Работа с текстом на уроках развития речи
статья по русскому языку (7 класс) на тему

Матвеева Светлана Ивановна

Данный материал можно использовать не только на уроке развития речи в 7 классе, но и на других уроках в 7-9 классах, на которых анализируется текст, изучается или повторяется строение простого осложнённого, сложных предложений. Тексты, по-моему, интересны подросткам, что облегчает и усвоение темы урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_tekstom_na_urokakh_razvitiya_rechi.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

Матвеева С.И., учитель русского языка и литературы МОУ «Щегловская СОШ» Ленинградской области  Всеволожского района

Работа с текстом на уроках развития речи.

     По утверждению Д.С.Лихачёва, « для XXI века доминанта гуманитарной культуры обязательна». Ш.Амонашвили, двадцать лет работая над проблемой положительной мотивации учащихся, пришёл к выводу: пробуждать жажду знаний у учеников, вырабатывать у них позитивное отношение к учению, формировать целостную личность – всё это возможно только при обучении, основанном на гуманистических началах.

     Гуманизация школы предлагает по-новому рассматривать свойства личности учащихся: не  согласовывать,  не «подгонять» человека под общество, а заботиться прежде всего о согласовании человека с самим собой, научить самоподдержке, помочь обрести внутреннее равновесие.

     Учитель, по утверждению Ш.Амонашвили, занимается «человекосозиданием». Но имеем ли мы право на созидание человека? В каких границах учитель имеет право действовать? Этот вопрос задаёшь себе постоянно. Как вести себя, как выстраивать уроки, чтобы учение стало потребностью ученика, внутренним мотивом?...

     Сегодня зафиксирован мотивационный кризис у учащихся, что подтверждает актуальность идеи индивидуально-личностного развития учащихся, предполагающей диагностичное и диалогичное обучение.

      Источники активности ученика – его потребности. Когда на стороне детей возникает ощущение необходимости, тогда появляется мотив, рождается смысл. Роль учителя – подсказать, что смысл следует искать. Поискам смыслов помогает проблемное изучение материала, работа в парах и группах сменного состава.

        Для  распределения на группы в начале учебного года провожу психогеометрический тест (Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1995), который помогает избежать ситуации, когда группа оказывается бессильной перед выполнением какого-либо задания. Разумеется, при делении учитываются и взаимоотношения в классе. В тесте ученикам  предлагается расставить в предпочтительной для них последовательности фигуры: квадрат, круг, зигзаг, прямоугольник и треугольник. При определении состава группы исходить из того, какую фигуру ученик поставил на первое место, т.к.  

квадрат означает умение человека доводить дело до конца,

круг – миротворческие способности, бесконфликтность,

зигзаг – преобладание творческого начала,

прямоугольник – способность работать при условии поддержки и поощрения,

треугольник – лидерское начало, организаторские способности.

     Таким образом, в группу из 5-7 человек необходимо включать по одному ученику, поставившему на 1-ое место зигзаг, треугольник, круг и прямоугольник и желательно 2 человека, поставивших на первое место квадрат. Такое распределение обеспечивает эмоциональную совместимость и согласованность в работе.

     Правда, стоит признаться: были в моей практике классы, в которых тестирование выявляло, что большая часть учеников обладает лидерскими качествами, а способных доводить дело до конца на все группы не хватало – групповая работа в таких классах , я убедилась, возможна после диагностики стиля мышления по Д.Кольбу (         Ермолаева М.Г. Современный урок: тенденции, возможности, анализ: Учебно-метод. пособие. – СПб.: СПбАППО, 2007, Приложение1).

     Бесспорно, современному учителю необходимо владеть определёнными диагностическими методиками, которые позволили бы ему понять, кто перед ним, что за дети, каковы их особенности, но диагностиками всей информации вычерпать невозможно, что подтверждают и психологи, поэтому представляется важным владение искусством диалога с ребёнком, умение выстраивать с ним доверительные отношения, которые дадут возможность лучше понять и почувствовать его. А это, мне кажется. любому неравнодушному педагогу под силу.

     Когда налажен «внешний» диалог» между учителем и учащимися, разнообразные формы и виды учебной деятельности создают условия для формирования одного из способов познания действительности и средств самообразования, каким является внутренний диалог, или самодиалог (об этапах формирования внутреннего диалога более подробно можно ознакомиться в книге Сидоренков В.А. Углублённое изучение русского языка: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1996, с.141-142).

     Неисчерпаемыми ресурсами формирования внутреннего диалога обладает русский язык. На его материале возможна организация урока новой формы, но, естественно, нужна гигантская работа учителя по диалогизации предметного содержания учебного материала, поскольку материал учебников ( наша школа работает по комплексу под ред. Бабайцевой В.В.) такой возможности не даёт.

     Хочу предложить разработку одного из уроков  по развитию речи в 7 классе, на котором сделана попытка соблюдения требований к современному уроку, перечисленных выше.

ТЕМА УРОКА: ЖИЗНЬ ТРЕБУЕТ ДВИЖЕНИЯ (АРИСТОТЕЛЬ)

     ЦЕЛИ УРОКА: систематизирование сведений по пунктуации, роли интонации, отмеченной на письме знаками препинания, в понимании смысла текста;

- закрепление умения устанавливать логические связи между частями текста;

- определение и оценка языковых средства, характерных для публицистического стиля речи;

- углубление понятия о сходстве и различии сложных предложений;

- формирование речевой компетентности, совершенствование монологической и диалогической речи учащихся;

- подготовка к общению в различных жизненных ситуациях; помощь семиклассникам осознать себя в новом возрастном периоде.

     Класс разделен на пять групп, у каждой группы на столах лежат тексты (приложение).

На доске записано:

Жизнь требует движения. (Аристотель).

Тело – живой лик души. (А.Ф.Лосев, философ, филолог).

Жизнь прожить не поле перейти. (Пословица).

ХАРАКТЕР  КРАСОТА УМ ДУША  СЧАСТЬЕ  ЗДОРОВЬЕ  БОГАТСТВО

    1.Вступительное слово учителя:

Детство. Счастливая, невозвратимая пора . Совсем недавно мы говорили с вами о необычайной важности, значимости для человека этого периода, писали сочинение, вы нашли у Л.Толстого замечательную метафору «колея детских мечтаний». Сегодня мы коснемся тех проблем, которые волнуют человека в отрочестве, периоде между детством и юностью, в котором сейчас находитесь вы. У всех разные точки отсчета. Николенька Иртеньев из повести Л.Толстого «Отрочество» началом этого периода считал момент, когда заметил, что взгляд на привычные вещи совершенно изменился, как будто все предметы, которые вы видели до тех пор, вдруг повернулись к вам другой, неизвестной еще стороной. Вы чувствуете, что «моральные перемены», как называет их Толстой, происходят и с вами.

Много размышляет герой повести Толстого о том, как живет, кто его окружает, каковы его взаимоотношения с разными людьми, но интересен итог умственной работы, к которому он пришел в конце этой части трилогии, на пороге юношества: убежденность в назначении человека постоянно совершенствоваться. Вам еще предстоит много интересного  узнать о личности Толстого, его жизненных исканиях, но до конца жизни он ни разу не усомнился в правильности этого убеждения.

    2. Задание группам

На столах у вас лежат листы с отпечатанными предложениями, которые вам необходимо превратить в тексты, расположив предложения в определенной последовательности, установив логическую связь между ними. Необходимо определить стиль текста, озаглавить его словами из текста, в которых заключена основная мысль; выявить особенность предложений, характерных для данного стиля; предложения со значком * постарайтесь перестроить в простые. Что получится? (стилистический эксперимент).

   Прослушав все тексты, определите место своего в брошюре, которую условно назовем «Советы моим сверстникам» (свое название брошюры предлагайте) и , возможно, в одном из очередных номеров школьной газеты «Классный час» мы опубликуем эту брошюру.

 На доске записаны слова известных людей, пословица, которые можно взять в качестве эпиграфа либо ко всему сборнику, либо к определенному тексту.

   Итак, вам дается 10 минут на построение текста, выбор чтеца, определение названия – основной мысли текста, стиля, его особенностей, конструирование предложений – стилистический эксперимент.

   3. Итоги работы групп.

Чтение получившихся текстов, заголовков, выводы по конструированию предложений.

В качестве физминутки урока проводятся упражнения для глаз, осанки, которые содержатся в одном из текстов.

   4. Итоги урока. Рефлексия.

На доске слова, из которых вам нужно выбрать  три, которые, на ваш взгляд, можно назвать ключевыми для содержания, понимания вашего текста, хотя не обязательно, что эти слова должны встречаться в тексте.

 

Задайте вопрос себе: чем полезен для меня сегодняшний урок? Есть ли в одном из пяти текстов совет, который помог мне уже сегодня, сейчас, и вы понимаете его справедливость? Поднимите просто руку, если что-то полезное для вас, важное сегодня прозвучало.

Д/З: 2-3 СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ ОТВЕТЬТЕ ПИСЬМЕННО НА ПРОЗВУЧАВШИЕ В КОНЦЕ УРОКА ВОПРОСЫ. Подберите небольшой текст из разнообразных источников (5-6 предложений), который тоже можно включить в создаваемую нами брошюру.

Приложение

Текст №1

     (1)Когда вы говорите другим, что вы заурядная личность — это неправда. В глубине души каждый считает себя необычным человеком. Но какими природными качествами следует обладать, чтобы стать действительно незаурядным человеком? Самое главное — вера в себя, в свои силы и способности.

     (2)Отбросьте все сомнения, самоограничения типа: «Я на это не способен» или «у меня так много недостатков». Поверьте, что с этого дня у вас нет недостатков и вы способны на всё, что пожелаете. Для этого многократно в течение дня повторяйте себе: «…».

     (3)В конце концов эти мысли глубоко западут в ваше подсознание, и у вас действительно всё начнёт получаться.

Задания:

  1. Установите логическую связь между абзацами, расставьте их в определённой последовательности, чтобы получился текст.
  2. Озаглавьте текст. Определите его тему, основную мысль.
  3. Определите стиль текста, докажите своё мнение.
  4. Предложите свои варианты прямой речи в последнем предложении второго абзаца.
  5. Проведите стилистический эксперимент: сложные предложения, отмеченные знаком *, перестройте в простые.
  6. Что изменилось?

Текст №2

(1)Общение с людьми — большое счастье. Люди окружают вас каждый день. Это ваши родители, братья и сёстры, друзья, одноклассники. Человек не может жить без общения с людьми. Недаром очень тяжёлым наказанием для человека издавна считалось изгнание.

(2)Самые близкие люди — родители. Они делают всё для того, чтобы вы росли здоровыми, хорошо учились, были добрыми, весёлыми, трудолюбивыми.

(3)Вы, конечно, отвечаете за себя сами, но и родители в ответе за вас. Поэтому не расценивайте их интерес к вашим делам как посягательство на вашу личную свободу.

(4)Присмотритесь к своему поведению. Постарайтесь сдерживать себя, воспитывайте умение владеть собой, не переносите своё плохое настроение на окружающих, особенно на уставших после работы родителей. Когда вы заметите, что сумели сдержать свои негативные эмоции, преодолели желание нахмуриться и вместо этого улыбнулись, вы поймёте, какую победу одержали над собой. Не думайте только о себе. Даже самое маленькое внимание, проявленное к окружающим, встретит ответную доброту и благодарность.

Задания:

  1. Установите логическую связь между абзацами, расставьте их в определённой последовательности, чтобы получился текст.
  2. Озаглавьте текст. Определите его тему, основную мысль.
  3. Определите стиль текста, докажите своё мнение.
  4. Проведите стилистический эксперимент: сложные предложения, отмеченные знаком * перестройте в простые. Что изменилось?

Текст №3

(1)Хорошая осанка — это не только красота, но и здоровье. Ведь если спина сутулая, а грудная клетка сдавлена, то происходит нарушение функции дыхания, что может привести к различным заболеваниям.* Портит осанку привычка стоять с опорой на одну ногу, носить в одной и той же руке тяжести (портфель, сумку), читать, лёжа на боку.

(2)Поддерживать хорошую осанку поможет следующее простое упражнение. Сядьте на самый край стула так, чтобы бёдра и голени находились под прямым углом к спине. Свободно опустите руки вниз. Теперь напрягите посильнее мышцы живота, спины и ног и отведите плечи назад как можно дальше, чтобы лопатки коснулись друг друга.* Голову запрокиньте плавно и осторожно назад. Досчитайте до десяти, а затем расслабьтесь. Повторите упражнение ещё три-четыре раза-. Делайте его регулярно и вы убедитесь, что ваша осанка всегда будет царственной.*

(3)Посмотрите, как красиво стоят и ходят манекенщицы, гимнастки, балерины — все, кто знает, в чём красота женской фигуры. А она прежде всего в правильной осанке.

(4)Осанка — это привычная поза, манера держаться в положении стоя и сидя. Оценивается она обычно в положении стоя: при правильной осанке голова и туловище находятся на одной вертикальной линии, плечи развёрнуты, опущены и расположены на одном уровне, грудная клетка и голова приподняты, живот слегка втянут, лопатки симметричны, а ноги в суставах выпрямлены.

Задания:

  1. Установите логическую связь между абзацами, расставьте их в определённой последовательности, чтобы получился текст.
  2. Озаглавьте текст. Определите его тему, основную мысль.
  3. Определите стиль текста, докажите своё мнение.
  4. Проведите стилистический эксперимент: сложные предложения, отмеченные знаком * перестройте в простые. Что изменилось?

Текст №4

(1)Большинство людей счастливы настолько, насколько они решили быть счастливыми.

(2)Ваше состояние определяется тем, что вы обо всём этом думаете.* Всё зависит от того, как мы смотрим на вещи.*

(3)Счастливые люди — это те, которые настроены оптимистически. Счастливые люди принимают жизнь такой, какая она есть.* Счастливые люди открыты для контактов с окружающими. Счастливые люди верят в то, что могут сами повлиять на свою жизнь.

(4)Вы, наверное, не станете спорить, что все на свете ищут счастья.* И существует верный способ найти его: для этого вы должны научиться управлять своими мыслями.

     (5)Счастье не зависит от внешних условий, оно зависит от нашего душевного настроя. Вы счастливы не благодаря тому, что вы имеете, и не в связи с тем, кем вы являетесь, где находитесь или что делаете. 

Задания:

  1. Установите логическую связь между абзацами, расставьте их в определённой последовательности, чтобы получился текст.
  2. Озаглавьте текст. Определите его тему, основную мысль.
  3. Определите стиль текста, докажите своё мнение.
  4. Проведите стилистический эксперимент: сложные предложения, отмеченные знаком * перестройте в простые. Что изменилось?

Текст №5

(1)А чтобы в ритме будней наше настроение, интеллектуальные способности и память были всегда на высоте, помогите мозгу, воспользовавшись специальной разминкой. Сначала интенсивно потрите сухие чистые ладони друг о друга, затем разомните уши и особенно мочки — это наилучшее средство для того, чтобы воспрять духом (даже если до этого вас неудержимо клонило в сон). Чтобы сконцентрироваться и продолжить работу, надавите 5-6 раз на точку, расположенную между бровей. Отдохнули? Тогда за дело!

(2)Если очень тяжело на сердце, наверняка вы на кого-то, пусть неосознанно, обижены. Эти обиды отравляют жизнь. Если они длительны, не исключено их перерастание в болезни. Надо простить мир, даже не людей, а именно мир, и людей вместе с ним.

(3)Ежедневно в течение 5-10 минут концентрируйте своё внимание на дыхании, полностью расслабившись. Пусть ни одна мысль, ни одно желание не отвлечёт вас от этого занятия. Слушайте, наблюдайте только за своим дыханием. Это простое упражнение, качественно выполненное, очень хорошо гармонизирует.

(4)Все знают о всепрощении, но мало кто действительно пытался попробовать реализовать его. Постарайтесь в течение семи дней ни с кем не ссориться. И вы увидите, как легко станет у вас на сердце.  

Задания:

  1. Установите логическую связь между абзацами, расставьте их в определённой последовательности, чтобы получился текст.
  2. Озаглавьте текст. Определите его тему, основную мысль.
  3. Определите стиль текста, докажите своё мнение.
  4. Проведите стилистический эксперимент: сложные предложения, отмеченные знаком * перестройте в простые. Что изменилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи по УМК В. В. Бабайцевой тема урока "Текст. Основные признаки текста"

Урок развития речи в 5 классе по учебному пособию. Е. И. Никитиной "Русская речь. 5 класс"...

Урок развития речи в 6 классе «Текст .Признаки текста .Способы связи предложений в тексте".

Урок развития речи в 6 классе«Текст .Признаки текста  .Способы связи предложений в тексте". Урок разработан и проведён Петровой Натальей Николаевной, учителем  МОУ СШ № 6 Центрального района...

презентация на тему РАБОТА НАД ТЕКСТОМ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ

В данной работе тезисно представлены ключевые моменты, на которые должен опираться учитель иностранного языка, работая над текстом с целью развитием речи учащихся....

Урок развития речи в 6 классе. Тема урока: Работа над текстом «Апрель», правила орфоэпии.

Урок разработан для индивидуального занятия с учащимся с нарушением слуха. Задания и учебный материал урока подчинены цели - закреплять в произношении правила орфоэпии. В процессе урока использованы с...

« КАК ПРОВЕСТИ УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО ТЕМЕ: «УСТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ И СОЧИНЕНИЕ – ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПО ЛИЧНЫМ НАБЛЮДЕНИЯМ (НА ОСНОВАНИИ ЛИЧНОГО ОПЫТА). СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ СОЗДАНИЯ ТЕКСТА СОЧИНЕНИЯ»

На сегодняшний день так складывается ситуация с преподаванием русского языка и литературы, что мы понимаем, как особенно необходимо обращать внимание на письменную и устную речь обучающихся, особенно ...

Рекомендации по работе с текстом на уроках развития речевого слуха и формирования произношения

Рекомендации по работе с текстом на уроках развития речевого слуха и формирования произношения...

Работа с текстом на уроках развития речи

Предлагаемый материал (на два урока) можно использовать в 7-11 классах как при изучении-повторении  сложноподчинённых предложений, так и на уроках развития речи. В работе нет конспекта, технологи...