Конспект урока русского языка в 5 классе. Глагол
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Петрова Лариса Васильевна

Форма проведения урока: дидактическая игра.

Цели: подготовка к орфографическому диктанту, усвоение норм правописания.

Задачи:

  1. Обучающие: закрепить полученные орфографические и морфологические знания о глаголе, привести их в систему и уточнить, научить детей критически оценить свои знания по теме в активном действии, привести их в систему с помощью мобилизации эмоциональной памяти.
  2. Воспитательные: активное взаимодействие с учителем и классным коллективом, уважительное отношение друг к другу.
  3. Развивающие: формировать навыки самостоятельного анализа при формулировке правила, развитие монологической речи, обучение быстрой смене разных видов деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_5_klasse_glagol.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Обобщающее повторение темы «Глагол».

Форма проведения урока: дидактическая игра.

Цели: подготовка к орфографическому диктанту, усвоение норм правописания.

Задачи:

  1. Обучающие: закрепить полученные орфографические и морфологические знания о глаголе, привести их в систему и уточнить, научить детей критически оценить свои знания по теме в активном действии, привести их в систему с помощью мобилизации эмоциональной памяти.
  2. Воспитательные: активное взаимодействие с учителем и классным коллективом, уважительное отношение друг к другу.
  3. Развивающие: формировать навыки самостоятельного анализа при формулировке правила, развитие монологической речи, обучение быстрой смене разных видов деятельности.


Оборудование:

1. Карта-путешествие по княжеству "Глагогия" /Приложение 5/.

2. Карточки для кодоскопа /1,2,3/.

З.Тексты/на-печатанные/ для работы над упражнением /по I экземпляру на каждую парту/ и трафарет двухэтажного домика./Приложение 6/.

Ход урока

I. Слою учителя: Мы с вами уже давно изучаем княжество Глаголию, расположенное в государстве Морфология. И вот сегодня класс подошел, наконец, к стенам столицы. В главном замке хранится "История княжества Глаголия", которую мы сможем прочитать, сравнив написанное в этой старой книге с тем, что нам известно самим об этой стране из уроков русского языка. Если наши знания будут соответствовать фактам, изложенным в книге, значит мы открыли все тайны этого княжества.

Но жители этой страны - люди очень сложные по характеру, привычкам, происхождению, у них очень разные лица; они одновременно любят и уединение, и жизнь в коллективе, люди все очень энергичные, стремящиеся к действию, не безразличные к состоянию, в прошлом времени изменчивые по отношению к своему роду, любят тайны и сложности и поэтому будут стараться всячески запутать вас, отвлечь от главной цели путешествия, будут предлагать нам различные проблемные ситуации. Мы должны быть очень внимательны. Поэтому придется взять с собой несколько предметов, которые помогут нам в нашем путешествии. Поскольку мы путешествуем по Морфологии, настоящие предметы мы заменим словами-названиями этих предметов. А путешествие начинается с вокзала.

II. Работа с кодоскодам. Карточка № I. /Приложение 5/.

Задание.

1. Выписать подчеркнутые на карточке слова, вставить
непроверяемые орфограммы.

Мы пришли на в...кзал. нашли нужную пл...тформу, сели в свой в...гон. Поезд называется "Красная Р...кета", В пути нам понадобится фот...аппарат и б...нокль.

2. В самом начале путешествия нам понадобится бинокль. Мы должны найти в данном тексте все глаголы, внимательно к ним присмотреться и ответить на вопрос: "Что обозначает глагол и каковы его грамматические признаки?".

3. Докажите, что вы верно определили роль глагола в предложении. Для этого начертите схему первого предложения в тетрадях.

Ш. Работа по опорному конспекту. Использование сигнальных карточек.

Следующий объект, попавший в поле нашего зрения, - канал у стен города. По обеим сторонам канала расположились две враждующие между собой деревни. Выберите ту сигнальную карточку, которая поможет вам верно указать непроверяемую орфограмму в слове "канал", и поднимите ее.

IV. Работа с кодоскопом. Карточка № 2.

1.        /не/годовать        2. /не/ достал
3. /не/бояться           4. /не/ стану
5. /не/навидеть        6. /не/ жить
7. /не/доумевать        8. /не/сберечь

Слово учителя: А теперь дело за фотоаппаратом. Сейчас мы сфотографируем жителей обеих деревень и попробуем тут же проявить пленку и разобраться в причинах спора представителей правого и левого берега. Чтобы раз и навсегда покончить с их разногласиями, надо твердо знать одно правило; чтобы вспомнить это правило, выполним следующую работу.

Задание.

1. Прочитать глаголы, включенные в карточку. Мысленно раскрыть скобки. Записать порядковый номер примера в соответствующую графу таблицы "не" с глаголами". Вид рабочей записи в тетрадях учащихся:

"НЕ" с глаголами

Слитно                Раздельно        

I,    5,    7        2,    3,    4,    6,    8

2.        Среди сфотографированных и верно "проявленных" глаголов

найдите те, которые отвечают на вопрос:"что делать?", "что сделать?". Как такие глаголы называются и в чем их отличие от других глаголов?

3. На этой же карточке найдите глагол с суффиксом -ся (бояться).

Карточка № 3.

Используете верно этот глагол в предложениях, представленных на следующей карточке, и запишите оба предложения в тетрадь, выделив орфограмму /-тся и ться; орфограмма 23/.

1. Дрессировщики не боят...ся хищников.

2.Дрессировщику не положено боят...ся хищников.

V.        Работа по опорному конспекту.

Слово учителя: Перейдя через канал, миновав обе деревеньки, мы вошли в лесок и там натолкнулись на двух подозрительных людей, которые никак не хотели фотографироваться, держались парой, но отвечать могли только на свои определенные вопросы. Один обреченно вопрошал:  "Что делать? Что делать?" Другой с вызовом заявлял:   "А что я сделал?". Один шептал:  "Как быть? Беречь?". Другой в ответ:  "А как сберечь?"

Задание.

1. Кто эти подозрительные люди? /Глаголы совершенного и несовершенного вида/.

2. Мы перехватили записки с тайными знаками, которыми они

обменивались. К сожалению, подозрительные пытались уничтожить написанное. На одной записке сохранилось только первое слово: берегу,... на второй - последнее - сберегу. Восстановите содержание этих записок. Что вы можете о нем сказать?

берегу - берег - буду беречь

сберегаю - сберег - сберегу .

/При затруднении можно предложить такую серию вопросов:

  • Что вы можете сказать о времени глагола?
  • Чек отличается будущее простое от будущего сложного времени?
  • В каком времени глаголы имеют родовые окончания?
  • Какие времена имеют глаголы совершенного и несовершенного
    вида?/

VI.        Работа с напечатанным текстом и трафаретом двухэтажного домика.

Слово учителя: Мы намного приблизились к разгадке тайн княжества Глаголия, разобравшись с секретами времени, тщательно от нас скрываемыми.   Это помогло нам беспрепятственно войти в город, так как в это время все были на стадионе.

Сейчас нам понадобится домик-трафарет. Будем считать, что это макет замка, того самого, какой вы видите возвышающимся в центре нашей карты-путешествия. В этом замке на I и II этажах живут глаголы, а в сейфе на чердаке хранится история княжества Глаголия.

Текст. /Приложение 6/ /Чтение вслух/.

Задание.

1. Вставьте пропущенные орфограммы.

  1. Подчеркните в тексте глаголы, письменно определите время глагола.
  2. С какой целью в рассказе о прошлом употреблены глаголы в
    настоящем и будущем времени?
  3. Все глаголы из текста разместить на I или II этаже домика-трафарета. Какое правило для этого нужно вспомнить? /о спряжении/. Как определить спряжение глагола с безударным окончанием?
  4. С помощью какого суффикса обычно образуются глаголы в прошедшем времени? /Подкрепить ответ примерами из текста./
  5. Какие примеры из текста помогут сформулировать правило об употреблении "Ь" после шипящих в глаголах?

УП. Слово учителя: Мы сегодня очень хорошо попутешествовали по княжеству Глаголия, вы мне об этом княжестве рассказали много интересного, как настоящие историки.

Можно сказать, что вы проявили и качества специалистов в области русского языка. Люди, чья деятельность, основной род занятий связан с изучением языка, называются филологами или лингвистами. А какой заменитель в языке можно найти словам "историк", "лингвист", если в этот ряд включить слова "учитель", "повар", "токарь"? /профессия/.

Задание.

1. Запишите правильно словарное слово "профессия". Его написание следовало запомнить при изучении темы Глагол".

2. Вы сдали экзамен на профессию "историк княжества Глаголия". А вот, чтобы приобрести профессию "лингвист", надо выполнить последнее задание: Морфологический разбор по вариантам /глаголы из текста/.

I вариант - собирались

II вариант - влетит

VII. Итоги урока.

Использованная литература

Методические рекомендации к организации и проведению уроков обобщающего повторения  в форме дидактической игры на материале морфологии. Ленинградский ордена Трудового Красного Знамени государственный педагогический институт имени А.И.Герцена /ЛГПИ им. А.И. Герцена/, Ленинград, 1985. С.13-16.