка.

                             2.Развивающая: создать условия для развития умения употребления фразеологизмов в речи.

                  3.Воспитательная: способствовать развитию культуры речи, культуры умственного труда, прививать интерес к изучению языка.

9.  Тип урока- систематизация и обобщение  знаний

 10.  Планируемые результаты:  учащиеся должны уметь различать слова русского языка по сфере их употребления. Уметь определять лексическое значение фразеологизмов, различать и находить фразеологизмы в тексте, уметь правильно использовать  их в речи.

11 .Методы:

  • по источникам знаний: словесные, наглядные;
  • по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
  • подготовка к восприятию;
  • относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

12.Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.

13.Организация деятельности учащихся на уроке:

-самостоятельно выходят на проблему и решают её;

-самостоятельно определяют тему.

-выводят определение и правило.

-работают с текстом учебника, словарем;

-отвечают на вопросы;

-выполняют самостоятельно упражнения;

-оценивают себя и друг друга;

-рефлектируют.

14.Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебники по русскому языку, словари,  электронная презентация.

15.Структура и ход  урока

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе тема «Лексика. Культура речи. Фразеологизмы».

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Формируемые УУД

Познаватель-

ные

Регулятивные

Коммуникатив-

ные

Личностные

1

2

3

5

6

7

8

9

10

1

Организацион-ный этап

Создать  благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие  учащихся.

Проверка  учителем готовности класса            к уроку; организация внимания.

2

Осознанное  и произвольное построение речевого высказывания

Прогнозирование своей деятельности

Умение слушать и вступать в диалог

Умение  выделять нравственный аспект поведения.

2

Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий

Вступительное слово учителя.

Повторение пройденного на прошлых уроках(диктант наоборот).

Беседа с проблемным вопросом  по будущей теме .  Задает учащимся наводящие вопросы.

.

Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы.

6-7

Логический анализ объектов с целью выделения признаков.

Поиск и выделение необходимой информации.

Выделение и осознание того, что уже пройдено.

Постановка учебной задачи на основе известного.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог

Самоопределение

3

Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока

Вместе с учениками определяет цель урока.

Определяют цель урока.

4-5

Самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели.

Целеполагание

Постановка вопросов

Самоопределение

4

Этап  актуализации усвоенных знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и запоминания детьми изученной темы: « Лексика.Культура речи. Фразеология»

Создает проблемную ситуацию, в ходе решения которой учащиеся делают необходимый вывод.

Делают вывод о различии слов в русском языке и сфере их употребления.

6-7

Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

Построение логической цепи рассуждений.

Планирование, прогнозирование

Умение слушать и вступать в диалог

Самоопределение

5

Проверка понимания

Усвоенных знаний

Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Направляет работу учащихся.

Самостоятельно выполняют задание.  Отвечают на вопрос.

4-5

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ объектов и синтез

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата

Умение слушать и вступать в диалог,

Коллективное обсуждение проблем (при необходимости)

Ориента-

ция в межлично-стных отношениях

6

Закрепление полученных знаний

Установление правильности и осознанности изученной темы.

Выступает в роли тьютора для слабых учащихся при выполнении творческого задания.

Учащиеся выполняют в группах творческое задание .

Делают записи в тетрадь. После выполнения задания выполняют взаимную проверку.

10

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Умение слушать и вступать в диалог,

Интегрироваться в группу;

Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в коллективном обсуждении проблем.

Профессионалное   самоопределение,

смыслообразование

7

Подведение итогов урока

Самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Подводит итоги работы в классе.

 Отвечают на поставленные вопросы.

2-3

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в коллективном обсуждении проблем.

Жизненное самоопределение, ценносто-смысловая ориентация обучающихся

8

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Задает дозированное домашнее задание

Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока

2

Оценка промежуточных результатов и саморегуляции для повышения мотивации учебной деятельности

управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка

Нравственно -этическая  ориентация

9.

Рефлексия.

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

-Кто работал на уроке лучше всех?

-Кому еще надо стараться?

-С каким настроением вы уйдете с урока?

Оценивают свою работу и работу одноклассников.

1-2

Оценка своей деятельности и других людей

Смыслообразование

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку; 

Учащиеся готовы к началу работы. Записывают число в тетрадь.

II . Актуализация знаний.

  1. Работу на уроке мы начнем с терминологической разминки, которая  поможет вам определить тему нашего урока .Перед вами лежат карточки с ответами на определения, которые я буду вам зачитывать, работать вы будете в парах ,вам нужно будет выбрать правильный ответ и показать его, далее мы будем прикреплять  карточки с ответами к доске.
  2.  Слова , связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, называются…

Как называются ,употребляемые жителями только  той или иной местности?  

 Слова, вышедшие из активного употребления. Как называются слова ,возникающие в языке

 Слова ,пришедшие к нам из других языков.

Слова ,имеющие славянские корни. После того как дети их произносит, учитель выписывает на доске.

  Мотивация

 Вы  справились с заданием.

Ребята, в каком разделе русского языка основной единицей является слово, его лексическое значение? Правильно!

А  теперь сформулируйте тему урока. (открыть) Запишите ее в тетради.

 

1 Учащиеся прикрепляют карточки к доске.

2.Читают по очереди свои ответы( фронтальный опрос)

Профессиональные, диалектизмы, устаревшие слова, неологизмы, заимствованные слова, исконно русские.

3 Лексика.

III. Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся.

1.Мы повторили теорию , а теперь эти понятия будем применять на практике. Давайте выполним задание « четвертое лишнее.»

(слайд 1) .Составьте словосочетания  с одним из слов. Если вам непонятно значение слова, Куда мы должны обратиться?

 Как помечены эти слова в словаре?  

 А как называются слова ,которые понимают  все носители нашего языка?

2.( слайд 2). Найдите профессиональные слова.

  Найдите в приложении к учебнику отмечены они   в словаре ? Выпишите слово и его словарную статью.

3. На каждый ряд учитель выдает по пакетику, в котором сложены предметы. Ребята, перед вами пакетики, откройте, разложите перед собой предметы, рассмотрите  их. Зачем я вам их дала? Какие предметы вышли из употребления? Как называются такие слова?

4.  Ребята прочитайте слова на слайде, найдите им соответствие составьте синонимичные пары .Чем отличаются

 устаревшие предметы из пакетиков от слов на доске?( Слайд 3)

  1. Выполняют задание, читают ответы. Составляют  словосочетание с одним из слов. Читают его. Отвечают на поставленный вопрос.

  1. Выполняют задание, работают со словарем.

  1. Дети находят предметы, называют слова…

      4.Работают у доски. Дают определение историзмам и архаизмам

5. Найдите и запишите неологизмы..(Слайд 4) Почему их можно считать неологизмами? А  они могут устареть? Составьте предложение с  одним из слов.

  1. В  русском языке много  заимствованных слов, которые прочно вошли в лексику .Замените заимствованные слова исконно русскими синонимами.



Находят слова, записывают в тетрадь, составляют предложения, читают.

6.Устно подбирают исконно русские к заимствованными.

Алфавит-азбука

Абзац- красная строка

Диалог-беседа

Абсурд-чепуха

Абажур- светильник

VI. Физминутка.

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. А теперь немного отдохнем.

Встанем, как аршин проглотили.

Проголосуем обеими руками

Согнемся в три погибели

Попрыгаем как зайчики

Дадим задний ход

Разведем руками

А теперь руки в брюки

Держим нос по ветру

Намылим друг другу голову

В ногах правды нет. Займите свои места.  

Ребята, как называются устойчивые сочетания слов, прозвучавшие в нашей физ .минутке? Какая наука о языке их изучает. Это и будет вторая часть  темы нашего урока.

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

Определяют вторую часть темы  урока. Записывают в тетрадь.

  1. Работа с текстом. Прочитайте текст. Найдите и выпишите фразеологизмы. Каким из фразеологизмов можно озаглавить текст? ( Попались на удочку).

9 .Работают с текстом. Читают вслух, выписывают фразеологизмы. Озаглавить текст.

V. Подведение итогов урока.

-Какую темы мы закрепили сегодня на уроке? Какие слова мы научились с вами находить и отличать друг от друга?

Отвечают на поставленные вопросы.

Учащиеся поднимают руки с учетом полученных оценок.

VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Составить словарик фразеологизмов.

Учащиеся внимательно слушают.

VIIРефлексия.

-Кто работал на уроке лучше всех?

-Кому еще надо стараться?

-у вас на столе карточки оцените свою работу. Зеленый- отлично ,желтый- хорошо, красный -нужно лучше стараться.

Оценивают свою работу и работу одноклассников и свое настроение в конце урока.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Взаимодействие тел". Провожу его как обобщающий урок по одноименной теме в 7 классе (последний урок перед Новым годом), где дети могут показать степень усвоения данного материала, в групповой деятельности освоить, то что не удалось ранее.

Обучающимся заранее, в качестве домашнего задания, предлагается составить кроссворд по материалу изученной темы, на отдельном листке должны быть записаны ответы на вопросы кроссворда. Класс делится на...

Форма урока: «Математическая сказка». Тип урока: обобщающий урок с применением игровых технологий

Учитель математики МБОУ «Сойменская ООШ»Серегина Татьяна ВикторовнаФорма  урока:  «Математическая  сказка». УМК: «Математика». Учебник  для  5  класса  общеобра...

Разработка конкурсного урока: "Времен связывающая нить :урок в школьном музее. Обобщающий урок по Великой Отечественной войне.

Конкурсная работа по Великой Отечественной войне: "Времен связывающая нить: урок в школьном музее". Урок проходит на базе школьного музея "Отечество" (музей Великой Отечественной войны) в форме брейн-...

Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).

Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...

Повторительно-обобщающий урок по истории в 6 классе на тему "Древняя Русь" (конспект урока и презентация к уроку)

Древняя РусьПовторительно-обобщающий урок  по истории. 6 классС презентацией Разработка Алексеевой В.И., учитель истории и обществознания МБОУ «Орининская СОШ»  Моргаушского...

Деепричастие – удивительная часть речи (Обобщающий урок по теме "Деепричастие") 7-й класс Тип урока: урок обобщения знаний и умений

На данном уроке обобщаем знания о деепричастии и деепричастном обороте;воспитываем культуру поведения при групповой и индивидуальной работе;формируем УУД....