Урок русского языка в 6 классе по теме "Гласные е-и в суффиксах существительных ек-ик"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Гайворонская Марина Николаевна

Урок изучения новой темы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glasnye_e-i_v_suffiksakh_sushchestvitelnykh_ek-ik.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

по теме

«Гласные е-и в суффиксах существительных ек-ик»

                                                    Подготовила : Гайворонская Марина Николаевна

I. Организационный момент. Приветствие.

II. Проверка домашнего задания

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

На прошлом уроке мы познакомились с правилами правописания  ч и щ  в суффиксах имен существительных  –чик- и   –щик-.  Давайте еще раз проговорим правило…

А теперь посмотрим, как вы усвоили это правило и сможете ли вы применить его на практике.

Индивидуальные задания

1. На доске записаны слова, спишите их, вставляя пропущенные буквы и выделяя орфограмму (2 ученика)

развед…ик

переплет…ик

камен…ик

завод…ик

разнос…ик

наборщ…ик

перебеж…ик

учет…ик

2. Допишите предложения, добавляя существительные с суффиксами - ЧИК, -ЩИК. 1) Человек, подписывающийся на газеты, журналы, - …. 2) Музыкальные инструменты настраивает …. 3) Дрова распиливает …. 4)Движение регулирует …. 5)На войне в разведку ходит …. 7) Солдат, обслуживающий пулемёт, - …. 8) За исправностью бакенов следит ….

III. Работа над новым:

1. Формулирование темы и  цели урока через постановку проблемного вопроса

Ребята, вы обратили внимание, что сегодня на доске не записана тема? Определить ее мы попробуем вместе. В этом нам  поможет материал для наблюдений.

- Каким способом  образованы данные слова( суффиксальным)

-А при помощи какого суффикса образовались эти слова?

-Какая возникла проблема при решении этого вопроса?( Мы не знаем правописание этих суффиксов)

-Какова же тема сегодняшнего урока?

Определим цели урока, с чем должны познакомиться, чему должны научиться?(Научиться писать слова с суффиксами –ек -, - ик -. Познакомиться с правилом, используя которое можно правильно писать слова с суффиксами –ек -, - ик)

Как мы можем узнать об этом?(  Можно прочитать правило в учебнике. Можно самим вывести это правило.

У. –  Какой путь вы выбираете?( Вывести самим. – Это интереснее. – Правило лучше запоминается. – Когда выводишь правило сам, то понимаешь его и применяешь на письме.)

2.А поможет нам в этом Витя Перестукин герой мультфильма, снятого по книге Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков».( просмотр фрагмент мультфильма)

Как же решил проблему Витя Перестукин?

Что нужно сделать для того, чтобы правильно определить какой суффикс надо написать ек или ик?

Как проверить верность наших выводов и высказывания Вити?(Надо прочитать правило в учебнике.

 – Обратимся к научному источнику. Откройте учебник на странице 112. Прочитайте правило.  Какое открытие вы для себя сделали?

3.Вывод – проговаривание правила.

Опорная таблица на доске

IV. Закрепление

1. Объяснительный диктант (на доске записать слова, объяснить написание орфограммы)

Сыноч…к, мяч..к, самолёт…к, дружоч…к, ключ…к, ореш…к, конч…к, василёч…к

2.Работа с текстом (Читает учитель)

1.Только что прошел дождич..к. 2.Всё в природе сразу ожило, зазеленело, маленький ручеёч..к превратился в говорливый ручей.3. Солнечный луч..к коснулся колокольчика и сиреневый цветоч..к закивал своей головкой. Запел мелкой трелью кузнеч..к, а жёлтый бутонч..к лютика, словно вторя ему, тихо закачался.

- Докажите, что это текст. (предложения связаны по смыслу, объединены общей мыслью)

- Как можно озаглавить текст? (После дождя)

- В каком предложении содержится основная мысль? (во втором)

- Выполняем выборочный диктант (самостоятельная работа): в первый столбик выписать слова с суффиксом -ек-, во второй – с суффиксом -ик- (-чик-).

Индивидуальное задание у доски– выписать третье предложение, расставить знаки препинания, построить схему этого предложения.

- Проверим, что получилось.

лучик                            дождичек              ручеёчек 
кузнечик                   цветочек 
бутончик

3. Физминутка

Буратино потянулся.

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развёл –

Видно ключик не нашёл.

А чтобы ключик нам достать,

На носочки надо встать.

 4. Поработаем корректором. ( слова на доске)

 –Ваша задача найти ошибки, исправить их и доказав правильность своего утверждения, списать правильно.

Кармашик, слоник, хвостек, лучик, кузнечек, мячик, вечерочик, орешик.     

Дети проверяют написание каждого слова и доказывают правильность своих суждений.

 – Вы были очень внимательны при выполнении этого задания, нашли все допущенные ошибки и умело доказали свою точку зрения.

5. Работа в парах

Задание вставить правильный суффикс,и отметить в таблице: Если –ек-1
Если- ик-0
ШАР..КИ,СУХАР..КИ,ГОРШОЧ..К,СОВОЧ..К,ПРОВОДОЧ..К,КУЛИЧ..К,КИРПИЧ..К,ОВРАЖ..К,БАРАШ..К,ПЛАТОЧ..К,ШНУРОЧ..К

 0

 0

 1

 1

 1

 0

 0

 1

 1

 1

 1

Самопроверка

6. Самостоятельная работа – тестирование

Тест на тему: гласные в суффиксах -ек, -ик.

1)Отметьте неправильный ответ:

         1.Горошек        3.Ключик

        2.Овражик                4.Звоночек

2)Отметьте правильный ответ:

        1.Дворник                3.Кирпичек                

        2.Орешик                  4.Пузыречик

3)Отметьте слово с ошибкой:

        1.Любимчик                  3. Футлярчик                

        2.Дождик                          4.Барашик

4)Найдите слова с буквой е в суффиксе:

        1. Гном..к                         3. Платоч..к

        2.Станоч..к                          4.Огурч..к

5)Найдите слова с буквой и в суффиксе:

        1.Замоч..к                  3.Фонар..к                

        2.Подароч..к             4.Словар..к

Ответы(2,  1, 4,  2и 3, 3 и4)

7. Работа с сигнальными карточками

Домик, лучик, песочек, ежик, крючочек, ножичек, хвостик, дождичек, ослик, кустик, букетик, кружочек.

V.Итог урока

Какова была тема урока?

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Отчего зависит выбор гласной в суффиксах ек-ик

- Если вам понравился урок, вы все поняли, у вас все получилось, то прикрепите смайлик с улыбкой.

-Если вы считаете, что у вас остались вопросы, то прикрепите смайлик с вопросом.

3. Домашнее задание

П. , упр.

Карточки:

Карточка на «3»:

Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы в именах существительных.

Платоч…к,  стол…к,  листоч…к,  билет…к,  песоч…к, зуб…к, галстуч…к, брат…к, вопрос…к, овраж…к, гвозд…к, фартуч…к, бараш…к, дожд…к.

Карточка на «4»:

Распределите слова по столбикам с суффиксами -ИК , -ЕК:

Сыноч…к, подароч…к, мяч…к, самолёт…к, звоноч…к, дружоч…к, ключ…к, карандаш…к, ореш…к, пузырёч…к, кирпич…к, василёч…к, огонёч…к, ларч…к.

Карточка «5»: озаглавьте текст, определите тип речи, вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы  –ек,-ик.

Много загадок т…ит в себе обыкновенный ёж…к. Этот к…лючий  клубоч…к выдерживает чудов…щные дозы ядов. Х…дячий комоч…к защищён мощнее, чем зримым своим заборч…ком из иголоч…к. В пр…роде ещё много тайн секретов, ключ…к к которым надо искать и искать.