Классный час для учащихся 10-11 классов «Человек. Личность. Гражданин»
классный час (11 класс) по теме

Тараскина Наталья Анатольевна

Сегодня наша задача – разобраться в том, кто же такой человек, какова его миссия на планете земля. И вначале 21 века, как и всю предшествующую историю человечества, эти философские вопросы все так же волнуют нас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Классный час

                                  для учащихся 10-11 классов.

                          «Человек. Личность. Гражданин»

    Оборудование: магнитофон, видеотехника, видеокамера,  газеты, высказывания о человеке, листы ватмана, для групп, лото, клей, кнопки, листы для мозгового штурма на тему «социальные роли человека», распечатанные кроссворды, кроссворд на ватмане, ручки, анкеты.

                               Х о д   к л а с с н о г о   ч а с а

  1. Организационный момент.

Классный руководитель представляет присутствующих. Все ученики рассаживаются группами. Руководители групп назначены заранее.

     Социальный педагог. Сегодня наша задача – разобраться в том, кто же такой человек, какова его миссия на планете земля. И вначале 21 века, как и всю предшествующую историю человечества, эти философские вопросы все так же волнуют нас. Известно: сколько людей, столько и мнений. Хочется выяснить вашу позицию в этом вопросе.

Ведущий (включает магнитофонную запись)

Живя в двадцатом веке

В отечестве своем,

Хочу о человеке

поговорить простом.

Раскрыв листы газеты,

Раздумываю зло:

Определенье это

Откудова пришло?..

     Человек уже рождается человеком! Банальная истина? однако если учесть, что нам предстоит разобраться в очень сложном теоретическом вопросе, то не будем третировать истину ни в каком её обличии, даже когда она кажется общеизвестной1

  1. Работа с понятиями «индивид», «организм», «индивидуальность», «я».

Социальный педагог. Так что же такое человек? какие понятия включает в себя это слово? Ну, во – первых.. (показывает таблицу).

 Человек- это индивид

                        организм

                        индивидуальность

                        «я»

                        личность

                        гражданин

      Все эти понятия относятся к каждому человеку. Попробуем разобраться сначала с понятием «индивид», «организм», «индивидуальность», «я». На столе у каждой группы находятся:  лист ватмана с одним из этих понятий и карточки лото в конверте. За 5 мин каждой группе необходимо выбрать и приклеить на ватман карточки, которые подходят к данному понятию. После окончания работы каждой группе необходимо вывесить на доску свой ватман по соответствующим названием и объяснить, почему взяты именно эти карточки.

     1-я группа. Человек – индивид.

Homo sapiens, единичное, природное существо, принадлежащее к роду человеческому.

     2 – я группа. Человек – организм.

Голова, руки, ноги, сердце, система кровообращения, система пищеварения.

     3 – я группа. Человек – индивидуальность.

Рост, вес, голос, почерк, походка, внешность.

     4 – я группа. Человек «я».

   Реальное представление о самом себе, самоуважение. Себялюбие, завоевание симпатий, каким хочет быть, каким хочет казаться окружающим.

(Командиры групп объясняют, почему они выбрали именно эти понятия).

Социальный педагог. Спасибо всем группам. Переходим к следующей части нашего классного часа.

  1. Выяснение социальных ролей человек.

Ведущий.                            Во всем мне хочется дойти

                                        До самой сути, В работе, в поисках пути,

     В сердечной смуте.

                       До сущности протекших дней,

До их причины,

                До оснований, до корней,

До сердцевины.

                 Все время схватывая нить

  Судеб, событий,

                                  Жить, думать, чувствовать, любить,

           Свершать открытья…

        (Б.Л. Пастернак.)

     Социальный педагог.   Продолжим работу по углублению и расширению наших представлений о человеке. Каждый родившийся человек естественно включается в жизнь общества. Общество – это все человечество в его истории и перспективе. В обществе между людьми складываются отношения. В разных жизненных ситуациях один и тот же человек играет в обществе  разные социальные роли.

       Перед вами лежат листы бумаги. Сейчас мы предпримем «мозговой штурм». Предлагаю вам в течении одной минуты, не совещаясь, написать в какой социальной роли вы выступаете в разных жизненных обстоятельствах.

       Опишите своё социальное «я».

«Мозговой штурм»  (1мин).  Обсуждение ответов.

       Социальный педагог.   Мы назвали далеко не все социальные роли. Большинство из нас выступает в сходных социальных ролях. Но каждый выделяется из групп людей своей неповторимостью, своими особенными качествами. Каждый из нас – личность.

  1. Работа над понятием «личность».

Ведущий.        …Будь с людьми.

                             И сказать тут в праве я:

                             Радость – в складчину,

                             Горе – в складчину.

                             Чтоб не съело душу тщеславие,

                             Как съедает железо ржавчина.

           Социальный педагог.  Что же такое личность? «личность» -  очень многозначное слово. В этом понятии выражается самое главное, что присуще данному человеку, - совокупность его внутренних свойств, как существа общественного, таких как особенности мышления, души, поведения: что любит, ценит, как относится к другим, умеет ли твердо держать свое слово, самостоятелен или податлив чужой воле. Человек и личность – это не синонимы. Человек может быть еще не личностью (например, новорожденный), но личность – это всегда человек, и личностью не может быть никто, кроме человека. Личность неповторима так же, как и внешние параметры каждого человека. Личность – это человек как носитель сознания. Личностью не рождаются, а становятся.

   В зависимость от многих жизненных обстоятельств человек может стать цельной, уважаемой в обществе личностью, а может ею и не стать. Какими же качествами должен обладать человек, которого можно назвать цельной гармоничной личностью? На этот кроссворд вам поможет ответить литературный кроссворд.

     Возьмите пожалуйста кроссворды и заполните их в течении 5 минут. (группы выполняют).

1. «Ум легкомыслен и упорен.

     В сужденьях скор и слишком смел.

     Нет, человек не так-то бел,

     Да и опять, не так-то черен...»

2. «Если люди тебя уважают,

      Часто просят дать им совет,

      И тебя очень многие знают,

      Значит завоевал…..»

3. «Цель творчества – самоотдача,

      А не шумиха, не успех.

      Позорно, ничего не знача,

      Быть притчей на устах у всех…»

   4.«Владеет тот собой, среди толпы сметенной,

   Ответственность несет всегда за тех,

   Кто верит вновь, наперекор Вселенной,

   В себя, и в свой делах успех»

  5   «Сравнима любовь твоя

         С чем в настоящем?

       Сравнима с огнем она,

       Вечно горящим…»

6   «Можно жить безмятежно, условясь

       Зло считать для удобства добром.

       Но что делать тому, чья совесть

       Все нежданно поставит ребром?..»

7   «Оттенков множества для газ:

       Нет в людях краски безусловной,

       Добра не чужд иной виновный,

       И праведник грешит сто раз…»

8    «Всегда бывает счастлив тот человек,

       Кто цель благородную в жизни поставит.

       Кто живет для людей свой недолгий век,

       Тот след глубокий на земле оставит».

 

Ответы: 1. Смелость, 2. Авторитет, 3. Творчество, 4. Ответственность. 5. Любовь, 6. Совесть, 7. Доброта, 8. Цель.

     Социальный педагог.   (после заполнения кроссворда). Согласны ли вы, что именно эти черты присущи цельной гармоничной личности? Особым авторитетом пользуются люди, которые отказываются от своих интересов ради общества, ради других людей, проявляют целеустремленность в силу духа. Таких людей называют сильными людьми, сильными личностями. Именно благодаря им происходит развитие общества. И не всегда сильными личностями являются люди известные. Например,  в сталинские времена, были личности, которых не сломили тюрьмы и лагеря, которые выдержали все испытания, не предали своих товарищей, оставались верными своим идеалам, ценностям, принципам, не открещивались от своих поступков, не изменили себе. Каждый из нас – личность, каждому присущи свои положительные качества, и если бы каждый мог применить их в полной мере, то наше общество усовершенствовалось бы в нравственном отношении.

  1. Работа над понятием «гражданин».

    Ведущий . Молодость! Возьми с собой в дорогу

                       Самую заветную мечту,

                       За людей душевную тревогу,

                       Сердца жар и мыслей красоту.

      Социальный педагог.    Гражданин – это человек, обладающий гражданскими правами  и обязанностями. Слово «гражданин» употребляется в различных смыслах: во-первых, это житель какой – то страны, имеющий права гражданства. Во – вторых, начиная с античных времен и до наших  дней, оно имеет более глубокий смысл, связанный с правами человека, его свободой и ответственностью. В Древней Греции быть гражданами могли немногие, это было почетно. Гражданином называли не всякого свободного человека, не говоря уже о рабах. Гражданин обладал важными правами как в личной, так и в политической жизни. Но у него были серьезные обязанности: прежде всего соблюдать законы и защищать отечество.

   Кто же такой гражданин сегодня в нашей стране?

   Это человек ,имеющий права и обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки. Каждый человек нашего общества должен иметь свою гражданскую позицию. А гражданская позиция невозможна без политической, нравственной и правовой культуры. Я хочу предложить вам несколько ситуаций, которые нужно обсудить с точки зрения с точки зрения гражданской позиции всех действующих лиц и вас.

  Ситуация 1. Учитель обсуждает с учеником вопрос о его курении за пределами школы.

Вопросы:

  1. Личное ли это дело каждого? Почему?
  2. Имеет ли человек право курить в общественном месте? Почему?
  3. Наносит ли вред окружающим и себе почему?
  4. Какую гражданскую позицию такой человек занимает? Какие законы, права нарушает?
  5. Какой вред он наносит государству?
  6. Какой должна быть гражданская позиция в этом вопросе?

Ситуация 2.

      Двое учеников во время перемены о чем-то беседуют. Один раскачивается на учительском стуле и ломает его. Друзья договариваются никому об этом не говорить. Учитель замечает, что стул сломан, начинает расспрашивать о случившимся. Не добившись ответа от класса, собирает деньги на новый стул.

Вопросы:

  1. Имел ли ученик право брать стул учителя? Почему?
  2. Какое право здесь нарушено? (право неприкосновенности чужой собственности).
  3. Должен ли человек, если он добропорядочный гражданин сознаться в содеянном? Если должен, то как и с какими последствиями?

    Социальный педагог. Как мы видим на одном простом примере, наказывается не один человек, а целый класс. Получается наказание невиновных. Способно ли оно пробудить совесть в том, кто сломал стул?

Какое отношение будет к этому человеку в классе, если одноклассники потом все-таки узнают, кто истинный виновник?

  Что должен сделать данный школьник, чтобы исправить сложившееся положение?

6. Заключение.

      Социальный педагог. Заканчивая эту часть классного часа, я надеюсь, что наш разговор о гражданской позиции каждого школьника не окончен и вы еще не раз задумаетесь над этим, оказавшись в других, скорее большего всего более сложных ситуациях. И пусть каждый из вас выберет правильное решение.

 Мы закончили рассматривать вопросы нашего классного часа. Но мне бы хотелось узнать, интерес, полезен ли вам наш сегодняшний разговор, какие проблемы вы намерены обсудить в дальнейшем. Для этого прошу вас заполнить анкету.

                                  Анкета

  1. Понравился ли тебе классный час?
  2. Стал ли ты боле четко разбираться в понятиях и проблемах, затронутых сегодня?
  3. Многое ли тебе это дало?
  4. Сможешь ли ты в дальнейшем применить данные знания?
  5. Какие еще проблемы ты хотел бы обсудить на классном часе?

Социальный педагог. Классный час подходит к концу. Сегодня мы с вами рассмотрели очень важные понятия. Хочется, чтобы это осталось у вас в памяти. И, надеюсь, вы сегодня будете следовать золотому правилу Дейла Карнеги: «Поступай с друзьями так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой». Всего вам доброго.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Человек.Личность.Гражданин."

Классный час для учащихся 7-8 классов....

Классный час "Человек. Личность. Гражданин,"

Классный час патриотической направленности....

Классный час на тему "ЧЕЛОВЕК. ЛИЧНОСТЬ. ГРАЖДАНИН".

Внеклассное мероприятие для уч-ся 6-9 класса, раскрывает понятия "человек", "личность", "гражданин.групповой метод работы....

Классный час на тему "ЧЕЛОВЕК. ЛИЧНОСТЬ. ГРАЖДАНИН"

Сегодня наша задача – разобраться в том, кто же такой человек, какова его миссия на планете Земля. И в начале XXI века, как и всю предшествующую историю человечества, эти философские вопросы все так ж...

Классные часы 5 класс «Я - Человек, Личность, Гражданин»

Воспитательная работа классного руководителя в 5 классе важна для формирования и развития  духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы собщественными....

классный час в 5 классе на тему «Человек. Личность. Гражданин.»

Цель: помочь учащимся сформировать положительный образ человека, на которого они захотят стать похожим, сохраняя при этом свою неповторимость, нацелить на успех через настойчивость, личное старание, т...

Классный час "Человек. Личность. Гражданин".7 класс

Классный час и его самоанализ по теме "Человек. Личность. гражданин"...