Классный час в 7-ом классе. «Зачем человеку правила?»
классный час на тему

Матвеева Елена Геннадьевна

Цель кл.часа: Сформировать у учащихся потребность соблюдать нормы поведения.

Задачи:

  - дать представление о необходимости регуляции человеческих отношений;

  - развивать способность соотносить собственные чувства с чувствами окружающих людей.

Оборудование: классная доска, листочки, фломастеры, афоризмы по теме классного часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl._chas_po_antikor.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

                       Классный час в 7-ом классе.

                        «Зачем человеку правила?»

Цель кл.часа: Сформировать у учащихся потребность соблюдать нормы поведения.

Задачи:

       - дать представление о необходимости регуляции человеческих отношений;

      - развивать способность соотносить собственные чувства с чувствами окружающих людей.

Оборудование: классная доска, листочки, фломастеры, афоризмы по теме классного часа

                                                Ход занятия.

Учитель. Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы проведём с вами настоящее научное исследование! Кто может сказать, что означает слово «исследование»?

           В целом, вы все ответили правильно. Да, это изучение чего-то нового, пока неизвестного другим. Но чтобы провести исследование, учёные проводят много экспериментов. Они обязательно проверяют, правильны ли их выводы.

          Вот и мы сегодня попробуем задать себе вопрос и методом эксперимента найти на него ответ.

          А вот вопрос(записан на доске), на который мы будем отвечать, звучит так:

                       Зачем человеку в жизни нужны правила?

 Учитель.   Можете ли вы сейчас ответить на этот вопрос, без эксперимента?

           Что же у нас получилось? Каждый из вас думает по-своему, согласия между вами нет. И самое интересное, что все говорят правильно. Так? Вот именно для того, чтобы найти один ответ для всех, учёные и проводят эксперименты. Значит, у эксперимента всегда должна быть цель: зачем надо делать то-то и то-то.

          Цель – найти причину, которая заставляет людей жить по правилам».

         (В это время учитель на доске рисует заготовку для игры в «крестики-нолики». Дети узнают этот рисунок).

          Нарисуйте на приготовленных листочках поле для игры в «крестики-нолики», и начнём наш эксперимент! Я вам обещаю, что смогу всех победить!. Итак, я начинаю первая.

         (Проходя по классу, учитель  в каждой тетрадке рисует крестик в любой клетке. Затем предлагает детям сделать ответный ход «ноликом» и продолжает игру. Дойдя до третьего хода, психолог, нарушая правила игры, зачёркивает крестики так, как ему хочется, заявляя каждому ученику: «Я победила!» Это вызывает бурный протест).

  - Ой!  Как вы шумите! Почему?

  Дети. – Вы нарушили правило!

            - Так не играют!

            - Так не играют!

            - Так нельзя!

            - Это нечестно!

Учитель.  Что я делала? Правильно, я нарушила правило! А теперь давайте успокоимся и как настоящие учёные попробуем найти ответ: что произошло? Что вызвало такой крик и такое возмущение? Сначала попробуем заглянуть в себя, «зрачками внутрь», как говорят англичане.

  - Попробуйте ответить на вопрос: «Что вы чувствовали, когда я не по правилам играла? Когда сказала, что я победила? Какие чувства появились у вас?»

    ( Опрашиваются все. Ответы детей записываются на доске)

 Итак, возмущение, обида, гнев, недовольство, шок, раздражение, злость, негодование, ярость…

Учитель. Ребята, скажите, это светлые чувства, приятные или тёмные, некрасивые?

           (Практически все дети отвечают, что это тёмные чувства)

Учитель.  Ребята, я должна вам признаться, что тоже чувствую себя неловко.

 Ведь я обманула вас, и мне стыдно. Но это я сделала ради эксперимента, чтобы вы почувствовали то, что чувствует человек, против которого нарушили правила.

Учитель. Что же получается? Все вы единогласно решили, что чувствовали одно и то же. И что же вам захотелось сделать, когда вы почувствовали боль обиды?  (Дети задумываются)

Учитель.  Правильно вы начали кричать. Почему? Потому что я не хотела сразу остановиться в своих нарушениях, а вы не могли меня остановить! Так?

 (Дети стараются проанализировать себя, свои чувства, ощущения).

Учитель. Какой вывод мы можем сделать? Правильно. Когда кто-то нарушает правила, другому человеку становится плохо: он чувствует, что его хорошее настроение и надежду разрушили, сломали. Все согласны? Тогда делаем вывод: нарушая правила, человек разрушает светлые чувства другого человека.

   Ребята, сможем мы сейчас ответить на вопрос: «Зачем человеку правила?»

                          (Звучат ответы детей.

 - Значит ли это, что жизнь по правилам может помочь людям быть добрее?

 - А будут ли к нам хорошо относиться другие люди, если мы будем нарушать правила?

 - Так зачем людям нужны правила?

Учитель.  А сейчас вы сами должны попробовать ответить на сложный вопрос, который вы много раз задавали мне: «Почему случается так, что учителя иногда или часто повышают голос на вас во время урока? Что означает повышенный голос учителя?

 ( Практически единогласно ребята сходятся во мнении, что это результат не просто плохого поведения ученика, а нарушение правил поведения на уроке).

 Учитель. Назовите известные вам правила поведения на уроке.

 А сейчас попробуйте проанализировать своё поведение за прошедшую неделю.

         - Нарушали ли вы правила поведения на уроке?

         - Как вы себя при этом чувствовали?

         - Как отреагировали на это окружающие?

         - Какой вывод для себя вы сделали?

Ребята, вам понравилось проводить эксперимент? С помощью эксперимента вы смогли самостоятельно определить, как вы должны вести себя в жизни. Если мы хотим жить в мире, если мы хотим иметь много друзей, если мы с вами не хотим разрушать своё хорошее настроение, мы должны помнить: «Нарушая правила, мы разрушаем светлые чувства к нам со стороны другого человека. Мы теряем друзей. Мы начинаем обижаться, плакать, страдать. И всё только потому, что сами не соблюдаем правила, которые установлены в обществе».