Уроки №46-47, 48-49.Культура речи. 11 кл. по А.И. Власенокову
план-конспект занятия (русский язык, 11 класс) на тему

Малинина Нина Владимировна

На данных уроках 11-классники пишут самостоятельную работу. Получают знания о культуре речи. Совершенствуют свою речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Культура речи.35 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №46-47

Тема:  Культура речи. Речевая ситуация.

Задачи:  обобщить и расширить знания уч-ся о видах, целях, условиях речевого общения, о речевой ситуацию

ХОД

I. Проверка дом. задания.

1) Упр. 270 - анализ А. блока «Незнакомка».

2) Упр. 268,171 - народность языка А.Блока «Двенадцать».

II. Культура речи. Речевая ситуация.

1. Беседа с уч-ся по теме урока.

Многое в нашей жизни зависит от характера, результативности нашего речевого общения с другими людьми.

- А чем, какими факторами определяется успешность, результативность, продуктивность речевого общения?

( например, и богатство лексики, и умение владеть разнообразными конструкциями, строить связную речь, и  эмоциональность речи,  и мн. др.)

Т.е., цели, задачи речевого общения, официальный или неофициальный характер речи, кто является речевым партнёром или партнёрами, его (их) статус по отношению к говорящему, психологическое состояние вступающих в речевой контакт и др. факторы.

Всё это объединяется понятием речевой ситуации, от тщательного предварительного учёта которой во многом зависит выбор языковых средств, стратегия речевой коммуникации, успешность совершаемых речевых действий.

2. Чтение в уч. на стр. 208-209 теоретического материала.

III.  1.Выполнение упр. 276, 277.

2.  Самостоятельная работа.  Выполнение доп. заданий.

1) Запишите слова в Р.п. ед.ч., обозначьте ударный слог.

Аэропорт, блин, груздь, дом (с предлогами С и ДО),казак, корм (с предлогом ДЛЯ), смута, уголь, щавель.

2) Запишите слова в Р.п. мн. ч., обозначьте ударный слог.

Бес, блин (с числительным ПЯТЬ), бунт, ведомость, вероисповедание, возраст, дед ( с местоимением  СВОЙ), директор, доска, еретик, короб.

3) Дайте толкование выражений.

Гордиев узел -, разрубить гордиев узел -, на каблуке апеннинского сапога-, краевой патриотизм -, крутыми темпами -, оптовая торговля -, специалист по флористике-, выглядеть эпатажно-, ритуальные бесчинства -, пойти по миру -, оружие травматического действия-, фиксирующий шайбу -.

IV.Домашнее задание.

1) Подготовить сообщение о речевой ситуации на основе материала учебника.

2) Упр. 284-286.

Уроки №48-49

Тема:  Понятие культуры речи. Качества хорошей речи.

Задачи: сформировать у учащихся  лингвистическое понятие культуры речи; совершенствовать речь учащихся.

ХОД

I.  1) Рекомендации общего плана по выбору учащимися темы для реферата; сообщение о сроках групповых и индивидуальных консультаций по составлению рефератов.

2) Проверка дом. задания: рассказ учащегося о речевой ситуации; проверка упр. 284-286.

 II. Понятие культуры речи. Качества хорошей речи.

Запись.

1. Стандартные речевые ситуации, где имеется набор готовых формул речевого этикета: обращение с целью познакомиться или приветствие, прощание и т.п.

2. Нестандартные речевые ситуации: сообщение перед публикой, объяснение своих поступков, одобрение-неодобрение чьих-то действий, осуждение действий знакомого или незнакомого человека,  просьба, убеждение и т.п.

3. Даже стандартная речевая ситуация  в реальной жизни отнюдь не однозначна,  а нестандартная ситуация требует бесконечно разнообразных речевых действий: так, речевой реакцией на просьбу могут быть переспрос (с разными целями), уточнение, отказ, обещание, контрпросьба, совет и ряд иных вариантов. Во всех этих случаях совершается колоссальная умственная работа и поиск адекватных языковых средств  для ответа. Без правильной оценки, учёта всех особенностей ситуации положительного результата речевые действия не принесут.

4. Важную роль в речевом общении играют невербальные средства: жесты, мимика, позы, выражение глаз, расстояние между говорящими.

III. 1). Работа над ошибками в сочинениях и изложениях. Работа с тетрадями по Р/Р и бланками для работы над ошибками над  содержанием, речью, грамматическими нормами. (исправление ошибок карандашом сверху по нормам)

-  Перечислите качества речи, которыми вы сами стремитесь овладеть (точность речи, ясность, правильность (соблюдение языковой нормы), последовательность, чистота (незасорённость грубыми, жаргонными, просторечными словами и оборотами), выразительность, богатство (лексическое, синтаксическое), обеспечивающее точность выражения мыслей и чувств, уместность, требующая строгого учёта характера речевой ситуации.

2). Упр. 132 - 4-ое доп. задание: описать свою речь, речь товарища.

3). Упр. 280-282; для хорошо успевающих - упр. 66.

IV.  Дом. задание.

1.Подготовить сообщение о качествах хорошей речи.

2. Упр. 292-294.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Синтаксис и культура речи", 11 класс

Данный материал  поможет учащимся вспомнить и закрепить трудные случаи согласования слов в словосочетаниях и предложениях....

Конспект урока по теме «Морфология и культура речи». Подготовка к ЕГЭ.

Урок-практикум с использованием коммуникативно-деятельностного подхода.  Цели урока: 1.Расширить представления обучающихся о б основных  морфологические нормах , провер...

План-конспект урока русского языка по теме «Культура речи и языковые нормы необходимы?!.»

Предлагаемый урок русского языка  по теме «Культура речи и языковые нормы необходимы?!.» составлен в соответствии с программой по русскому языку для 10-11 классов под редакцией А.И.Власенкова и Л...

Цикл уроков по теме: Морфология. Орфография. Культура речи (5 класс)

В рамках работы муниципального клуба творческих учителей "Капитель" были созданы  уроки по теме:"Морфология. Орфография. Культура речи"...

Конспект урока русского языка 11 класс " Культура речи. Подготовка к ЕГЭ"

Урок русского языка 11 класс " Культура речи. Подготовка к ЕГЭ"...