Урок развития речи в 6 классе. Тема урока: Работа над текстом «Апрель», правила орфоэпии.
методическая разработка (6 класс)

Урок разработан для индивидуального занятия с учащимся с нарушением слуха. Задания и учебный материал урока подчинены цели - закреплять в произношении правила орфоэпии. В процессе урока использованы следующие технологии: личностно-ориентированная, развивающая, здоровьесберегающая и компьютерная

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Тема урока: Работа над текстом «Апрель», правила орфоэпии.

Учитель надомного обучения, Никитина Светлана Павловна

2018 - 2019

Цель: закреплять в произношении правила орфоэпии на речевом материале текста «Апрель»;

          учить отвечать на вопросы по содержанию текста;

          развивать речевой слух на материале урока при восприятии слов, фраз, словосочетаний

Задачи:

Предметные:

Закреплять навык произнесения речевого материала с соблюдением правил орфоэпии;

Развивать фонематический слух на материале слогов, слов, фраз;

Дифференцировать на слух слова, фразы, словосочетания по теме текста

Метапредметные:

Познавательные:

  • Развивать логическое мышление;
  • Формировать умение наблюдать за изменениями в природе;

 

Регулятивные:

  • Оказывать разнообразные виды помощи при восприятии на слух речевого материала;
  • Уметь находить слова, где нужно использовать знания правил орфоэпии;

Коммуникативные:

  • Закреплять умение самостоятельно и осознанно строить речевые высказывания;
  • Развивать и обогащать разговорно-обиходную речь;

Личностные:

  • Воспитывать и поддерживать интерес к занятиям по развитию речевого слуха и формированию произношения;
  • Формировать бережное отношение и любовь к родной природе

  1. Организационный момент.

Поздоровайся.

Здравствуйте, доброе утро.

Спроси, что мы будем делать.

С.П., что мы будем делать?

Будем повторять правила произношения, слушать текст «Апрель», выполнять упражнения, отвечать на вопросы.

Будем повторять правила произношения, слушать текст «Апрель», выполнять упражнения, отвечать на вопросы.

Как ты думаешь, какая тема урока.

Напиши тему урока в табличке.

Тема урока: Текст «Апрель», правила произношения (орфоэпии)

  1. Формирование произносительной стороны речи и развитие речевого слуха.      
  1. Предъявление текста на слух по фразам, дополнение предложений.

-Послушай и дополни предложения:

Наступил … … весны - …

На Руси … … капризник, обманщик.

… - капельник.

… … резких контрастов в природе.

Снег …, вода … .

Ночью …, днем … .

Возвращаются с юга … … .

Шумно стало … … .

Просыпаются … .

… подснежники.

Наступил второй месяц весны – апрель.

На Руси апрель называли капризник, обманщик.

Апрель – капельник.

Это месяц резких контрастов в природе.

Снег лежит, вода бежит.

Ночью холодно, днем тепло.

Возвращаются с юга перелетные птицы.

Шумно стало в парках.

Просыпаются насекомые.

Зацветают подснежники.

Какой тип речи?

Что описывает автор?

-Тип речи – описание.

- Автор описывает месяц апрель.

  1. Повторение правил орфоэпии. Подбор речевого материала текста к правилам орфоэпии.

-Выбери правила.

1.Безударное «о» надо произносить как «а».

2.Звонкие согласные на конце слова надо произносить без голоса.

3.Звонкие согласные перед глухими согласными надо произносить без голоса.

4.Окончания –ого, -его надо произносить как –ова, -ева.

5.Окончания –тся, -ться надо произносить как –ца.

6.Двойные согласные звуки надо произносить как один долгий звук.

1.Безударное «о» надо произносить как «а».

2.Звонкие согласные на конце слова надо произносить без голоса.

3.Звонкие согласные перед глухими согласными надо произносить без голоса.

4. -

5.Окончания –тся, -ться надо произносить как –ца.

 6. -

- Подбери к правилу слова из текста:

1. второй, обманщик, контрастов, ярко, вода, холодно, возвращаются, шумно, стало, просыпаются, подснежники

2. снег

3. второй, резких, в природе, подснежники, в парках

4. –

5. возвращаются, просыпаются

  1. Дифференциация на слух слов и словосочетаний

-Послушай и повтори:

Переле́тные птицы

Наступи́л

Капри́зник

Хо́лодно

Ме́сяц ре́зких контра́стов

Просыпа́ются

Второ́й ме́сяц весны́

Ка́пельник

Возвраща́ются

Обма́нщик

Бежи́т

Све́тит со́лнце

Зацвета́ют

Называ́ли

Тепло́

лежи́т

Переле́тные птицы

Наступи́л

Капри́зник

Хо́лодно

Ме́сяц ре́зких контра́стов

Второ́й ме́сяц весны́

Ка́пельник

Возвраща́ются

Обма́нщик

Бежи́т

Све́тит со́лнце

Зацвета́ют

Называ́ли

Тепло́

лежи́т

  1. Ответы на вопросы, выполнение заданий

-Объяснени, что значит словосочетание «апрель-обманщик, капризник»

Апрель как капризный ребенок, не знаю, какая погода будет завтра: тепло или холодно, зима или лето.

Как ты понимаешь словосочетание «Апрель-капельник».

Снег тает. Сосульки тают, капают «кап-кап».

Примеры резких контрастов в апреле.

То хлопьями идет снег, то ярко светит солнце; днем тепло, а ночью холодно.

III.Итог урока.

Как ты работал?

Я работал хорошо.

Молодец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"

Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Урок развития речи.Письмо.5 класс"

Уроки по развитию речи в пятом классе дают широкие возможности совмещения освоения учебного программного материала с привлечением дополнительного материала (в том числе со здоровьесберегающей тематико...

Разработка урока развития речи. 6 класс. Тема: Анализ текста художественного стиля. А. ДОРОХОВ «Встреча со змеей».

Цель урока: научить учащихся анализировать текст художественного стиля, применяя стадии вызова, осмысления, размышления.Учебные задачи:-Отработка навыков анализа текста.-Учить через слово текста наход...

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема урока: «Развитие речи. Повествование»

Урок по разграничению типов речи.средства связи в речи повествовательного характера....

Урок развития речи. 7 класс. Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя.Упражнение 252.

В данной методической разработке представлен урок развития речи " Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя".Цели:  развитие умений определять реч...

Урок развития речи. 7 класс. Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя.Упражнение 252.

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОСс использованием современных образовательных технологий(технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие...