Микротема. Русская речь. 8 класс
презентация к уроку по русскому языку (8 класс) по теме

Морозова Елена Александровна

Презентация  к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rr.mikrotema_klass.pptx50.02 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Текст. Микротекст. Микротема .

Слайд 2

Всегда следует стремиться к прекрасному (Оноре де Бальзак) Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать. (М.Горький).

Слайд 3

Тема Средства языка Основная мысль Идея произведения

Слайд 4

И.С Тургенев ДВА БОГАЧА Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых — я хвалю и умиляюсь. Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко. — Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на нее пойдут, — не на что будет соли добыть, похлебку посолить... — А мы ее... и не соленую, — ответил мужик, ее муж. Далеко Ротшильду до этого мужика! Июль, 1878

Слайд 5

Признаки текста Заглавие(или его возможность) Тема Идея Делимость-начало, основная часть , конец Связность Композиционная завершенность Стилистическое единство

Слайд 6

Тема текста (Богатство материальное и духовное) 1 – «…из громадных своих доходов уделяет целые «тысячи…» 2 – «…об одном убогом … семействе, принявшем сироту-племянницу…» _____________________________________Эти наименьшие составные части темы целого текста называются микротемами . А часть текста, в кот-й ракрывается микротема , называется микротекстом .

Слайд 7

Вывод: Пунктов в плане текста не может быть меньше, чем микротем (в сложном плане микротема выступает в роли подпункта). Каждый микротекст пишется с красной (новой) строки, то есть новый абзац.

Слайд 8

Упр.70 в учебнике по развитию речи Возможный вариант плана. 1.Пушкинский заповедник. 2.Тригорский парк: 1) «…свет лежит золотыми полянами на…обрывах над Соротью и на скамье Евгения Онегина…» 2) «…как будто создан для семейных праздников…» 3.Михайловский парк: 1) «…немного угрюм…, высок, молчалив…» 2) «…Главная прелесть …в обрыве над Соротью и в домике няни…» 4.Петровский парк: 1) «…дом пушкинского деда – строптивого и мрачного Ганнибала…» 2) «…черен, сыр, зарос лопухами…стонет от гомона лягушек…»

Слайд 9

Прочитайте еще раз текст, найдите ключевые слова, то есть слова, наиболее характерные для данной темы. Работайте над каждой микротемой отдельно, а затем над темой в целом. Перескажите текст по пунктам плана. Прочитайте текст последний раз. Напишите изложение, близкое к исходному тексту.

Слайд 10

Вопрос и ответ используют как выразительные средства для того, чтобы подчеркнуть что-то в тексте ( или устном высказывании), сосредоточить внимание читателя (или слушателя). Вопросом может начинаться как целый текст, так и микротекст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!"

Сохранение русского литературного языка, бережное отношение к нему очень важны в наше время, когда матерные слова, слова-паразиты звучат из уст большинства молодых людей. Внеклассное мероприятие прово...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 10-11 классах "И мы сохраним тебя, русская речь"

Данное мероприятие направлено на воспитание  у учащихся бережного отношения к русскому слову,  развитию интереса к изучению предмета, повышению  культуры речи  и развитию тво...

Дополнительная образовательная программа по русскому языку "Русская речь" (5-9 классы)

Дополнительная образовательная программа по русскому языку...

Урок-устный журнал в 11 классе "И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово..."

Урок проведён в рамках предметной недели русского языка и литературы и представляет собой устный журнал, состоящий из нескольких страниц. На уроке представлены разнообразные материалы о языке, использ...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...