Разработка урока русского языка "Морфемика и орфография" с презентацией для 5 класса
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме
За основу обобщащего урока русского языка "Морфемика и орфография" взят интерактивный метод диалогового обучения. Материал структурирован согласно поставленным целям: повторение орфограмм, создание диаграммы Венна по стратегии критического мышления, проведение физминутки, работа с текстами о блокадном Ленинграде, выполнение синтаксического и морфемного разборов, рефлексия в конце урока. Каждое задание регламентируется временем, хронометражисты наблюдают за песочными часами, консультанты заполняют листы достижений. Разнообразен инструментарий урока: презентация, песочные часы, раздаточный материал, маркеры, бумага, учебники, стойки в форме солнышка с номерами групп.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Горлач Ирина Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ «СОШ № 333»,
г. Санкт-Петербург,
Невский район.
Тема: Обобщающий урок в 5 Б классе по теме «Морфемика. Орфография».
Цель: - обобщение изученного материала по теме, применение на практике полученных
знаний по словообразованию, орфографии, синтаксису, морфологии,
совершенствование навыка разбора слов по составу, синтаксического разбора
предложения;
- развитие мышления, памяти, внимания, навыков анализа, сравнения,
творческих способностей, формирование интереса к знаниям, гуманного
отношения друг к другу,
- воспитание патриотизма, обращение к теме 70-летия снятия блокады Ленинграда,
сохранение здоровьесберегающей среды.
Оборудование: презентация, компьютер, учебники, листы достижений, доска, фломастеры,
листы бумаги для рисования, песочные часы, раздаточный материал.
Форма организации урока: групповая, в каждой группе - консультант.
Основной метод: диалоговое обучение.
Эпиграф урока.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!
Роберт Рождественский, «Реквием»
1 Оргмомент. Звучит куплет песни «Поклонимся великим тем годам» Сообщение темы и цели урока. Обращение к эпиграфу.
О правилах группового общения.
2 Объяснить орфограммы в словах, обозначить графически 2 минуты.
1 гр Ш…мпол, бе…брежный, информац…я
2 гр Распол…гались, ш…фёр, бледнолиц…е
3 гр Разр…стался, ч…рный, операц…я
4 гр Не…гибаемый, р…сточек, (з,с) дания
3 Нарисовать диаграмму Венна в группах 4 минуты
1 гр Гласные в корне после шипящих и правописание приставок на - з, - с
2 гр Гласные – и-, -ы- после –ц- в корне, суффиксе, окончании и
правописание корня –лаг-, - лож-
3 гр Правописание корня –раст-, -рос- и гласные –о-, -е- в корне после шипящих
4 гр Гласные – и-, -ы- после –ц- в корне, суффиксе, окончании и
правописание приставок на -з-, -с-
Презентация групп
4 Синтаксический разбор предложения 2 минуты
В бою солдат ра…познаётся.
*… ие …ны …о …и …д.4
Задание повышенной сложности: по окончаниям определить часть речи и составить предложение.
ФИЗМИНУТКА
Самолёт летит по небу, Крылья подставляя ветру. Он легонечко парит И по воздуху кружит. А теперь пора спускаться, На посадку приземляться. Опустились мы легонько И садимся потихоньку.
5 Работа с текстом. Определи главную мысль текста. Выпиши и разбери слова по составу 4 минуты
1 гр 8 сентября 1941 года вражеские войска прорвались к Ладожскому озеру. Ленинград оказался блокированным с суши. Положение города стало крайне опасным. Но захватить город гитлеровцы не смогли. С этого момента и начинается трагическая и героическая оборона Ленинграда.
Были введены продовольственные карточки: рабочие получали по 400 г хлеба в сутки, все остальные — по 200 г. Запасы продовольствия стремительно сокращались, и в январе 1942 на человека приходилось уже только по 200/125 г хлеба в день. Но город мужественно жил и боролся: заводы продолжали выпускать военную продукцию, работали театры, музеи. Все время, когда шла блокада, не замолкало ленинградское радио, где выступали поэты и писатели. Весной 1942 г город был приведен в порядок силами изможденных ленинградцев и солдат местного гарнизона. Начали ходить трамваи.
В следующую блокадную зиму 1942-1943 положение осажденного Ленинграда значительно улучшилось: был введён в действие общественный транспорт, водопровод, открылись школы, кинотеатры.
Прорыв блокады Ленинграда начался 12 января 1943г. Советские войска разгромили вражеские силы. 27 января 1944 блокада Ленинграда была полностью снята.
Советские войска, мужественно, разгромили.
2 гр В связи с прекращением связи с Большой землей особое значение приобрела дорога через Ладожское озеро, ставшая легендарной «Дорогой Жизни». Водным путем грузы, а когда озеро замерзло, то продовольствие, топливо и другие грузы стали бесстрашно возить по льду. По "Дороге жизни" вывозили и ослабевших от голода жителей города: в первую очередь эвакуировали детей, женщин с детьми, больных, раненых и инвалидов.
Замёрзло, водным путём, бесстрашно.
3 гр В блокаду важнейшим объектом были хлебозаводы. Блокадный хлеб состоял из мякины, отрубей и целлюлозы. После просеивания на сите оставались осколки пуль, куски окровавленных шинелей. Горожане на жгучем морозе носили в вёдрах невскую воду, чтобы замесить тесто. От воды шёл пар, а валенки вмерзали в лёд.
Невская вода, блокада, горожане.
4 гр Люди в осаждённом городе умирали от голода, холода, бомбовых ударов и артиллерийских обстрелов. Согласно последним исследованиям, погибло около 800000 ленинградцев.
В музее хранится дневник Тани Савичевой, которая жила в ленинградской семье. Началась война, затем блокада. На глазах Тани погибли её бабушка, два дяди, мама, брат и сестра. Когда началась эвакуация детей, девочку удалось вывезти по «Дороге Жизни» на «Большую землю». Врачи боролись за её жизнь, но медицинская помощь пришла слишком поздно. Таня Савичева умерла от истощения и болезни. Бессмертный подвиг жителей города навечно останется в памяти поколений.
Бомбовых, ленинградской, навечно.
6 Чтение заранее подготовленных сочинений «Город-герой Ленинград». Работы учащихся будут помещены в актовом зале 17 февраля, в день чествования ветеранов войны.
7 Комментирование оценок
8 Домашнее задание: повторить правила, подготовиться к диктанту.
9 Рефлексия. Оцени свою работу на уроке
1.На уроке я работал | активно / пассивно |
Листы достижений
1 группа 5 Б класс
№ | ФИО ученика | Правила | рисовал | идея | отвечал | синт разбор | Разбор по составу | оценка |
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
7 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка "Подготовка к ЕГЭ" для 9 класса
Урок « Подготовка к ЕГЭ» апробирован в 9 классе МОУ «Альшиховская средняя общеобразовательная школа Буинского района РТ» в 2010 году. При подборк...
Методическая разработка урока русского языка "Роль местоимений в предложении" 5 класс (образовательная система "Школа 2100")
Разработка урока русского языка...
Разработка урока русского языка по теме "Наклонения глаголов" 6 класс
Цель урока: знакомство с наклонениями глаголов. Задачи урока: дать понятие наклонения глаголов; научить отличать наклонения глаголов; научить образовывать наклонения глаголов; повторить...
Методическая разработка урока русского языка "Распространенные и нераспространенные предложения" 5 класс
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе. Тема "Распространенные и нераспространенные предложения" ФГОС...
Методическая разработка урока русского языка по теме "Лексика" в 5 классе
Урок-обобщение по русскому языку по теме «Лексика» в 5 классе. На фоне отобранного дидактического материала у учащихся воспитывается уважительное отно...
Методическая разработка урока русского языка по теме «Определение» в 5 классе (с применением сингапурской методики)
Тема «Определение» Тип урока: урок формирования новых знаний Вид урока: урок применения теоретических и практических знаний Цели: Образовательные: Познакомить с определением как второстепенным членом ...
Методическая разработка урока русского языка «Монолог. Диалог. Диалогичность» (10-11 класс).
Цель учебного занятия: создать ситуативные педагогические условия для успешного освоения метапредметных понятий и овладения умением диалогизировать собственный текст. Основные задачи учебного заня...