разработка урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Маннанова Рафиня Фанировна

Разработка урока по русскому языку по теме "Образование действительных причастий"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Образование действительных причастий прошедшего времени»
Образовательные:

познакомить учащихся с образованием и написанием действительных причастий прошедшего времени;

отработка навыков написания гласных перед суффиксами причастий.

Повторить написание глаголов в прошедшем времени; написание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Развивающие:

1)создать мотивационную основу для восприятия учебного материала,  

2)формировать коммуникативные умения учащихся, развивать внимание, память мышление.

Воспитательные:

1)воспитывать у учащихся культуру общения, уважение к собеседнику и учителю,

2)воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: экран, компьютер, карточки

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Создание комфортного психологического климата

- Здравствуйте, ребята. Сегодня я с вами проведу урок русского языка. Зовут меня Маннанова Рафиня Фанировна. Я хочу начать  урок необычно. Выйдите, пожалуйста, к доске и встаньте в круг спиной друг к другу. Видите ли вы то, какой взгляд у одноклассников и у меня? А теперь повернитесь лицом в круг? Улыбнитесь друг другу.  Вам было комфортнее в первом положении или сейчас. Конечно, когда мы можем видеть глаза нам более комфортно. Вот так, смотря друг – другу в глаза доброжелательным взглядом, я надеюсь проведем и урок. Садитесь.

III. Вступительное слово учителя

- Послушайте, пожалуйста, сказку.

Было это или не было, не знаю, но слышала я эту сказку от доброй феи и хочу рассказать ее вам.

Есть на свете государство с гордым названием Русский Язык. Много в нем славных городов: Фонетика, Словообразование, Лексика, Синтаксис... Но речь не о них. Самый богатый город этого государства - Морфология. Живет в нем губернатор Глагол. Лучше него правителя трудно найти: справедливый, внимательный, добрый. И все у него в жизни есть: и слава, и богатство, и молодая распрекрасная жена по имени Прилагательное. Жить бы ему да радоваться. Но есть у него печаль тайная. Не дает Бог детей. И что только они с молодой женой не делали! Не осталось в государстве ни одной доброй колдуньи, к которой бы они не обращались с просьбой помочь своей беде. Но бессильны добрые колдуньи. Совсем отчаялись Глагол и Прилагательное. Приуныли.

И вот однажды глубокой ночью пробудился губернатор Глагол от того, что кто-то дергает его за большой палец правой руки, которая свесилась с кровати во сне. Открыл губернатор глаза и дивится: на прикроватном коврике сидят странные маленькие бородатые люди и смотрят на него. Он скорей будить свою молодую жену. Пробудилась и она. Взглянула на коврик и ахнула:

- Кто эти гномы?

Вперед вышел самый бородатый из человечков, и вот что он сказал:

- Мы великая семья гномов. Нас прозвали Суффиксами за то, что мы помогаем людям завести детей. Мы услышали, что у вас беда, и поспешили на помощь. Меня зовут Ущ, а еще здесь есть мои братья Ющ, Ащ, Ящ, мои сестры Ом, Ем, Им, мои дядьки Вш и Ш, их жены Нн, Енн и их дети Ённ и Т. Все мы готовы помочь вам. Но и себе взамен кое-что попросим.

- Что же вы хотите? - спросил Глагол.

- Вот наше условие: пусть дитя ваше никогда и никуда не появляется без кого-нибудь из нас. А коли забудет хоть раз про нас - исчезнет тотчас же! - отвечал гном Ущ.

Долго думали добрые супруги, долго советовались. Много просят Суффиксы за свою услугу, но ведь и услуга велика. Наконец решились. И обратился Глагол к Суффиксам с такой речью:

- Будь по-вашему. Хоть и тяжелое ваше условие, выполним мы его. Мы согласны!

И только проговорил он эти слова, гномы исчезли. Подивились Глагол и Прилагательное и вскоре уснули крепким сном...

...Не обманули Суффиксы Глагола. Через некоторое время родилась у супругов дочка, да такая пригожая, что и в сказке не сказать. Назвали ее Причастие. И у отца, и у матери взяла она их лучшие качества: вид у нее отцовский, время тоже его. А у матери позаимствовала она волшебные способности изменяться по родам, падежам и числам, а также сокращаться (быть в краткой форме). И никогда не забывает мудрая губернаторская дочка обещания, данного ее родителями гномам Суффиксам - всегда берет кого-нибудь из них с собою...

Было это или не было, не знаю, но слышала я эту сказку от доброй феи и рассказала ее вам всю, ничего не прибавив, ничего не убавив.

- О чем эта сказка?

- Какую тему вы изучаете сейчас?

IV.

1. Фронтальный опрос

1. От глаголов какого вида образуются действительные причастия настоящего времени? ( несовершенного )
2. С помощью каких суффиксов образуются действительные причастия настоящего времени? (ущ, ющ, ащ, ящ)
3. Зависит ли выбор суффикса от спряжения глагола, от которого образовано причастие? (Да)
4. Расскажите о выборе суффикса действительного причастия настоящего времени.

К глаголам 1 спр.-ущ-, -ющ-

2 спр. –ащ-, -ящ-

2.Устно объясните выбор орфограммы в суффиксе причастий.
1. Хвал… щийся своими успехами; та… щий на солнце снег; реж… щий металл станок; числ… шиеся по списку ученики; колонны держ… щие балкон; беспоко… щаяся о здоровье ребенка мать; по обстоятельствам не завис… щим от нас; знач… щиеся по списку; отвеча…щая у доски девочка; дежур… щий милиционер; огни маяч… щие во тьме; школьники готов… щие выступление; ветер колыш… щий тростник, косынка трепещ… щаяся на солнце; решение завис… щее от друзей; зверек меч… щийся в испуге.

Алгоритм определения спряжения глагола и выбора гласного в суффиксах причастий.

                        

Алгоритм

  1. Определю, от какого глагола образовано причастие
  2. Определю спряжение глагола

        пишу в причастии                                                             пишу в причастии

                                                                                                                         

             - ущ  (- ющ)                                                                                       -ащ-        -ящ-    

3. Сообщение темы урока   

- Давайте еще раз обратимся   к сказке. Какие признаки Глагола- отца взяли причастия ( вид и время)

-Значит, причастия могут быть настоящего и прошедшего времени.

И сегодня мы с вами будем говорить об образовании и правописании действительных причастий прошедшего времени.

4.   Словарная диктовка.
Учащиеся записывают в два столбика глаголы, объясняя графически написание гласной перед суффиксом
–л- прошедшего времени, оставляя место для третьего столбика, куда после объяснения нового материала записываются действительные причастия прошедшего времени. Запись будет выглядеть так:

Строил — строить – строивший.
Засеял поле, читал правило, затеял спор, услышал шорох, увидел террасу, заклеил конверт.

-Еще от одного слова попробуем образовать действительное причастие прошедшего времени.

Унес товар
Делается вывод: (показ слайда №8)
Написание гласной в глаголе прошедшего времени перед суффиксом –л- и в действительном причастии прошедшего времени не определяется спряжением, а зависит от того, какая гласная стоит в неопределенной форме глагола перед –ть.

5. Работа над текстом

         Сейчас от былого величия остались только свидетели его – замки, форты, мрачные дворцы и венчающая город квадратная массивная башня. У бойниц когда-то сидели люди с арбалетами, со стен лили на врагов кипящую смолу, над головой пролетали камни, пущенные с расстояния в двести метров. Сейчас – тишина. Вокруг стены и башни, поросшие мхом.

В. Некрасов

  1. Определить значение выделенных слов.
  2. Выписать причастия, определить действительное или страдательное.
  3. Выделить суффиксы причастий.
  4. Объясните правописание суффиксов причастий.

  V. Итог урока

Алгоритм определения спряжения глагола


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка в 10 классе "Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка "

Данная разработка содержит материал из романа Д.Гранина "Мой лейтенант"...

Разработка урока русского языка в 10 классе "Лексические нормы русского литературного языка"

Данный урок помогает привить навык точной, ясной, грамотной речи; расширить словарный запас учащихся; помогает подготовиться к ЕГЭ по русскому языку; воспитывает стремление к правильности и точности р...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)

Урок   русского языка в 7 классе "Одна  и  две  буквы  Н  в  суффиксах  страдательных  причастий  прошедшего  времени  и  отглагольных ...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)

Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком,  литературой,  ИЗО  и  музыкой.  При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Как пополняется словарный состав русского языка" (УМК Разумовская)

Данная методическая разработка относится к разделу "Лексика", изучаемому в 5 классе, поэтому конспект урока может быть использован педагогами, работающими по другим УМК....

Методическая разработка урока русского языка "Жемчужины" русского языка"

Предлагаемый урок по теме «Жемчужины» русского языка» разработан для учащихся 6 класса (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская «Русский язык» 6 класс). Урок  рассчитан на 1 академический час. Данный...

Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)

В разработке  представлен  опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения  количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...