Урок русского языка в 6 классе "Соединительные гласные о-е в сложных словах"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Гайворонская Марина Николаевна

Урок -изучение нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse.docx19.43 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

Тема. Соединительные гласные о-е в сложных словах

Подготовила: Гайворонская Марина Николаевна

Тема. Соединительные гласные о-е в сложных словах

Цель:

Знать: об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных о – е.

Уметь: верно выбирать соединительные гласные о – е в сложных словах.

Развивающая: развивать умение самостоятельно получать знания; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.

Воспитательная: пробуждение познавательного интереса к урокам русского языка и окружающим явлениям.

Ход урока:

I.Проверка домашнего задания:

1)Фронтальный опрос – приставки пре и при.

    2) Вспомните и запишите пропущенные слова, объясняя в них правописание гласных в приставках. (1 слайд)

1) Час обеда (…)

Топот по двору раздался.

2) Кто-то терем (…)

Да хозяев поджидал.

3) Пирожок лишь разломила

Да кусочек (…) .

4) Пушки с пристани палят,

Кораблю (…) велят.

5) Здравствуй, князь ты мой(…)!

Что ж ты тих, как день ненастный?

6) (…) к нему рыбка, спросила:

« Чего тебе надобно, старче?»

Кто автор этих строчек?

II.Изучение нового материала.

1)Отгадать загадки

Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полёт.

Человек им управляет.

Что такое? (САМОЛЁТ) (2 cлайд)

Он с хвостом резиновым,

С желудком парусиновым.

Как загудит его мотор,

Глотает он и пыль и сор. (ПЫЛЕСОС) 3 (слайд)

По волнам плывёт отважно,

Не сбавляя ход.

Лишь гудит машина важно,

Что такое? (ПАРОХОД)(4 слайд)

Каждый день выходит утром

В повседневный свой поход.

Знать все правила обязан

На дорогах…(ПЕШЕХОД) (5 слайд)

2)Беседа:

-Что общего в этих словах?

-Как называются такие слова? Значит сегодня мы будем говорить о сложных словах.

-А что мы знаем об образовании сложных слов?

-Как называется такой способ образования слов?

-Сложные слова образуются путём сложения основ с помощью соединительных гласных

о или е? Могут и без гласной.

-А что мы ещё о них знаем?

-На какие две группы можно разделить данные слова?

-Значит тема нашего урока……

-Что мы должны будем узнать на уроке?

  1. Работа с учебником:
  2. Кто хочет побывать в роли учителя? Кто сможет объяснить тему урока у доски.
  3. Вывод.

III.Закрепление:

1) Работа с текстом (на столе у детей распечатанный текст)

Прочитайте текст. Подчеркните сложные слова. Вставьте пропущенные буквы. Плывёт в море пар…ход. Вода в море синяя , а палуба белая. Очень красиво, когда в синем море плывёт белый тепл…ход. Но вот в северных морях появился лед…кол «Сибирь» - гордость русских мор…ходов. Палубы и все надстройки у лед…кола оранжевые. В снег…пад и в солнечную погоду белое судно трудно заметить среди льдов. А за лед…колом идёт караван судов. Вот для чего ему яркий цвет.

2) Творческая работа (выполняется устно)(6 слайд)

Задание: заменить слова одним сложным словом.

  • Пить чай
  • Помогать взаимно
  • Любить труд
  • Люди одной фамилии
  • Любить свободу
  • Тот, кто ходит пешком
  • Старший класс
  • (чаепитие)
  • (взаимопомощь)
  • (однофамильцы)
  • (Свободолюбие)
  • (пешеход)
  • (старшеклассник)

-Молодцы, вы прекрасно справились с заданием.

  3) Физминутка

4)Образуйте сложные слова по образцу: (7 слайд)

Красная грудка- (какая) красногрудая

Яркая голова-

Длинные ноги-

Короткий хвост-

Пёстрые крылья-

По воде плавает-

5) Попутное повторение ( карточки)

Задание: к данным слова подберите антонимы. Объясните выбор соединительной гласной.

  • Ленивый ученик -
  • Серьёзный юноша –
  • Однообразное движение –
  • Враждебное отношение –
  • Добросовестный
  • Легкомысленный
  • Многообразное
  • доброжелательный

6)Работа в парах.

 Задание: к словам левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Запишите сложное слово, обозначив графически выбор соединительной гласной.

  1. Пыль                                хранить
  2. Овощи                             тушить
  3. Огонь                               сосать
  4. Телевидение                   плавать
  5. Море                                передача
  6. Три                                   бороться
  7. Земля                               мерить

7) «Диктант – молчанка». Угадай слово.

Задание: угадай и запиши слово по толкованию его лексического значения.

Машина, которая очищает хлопок;

Завод, где строят корабли;

Бумага, чувствительная к свету;

Здание, построенное из железа и бетона;

Машина, которая очищает дорогу от снега.

8) Самостоятельная работа. Кроссворд.

  1. Специалист по разведению садов.
  2. Локомотив с паровым двигателем.
  3. Канал для выхода дыма из трубы.
  4. Русская народная игра – пляска.
  5. Лес, поваленный бурей.
  6. Бесплановое, стихийное совершение дела, работы.
  7. Огнестрельное оружие.

9) Контроль знаний. Тест «Сложные слова».

- А сейчас , чтобы проверить , как вы поняли новую тему, выполним тест.

  1. Сложные слова образованы…

а) сложением основ;  б) сложением приставок

  1. Соединительная гласная е пишется после…

 а) твёрдой основы;  б) мягкой основы

  1. Соединительная гласная о пишется после…

а) твёрдой основы;  б) мягкой основы

  1. В слове мухомор соединительная гласная…

а) а;  б) о;  в) отсутствует

  1. В слове пылесос соединительная гласная…

а) е;  б) и; в) отсутствует

  1. В слове стенгазета соединительная гласная…

а) е;  б) о; в) отсутствует

IV. Домашнее задание

Карточки , п.33, упр.168


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе. Тема: Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных звуков

Урок  русского языка в 5 классе. Тема: Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных  звуков Цель:повторить правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корн...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".

Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...

Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"

Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"...

Технологическая карта урока русского языка в 5 "В" классе по теме "Сложные слова"

Технологическая карта урока русского языка в 5 «в» классе.Учитель : Милютина Ольга НиколаевнаТема: «Сложные слова»Цели урока:1.     Образовательные:  познакомить  учащихс...

урок-практикум по русскому языку в 10-ом классе. Тема: Правописание сложных слов

Данная работа представляет собой методическую разработку урока-практикума по русскому языку в 10-ом классе. Преподавание русского языка в 10 -11-ых классах часто вызывает сложности, так как курс носит...