Урок русского языка в 5 классе.Тема: Образность русской речи: метафора, олицетворение.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Тип: бинарный, интегрированный урок родного русского языка, русского языка и литературы, изучение нового материала,
развитие речи
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 513.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок № 13
в 5 классе
Тема: Образность русской речи: метафора, олицетворение (п. 6) | Тип: бинарный, интегрированный урок родного русского языка, русского языка и литературы, изучение нового материала, развитие речи | ||||||||||||||
Цели урока:
| |||||||||||||||
Планируемые результаты | |||||||||||||||
Предметные: • отвечать на вопросы задания; • умение искать и выделять необходимую информацию • формулировать вопросы к тексту; • строить связное высказывание, соблюдая нормы речевой культуры; •умение самостоятельно находить выразительные средства и определять их роль; . | Метапредметные: регулятивные: • выбирать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; коммуникативные: • развивать навыки анализа текста, навыки работы в парах, орфографические и пунктуационные навыки; • выполнять действия самодиагностики | Личностные: • понимать возникновение и роль метафоры и олицетворения в языке народа и его творчестве; • формировать познавательного интереса к русскому языку и к его изучению; • совершенствовать умения самодиагностики, коррекции, самоконтроля; • фиксировать собственный успех и неуспех | |||||||||||||
Межпредметные связи: русский язык, литература - тема «Средства выразительности» | |||||||||||||||
Ресурсы урока: учебник «Родной русский язык. 5 класс», «Русский язык, 5 класс», «Литература, 5 класс»; презентация. | |||||||||||||||
Ход урока | |||||||||||||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||||||||||||||
Актуализация необходимых знаний | |||||||||||||||
Упражнение 37. - Сегодня мы будем разгадывать загадки. Не лингвистические, а самые настоящие, те, которые создал народ и писатели, черпавшие вдохновение в народном творчестве. Некоторые из них вам знакомы, а над некоторыми придётся напряженно подумать. 1. Поле не мерено, овцы не считаны, пастух рогат. 2. Красна девица сидит в темнице, а коса наружу. 3. Сложишь — клин, а разложишь — блин. 4. Стоит на крыше верхолаз и ловит новости для нас. 5. На полянке девчонки в белых рубашонках, в зелёных полушалках. 6. После дождика подружки поселились на опушке. / Шляпки разноцветные — самые заметные. 7. Держусь я только на ходу, / А если стану, упаду (С. Маршак). 8. Растёт она вниз головою, / Не летом растёт, а зимою, / Но солнце её припечёт — / Заплачет она и умрёт (К. Чуковский). 2) Какие загадки удалось разгадать легко, какие вызвали затруднения, а отгадку пришлось искать в материале для справок? Как вы думаете, почему? Материал для справок: небо, звёзды, месяц; берёзы; морковь; сыроежки; велосипед; антенна; сосулька; зонт. |
Эля | ||||||||||||||
- Задание «Закончи предложение» Раздел лингвистики, который изучает словарный состав языка, называется … То, что слово обозначает, - это его… Слова, имеющие одно лексическое значение – Слова, имеющие два и более лексических значений, - Первичное основное значение слова - это его… Вторичное значение слова, основанное на его сравнении с лексическими значениями других слов – Образный оборот речи, в котором слово употребляется в переносном значении, называется… Художественными тропами или средствами выразительности являются… Образное определение – это Сопоставление одного предмета или явления с другим – это… | Ответы учеников :
| ||||||||||||||
Мотивация познавательной деятельности | |||||||||||||||
Задание. Подберите, пожалуйста эпитеты к вашим отгадкам из упражнения № 37 и запишите их вместе с отгадками. |
| ||||||||||||||
Слово загадать означает «задумать, замышлять, предлагать что-либо неизвестное для решения». Загадка всегда имеет скрытый смысл. Без лица в личине — такое меткое определение загадке дал народ. То, что загадано, — лицо, которое скрыто под личиной (маской) — иносказанием, намёком на загаданное. Мать толста, дочь красна, сын-соќол под небеса ушёл — в этой загадке печь уподоблена матери, огонь — дочери, дым — сыну-соколу. Загаданные предметы описаны посредством других, имеющих некоторое сходство с теми, о которых умалчивается. Поэтому для обозначения загаданного предмета нередко используются художественные тропы (По горам, по долам ходит шуба да кафтан). Красная девушка по небу ходит. (Солнце); Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. (Книга); Старый дед, / Ему сто лет, / Мост намостил во всю реку, / А пришла молода, / Весь мост размела. (Мороз и весна). - Дома вы должны были придумать загадку, употребив изученные средства выразительности. Посмотрим, что у вас получилось. | Обучающиеся читают свои загадки. Например:
| ||||||||||||||
Организация познавательной деятельности | |||||||||||||||
Упражнение 38. - 1) Прочитайте загадки и соотнесите каждую из них с отгадкой.
|
| ||||||||||||||
- 2) Какие образы использованы в каждой из загадок для того, чтобы намекнуть на загаданное слово? Как каждая из загадок «засекречивает» задуманный предмет? С помощью каких языковых выразительных средств? - Подберите сравнения к отгадкам. | • В первой загадке использован образ братьев, во второй красных девиц, в третьей части тела человека, в четвертой сельские профессии, в пятой профессии наездника-ездока и сторожа. Каждая загадка «засекречивает» задуманный предмет, оживляя и очеловечивая его. Алиса | ||||||||||||||
- А теперь давайте подумаем, какие средства выразительности мы будем изучать на этом уроке. -Запишите тему урока |
| ||||||||||||||
- Чем же метафора отличается от сравнения? Прослушайте фрагмент видеоурока. 2.11 – 5.10 |
| ||||||||||||||
- Метафора основана на сравнении предметов, явлений, свойств, действий и т. д. по некоторым общим признакам. В ней отражаются представления людей об окружающем мире. Думая, например, о течении времени, мы можем сказать: время идёт, время пришло, время летит, хотя знаем, что идти может человек, а лететь птица или самолёт. Конечно, здесь речь идёт о многозначности слова и его переносных значениях. Мы даже не замечаем, когда в своей речи употребляем метафоры. И далеко не всегда это связано с желанием высказаться красиво, выразительно, украсить свою речь. Не только о времени, но и о многих других явлениях и неживых предметах мы говорим так, будто они могут передвигаться, как человек: солнце с́ло, дорога пошла вниз, на поле лёг туман. Такие метафоры называются языковыми, потому что они не придуманы конкретным человеком, а являются привычными и общеизвестными обозначениями предметов, явлений, при- знаков и воспроизводятся в речи в готовом виде. Иногда об- щеязыковые метафоры приводятся в толковых словарях с по- метой «переносное» (в некоторых случаях без помет). -А теперь давайте послушаем рассказ ы о примерах языковой метафоры в разных языках. |
ский), roitelet (французский), realtino (итальянский), basolicos (греческий), Zaunkцnig (немецкий), kinglet (английский).
значение «понятный, простой, не требующий разъяснений». Соня К. | ||||||||||||||
- Выполнение заданий Определите метафоры в примерах, назовите авторов фрагментов стихотворений, определите, свойства каких предметов, явлений, лиц переносятся. 1) По равнинам Окияна Едет флот царя Салтана. 2) Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась – и расцвела. 3) Вечор, ты помнишь, вьюга злилась… А.С. Пушкин 4) Выткался на озере алый свет зари. 5) Гаснут красные крылья заката… 6) Чистит месяц в соломенной крыше Обоймённые синью рога. С.А. Есенин Комментарии Мы видим, что в примерах 1, 4, 5 происходит перенос свойств одного неодушевлённого предмета на другой неодушевлённый; в примере 2 – перенос свойств неодушевлённого предмета (расцвела) на одушевлённый; в примерах 3, 6 – перенос свойств одушевлённого предмета (злилась, чистит) на неодушевлённый. Такой перенос свойств одушевлённого предмета на неодушевлённый называется олицетворением. Это одна из разновидностей метафоры. |
| ||||||||||||||
- Об этом художественном тропе вы более подробно узнаете из фрагмента видеоурока. Давай прослушаем его. 7.04 – 7.43 |
| ||||||||||||||
Упражнение 46. 1) Прочитайте фрагменты стихотворений С. А. Есенина. В каких метафорах свойства человека перенесены на неодушевлённые предметы? Какие образы создаются с помощью олицетворений? 1. Синий май. Заревая теплынь. Не прозвякнет кольцо у калитки. Липким запахом веет полынь. Спит черёмуха в белой накидке. 2. Я навек за туманы и росы Полюбил у берёзки стан, И её золотистые косы, И холщовый её сарафан. 3. Тихо струится река серебристая В царстве вечернем зелёной весны. Солнце садится за горы лесистые, Рог золотой выплывает луны. 2) Выпишите олицетворения. Какую роль они выполняют в прочитанных фрагментах? | • Спит черёмуха в белой накидке. • Полюбил у берёзки стан, И её золотистые косы, И холщовый её сарафан. • Солнце садится за горы лесистые. 2) Олицетворение отличает яркая образность, поскольку оно заключает в себе необычное и неожиданное сравнение, оживляя и очеловечивая мир вокруг нас. Юля | ||||||||||||||
- Обратите внимание на 2 отрывок стихотворения. В самом широком смысле берёза — символ России. В русском фольклоре берёза олицетворяет женское начало. Она символизирует красоту, стройность и чистоту девушки. Самая известная русская народная песня, под которую водили хороводы, — «Во поле берёза стояла…». О берёзе писали многие русские поэты. Берёзовой Русью называл Россию С. А. Есенин. (По книге «Россия. Большой лингвострановедческий словарь») | 48. Орфографический и пунктуационный практикум. Лё..кие, п..вучие, словно девушки — по две, по три — «выб..жали» б..рё..ки на омытую д..ждём л..сную п..ляну. Солнечные лучи л..скают их бело-розовые, круглящиеся под тонк..й к..рой ств..лы. Две б..рё..ки посреди х..лста — точно разг..варивают — склонились одна к другой над у..кой пр..галиной, залитой д..ждевой в..дой; в в..де отр..жают(?)ся густые купы ст..- ящих вдали д..рев(?)ев, чуть син..ватых в тонк..й дымк.., поднимающейся от с..гретой со(?)нцем з..мли… Очень х..рошо сказал один из уч..ников художника В пейзаж.. «Б..рёзовая рощ..» Архип Иванович с необыкновенной точност(?)ю написал залитые со(?)нцем, сверкающие б..рёзы, но главное — радость, которая разлита в к..ртине. | ||||||||||||||
Подведение итогов | |||||||||||||||
- Что нового мы узнали на уроке? - Чем метафора отличается от сравнения? - О какой разновидности метафоры, которая стала самостоятельным тропом, мы узнали? |
| ||||||||||||||
Домашнее задание. Выпишите из учебника «Литература, часть 2/ 5 класс » на страницах 155-158 изученные средства выразительности. | |||||||||||||||
Дополнительное задание. Описать картину (упражнение 451 из учебника «Русский язык, часть 1/ 5 класс ») , используя изученные средства выразительности. | |||||||||||||||
Выполните задание
Определите метафоры в примерах, назовите авторов фрагментов стихотворений, определите, свойства каких предметов, явлений, лиц переносятся.
1) По равнинам Окияна
Едет флот царя Салтана.
2) Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась – и расцвела.
3) Вечор, ты помнишь, вьюга злилась…
______________________________________________________________________
4) Выткался на озере алый свет зари.
5) Гаснут красные крылья заката…
6) Чистит месяц в соломенной крыше
Обоймённые синью рога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 11 класс Тема: Официально – деловой стиль речи
Показать необходимость владения официально-деловым стилем речи, сформировать умение оформлять деловые бумаги....
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним
Тип урока: Открытие нового знания.Цели: повторить понятия «синонимы», «антонимы»; формировать умение использовать синонимы...
Русский язык 8 класс Тема: Основные способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них.
Цель: Знать основные способы передачи чужой речи.Уметь выразительно читать пр. с прям. речью, правильно ставить знаки препинания....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Стили речи"
Цель: начать знакомство с понятием "стили речи", формировать умение различать стили речиТип урока: урок объяснения нового материала...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспекты уроков по русскому языку на темы "ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА", "ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА"
Цели: дать представление о происхождении языка и истории народа, создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности.Тип урока: усвоение новых знаний.Методы: исследовательский, сам...









