Классные часы 5 класс «Я - Человек, Личность, Гражданин»
рабочая программа (5, 6 класс) на тему

Тамоян Гаяне Сергеевна

Воспитательная работа классного руководителя в 5 классе важна для формирования и развития  духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с

общественными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_vospitatelnaya_rabota.docx24.37 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательная работа для учащихся 5 классов

«Я - Человек, Личность, Гражданин»

Пояснительная записка

Современная социокультурная ситуация характеризуется множеством инновационных изменений в сфере образования: возникают образовательные учреждения нового типа, меняются приоритеты содержания обучения и воспитания, иными становятся педагогические технологии, стиль управления школой, критерии оценки её деятельности.

Продолжают нарастать негативные тенденции в молодежной среде: распространяется

равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и институтам власти; сохраняется высокий уровень преступности.

          Современное воспитание школьников осложнилось последствиями этих негативных процессов, так как изменения коснулись непосредственно школы и семьи – двух социальных институтов, формирующих духовное и материальное начало в воспитании.

Формирование гражданской позиции начинается с рождения ребенка и большое значение на ее становление оказывает семья. Именно здесь ребенок постигает первые уроки гражданственности, отношения к своей стране, ее народу. Далее процесс продолжается в школе, где идет сознательное усвоение истории, политических, правовых и нравственных норм, действующих в обществе, формирование гражданского мировоззрения. Возрождение и охрана духовных традиций своего народа – вот ведущие ценности, которыми должна насыщаться воспитательная система школы. Именно этим обусловлена разработка программы «Я- Человек, Личность, Гражданин», приоритетными направлениями которой являются  духовность, нравственность, творчество, формирование патриотических, гражданских качеств личности.        

             Воспитательная программа «Я - Человек, Личность, Гражданин»  разработана  в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации (ст. 43 о праве на образование), с целью обеспечения самоопределения личности, создания условий для её самореализации и всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства, что прописано в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»; программа   соответствует  ФГОС ООО.

Программа воспитательной работы   "Я - Человек, Ученик, Гражданин"  отражает воспитательную систему школы, является её неотъемлемым элементом  и соответствует поставленным  целям и задачам.

Цель воспитательной программы:

создание оптимальных условий для формирования и развития Человека-гражданина,

способного ориентироваться и адаптироваться в современных социальных условиях,

способного к самореализации и самосовершенствованию.

Задачи:

1. Воспитание у школьников патриотического отношения к семье, школе, малой Родине,

России.

2. Развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с

общественными.

3. Формирование необходимых моральных и правовых норм поведения в части

государственных, трудовых, гражданских и семейных законов.

4. Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства

любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего

народа.

5.Формирование умений и потребности сохранять и приумножать богатства природы.

6. Выявление потребности обучающихся в различных видах деятельности, поддерживать

творческую и общественную активность воспитанников посредством совместной творческой деятельности учителей, обучающихся и родителей.

                       Основная концептуальная идея программы  заключается в том, что воспитание нового поколения российских граждан невозможно без формирования у подростков патриотического сознания, чувства любви и долга к своему Отечеству.
Любовь к Родине, патриотизм, нравственное отношение к окружающему начинается с любви к близким, к дому, к школе, своему посёлку, родному краю. Вот почему воспитание в школе в рамках программы имеет четко обозначенную схему: семья – родная школа, родной посёлок, край, родная страна.
          По мере перехода учащихся из класса в класс содержание воспитательной работы все боле углубляется и расширяется.
         В программе представлены разнообразные формы и методы воспитательной работы, это классные часы, практические занятия, деловые и ролевые игры, практикумы, психологические тренинга, эстетические беседы, диспуты, встречи с интересными людьми, акции, экскурсии, походы, конкурсы, презентации, проекты, выставки и т.д.

Основные идеи, нашедшие отражение в программе, можно сформулировать следующим образом:

  • в программе воспитательной работы представлены все стороны человеческой жизнедеятельности и развития личности;
  • программа ориентирована на воспитание личности образованной, творческой, самостоятельной, гуманной, способной ценить себя и уважать других;
  • содержание программы соответствует интересам, потребностям, возможностям возрастного и индивидуального развития ребенка;
  • содержание программы ориентировано на региональные особенности и социальную обстановку;
  • семья – равноправный участник воспитательного процесса в школе;
  • воспитание ребенка в социуме; взаимодействие ведомств, государственных и общественных учреждений и организаций;
  • программа построена с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую;
  • программа ориентирует детей на признание и принятие абсолютных ценностей: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровье, Культура, Мир, Земля. 

                                    Основные принципы организации воспитания:

Принцип целостно-смыслового равенства.

У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые

взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.

Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях

образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения.

Принцип творчества и успеха. Создание ситуации успеха, обстановки общей

увлеченности и творчества, воспитывающей добрые чувства, умение сопереживать и

радоваться вместе.                                   

Механизм реализации программы.

Логика программы выстроена в соответствии с возрастными психологическими

закономерностями и особенностями личностного роста. Программа составлена на основе

принципов системности, научности, доступности, творчества и успеха и рассчитана на пять лет.

Структура и организация данной воспитательной программы строится с учётом различных возрастных категорий обучающихся, а также с учетом степени подготовленности детей к жизни и деятельности в коллективе, их умения самостоятельно принимать решения и действовать самостоятельно. На пути становления личности учащиеся проходят несколько этапов, которые разбиты по возрастным критериям.

Основные мотивы – «я» - позиция каждого ученика по отношению к определённой теме и актуальность данной темы для ребёнка на данном возрастном этапе.

Ожидаемые результаты

1.Создание системы гражданско-патриотического и нравственно-правового воспитания учащихся, способствующей воспитанию человека и гражданина, ответственного за свою судьбу и судьбу своего отечества. Снижение числа подростков, состоящих на учете за правонарушения, склонных к вредным привычкам.
2. Развитое чувство прекрасного. Умение найти свое место в творчестве каждого ребенка. Массовое участие в культурном досуге. Повышение количества учащихся, занимающихся в кружках и спортивных секциях школы и поселка.
3. Развитие потребности занятий физической культуры и спортом, интереса к жизни людей и природы, к истории и географии своего края, государства.
4. Укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка. Создание системы психолого-педагогической подготовки родителей.
5. Создание единого воспитательного пространства всеми заинтересованными государственными и общественными учреждениями и организациями.
6. Усиление ориентации школьников на духовные ценности, воспитание юного гражданина.
7. Повышение самообразования, самоопределения, самореализации воспитанников, улучшение их психофизического здоровья.
8. И как конечный результат – воспитание личности

– любящей свою малую и большую Родину;
– мыслящей, способной найти выход из нестандартной ситуации, обладающей четко сформированными навыками учебной деятельности;
– творческой, обладающей широкими способностями, развитым интеллектом, стремящейся к преобразующей деятельности;
– духовной, стремящейся к познанию, поиску смысла жизни, цельности;
– гуманной, стремящейся к миру и гармонии с окружающим миром, милосердию и доброте, способной к состраданию и оказанию помощи;
– практичной, знающей основы экономики, владеющей хозяйственными навыками, знающей и хранящей традиции, ведущей здоровый образ жизни;

                Основные направления реализации программы:

  1. Я – человек
  2. Моё Отечество
  3. Я и моя семья
  4. Я и природа
  5. Здоровый образ жизни
  6. Культура, духовность, творчество

   Содержание  воспитательной работы для учащихся 5 классов

                Пятый класс – переходный период от начальной школы к средней. Хотя учащиеся формально считаются учащимися средней ступени, на самом деле они ещё тесно связаны с начальной школой, постоянно нуждаются в опеке воспитателя и слабо ориентируются в новой для них системе обучения и воспитания.

Список  использованной литературы

 1.     М.А. Александрова, Е.И. Баранова Классному руководителю о самоуправлении в                  

          классе.    Творческий Центр, Москва 2006 г

 2.     Степанов Е.Н. Классному руководителю о воспитательной системе класса. – М.:

          Центр “Педагогический поиск”, 2001. – 160,0 с.

 3.     Гуткин. Л. Д. и др  Спутник классного руководителя..- Москва, 2001г.

 4.     Н. И. Дерекаева  Справочник классного руководителя. -  Москва, 2005г, «ВАКО»

 5.     Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие.  

         4-ое изд., доп. – М.: ЦГЛ, 2002

 6.     Воспитательная система класса. Теория и практика. Под редакцией  Е.Н.Степанова.              

         Творческий Центр, Москва 2005г.

        7.    Плинер Я.Г., В.А. Бухвалов Воспитание личности в коллективе.-М.: Центр                  

              “Педагогический поиск”,2000.- 160 с.  

Календарно-тематическое планирование по программе «Я - личность»

для 5 класса

№ п/п

Дата проведения

Тема

1.

04.09

Что я думаю о своем классе

2

11.09

Ваши впечатления. Ваши предложения

3

18.09

Каждый сам за себя или дружная семья?

4

25.09

Какой наш класс. Наши активисты

5

02.10

Вместе весело шагать

6

09.10

Мой портрет

7

16.10

Какой я?

8

23.10

Радость человеческого общения

9

30.10

Умеешь ли ты себя вести?

10

13.11

Дейл Карнеги-страницы биографии

11

20.11

Знаменитый тезка или магия имени

12

27.11

Бедность не порок

13

04.12

Вера в себя

14

11.12

Формула успеха

15

18.12

Девять способов изменить человека

16

25.12

Дети и родители, узнать себя хотите ли?

17

15.01.2016

Волшебный веер

18

22.01

Вместе весело споем!

19

29.01

Что такое интеллигентность?

20

05.02

Понятия «интеллигентность» и «интеллигент»

21

12.02

Д.С.Лихачев – страницы биографии

22

19.02

«Добрые письма о главном»

23

26.02

Что делает человека здоровым и счастливым?

24

04.03

Добрые молодцы и мудрые девицы

25

11.03

Будешь сильным, будешь ловким со спортивной подготовкой!

26

18.03

Театр у микрофона

27

01.04

1 апреля- день дураков, веселых шуток и розыгрыше

28

08.04

Опасная принцесса

29

15.04

Что делает человека здоровым и счастливым?

30

22.04

Поделись улыбкою своей

31

29.04

Шуточное шоу «Юморина»

32

06.05

Гости из прошлого й!

33

13.05

«Веселый бантик»

34

20.05

«Самый, самый…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Человек.Личность.Гражданин."

Классный час для учащихся 7-8 классов....

Классный час для учащихся 10-11 классов «Человек. Личность. Гражданин»

Сегодня наша задача – разобраться в том, кто же такой человек, какова его миссия на планете земля. И вначале 21 века, как и всю предшествующую историю человечества, эти философские вопросы все так же ...

Классный час "Человек. Личность. Гражданин,"

Классный час патриотической направленности....

Классный час на тему "ЧЕЛОВЕК. ЛИЧНОСТЬ. ГРАЖДАНИН".

Внеклассное мероприятие для уч-ся 6-9 класса, раскрывает понятия "человек", "личность", "гражданин.групповой метод работы....

Классный час на тему "ЧЕЛОВЕК. ЛИЧНОСТЬ. ГРАЖДАНИН"

Сегодня наша задача – разобраться в том, кто же такой человек, какова его миссия на планете Земля. И в начале XXI века, как и всю предшествующую историю человечества, эти философские вопросы все так ж...

классный час в 5 классе на тему «Человек. Личность. Гражданин.»

Цель: помочь учащимся сформировать положительный образ человека, на которого они захотят стать похожим, сохраняя при этом свою неповторимость, нацелить на успех через настойчивость, личное старание, т...

Классный час "Человек. Личность. Гражданин".7 класс

Классный час и его самоанализ по теме "Человек. Личность. гражданин"...