Урок русского языка в 5 классе.Тема: Образность русской речи: метафора, олицетворение.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Антонива Наталья Ивановна

Тип: бинарный,  интегрированный урок родного русского языка, русского языка  и литературы, изучение  нового материала,

развитие речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_otkrytyy_1_marta_v_5_klasse.docx513.11 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №  13
в 5  классе

Тема: Образность русской речи: метафора, олицетворение (п. 6)

Тип: бинарный,  интегрированный урок родного русского языка, русского языка  и литературы, изучение  нового материала,

развитие речи

Цели урока: 

  • развить представление о средствах выразительности  языка: метафоре и олицетворении;
  • показать, как эти средства  используются в народной речи, в фольклоре, какую роль они  играют;
  • формировать интерес к изучению русского языка;
  • развивать умение анализировать текст, определять тему,
  • выделять  необходимую информацию, решать лингвистические задачи,
  • развивать навыки работы в парах, орфографические и пунктуационные навыки.

Планируемые результаты

Предметные:

•  отвечать на вопросы задания;

•  умение искать и выделять необходимую информацию • формулировать вопросы к тексту;

•  строить связное высказывание,  соблюдая нормы речевой культуры;

•умение самостоятельно находить выразительные средства и определять их роль;

.

Метапредметные:

регулятивные:

•  выбирать  учебные  действия  в  соответствии  с  поставленной задачей;

коммуникативные:

•  развивать навыки анализа текста, навыки работы в парах, орфографические и пунктуационные навыки;

•  выполнять действия самодиагностики

Личностные:

•  понимать  возникновение и роль

метафоры и олицетворения в языке народа и его творчестве;

• формировать познавательного интереса к русскому языку

и к его изучению;

•  совершенствовать  умения  самодиагностики,  коррекции,  самоконтроля;

•  фиксировать собственный успех и неуспех

Межпредметные  связи:  русский язык,  литература  - тема «Средства выразительности»

Ресурсы урока:  учебник «Родной русский язык. 5 класс», «Русский язык, 5 класс», «Литература, 5 класс»; презентация.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

Упражнение 37.

- Сегодня мы будем разгадывать загадки. Не лингвистические,

а самые настоящие, те, которые создал народ и писатели, черпавшие вдохновение в народном творчестве. Некоторые из них вам

знакомы, а над некоторыми придётся напряженно подумать.

1. Поле не мерено, овцы не считаны, пастух рогат. 2.  Красна девица сидит в темнице, а коса наружу. 3. Сложишь  — клин, а разложишь  — блин. 4. Стоит на крыше верхолаз и ловит новости для нас. 5. На полянке девчонки в белых рубашонках, в зелёных полушалках. 6. После дождика подружки поселились на опушке. / Шляпки разноцветные  — самые

заметные. 7. Держусь я только на ходу, / А  если стану, упаду

(С. Маршак). 8. Растёт она вниз головою, / Не летом растёт,

а зимою, / Но солнце её припечёт — / Заплачет она и умрёт

(К. Чуковский).

2) Какие загадки удалось разгадать легко, какие вызвали затруднения, а отгадку пришлось искать в материале для справок? Как вы

думаете, почему?

Материал для справок: небо, звёзды, месяц; берёзы;

морковь; сыроежки; велосипед; антенна; сосулька; зонт.

  • Ответы учащихся.
  1. небо, звёзды, месяц;
  2. морковь;
  3. зонт;
  4. антенна;
  5. берёзы;
  6. сыроежки;
  7. велосипед;
  8. сосулька;

  • Словарная работа: клин – любой предмет в виде заостренной треугольной призмы; полушалок- шаль, большой платок.
  • 2)Я думаю, что в одних загадках были более точные сравнения предметов  речи между собой, поэтому было легче отгадывать эти загадки. Например, загадка 4 вызвала затруднение, потому что слово «Верхолаз» - сложное, образовано от слов « вверх, лазить» может указывать на одушевленное существительное, поэтому слово «антенна» посмотрела в материале  для справок.

Эля

- Задание «Закончи предложение»

Раздел лингвистики, который изучает словарный состав языка, называется …

То, что слово обозначает, - это его…

Слова, имеющие одно лексическое значение –

Слова, имеющие два и более лексических значений,  -

Первичное основное значение слова  - это его…

Вторичное значение слова, основанное на его сравнении с лексическими значениями других слов –

Образный оборот речи, в котором слово употребляется в переносном значении, называется…

Художественными тропами или средствами выразительности являются…

Образное определение – это

Сопоставление одного предмета или явления с другим – это…

Ответы учеников :

  • Лексика
  • Лексическое значение
  • Однозначные
  • Многозначные
  • Прямое
  • Переносное
  • Художественным тропом
  • Эпитеты, сравнения
  • Эпитет
  • Сравнение

Мотивация познавательной деятельности

Задание. Подберите, пожалуйста эпитеты к вашим отгадкам из упражнения  № 37 и запишите их вместе с отгадками.

  • Ответы учащихся.
  1. таинственное небо, золотые звёзды, рогатый месяц;
  2. жизнерадостная морковь;
  3. веселый зонт;
  4. всезнающая антенна;
  5. стройные берёзы;
  6. добрые сыроежки;
  7. шустрый велосипед;
  8. печальная сосулька;

Слово  загадать означает «задумать, замышлять, предлагать что-либо неизвестное для решения». Загадка всегда имеет скрытый смысл. Без лица в личине  — такое меткое определение загадке дал народ. То, что загадано, — лицо, которое скрыто под личиной (маской)  — иносказанием, намёком на загаданное. Мать толста, дочь красна, сын-соќол под небеса ушёл  — в этой загадке печь уподоблена матери,

огонь — дочери, дым — сыну-соколу. Загаданные предметы

описаны посредством других, имеющих некоторое сходство с

теми, о которых умалчивается.

Поэтому для обозначения загаданного предмета нередко

используются художественные тропы (По горам, по долам ходит шуба да

кафтан).  Красная девушка по небу ходит. (Солнце); Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. (Книга);

Старый дед, / Ему сто лет, / Мост намостил во всю  реку, / А  пришла молода, / Весь мост размела. (Мороз и  весна). 

- Дома вы должны были придумать загадку, употребив изученные средства выразительности. Посмотрим, что у вас получилось.

Обучающиеся читают свои загадки. Например:

  • В лесу сидит дед в белой шапке (пень в снегу)
  • Пух и перья по небу летят (облака)

Организация познавательной деятельности

Упражнение 38.

- 1) Прочитайте загадки и соотнесите каждую из них с отгадкой.

Загадка

Отгадка

Три братца пошли купаться, два купаются, третий на берегу валяется. Искупались, вышли, на третьем повисли.

Чайник

В тёмной темнице красны девицы без нитки, без спицы вяжут вязеницы.

Петух

В брюхе — баня, в носу — решето, на голове — пупок; всего одна рука и та на спине.

Лошадь

Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник.

Вёдра, коромысло

Не ездок, а со шпорами; не сторож, а всех будит.

Улей, пчёлы, соты

  • Вёдра, коромысло
    /коромысло словно радуга, ведра  точно озера
  • Улей, пчёлы, соты/ пчелы будто трудолюбивые люди, улей словно дом, соты что тарелки с угощением
  • Чайник
    / словно грозный старик
  • Лошадь / словно  верный слуга
  • Петух/ будто важный господин

- 2) Какие образы использованы в каждой из загадок для того,

чтобы намекнуть на загаданное слово? Как каждая из загадок «засекречивает» задуманный предмет? С  помощью каких языковых выразительных средств?

- Подберите сравнения к отгадкам.

•  В первой загадке использован образ братьев, во второй красных девиц, в третьей части тела человека, в четвертой сельские профессии, в пятой профессии наездника-ездока и сторожа. Каждая загадка «засекречивает» задуманный предмет, оживляя и очеловечивая его.

Алиса

- А теперь давайте подумаем, какие средства выразительности мы будем изучать на этом уроке.

-Запишите тему урока

  • Метафору и олицетворение.
  • Образность русской речи: метафора и олицетворение.

- Чем же метафора отличается от сравнения? Прослушайте фрагмент видеоурока.  2.11 – 5.10

  • Обучающиеся смотрят фрагмент видеоурока.

- Метафора  основана на сравнении предметов, явлений, свойств, действий и т. д. по некоторым общим признакам.

В ней отражаются представления людей об окружающем мире. Думая, например, о течении времени, мы можем сказать: время идёт, время пришло, время летит, хотя знаем, что идти может человек, а лететь птица или самолёт. Конечно, здесь речь идёт о многозначности слова и его переносных значениях.

Мы даже не замечаем, когда в своей речи употребляем метафоры. И далеко не всегда это связано с желанием высказаться красиво, выразительно, украсить свою речь. Не только о времени, но и о многих других явлениях и неживых предметах мы говорим так, будто они могут передвигаться, как человек:  солнце  с́ло, дорога пошла вниз, на поле лёг туман.

Такие метафоры называются языковыми, потому что они не

придуманы конкретным человеком, а являются привычными

и общеизвестными обозначениями предметов, явлений, при-

знаков и воспроизводятся в речи в готовом виде. Иногда об-

щеязыковые метафоры приводятся в толковых словарях с по-

метой «переносное» (в некоторых случаях без помет).

-А теперь давайте послушаем рассказ ы о примерах языковой метафоры в разных языках.

  • Выступление обучающихся.
  • Языковая метафора присуща всем языкам. Однако признак, Ира Ч. который лежит в её основе, в разных языках может различаться. Так, продолговатая впадина между двумя вершинами гор в русском языке называется седловиной, а в татарском языке — тау биле, что буквально означает «талия горы». Нетрудно догадаться, что в русском слове отмечается сходство формы впадины с формой седла, а в татарском с формой талии человека. Деталь сковороды, которую по-русски называют ручка, французы называют queue — «хвост». 
  • Во многих языках, независимо друг от друга, для обозначения  Арина предметов, явлений окружающего мира используются сходные метафоры. Так, одна и та же птичка в разных европейских языках получила наименование «маленький король»: королёк (рус-

ский), roitelet (французский), realtino (итальянский),  basolicos (греческий), Zaunkцnig (немецкий), kinglet (английский).

  • Мы говорим: «Вам ясно?», имея в виду: «Вы поняли?» Англичане говорят так же: «Is it clear?» Прилагательное же ясный означает и в русском, и в английском языке «хорошо видимый, отчётливый», но в приведённых выражениях это слово имеет переносное

значение «понятный, простой, не требующий разъяснений». Соня К.

- Выполнение заданий

Определите метафоры в примерах, назовите авторов фрагментов стихотворений, определите, свойства каких предметов, явлений, лиц переносятся.

1)  По равнинам Окияна

Едет флот царя Салтана.

2)  Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась – и расцвела.

3)  Вечор, ты помнишь, вьюга злилась…

А.С. Пушкин

4)  Выткался на озере алый свет зари.

5)  Гаснут красные крылья заката…

6)  Чистит месяц в соломенной крыше

Обоймённые синью рога.

С.А. Есенин

Комментарии

Мы видим, что в примерах 1, 4, 5 происходит перенос свойств одного неодушевлённого предмета на другой неодушевлённый;  в примере 2 – перенос свойств неодушевлённого предмета (расцвела) на одушевлённый; в примерах 3, 6 – перенос свойств одушевлённого предмета (злилась, чистит) на неодушевлённый.

Такой перенос свойств одушевлённого предмета на неодушевлённый называется олицетворением. Это одна из разновидностей метафоры.

  • Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.
  • Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.
  • Зимнее утро.
  • 4,5,6 -  С.А. Есенин.

- Об этом художественном тропе вы более подробно узнаете из фрагмента видеоурока.  Давай прослушаем его. 7.04 – 7.43

  • Обучающиеся смотрят фрагмент видеоурока об олицетворении.

Упражнение 46. 1)  Прочитайте фрагменты стихотворений С. А. Есенина. В каких метафорах свойства человека перенесены на неодушевлённые предметы? Какие образы создаются с помощью олицетворений?

1.  Синий май. Заревая теплынь.

  Не прозвякнет кольцо у калитки.

  Липким запахом веет полынь.

  Спит черёмуха в белой накидке.

2.  Я навек за туманы и росы

  Полюбил у берёзки стан,

И её золотистые косы,

  И холщовый её сарафан.

3.  Тихо струится река серебристая

  В царстве вечернем зелёной весны.

  Солнце садится за горы лесистые,

  Рог золотой выплывает луны.

2) Выпишите олицетворения. Какую роль они выполняют в

прочитанных фрагментах?

• Спит черёмуха в белой накидке.

• Полюбил у берёзки стан,

И её золотистые косы,

  И холщовый её сарафан.

• Солнце садится за горы лесистые.

2) Олицетворение отличает яркая образность, поскольку оно  заключает в себе необычное и неожиданное сравнение, оживляя и очеловечивая мир вокруг нас. Юля

- Обратите внимание на 2 отрывок стихотворения. В самом широком смысле берёза — символ России. В  русском фольклоре берёза олицетворяет женское начало.

Она символизирует красоту, стройность и чистоту девушки. Самая известная русская народная песня, под которую водили хороводы, — «Во поле берёза стояла…».

О берёзе писали многие русские поэты. Берёзовой Русью называл Россию С. А. Есенин.
Берёза, берёзовая роща  — традиционная тема русского пейзажа в живописи. Берёзу изображали на своих картинах лучшие художники России. Знамениты картины И. И. Левитана «Золотая осень» и А. И. Куинджи «Берёзовая роща».

(По книге «Россия. Большой лингвострановедческий  словарь»)

48.  Орфографический и пунктуационный практикум.

Лё..кие, п..вучие, словно девушки  — по две, по три  —

«выб..жали» б..рё..ки на омытую д..ждём л..сную п..ляну.

Солнечные лучи л..скают их бело-розовые, круглящиеся под

тонк..й к..рой ств..лы.

Две б..рё..ки посреди х..лста — точно разг..варивают —

склонились одна к другой над у..кой пр..галиной, залитой

д..ждевой в..дой; в в..де отр..жают(?)ся густые купы ст..-

ящих вдали д..рев(?)ев, чуть син..ватых в тонк..й дымк..,

поднимающейся от с..гретой со(?)нцем з..мли…

Очень х..рошо сказал один из уч..ников художника

В пейзаж.. «Б..рёзовая рощ..» Архип Иванович с необыкновенной точност(?)ю написал залитые со(?)нцем, сверкающие

б..рёзы, но главное — радость, которая разлита в к..ртине.

Подведение  итогов

- Что нового мы узнали на уроке?

- Чем метафора отличается от сравнения?

- О какой разновидности метафоры, которая стала самостоятельным тропом,  мы узнали?

  • Мы сегодня узнали, что такое метафора и олицетворение.
  • Сравнение вводится в текст при помощи сравнительных союзов словно, точно, как будто и т.д. Это открытое сопоставление предметов. А метафора – это скрытое сравнение.
  • Олицетворение - разновидность художественной метафоры, основанная  на переносе свойств человека (лица) на неодушевлённые  предметы, явления природы или животных

Домашнее задание. Выпишите из учебника «Литература, часть 2/ 5 класс » на страницах 155-158  изученные средства выразительности.

Дополнительное задание. Описать картину (упражнение 451 из учебника «Русский язык, часть 1/ 5 класс ») , используя изученные средства выразительности.

Выполните  задание

Определите метафоры в примерах, назовите авторов фрагментов стихотворений, определите, свойства каких предметов, явлений, лиц переносятся.

1)  По равнинам Окияна

Едет флот царя Салтана.

2)  Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась – и расцвела.

3)  Вечор, ты помнишь, вьюга злилась…

______________________________________________________________________

4)  Выткался на озере алый свет зари.

5)  Гаснут красные крылья заката…

6)  Чистит месяц в соломенной крыше

Обоймённые синью рога.

  

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 11 класс Тема: Официально – деловой стиль речи

Показать необходимость владения официально-деловым стилем  речи, сформировать умение оформлять деловые бумаги....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Русский язык 8 класс Тема: Основные способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них.

Цель: Знать основные способы передачи чужой речи.Уметь выразительно читать пр. с прям. речью, правильно ставить знаки препинания....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Стили речи"

Цель: начать знакомство с понятием "стили речи", формировать умение различать стили речиТип урока: урок объяснения нового материала...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспекты уроков по русскому языку на темы "ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА", "ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА"

Цели: дать представление о происхождении языка и истории народа, создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности.Тип урока: усвоение новых знаний.Методы: исследовательский, сам...