Урок по теме "ПОТРЕТ" в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Драченина Светлана Владимировна

ПОТРЕТ

Цели: познакомить обучающихся с понятием «портрет», показав значимость данной темы в системе уроков развития речи.

Уважаемые педагоги! Если вас заинтересовал данный урок по развитию речи, могу поделиться презентацией к нему. Пишите: dsw-73@mail.ru

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portret.doc57 КБ
Microsoft Office document icon pril_2.doc45.5 КБ
Microsoft Office document icon pril_3.doc178.5 КБ
Microsoft Office document icon pril_4.doc90 КБ
Microsoft Office document icon pril_5.doc92 КБ
Microsoft Office document icon pril_6.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс_6_

№ урока_15__

Тема: ПОТРЕТ

Цели: познакомить обучающихся с понятием «портрет», показав значимость данной темы в системе уроков развития речи.

  • Образовательные:
  1. дать общее представление о портрете;
  • Развивающие:
  1. пополнить словарный запас обучающихся;
  2. формировать навыки описания внешности человека;
  • Воспитательные:
  1. воспитывать наблюдательность, внимание к окружающим людям.

Оборудование – иллюстрационный материал для работы в группах (pril_3 -  pril_6), технологические карты урока (pril_2), презентация MS Power Point. (pril_1)

ХОД УРОКА:

  1. Орг.момент.

На фоне музыки идут слайды (pril_1) с репродукциями.

- Я думаю, вы уже догадались, какой будет тема нашего урока. Назовите её.

- На столах перед вами лежат технологические карты (pril_2), с которыми вы будете работать на протяжение всего урока.

- Исходя из темы урока, попробуйте определить для себя цели нашего урока: что вы должны узнать и чему научиться. Запишите это в свои карты. (Проверить)

II.  Работа с новой информацией и составление кластера

- Прочтите текст из серии «Это интересно». Что нового вы из него узнали?

В технологической карте:

Портрет – один из жанров изобразительного искусства. И живописцы, и скульпторы, и графики любят работать в этом жанре. А зародилось искусство портрета в глубокой древности.

В 1887 году археологи вели раскопки в Египте и обнаружили древнее кладбище. В бинты мумий (особым образом высушенных тел) на месте лица были вставлены портреты людей. Ученые считают, что они (по месту находки их назвали фаюмскими) писались еще при жизни людей, украшали их дома, а после смерти попадали в захоронения. Но это не самые древние портреты – им меньше двух тысяч лет.

В Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина наряду с фаюмскими портретами хранится, например, скульптурный портрет фараона Аменемхета III, созданный в XIX веке до нашей эры.

Русское портретное искусство начиналось с парсуны (искаженное латинское слово «персона» - «личность»). Первые парсуны очень походили на иконы, но имели уже сходство с изображаемым лицом. А сходство для портрета очень важно.

 - Обсудите в парах всё, что вы знаете о портрете,  и составьте кластеры в технологических картах.

- Что вы добавили в кластер?

На слайде:

Портрет – 1) Изображение человека на картине, фотографии, в скульптуре. Групповой портрет (несколько лиц).
2)  (перен.) художественное изображение, образ литературного героя. Литературные портреты. 
3) Словесный портрет (в криминалистике: описание наружности человека по определенному методу).

- Обобщите всё, что вы узнали о портрете, и сформулируйте основную мысль, записав её в технологическую карту.

- Как вы думаете, а так ли важно уметь описывать портрет? Где могут пригодиться нам навыки описания внешности человека?  (Ответы)

- Сегодня мы с вами будем учиться описывать внешность человека.

- Как вы думаете, что должно быть отражено в описании внешности человека?

- Работаем с технологическими картами. У вас записана таблица, которую мы сейчас совместно дополним. (Обучающиеся дополняют таблицу в своих технологических картах)

Как описать портрет:

1

Выражение лица

грустное, печальное, задумчивое, спокойное, весёлое,………………….

2

Глаза

взгляд

карие, выразительные, ……………………

проницательный, устремлённый вдаль, растерянный,………………

3

Губы, рот

 пухлые, мягко очерченный рот,………………

4

Нос

прямой, с горбинкой, вздёрнутый, ………………………

5

Волосы

русые, волнистые, каштановые,……………………..

6

Лицо, индивидуальные черты лица

 одухотворённое лицо; тонкие черты лица; родинка на правой щеке; ямочка на подбородке, …………………..

7

Детали одежды, головной убор

расстёгнутый воротник рубахи, ……………………….

- Работа с репродукцией картины Василия Андреевича Тропинина «Девочка с птичкой»

 (слайд 4)

- Какие чувства возникают у вас, когда вы смотрите на эту картину?

- Что,  по-вашему, делает эту картину красивой?

- На что в первую очередь обращаешь внимание, когда смотришь на эту картину?

- Опишите         - глаза девочки

                - лицо

                - волосы

Работа с технологической картой:

- Очень часто при описании картины учащиеся допускают речевые ошибки. Давайте разберём некоторые из них, записывая исправления в технологическую карту.

У неё были коричневые глаза______(карие)____________________________________

Перед нами портрет жгучей блондинки____(брюнетки)_____________________________

Вглядимся в лицо молодого юноши____(убрать слово «молодого» или заменить «юноши» на «человека»_

Его грустные глаза смотрят задорно и весело ____(заменить «грустные» на «озорные» или др. или заменить слова «задорно и весело» на антонимы)_______

- Самостоятельно опишите портрет «Девочка с птичкой »

- Зачитайте, что у вас получилось

ФИЗМИНУТКА

(слайды 5-7  (данные слайды позаимствованы из интернета)

- Давайте расслабимся и немного отдохнём. Ваша задача – следить глазами за перемещением предмета на слайдах)

IV. Работа в группах.

(Раздать репродукции картин для групповой работы) (pril_3 - pril_6 )

- Ваша задача «разбиться» на 4 группы, каждой из которых будет предложена одна репродукция.

- Сейчас вам предстоит за несколько минут создать мини проект  по тем репродукциям, что лежат у вас на столе. Перед вами иллюстрации художников.  Ваша задача – описать портрет, не указывая детали одежды или головного убора. Остальные группы должны будут найти по вашему описанию портрет.

(Если позволяет время) От каждой группы ко мне подойдут по одному человеку. В то время, пока группы  будут описывать портрет, ваши товарищи подготовят мини-выступление по той репродукции, с  которой вы работаете.  

 V. Защита мини проектов.     (слайд 8)

-  Пред вами на слайде   8 портретов. Каждый выступающий от группы зачитывает своё описание портрета, а остальные должны выбрать номер того портрета, который подходит под описание. Не забывайте, что вы не должны в своём описании указывать детали одежды, которые могли бы дать подсказку остальным.

(После прочтения  описания репродукции одной из групп, остальные обучающиеся называют номер портрета на слайде, который подходит, по их мнению, описанному. Учитель нажимает на номер  и появляется увеличенный портрет. Выступающая группа показывает свою репродукцию. Если репродукция и портрет на слайде совпали – значит, группа справилась с заданием)

Индивидуальные выступления обучающихся.

VI. Подведение итогов.

- Завершая наш урок, я попрошу вас заполнить таблицу самоконтроля, вспомнив те цели, которые вы ставили в начале урока, и на основании этого поставить себе оценку за урок.

 - Итак, у кого 5, 4, 3?

- Спасибо за урок.



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ

ученика(цы) 6 класса «___» ___________________________________________

Тема: «Портрет»

Цели урока:

Узнаю:___________________________________________________________________________________

Научусь: _________________________________________________________________________________ 

Это интересно

Портрет – один из жанров изобразительного искусства. И живописцы, и скульпторы, и графики любят работать в этом жанре. А зародилось искусство портрета в глубокой древности.

В 1887 году археологи вели раскопки в Египте и обнаружили древнее кладбище. В бинты мумий (особым образом высушенных тел) на месте лица были вставлены портреты людей. Ученые считают, что они (по месту находки их назвали фаюмскими) писались еще при жизни людей, украшали их дома, а после смерти попадали в захоронения. Но это не самые древние портреты – им меньше двух тысяч лет.

В Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина наряду с фаюмскими портретами хранится, например, скульптурный портрет фараона Аменемхета III, созданный в XIX веке до нашей эры.

Русское портретное искусство начиналось с парсуны (искаженное латинское слово «персона» - «личность»). Первые парсуны очень походили на иконы, но имели уже сходство с изображаемым лицом. А сходство для портрета очень важно.

Кластер «Портрет» (в парах)

Портрет - _______________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исправьте ошибки:

У неё были коричневые глаза_________________________________________________________________

Перед нами портрет жгучей блондинки_______________________________________________________

Вглядимся в лицо молодого юноши____________________________________________________________

Его грустные глаза смотрят задорно и весело _________________________________________________

Как описать портрет:

1

Выражение лица

грустное, печальное, задумчивое,

2

Глаза

взгляд

карие, выразительные,

проницательный,

3

Губы, рот

 пухлые, мягко очерченный рот,

4

Нос

прямой, с горбинкой, вздёрнутый,

5

Волосы

русые, волнистые, каштановые,

6

Лицо, индивидуальные черты лица

 одухотворённое лицо; тонкие черты лица; родинка на правой щеке; ямочка на подбородке,

7

Детали одежды, головной убор

расстёгнутый воротник рубахи,

Работа с репродукцией

  1. Кто изображен на полотне? ___________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

  1. Опишите портрет, опираясь на таблицу:_________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

узнал

научился

испытываю трудности

Самооценка за урок:  «отлично»  -  «хорошо»  -  «удовлетворительно»  -  «плохо»

Домашнее задание: описать портрет своей мамы:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

        В. Серов. Девочка с персиками. 1887

     

   

Валентин Александрович Серов родился в Петербурге 7 января 1865 года (старый стиль) в семье известного композитора Александра Николаевича Серова. С детских лет будущего художника окружала атмосфера искусства. Кроме музыкантов в их доме бывали АнтокольскийРепин. К тому же сам отец будущего художника был страстным любителем рисования. Редкая наблюдательность и способности к рисованию пробудились у мальчика рано, а условия, в которых он рос, благоприятствовали развитию дарования. Сначала он учился у немецкого художника-офортиста А. Кемпинга, затем его учителем стал И. Е. Репин, которому, по совету М. М. Антокольского, В. С. Серова показывала рисунки сына.

     «Девочка с персиками» была создана не достигшим еще двадцати двух лет Серовым в 1887 году

Подмосковная усадьба Абрамцево, принадлежавшая С. Т. Аксакову, перешла в 1870 году во владение Саввы Ивановича Мамонтова, крупного промышленника, любителя искусств и художественного деятеля, сумевшего привлечь в абрамцевский художественный кружок многих замечательных русских живописцев. В семью Мамонтовых Серов вошел еще ребенком, был в ней как родной, дружил с детьми Саввы Ивановича. Сын Мамонтова, Всеволод Саввич, вспоминает: «На почве этой дружбы и явилась на свет знаменитая серовская «Девочка с персиками», один из перлов русской портретной живописи. Только благодаря своей дружбе, удалось Серову уговорить мою сестру Веру позировать ему. Двенадцатилетнюю жизнерадостную бойкую девочку в летний погожий день так и тянет на волю, побегать, пошалить. А тут сиди в комнате за столом, да еще поменьше шевелись. Эта работа Серова потребовала много сеансов, пришлось сестре долго позировать для нее. Да Антон (дружеское прозвище Серова. — В. Л.) и сам признавал медленность своей работы, очень этим мучился и впоследствии говорил сестре, что он ее неоплатный должник».

       Серов работал над портретом «запоем», увлеченный сознанием, что дело у него спорится, «идет как по маслу».

        Картина «Девочка с персиками» долгое время находилась в Абрамцеве, в той же комнате, где и была написана. А потом её передали в Третьяковскую галерею, в Абрамцеве же в настоящее время висит копия этого произведения.



Предварительный просмотр:

Венецианов Алексей Гаврилович

Девушка с гармошкой, 1840

Венецианов Алексей Гаврилович (1780 г. - 1847 г.) - классик русского изобразительного искусства. Родился Алексей Гаврилович 7 февраля 1780 года в Москве. По семейному преданию корни рода Венециано происходили из Греции. Отец Венецианова достаточно широко занимался огородничеством и вместе с тем продавал картины. Очевидно, данное обстоятельство подтолкнуло будущего художника к выбору дальнейшего жизненного пути.

Сведения о первоначальном образовании Венецианова крайне скудны. Известно, что, обучаясь в частном пансионе в Москве, юный Алексей проявлял большие способности к рисованию. Его первым художественным наставником являлся некий Прохорыч (Пахомыч), под руководством которого Венецианов писал картины преимущественно в технике пастели, проявляя особый интерес к жанру портрета.

Однако занятия живописью для молодого человека являлись скорее увлечением. По настоянию отца Алексей Гаврилович определился чертежником в землемерное управление.

В 1807 году Венецианов перебирается в Петербург. Здесь он поступает на службу в почтовую канцелярию. Знакомство с Эрмитажем, столичными художниками заставляет молодого человека принять решение всецело посвятить себя изобразительному искусству.

 Венецианов Алексей Гаврилович вошел в историю русской живописи не только как основатель крестьянского жанра. Широко известна его педагогическая деятельность. Художник создал свою систему преподавания живописной науки. На свои средства Венецианов содержал художественную школу, где обучались дети крепостных крестьян и прочих выходцев из несостоятельных семейств. Его заведение позволило вырасти таким заметным художникам как Григорий Сорока, Алексей Тыранов, Никифор Крылов, Сергей Зарянко и др..

Погиб Венецианов А. Г. Трагически. 4 декабря 1847 года художник направлялся на встречу с заказчиком. Неожиданно лошади понесли повозку, испугавшийся кучер выпрыгнул из саней. Алексей Гаврилович попытался остановить лошадей, но его выбросило из повозки и захлестнувшие руку поводья стали причиной смерти Венецианова.

        Излюбленные персонажи его картин - дворовые девушки и мальчишки, играющие на лоне сельской природы, помещичьи дети. 



Предварительный просмотр:

        В.А. Тропинин. Голова мальчика

( Портрет Арсения Васильевича Тропинина)
1818г, холст, масло, 40.4 х 32 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва 

          Родился Василий Андреевич Тропинин (1776 - 1857) в селе Карпово Новгородской губернии, в семье крепостного графа А.С.Миниха, у которого его отец служил управляющим. Васю отдали в новгородскую школу, где он обучался чтению, письму, арифметике, основам священной истории и живописи. Учителя обучали лишь тому, что знали, а знания их оставляли желать лучшего. И потому маленький художник брал у своих друзей-одноклассников лубочные картинки и самостоятельно пытался скопировать их.    После окончания школы мальчика взяли на службу в господский дом. Желание рисовать все больше укреплялось в его душе, но он не мог найти ничего подходящего для изображения. Тогда Вася стал помогать в работе горничным, которые прислуживали в господских покоях. За это девушки разрешили ему в отсутствие хозяев заходить в комнаты и рисовать все, что, по его мнению, являлось искусством. Рисунки Васи никто всерьез не воспринимал, и окружающие лишь посмеивались над ним. Да и вообще о своей жизни в доме Миниха Тропинин не любил вспоминать. Прислуга невзлюбила мальчика и отыгрывала на нем все обиды, которые когда-либо доставлял им отец-управляющий.  

             В начале 90-х гг. семья крепостного Тропинина перешла в качестве приданого к младшей дочери графа Миниха — Наталье, которая вышла замуж за Ираклия Ивановича Моркова. Тогда же Тропинины переехали в Москву. Новый хозяин не разрешил Васе заниматься художеством и отдал его учиться другому искусству — кондитерскому. Учеником кондитера юноша в 1793 г. переехал в Петербург, где жил в доме графа Завадовского. Здесь он впервые взял в руки кисть и краски, украдкой пользуясь уроками жившего у хозяев художника. 

       В те годы в Петербурге была основана Академия художеств, которая помогала развиваться молодым талантам и даже бесплатно выделяла бумагу и карандаши тем, кто не мог их приобрести. Юноше все же иногда удавалось украдкой посещать бесплатные рисовальные классы Академии художеств.  

      Граф Морков не позволил своему крепостному продолжать образование в академии. Тропинин был срочно отозван своим хозяином из Петербурга: ему предписывалось ехать на Украину, в село Кукавку Подольской губернии — в новое имение Морковых. Здесь Тропинину дали понять, что он всего лишь крепостной, и назначили на должность кондитера и лакея. Кроме того, в его обязанности входило выполнять копии с картин западно-европейских и русских художников, украсившие дом Моркова, расписывать строящуюся местную церковь и писать для нее иконы, а также работать над галереей семейных портретов своих хозяев.

           «Однажды к Морковым на ужин приехал ученый француз, которому предложено было от хозяина взглянуть на труд художника. Войдя в мастерскую Тропинина, бывшую во втором этаже барского дома, француз, пораженный работою живописца, много хвалил его и одобрительно пожимал ему руку. Когда граф с семейством садился за обеденный стол, к которому приглашен был и француз, в числе многочисленной прислуги, появился из передней наряженный парадно Тропинин. Француз, увидев вошедшего художника, схватил стул и принялся усаживать Тропинина за графский стол. Граф и его семейство этим поступком иностранца были совершенно сконфужены, как и сам художник-слуга. Вечером того же дня граф Марков обратился к своему живописцу: 
— Послушай, Василий Андреевич, твое место, когда мы кушаем, может занять кто-нибудь другой». 
Смущенный Mopков после этого случая навсегда освободил Тропинина от обязанностей прислуживать за столом. 

Лишь в 1823 г., остерегаясь насмешек и недовольствa в кругах просвещенного дворянства, 8 мая, на пасхальный праздник, Морков отпустил художника. Однако вольную выдал лишь ему одному, оставив его сына крепостным. Граф не хотел расставаться с Василием Андреевичем и даже предлагал ему остаться жить в своем доме, но Тропинин не согласился. Жена и сын оставались в крепостной зависимости еще пять лет.

    «Портрет человека пишется для памяти близких ему людей, людей его любящих». Эти слова Василия Андреевича Тропинина вспоминаются, когда мы смотрим на портрет его сына. Художник работал над этим портретом с особым подъемом. Он как бы изливает свою душу. С сокровенной интимностью он раскрывает свою веру в светлое предназначение человека, в ценность личности людской. Перед зрителем предстает мир юной мечты, озаренный особенно пронзительной и щемящей доверительностью. Мастер словно раскрывает нам свой секрет, драгоценную тайну, которую художник тщательно хранит.

 „Портрет сына"... ...Освещенное трепетным светом возникает лицо мальчика. Только что он был занят детскимн играми и забавами, поэтому расстегнут воротник рубашки, слегка разметались волосы, но сейчас его внимание привлекло что-то, и он необычайно серьезен. Куда-то в неведомые нам дали глядит этот кудрявый мальчик, с тонкими, вдохновенными чертами лица. Голова повернута влево. Туда же направлен взгляд широко открытых, сосредоточенных глаз. Сколько в облике этого ребенка изящества и благородства, внутренней красоты! Все гармонично в этом полотне: чуть вздернутые тревожно брови, ласковый, но беспокойный взор, целомудренный, мягко очерченный рот, округлый подбородок. 

Все, все до малейшей черточки в холсте наполнено любовью художника к своему детищу, своей надежде. Сколько в облике этого ребенка изящества и благородства, внутренней красоты!
Написанный в теплых, золотистых тонах, портрет, создает лирический запоминающийся образ.
Мы не ведаем, о чем думал Тропинин, когда создавал свой шедевр, но верится: он мечтал видеть своего сына вольным человеком, освобожденным от унизительных оков крепостного рабства.
Тропинин получил свободу только в 47 лет, а сын остался крепостным, и это было большим горем художника.



Предварительный просмотр:

Орест Кипренский. «Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке».1819

Кипренский Орест Адамович (24.03.1782 – 17.10.1836), русский художник, родился на мызе Нежинской (Ленинградская область). Он был побочным сыном помещика А.С. Дьяконова. Но так как отец не мог признать его свои сыном по закону, он записал его в семью своего крепостного Адама Швальбе, то есть был крепостным крестьянином. Получив вольную, учился в петербургской Академии художеств. Жил в Москве, Петербурге,   Твери, а также в Риме и   Неаполе.

Картина  «Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча)» (1819) достойна всякого внимания и интереса любителей искусства. Она экспонировалась в Париже как «Портрет ребенка». Кипренский возвращался из Италии в Россию через Париж. Он первый из русских художников получил европейскую известность, в частности, видимо, потому что приехал в Италию не сразу по окончании Академии художеств из-за наполеоновских войн, а уже сформировавшимся художником в условиях ренессансных явлений русской жизни и русского искусства, в чем по ту пору не отдавали отчета вполне и поныне, хотя эпоха - первая треть XIX века в России – осознана как Золотой век русской поэзии и культуры. Выпускники Академии художеств, наиболее отличившиеся, по-прежнему направлялись в Италию для продолжения обучения, к чему стремились и сами молодые художники: что их влекла Италия классического Ренессанса понятно, но они, оказавшись в полуденных краях, старались, сверх всяких сроков пенсионерства, остаться там, поскольку считалось, как писал Александр Иванов, что в России художник и крепостной одно и то же.

Кипренский, обретя европейскую известность, возвращался в Россию, возможно, с надеждами, но с грустным сердцем: он был вынужден расстаться с заброшенным ребенком Мариуччей, заботы о которой он взял на себя, буквально выкупил ее у распутной матери, когда та выкрала свою дочь из мастерской художника, чтобы вернуть за деньги, и, уезжая в 1822 году в Россию, поместил ее в католический монастырь. Ей было 10 лет. 
На картине «Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке», написанной в 1819 году, стало быть, Мариучче семь лет. Ее звали Анна-Мария Фалькуччи. Художник привязался к ней, полюбил девочку, помня, верно, и себя заброшенным ребенком в стенах Академии художеств, на его счастье. В Россию с собой он взял портрет Мариуччи, который чрезвычайно понравился русской публике. Орест, когда писал портрет Мариуччи, не знал, как сложится ее и его жизнь, но гвоздика в ее руке и венок на голове из садового мака, говорят, «на языке цветов» означают «о, милая, скромная девушка!» и «воспоминания о тебе со мною будут навсегда неразлучны, в счастии и в злополучии».В России художник, похоже, не имел вестей о Мариуччи, не знал, где она, в письмах в Италию просил друга отыскать ее, повидать, напомнить о нем. Орест писал: «У меня никого ближе ее нет на земле, нет ни родных, никого».

         Кипренский уехал в Италию в 1828 году. Естественно предположить, что Орест отыскал Анну-Марию Фалькуччи, которой  к тому времени уже было 16 лет. Ему 46. Живет он в разных городах и неустроенно, скорее по своему характеру, равнодушный к быту. Какие взаимоотношения могли сложиться между уже немолодым художником и его воспитанницей в ее детстве? Привязанный, как прежде, к девушке, Орест мог думать об устройстве ее судьбы или у ней были свои планы и виды. Во всяком случае, Орест женился на девушке незадолго до смерти в 1836 году. Сохранились свидетельства, что он любил молодую жену «до обожания», а она заботливо ухаживала за ним, когда он занемог жестокой горячкой. Известно также, чтобы получить разрешение на брак, Орест перешел в католичество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».

Материал данного урока предназначен для  повторения  решения линейных неравенств; формирования  понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»;   форм...

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....