Классный час "Человек. Личность. Гражданин,"
классный час (9 класс) на тему

Рулева Елена Николаевна

Классный час патриотической направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_chelovek._lichnost._grazhdanin.docx29.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Человек. Личность. Гражданин.»

Цель: воспитать у суворовцев чувство патриотизма;

             научить видеть проблемы, размышлять о них, анализировать и

 находить решения;

Задачи: формировать знания по вопросам в окружающей и собственной  жизни;

                научить понимать своих товарищей, побудить желание помогать им  общаться, сотрудничать с ними,

Оборудование: видеокамера, газеты, высказывания о человеке, ватманы для работы  по отделениям  (4 шт.), лото (4 шт.), клей (4 шт.), кнопки или булавки, листы «социальные роли человека», кроссворд на доске, ручки, анкеты.

Ход классного часа :

Воспитатель включает отрывок из фильма «Москва-Кассиопея», в котором звучит песня « Я возьму этот большой мир...»).

Организационный момент.

Воспитатель: Когда появился человек, он был награжден разумом, речью, огнем, способностью к мастерству и искусству. Человек стал добывать  пишу, делать красивые вещи, строить жилища и т.д., и сегодня наша задача разобраться в том, кто же такой человек, какова его миссия на планете

Земля. И в начале XXI века эти философские вопросы волнуют нас. Известно — сколько людей, столько и мнений. Хочется выяснить вашу позицию в этом вопросе.

Воспитатель : Как бы вы определили тему нашего классного часа?

            Воспитатель (включает запись):

              Живя в двадцатом веке

               В отечестве своем.

               Хочу о человеке

               Поговорить простом.

               Раскрыв листы газеты.

               Раздумываю зло:

               Определенье : это

               Откудова пришло?

 Воспитатель: Человек на свет уже рождается человеком! Банальная истина? Однако если учесть, что нам предстоит разобраться в очень сложном теоретическом вопросе, то не будем третировать истину ни в каком ее обличий, даже когда она кажется общеизвестной!

Так что же такое человек? Какие понятия включает в себя это слово? Но, во-первых...(показывая на таблицу)

Слайд-1

Человек:

Индивид

Организм

Индивидуальность

Я

Личность

Гражданин 

Все эти понятия относятся к каждому человеку. Попробуем разобраться сначала с понятиями «индивид», «организм», «индивидуальность» и «я». На столе у каждого отделения  находятся ватман с одним из этих понятий и в конверте карточки лото. За 5 минут каждому отделению необходимо выбрать и приклеить на ватмане карточки, которые подходят к данному понятию, раскрывают данную сущность человека. После окончания работы каждое отделение  вывесит свой ватман под соответствующим названием и объяснить, почему взяты именно эти карточки.

Игра в лото

1-е отделение. Человек — индивид.

Homo sapiens, единичное, природное существо,  принадлежность к роду человеческому.

2- е отделение. Человек — организм.

Голова, руки, ноги, сердце, система кровообращения, система пищеварения.

3- е отделение. Человек — индивидуальность.

Рост, вес, голос, почерк, походка, внешность.

Воспитатель : Человек — я.

Реальное представление о себе самом, самоуважение. Себялюбие, завоевание симпатий, каким хочет быть, каким хочет казаться окружающим.

(Командиры отделений объясняют, почему они выбрали именно эти понятия.)

Воспитатель: Спасибо всем суворовцам. Переходим к следующей части нашего классного часа.

Слайд-2

Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней.

До их причины.

До основанья, до корней.

До сердцевины.

Все время схватывая нить

Судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить.

Свершать открытья.

 (Б.Л.Пастернак)

Воспитатель : Продолжим работу по углублению и расширению наших представлений о человеке. Каждый родившийся человек естественно включается в жизнь общества. Общество — это все человечество в его истории и перспективе. В обществе между людьми складываются отношения. В разных жизненных ситуациях один и тот же человеке играет в обществе разные социальные роли.

Перед вами лежат листы бумаги. Сейчас мы предпримем «мозговой штурм». Предлагаю вам в течение одной минуты, не совещаясь, написать, в какой социальной роли вы выступаете в разных жизненных обстоятельствах. Напишите свое социальное «я».

«Мозговой штурм» (1 мин).

Обсуждение ответов

Воспитатель: Мы назвали далеко не все социальные роли. Большинство из нас выступают в одинаковых социальных ролях. Но каждый выделяется из группы людей своей неповторимостью, своими особенными качествами. Каждый из нас «личность».

Слайд-3

Будь с людьми.

И сказать тут вправе я:

Радость — в складчину.

Горе — в складчину.

Чтоб не съело душу тщеславие.

Как съедает железо ржавчина.

Чтоб не вымерзли твои помыслы.

Будто лужа при первом заморозке.

Будь с людьми.

Так с нивой цвесть колосу.

Так с волнами волне плыть взаплески.

Никого бедой не испытывай.

Рядом с горем не празднуй оргии.

На чужой урожай не рассчитывай.

Сам паши, сам и сей.

Сорняки сам выдергивай.

И ни облачка опасения.

И любая напасть развеется.

Как листва на ветру осенняя.

Воспитатель: Что же такое личность? «Личность» — очень многозначное слово. В этом понятии выражается самое главное, что присуще данному человеку, — совокупность его внутренних свойств как существа общественного, таких, как черты разума, души, поведения: что любит, ценит, как относится к другим, умеет ли твердо держать свое слово, самостоятелен он или податлив чужой воле. Человек и личность—это не синонимы. Человечище может не быть личностью (например, новорожденный), но личность — это всегда человек, и личностью не может быть никто, кроме человека. Личность неповторима так же, как и человек. Личность — это человек как носитель сознания. Личностью не рождаются, а становятся в определенных общественных условиях.

В зависимости от многих жизненных обстоятельств человек может стать цельной, уважаемой в обществе личностью, а может ею и не стать. Какими же качествами должен обладать человек, которого можно назвать цельной, гармоничной личностью? На этот вопрос вам поможет ответить литературный кроссворд.

Возьмите, пожалуйста, кроссворд и заполните его в течение 5 минут. (Суворовцы заполняют на доске.)

Кроссворд

             1 смелость

             2 авторитет

             3 творчество

             4 ответственность

             5 любовь

             6 совесть

             7 доброта

             8 цель

Слайд-4

       Вопросы к кроссворду

      1. Ум легкомыслен и упорен.

          В суждениях скор и слишком смел.

          Нет. человек не так-то бел.

          Да и опять, не так-то черен.

       2. Если люди тебя уважают,

          Часто просят дать им совет,

          И тебя очень многие знают,

           Значит, завоевал...

       3. Цель творчества — самоотдача

           А не шумиха, не успех.

           Позорно, ничего не знача.

           Быть притчей на устах у всех.

       4. Владеет собой среди толпы смятенной,

           Ответственность несет всегда за тех.

           Кто верит вновь, наперекор Вселенной,

           В тебя и в твой в делах успех.

       5. Сравнима любовь твоя

            С чем в настоящем?

            Сравнима с огнем она,

            Вечно горящим.

        6. Можно жить безмятежно, условясь

            Зло считать для удобства добром.

            Но что делать тому, чья совесть

            Все нежданно поставит ребром?

        7. Оттенков множество для глаз:

             Нет в людях краски безусловной,

             Добра не чужд иной виновный,

             И праведник грешит сто раз.

          8. Всегда бывает счастлив тот человек.

              Кто цель благородную в жизни поставит.

              Кто живет для людей свой недолгий век.

             Тот след глубокий на земле оставит.

Воспитатель: (после заполнения кроссворда).

       Согласны ли вы, что именно эти черты присущи цельной, гармоничной личности? Особым авторитетом пользуются люди, которые отказываются от своих интересов ради общества, других людей, проявляют целеустремленность и силу духа. Таких людей называют сильными людьми, сильными личностями. Именно благодаря им происходит развитие общества. И не всегда сильными личностями являются люди известные. Например, в сталинские времена были личности, которых не сломили тюрьмы и лагеря, которые выдержали все испытания, не предали своих товарищей, оставались верными своим идеалам, ценностям, принципам, не открещивались от своих поступков, не изменили себе.

Каждый из нас личность, каждому присущи свои положительные качества, и если бы каждый смог применить их в полной мере, то наше общество усовершенствовалось бы в нравственном отношении.

Суворовец:

Молодость! Возьми с собой в дорогу

Самую заветную мечту,

За людей душевную тревогу,

Сердца жар и мыслей красоту.

Мудрость чувства.        

Стойкость в бурях жизни.

Мужество во всем и до конца.

Верность другу,

Преданность отчизне.

Имя гражданина и борца.

Воспитатель: Гражданин — это человек, владеющий правами. Слово «гражданин» употребляется в различных смыслах: во-первых, это жители какой-то страны, имеющие право гражданства. Во-вторых, начиная с античных времен и до наших дней, оно имеет и более глубокий смысл, связанный с правами человека, его свободой и ответственностью. В Древней Греции быть гражданином могли не многие, это было почетно. Гражданином называли не всякого свободного человека, не говоря уже о рабах. Гражданин обладал важными правами как в личной, так и в политической жизни. Но у него были и серьезные обязанности: прежде всего соблюдать законы и защищать отечество.

Кто же такой гражданин сегодня в нашей стране?

Это человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки. Каждый человек нашего общества должен иметь свою гражданскую позицию. А гражданская позиция невозможна без политической, нравственной и правовой культуры. Я хочу предложить вам несколько ситуаций, которые нужно обсудить с точки зрения гражданской позиции всех действующих лиц и вас. (Суворовцы смотрят видеосюжеты.)

Ситуация №1. Воспитатель обсуждает с воспитанником вопрос о его курении за пределами училища.

Вопросы:

1. Личное ли это дело каждого? (Почему?)

2. Имеет ли право курить в общественном месте? (Почему?)

3. Наносит ли вред окружающим и себе? (Почему?)

4. Какую гражданскую позицию он занимает? (Какие законы, права нарушает?)

5. Какой вред он наносит государству?

6. Какой должна быть гражданская позиция в этом вопросе?

Ситуация №2. 2 суворовца во время перемены о чем-то беседуют. Один раскачивается на учительском стуле и ломает его. Друзья договариваются никому об этом не говорить. Учитель замечает, что стул сломан, начинает расспрашивать о случившемся. Не добившись ответа от взвода, звонит воспитателю.

1. Имел ли ученик право брать стул учителя? (Почему?)

2. Какое право здесь нарушено? (Право неприкосновенности.)

3. Должен ли человек, если он добропорядочный гражданин, сознаться в содеянном? Если должен, то как и с какими последствиями?

4. Как мы видим на этом простом примере, наказывается не один человек, а целый взвод. Получается наказание невиновных. Способно ли оно пробудить совесть?

5. Какое отношение будет к этому человеку во взводе, если  потом все-таки узнают, кто истинный виновник?

6. Что должен сделать данный суворовец, чтобы исправить сложившееся положение?

Заключение

Воспитатель : Заканчивая эту часть классного часа, я надеюсь, что наш разговор о гражданской позиции каждого воспитанника не закончен, и вы еще раз задумаетесь над этим, оказавшись в других, скорее всего, более сложных жизненных ситуациях. И пусть каждый из вас выберет свое правильное решение. И пусть каждый чаще задает себе такие вопросы:

Зачем любить и ненавидеть?

Растить цветы и звезды видеть?

 Зачем терять, зачем искать.

Зачем былое вспоминать?

Зачем живые все живут?

В чем смысл жизни заключен?

В чем заключен ее закон?

И не дает покоя мне.

Моей недетской голове

Один-единственный вопрос:

Зачем родился я и рос?

Мы закончили рассматривать вопросы нашего классного часа. Но мне хотелось бы узнать, интересен, полезен ли был вам наш сегодняшний разговор, какие проблемы вы еще хотели бы обсудить в дальнейшем. Для этого я прошу вас заполнить анкету.

Анкета

1. Понравился ли тебе классный час?

2. Стал ли ты более четко разбираться в понятиях и проблемах, затронутых сегодня?

3. Многое ли тебе это дало?

4. Сможешь ли ты в дальнейшем применить данные знания?

5. Какие бы еще проблемы ты хотел обсудить на классном часе?

Воспитатель: Классный час подходит к концу. Мы сегодня с вами рассмотрели очень важные понятия о том, кто такой человек. Хочется, чтобы это осталось у вас в памяти. И надеюсь, вы всегда будете следовать золотому правилу Дейла Карнеги: «Поступай с друзьями так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой». (исполняется песня под гитару)

Я возьму этот большой мир...

(из к/ф «Москва — Кассиопея»)

Ночь прошла, словно прошла боль.

         Спит Земля, пусть отдохнет, пусть.

У Земли, как и у нас с тобой.

Там впереди долгий, как жизнь, путь.

                      Припев.

        Я возьму этот большой мир.

        Каждый день, каждый его час,

                  Если что-то я забуду.

         Вряд ли звезды примут нас.

Я возьму щебет земных птиц,

Я возьму добрых ручьев плеск.

Я возьму свет грозовых зарниц.

Шепот ветров, зимний густой лес.

Припев.

            Зло считать для удобства добром.

            Но что делать тому, чья совесть

            Все нежданно поставит ребром?

        7. Оттенков множество для глаз:

             Нет в людях краски безусловной,

             Добра не чужд иной виновный,

             И праведник грешит сто раз.

          8. Всегда бывает счастлив тот человек.

              Кто цель благородную в жизни поставит.

              Кто живет для людей свой недолгий век.

             Тот след глубокий на земле оставит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Человек.Личность.Гражданин."

Классный час для учащихся 7-8 классов....

Классный час для учащихся 10-11 классов «Человек. Личность. Гражданин»

Сегодня наша задача – разобраться в том, кто же такой человек, какова его миссия на планете земля. И вначале 21 века, как и всю предшествующую историю человечества, эти философские вопросы все так же ...

Классный час на тему "ЧЕЛОВЕК. ЛИЧНОСТЬ. ГРАЖДАНИН".

Внеклассное мероприятие для уч-ся 6-9 класса, раскрывает понятия "человек", "личность", "гражданин.групповой метод работы....

Классный час на тему "ЧЕЛОВЕК. ЛИЧНОСТЬ. ГРАЖДАНИН"

Сегодня наша задача – разобраться в том, кто же такой человек, какова его миссия на планете Земля. И в начале XXI века, как и всю предшествующую историю человечества, эти философские вопросы все так ж...

Классные часы 5 класс «Я - Человек, Личность, Гражданин»

Воспитательная работа классного руководителя в 5 классе важна для формирования и развития  духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы собщественными....

Классный час "Человек. Личность. Гражданин"

Презентация "Человек. Личность. Гражданин" может использоваться при проведении классного часа. Изучаются качества личности в форме разгадывания кроссворда; даны примеры акций милосердия; сов...

классный час в 5 классе на тему «Человек. Личность. Гражданин.»

Цель: помочь учащимся сформировать положительный образ человека, на которого они захотят стать похожим, сохраняя при этом свою неповторимость, нацелить на успех через настойчивость, личное старание, т...