Обобщающий урок по теме "Имя существительное" в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Шехмаметьева Румия Кямилевна

Урок проводится в форме путешествия на волшебном поезде. На каждой станции ученики получают задания Мудреца.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_puteshestvie.docx35.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Путешествие по стране «Имя существительное»

Класс: 5 класс

Форма проведения: Путешествие

Цели:

        Деятельностная: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-конторольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построения и реализации проекта выхода из затруднений);

        Содержательная: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий, понятий, алгоритмов в разделе «Имя существительное».

Задачи:

        Предметные: закрепить основы научных знаний об имени существительном; сформировать умение выделять понятие «имя существительное» среди других частей речи; совершенствовать навыки морфологического анализа имени существительного.

        Метапредметные: коммуникативные УУД (развить умение логично и правильно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила речевого этикета); познавательные УУД (развивать умение формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждений); регулятивные УУД (развивать умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

        Личностные: формировать осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку; формировать уважительное отношение к чужому мнению; развивать умение оценивать результаты собственной деятельности.

Технические средства обучения: компьютер .

                                                                         Ход урока

  1.  Мотивирование к учебной деятельности    1 слайд

- Здравствуйте, ребята! Где-то во Вселенной существует волшебное королевство Лингвиния, где Язык является могущественным, храбрым королем.

 Грамматика – строгой, любящей порядок королевой, у которой целая свита принцев и принцесс. Морфология – одна из прекраснейших принцесс этого королевства. Именно от нее зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут Существительное, Прилагательное, Глагол, Местоимение, Числительное, Наречие, Предлог, Союз, Междометие. Каждый из слуг живет в отдельном княжестве.

     Мы с вами совершим путешествие в княжество под названием Имя Существительное. Каждый обитатель его – волшебник, умеющий называть сущность всего, что окружает нас в мире. Сегодня мы с вами еще раз вспомним все особенности этой части речи, повторим правила правописания, чтобы ненароком не обидеть жителей этого княжества. Но прежде, чем отправиться в путь, нам надо проверить нашу готовность к путешествию: багаж знаний и маршрутный лист. На каждой станции вас ждет Мудрец,  предлагающий вам задания. За правильно выполненное задание он  приготовил подарок – знак Совы, издавна считавшейся мудрой птицей. 2 слайд

А теперь самое время отправиться в путь! Садимся в волшебный вагон и отправляемся в путь!

 3 слайд

II.                Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в учебном действии

Наш поезд подошел к границе княжества и к первой остановке. Для того, чтобы перейти границу, нам нужно разгадать кроссворд. 4 слайд

5 слайд

1. - Ребята, наша  остановка – «Неразберихино».

Протянулся ряд вагонов зеленых,

Увлекая вдаль ребят смышленых.

Пассажир, просто так не сиди,

А в окно ты скорей посмотри!

Там дорога ухабов полна,

Так как спутались Имена.

Ты на станции этой сойди

И порядок быстрей наведи.

        - Перед вами две улицы – улица Имен существительных собственных и улица Имен существительных нарицательных. Их жители совершенно запутались, кто, где живет. Чтобы им помочь, давайте постараемся ответить на вопросы мудреца (слайд 6).

  • Что вы знаете о жителях улиц Имен собственных и Имен нарицательных?
  • Чем гордятся собственные Имена существительные?
  • Почему жители этого города могут переходить с одной улицы на другую?
  • Как отличить одушевленные от неодушевленных существительных?

Слайд 7.

-Ребята, давайте поможем жителям этих улиц. Слова распределены в две колонки. Составьте слова, которые представляют собой верное словосочетание.

город

птица

созвездие            лебедь

птица                    «Лебедь»

кафе                      Лебедь

пароход                                                        

 «Орел»

Орел

орел

Работа осуществляется с последующей проверкой.

- Справились хорошо! Молодцы! Продолжаем наш путь!

Слайд 8.

2.                                         Перо в руке,

Огонь в душе –

Работа синтаксическая!

Ты выполняй и не робей,

Ведь настроение лирическое!

- На этой станции вам, ребята, необходимо выполнить следующее задание мудреца: «Придумайте несколько предложений, в которых бы одно имя существительное УТРО выполняло разные синтаксические функции.  У каждого из вас свое задание».

Работа осуществляется с последующей проверкой.

Слайд 9

3.                                         В глазах любопытство, колеса стучат -

Станция Одушевленности.

Ребята, конечно, слова различат

И разберутся в неопределенности.

- Перед вами, ребята, очередное задание мудреца: «Разделите  слова на одушевлённые и неодушевлённые, вставляя пропущенные буквы».

Работа осуществляется с последующей проверкой.

Слайд 10

4.                                         Добро пожаловать!

Станция Склонений

Здесь мы проверим

Ваших ряд умений.

- Ребята, вот для вас новое задание старца: «Вам, юные путешественники, предстоит написать цифровой диктант. Цифры 1, 2 и 3 соответственно обозначают склонения Имен существительных. Будьте внимательны!»

Диктант

        Степь, демонстрация, постель, постелька, олень, дичь, брошюра, цыган, циркуль, местность, ненастье, шепот, чувство, луч, камыш.

Слайд 11

А теперь проверим !

Ключ

        3, 1, 3, 1, 2, 3, 1, 2, 2, 3, 2, 2, 2, 2, 2

Слайд 12

5. - Молодцы! Теперь посмотрим, как вы справитесь со следующим заданием мудреца: «Ребята, подберите к существительным синонимы с основой на шипящую».

Слайд 13

                                     Ключ

  • Злак                                        рожь
  • Неправда                                 Ложь
  • Доктор                                   врач
  • Поддержка                          помощь
  • Сила                                         мощь
  • Безветрие                              тишь

6. Физминутка

Пассажир, пассажир, умные глаза,

Ты давай не ленись, отдохнуть пора!

Потянись , поднимай руки высоко,

Если форма имеет множественное число,

Если приседай низко и легко, если форма Имеет множественное число.

 

Слова: ножницы,  хлопок,  простор,

ворота, очки,  детство, оттепель,  тиски, цирк,  радость, чернила.


Слайд 14.

Вставьте пропущенные буквы, определите род существительного.

 Золот_ м_даль, солдатск_ ш_нель, звучн_ р_яль.

 Высок_ тополь, вкусн_ кофе, красив_ тюль.

 Жарен_ картофель, вкусн_ кака_, яблочн_ повидл_.

Слайд 15

Распределите слова на 3 группы

Только единственного числа

Только множественного числа

Единственного и множественного числа

Грабли,  метель, молоко, яблоко, темнота, ножницы, бензин, рука, санки, керосин, очки, опилки, серебро, цифра, стол

По щелчку –проверка

Слайд 16

Подберите антонимы к существительным:  

Сила –

Благородство-

Прямодушие –

Уважение-

Смелость-

Красота-

Слова для справок:

Безобразие, ненависть, трусость, лицемерие, злоба, слабость, безнравственность

Слайд 17

Станция Разгадайка

Слайд 18

Ответы

Семья – разделительный Ъ и Ь знаки, проверяемая гласная в корне.

Закат – правописание приставок.

Фонарь – словарное слово.

Заяц – непроверяемая гласная в корне слова.

Стриж – существительные мужского рода с шипящими на конце.

Слайд 19

Задание от Мудреца

       Перед вами карточки, выполните предложенное задание:

1. Спишите предложения, вставляя буквы и необходимые знаки препинания, обозначьте орфограммы

Скоро  собач…нка   выр…стет  станет  большой  и сильной. Но я  не забуду  как этот маленький комоч…к   шерст…   по…вился  в нашей  семье  и  зан…л  место  в  моём  сердц…

Слайд 20

Ключ для проверки

Рефлексия

- Друзья мои, еще раз оглянитесь на просторы княжества Имя существительное, вспомните его особенности и выполните морфологический разбор. Верно выполненное задание поможет вам стать полноправным гражданином этой страны, ошибки же будут свидетельствовать о том, что необходимо продолжить знакомство с именем существительным как частью речи.

Слайд 21

Станция Морфологическая

Сделайте морфологический разбор существительного ( I вар. – собач…нка, II вар. – шерст..):

I. ______________________________________________________________________________

II. Морфологич. признаки:

    1. Пост.:  _________________________________________________________________

    2. Непост.: ________________________________________________________________

III. Синт. роль - __________________________________________________________________

Проверка учителем

Ну вот и открылись ворота во дворец, где нас ждет Существительное. Мы все доехали, никого не потеряли. Сказочный поезд добрался до места назначения.

IV. Домашнее задание

Написать сочинение – рассуждение «Существительное – слово удивительное»

Рефлексия.  На партах у вас есть смайлики, выберите один соответствующий вашему настроению. Уходя, прикрепите магнитиком к доске. Спасибо за работу на уроке!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Птичий калейдоскоп» - ярмарка знаний. Обобщающий урок – игра по теме: «Класс птицы». 7 класс

«Птичий калейдоскоп» - ярмарка знаний. Обобщающий урок – игра по теме: «Класс птицы». 7 класс...

Обобщающий урок по чтению (8 класс). Тема урока: И.С. Тургенев «Муму».

Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.Оборудование: книга для чтения 8 класс под ред. Малышевой З.Ф., М., «Просвещение», 2006.Выставка детских рисунков к произведению Тургенева И.С. « Муму...

Конспект урока с презентацией к обобщающему уроку по химии 8 класса на тему "Соединения химических элементов"

Обобщающий урок по теме "Соединения химических элементов" по химии 8 класс. Урок проводится в форме игры-путешествия. Такая форма способствует качественному закреплению материала. Цель урока: выявить ...

Обобщающий урок Биология растений 6 класс Урок-игра: «Биологические раскопки»

(игра проводится после изучения семейств растений классов однодольные и двудольные)...

Урок по теме: Обобщающий урок по ФСУ 7 класс

Этот урок можно использовать перед контрольной работой, как проверку готовности к ней....

Презентация для 9 класса. Обобщающий урок химии в 9 классе по теме "Металлы"

Данный материал поможет в занимательной форме повторить и обобщить знания по теме “Металлы” в 9 классе....