Урок "Имя существительное" 5 класс
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему

Урок о значении и об основных грамматических признаках имени существительного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_temu_imya_sushchestvitelnoe_5_klass.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

                   Урок – практикум по теме :

                    Морфология и орфография.

Значение и основные признаки имени существительного.

Цель урока: повторить и углубить знания учащихся по теме «Имя  существительное» .

Задачи:

               

 - обучающие: обеспечить усвоение знаний об имени существительном, научить распознавать  морфологические  признаки существительного;

 -развивающие: закрепить умение находить имя существительное в тексте;

-воспитательные: воспитывать уважение к мнению товарища при работе в группах, чувство любви к родине, к музыке.

 

Тип урока: урок – практикум  изучения нового  материала.

 Формы работы учащихся: индивидуальные, групповые

 Оборудование: компьютер, экран, проектор, опорный конспект, музыкальное сопровождение «гомон птиц» .

Технологии: групповые, игровые, ИКТ, дифференцированного обучения.

                                         Ход урока            
1. Вступительное слово учителя.
    Здравствуйте, дети!

  Начинаем наш урок с игры « Кто быстрее скажет начало слова?» ( Показ слайда №1)

1.  …ом     ( лом, дом)                        1  …ол ( пол, кол)

2   …шина  ( машина)                        2  …дя  ( дядя)

3   …но   (окно, кино)                         3  …ле ( поле)

4   … ын  (сын)                                    4  …ыр  ( сыр)

5   …ва   (буква )                                  5 …ожка ( ложка)

6  …ма   ( мама)                                   6  …уп ( суп)

           Вот мы нашли вместе  разные слова.

- На какие вопросы они отвечают? ( Кто?  Что?)

- Как мы  называем  такие слова? ( Имена существительные)

Как вы думаете, что  мы должны сделать на сегодняшнем уроке?

      (Дети формируют задачи урока, если необходимо – учитель  им помогает).

 

      Ребята, сегодня у нас  урок по теме " Морфология и орфография. Значение и основные грамматические признаки имени  существительного”.

 ( Слайд №2)

          Морфология – это раздел науки о языке, в котором  изучается части речи. ( Слайд №3)

2. Фронтальный опрос учащихся.
- Сколько частей речи в русском языке? ( 10)

Каждое второе слово в речи - имя существительное. Она же  самостоятельная часть речи.   - Что такое имя существительное? (учащиеся дают определение)

-Как изменяются имена существительные?

3.Актуализация опорных знаний учащихся.

          Показ опорного конспекта  и рассказ учащегося об имени существительном .

                                 Имя существительное

   обозначает                                                 отвечает на вопросы

   предмет                                                         кто?                 Что?

                                                                          ученик             школа

                      изменяется  по:

1. родам:  м. р. спортсмен;   ж.р. олимпиада    ср.р. соревнование  ;

2.числам: ед.ч.: медаль                                       мн.ч. медали

3. падежам: 6

4. члены предложений: подлежащее, именная часть сказуемого, дополнение,

                                          обстоятельство, реже:  несогласованное определение.

    *Вот мы с вами повторили  сведения об имени существительном.

   - Кто расшифрует, что написано в ребусе?  

           Р+ 1 + а

-  Слово «Родина» что обозначает? ( предмет), вопрос? ( что?), неодушевленное, ж.р, ед.ч., и.п., каким членом является? (Подлежащим).

   Это и есть морфологический разбор слова « родина».

    * И.Р.:  составить предложение со словом «Родина»  предложение и разобрать предложение  по  членам. ( ( Я горячо люблю свою родину).

 - *А что такое родина? ( Ответы учащихся)

4. Текст на закрепление знаний

      А  теперь давайте узнаем, что думает о родине писатель Неменский.

Работа с текстом. Прочитайте выразительно текст.    ( Слайд №4)

          Что это – Родина? И твой дом, и улица твоя, и город твой, и мать, и отец,  и все  друзья - это и есть Родина.

           И ещё вот эти берёзки, этот утренний туман и птичий гомон в твоём  лесу – тоже  Родина. И подснежники – тоже Родина.   ( По Б.Н. Неменскому)

                                    Словарная работа:

  Гомон -   громкий шум от множества голосов, звуков.

                                                               * ( Птичьи голоса в лесу - на диске)

Подснежник – хек- даван.

Подснежник – травянистое растение с цветками светлой окраски, распускающимися сразу после таяния снега.

 *О чём  идет речь в тексте?  Что такое родина?

* Найдите синонимы к слову – Родина.  ( Отчизна, Отечество, отчий край, родная сторона)

 * Какова  основная мысль текста? ( Любить, беречь свою родину)

*Какая часть речи помогает нам представить себе родину?

*Выпишите из текста имена существительные одушевлённые и неодушевлённые  и определите их род, число.

           I  ряд – одушевлённые сущ.            II ряд – неодушевлённые    сущ.

      Мать – ж.р.                                                     Родина – ж.р.

      отец – м.р.                                                       дом – м .р.    

      друзья – мн.ч.                                                  улица – ж.р.                        

                                                                                город – м.р.

                                                                                берёзки – мн.ч.

                                                                                туман – м.р.

                                                                                гомон- м.р.

                                                                                лес – м.р.

                                                                                подснежники – мн.ч.

    * Встали все. Физминутка.

                                                1,2 – острова,

                                                3,4 – мы приплыли,

                                                5,6- сходим здесь,

                                                7,8 поклонились,

                                                9-10 – тихо сели.

   5.  А теперь работаем с книгой.  Л.Н.Толстой - великий русский  писатель ,он горячо любил свою родину, писал произведения о своей родине, он предан  своей родине.

                         Упражнение 482 (489).

- Чем занимался Толстой?

- Какую музыку он любил?

- Вы любите народные песни? Какие тувинские  народные песни вы знаете?

- Какого певца вы любите?

 Рефлексивно-оценочный этап. Вопросы к учащимся:

1. Что вы узнали на этом уроке?

2.Достигли ли мы поставленных перед собой целей?

3.Что нам в этом помогло?

3. Над  чем бы вы хотели поработать на следующем уроке?

.Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру « Моя любимая певица», « Мой любимый певец», « Моя любимая песня».

                   

     

  Муниципальное  автономное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Аксы-Барлык

 Барун- Хемчикского кожууна  Республики Тыва»

                   Урок – практикум по теме :

                   « Морфология и орфография.

Значение и основные признаки имени существительного».

                                        5 класс

                                              Учитель русского языка и литературы

                                                    Хомушку Марта Сааяевна

                                   

                                   Аксы-Барлык - 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....