ГИА. Часть 3, С2 Высказывания известных людей о русском языке
материал для подготовки к егэ (гиа, русский язык, 9 класс) по теме

Стеклов Юрий Николаевич

Материал содержит 126 высказываний ( цитат, пословиц и т.п. ) о русском языке. Все цитаты распределены по 13 разделам науки о языке. Банк цитат на лингвистическую тему рассчитан на учителей и на тех, кто тесно соприкасается с ГИА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vyskazyvaniya_o_russkom_yazyke.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. Лексика русского языка

1) известного лингвиста Ильи Наумовича Горелова: «Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах».

2) Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.                                           (пословица)

3) Слово не стрела, а пуще стрелы разит.                                                   (пословица)

4) Словарь – это вселенная, расположенная в алфавитном порядке.              (А.Франс)

5) Слово ранит быстрее, чем лечит.                                                                 (Гёте)

6) Самая изменчивая часть языка – это словарь. Как хороший барометр, откликается словарь на все изменения жизни.                                                                     (А.И.Супрун)

7) Синонимика – сфера бесконечных возможностей речевого творчества    (А.Ефимов)

8) французского писателя Н.Шамфора: «Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли».

9) современного лингвиста Ираиды Ивановны Постниковой: «Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение».

10) писателя Константина Александровича Федина: «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».

11) известного лингвиста Л.А. Новикова: «Слово в речи обладает способностью обобщать и в то же время обозначать индивидуально неповторимое».

12) Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, – значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус.                                         ( Белинский В.Г. )

13) Я не считаю хорошим и пригодным иностранные слова, если только их можно заменить чисто русскими или более обруселыми. Надо беречь наш богатый и прекрасный язык от порчи.                                                                                                   ( Лесков Н.С. )

14) Восприятие чужих слов, а особливо без необходимости, есть не обогащение, но порча языка.                                                                                                             (Сумароков А.П.)

15) Выразительность речи – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление.

                                                                                                                       А.И.Горшков

16) Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которыми он обладает, другим людям.                                                                                                                 (В.Г.Короленко)

17) Как листья ежегодно сменяются на деревьях, так и слова, прожив свой век, уступают место вновь нарождающимся.                                                                                ( Гораций )

18) Николая Николаевича Кохтева: «Взятые сами по себе, слова не выражают мысли. А вот включённые в предложение, они отвечают своему назначению – выражать мысли, чувства, волю».

19) Льва Николаевича Толстого: «Для того чтобы общение людей было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия»

20) Многие русские слова сами по себе излучают поэзию подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск.                                                (К.Г.Паустовский)

2.Фразеология русского языка

21) Фразеологизмы – неизменные спутники нашей жизни. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства.                                                                                                            ( Из учебника  )

22) Бориса Александровича Ларина: «Фразеологизмы всегда косвенно отражают воззрения народа, общественный строй, идеологию своей эпохи»

3. Фонетика русского языка

23) Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье ещё драгоценней самой вещи.                                                                                                                                                                                                                                                        (Н.В.Гоголь)

4. Орфоэпия русского языка

24) В речевом потоке согласные звуки современного русского литературного языка, парные по звонкости-глухости, изменяются в своём качестве в зависимости от своего положения в слове.                                                      (Всеволод Владимирович Цапукевич)

5. Графика и орфография русского языка

25) Татьяны Михайловны Григорьевой: «Графика тоже может служить средством выражения дополнительных смыслов и использоваться как стилистический приём выразительного оформления текста»

26) Орфография предельно упрощает чтение, делает его быстрым и лёгким, поэтому она и заслуживает благодарность всех читающих                                                (М.В.Панов)

6. Морфемика русского языка

27) Михаила Михайловича Бахтина: «Каждая грамматическая форма является одновременно и средством изображения»

28) Найти корень слова – это значит найти его внутренний, затаённый смысл – то же, что зажечь внутри фонаря огонёк                                                          (М.А.Рыбникова)

7. Словообразование

29) Производная основа обозначает предмет действительности путём установления связи этого предмета с другими предметами опосредствованно, а непроизводная основа – непосредственно, чисто условно.                                                      (В.В.Цапукевич)

8. Морфология русского языка

30) Алексея Николаевича Толстого: «Движение и его выражение – глагол – является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе»

31) Союзы, будучи служебными словами, то есть не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетания, остаются всё же словами, то есть имеют не только форму, но и значение.                                                (известный лингвист И.Г.Милославский)

32) Льва Николаевича Толстого: «Русский язык … богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей».

33) известного лингвиста Александра Александровича Реформатского: «Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений „обесценено”».

34) российского лингвиста А.А. Реформатского: «Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые как "запасные игроки" …выходят на поле, когда вынужденно "освобождают игру" знаменательные слова».

35) российского лингвиста А.А. Реформатского: «Местоимение – удобное звено в устройстве языка; местоимения позволяют избегать нудных повторов речи, экономят время и место в высказывании».

36) выдающегося русского лингвиста Александра Афанасьевича Потебни: «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они…выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего».

37) русского филолога Льва Васильевича Успенского: «В языке есть… слова. В языке есть грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения».

38) русского филолога Льва Васильевича Успенского:  «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».

39) выдающегося лингвиста А.М. Пешковского: «У каждой части речи свои достоинства».

40) известного лингвиста И.Г. Милославского: «Отношение пишущего к сообщаемому часто может выражаться с помощью "маленьких" слов, слов, которые принято считать служебными,  частиц и союзов».

41) Имя существительное – хлеб языка.                                                       (Л.В.Успенский)

42) знаменитого русского филолога Ф.И. Буслаева: «Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки».

43) лингвиста В.Г. Ветвицкого: «Имя существительное –  это как бы дирижёр грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты – зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним».

44) Льва Владимировича Щербы: «Без существительного, явного или подразумеваемого, нет прилагательного»

45) из учебника русского языка: «Морфология предлагает синтаксису средства связи – возможность словам соединиться»

46) из учебника русского языка: «Наречия могут усиливать выразительность речи, выполняя изобразительную функцию. С помощью наречий-эпитетов писатели создают яркие картины природы»

9. Синтаксис русского языка

47) из учебника русского языка: «Однородные сказуемые придают тексту динамичность, помогают «оживить» изображаемое»

48) из учебника русского языка: «Уменьшительно-ласкательные суффиксы в русском языке, являясь ярким выразительным средством грамматики, позволяют ёмко и полно охарактеризовать предмет и выразить отношение к нему автора»

49) из учебника русского языка: «Назывные предложения иногда изображают места, где разворачиваются события. Используя цепочки назывных предложений, автор выделяет детали, которые представляются ему особо важными»

50) из учебника русского языка: «Восклицательные предложения характеризуют эмоционально насыщенную речь. Они передают разнообразные оттенки чувства: сожаление, восторг, гнев и другие»

51) из учебника русского языка: «Однородные члены предложения могут придавать изложению повествовательную плавность или, наоборот, энергичность, прерывистость»

52) известного лингвиста Георгия Владимировича Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

53) известного лингвиста Михаила Викторовича Панова: «Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу».

54) советского поэта Михаила Васильевича Исаковского: «Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика».

55) русского писателя и публициста Николая Гавриловича Чернышевского: «Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни».

56) русского писателя Бориса Викторовича Шергина: «Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса».

57) известного лингвиста Александра Александровича Реформатского: «Что же языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис».

58) современного лингвиста Ираиды Ивановны Постниковой: «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании».

59) современного лингвиста Маргариты Николаевны Кожиной: «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань».

60) известного лингвиста Бориса Николаевича Головина: «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?».

61) взятого из Литературной энциклопедии: «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев».

62) русского писателя Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина: «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются».

63) русского филолога Льва Васильевича Успенского: «Грамматика позволяет нам связать между собою любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».

64) Литераторы часто используют обращения, которые отражают свойственные разговорной речи интонации нежности, участия.                                (И.Б.Голуб)

65) Вводные слова и словосочетания, выражающие эмоциональную оценку сообщения, придают речи экспрессивную окраску и поэтому часто употребляются в живом общении людей и в художественных произведениях.       (И.Б.Голуб)

66) известного филолога и философа А.А. Аверинцева: «Задача автора рассуждения  как можно убедительнее обосновать свою точку зрения. Для этого необходимо приводить как можно больше доказательств, располагая их в определённой последовательности».

67) известного филолога Н.М. Шанского: «На примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения».

68) известного филолога Н.М. Шанского: «В монологичной речи законченная мысль иногда не умещается в пределах одного предложения, и для её выражения требуется целая группа связанных между собой по смыслу и грамматически предложений».

69) известного учёного Л.Т. Григорян: «В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями».

70) современного российского лингвиста Л.Ю. Максимова: «При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения».

71) из учебника русского языка: «Богатство слов не составляет ещё богатства всего языка. Определённый смысл, гибкость, выразительность – вот что необходимо языку, и это достигается при помощи грамматики»

72) Владимира Андреевича Звегинцева: «Если смысл наличествует в последовательности слов или даже в одном слове, есть и предложение; если нет смысла, то нет и предложения»

73) Грамматика повелевает даже царями.                                                      (Мольер)

74) высказывания И.В.Артюшкова: «Сферой употребления вопросительных предложений является диалог, поскольку основное назначение их – поиск неизвестной информации, а это возможно только в диалогической речи».

10. Пунктуация русского языка

75) современного учёного Светланы Ивановны Львовой: «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый „характер”».

76) Знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами. Они помогают выразить различные смыслы и окрашивающие их чувства.                                                                                      ( Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко )

77) известного современного лингвиста Н.С. Валгиной: «При помощи тире передаётся высокая эмоциональная нагрузка, психологическая напряжённость».

78) известного современного лингвиста Н.С. Валгиной, которая считает, что пунктуационные знаки «помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость».

79) русского писателя К.Г. Паустовского: «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания  это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться».

80) Знаки препинания – ноты при чтении.                                                (А.П.Чехов)

81) Многоточие – читаемый знак.                                                     (А.М.Пешковский)

82) Иногда одна запятая нарушает всю музыку текста.                       (И.А.Бунин)

83) С пронзительной силой действует на читателя знак, поставленный вовремя и в нужном месте.                                                                                   (К.Г.Паустовский)

11. Культура речи

84) российского журналиста Андрея Александровича Мирошниченко: «Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет».

85) французского философа Поля Рикёра: «Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи».

86) Мы любуемся речью. когда не принуждены бываем угадывать её смысла; когда в ней предмет развивается легко и последовательно; когда она течёт, как прозрачный ручей, которого видишь самое дно».                                                                         (И. Давыдов)

87) Кто говорит, тот сеет; кто слушает – собирает (пожинает).                             (пословица)

88) Мал язык, да всем телом владеет.                                                                      (пословица)

89) Если говоришь, что думаешь, так думай, что говоришь.                                 (пословица)

90) На языке медок, а на сердце ледок.                                                                (пословица)

91) Кто ясно мыслит, тот ясно и излагает.                                                           (Буало)

92) Не умея держать в руке топор – дерева не обтешешь, а не зная языка хорошо – красиво и всем понятно – не напишешь                                                                          (М.Горький)

93) Острый язык – дарование, длинный язык – наказание                                  (Д.Минаев)

94) Человек, равнодушный к своему языку, – дикарь. Он вредоносен по самой сути, потому что его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому и будущему своего народа.                                                                               (К.Г.Паустовский)

95) российского филолога Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».

96) немецкого языковеда Георга фон Габеленца: «Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя».

97) русского писателя Ивана Александровича Гончарова: «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».

98) английского писателя Дж. Свифта: «Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается».

99) выдающегося лингвиста С.И. Ожегова: «Высокая культура речи заключается в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее для данного случая)».

100) писателя Л.С. Сухорукова: «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума». 

101) По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности.    (Паустовский К.Г.)

102) Максима Кронгауза: «Наше отношение к другим людям формируется не только «по одёжке и уму», но и по тому, как они говорят, в частности, какие слова используют»

103. Речевая культура человека – зеркало его духовной культуры.    (В.А.Сухомлинский)

             

104. Правильное письмо – показатель общего развития и общей культуры человека

                                                                                                                     М.М.Разумовская

105. Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как               (Л.Н.Толстой)

106. Смутно пишут о том, что смутно себе представляют                      (М.В.Ломоносов)

107. Заговори, чтоб я тебя увидел.                                                                     (Сократ)

108. Если не умеешь говорить, научись слушать.                                                (Помпоний)

 

12. Художественно-изобразительные средства

109. русского писателя Владимира Галактионовича Короленко: «Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли».

современного лингвиста Георгия Яковлевича Солганика: «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы».

110. Е.В.Джанджаковой: «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано».

111. известного лингвиста Александра Ивановича Горшкова: «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».

112. русского лингвиста А.А.Зеленецкого: «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов».

113. русского писателя Константина Георгиевича Паустовского: «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

114. Изобразительные эпитеты живо и наглядно рисуют предметы и действия и дают нам возможность увидеть их такими, какими их видел писатель, создавая произведение.                                                                                ( Д.Э.Розенталь )

115. известного лингвиста И.Г. Милославского: «Любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего».

116. русского поэта и писателя В.А. Солоухина: «Эпитеты – одежда слов».

117. Розы Ивановны Альбетковой: «Всякий художественный образ – это результат творчества писателя, который отбирает необходимые языковые средства и организует их в текст для выражения своей мысли».

13. Функциональные стили русского языка

118. современного лингвиста Нины Сергеевны Валгиной: «Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста».

119. российского журналиста Андрея Александровича Мирошниченко: «Некоторые учёные даже предлагают выделить два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью».

120. Может ли письменный язык быть совершенно подобным разговорному? Нет, так же как разговорный язык никогда не может быть совершенно подобным письменному.                                                                                         (А.С.Пушкин)

121. Виктора Владимировича Виноградова: «В языке художественной литературы образность речи получает наиболее полное проявление».

122. из учебника русского языка: «Просторечные слова служат характеристиками явления в кругу бытовых отношений, сообщают речи непринуждённость. Именно благодаря обилию просторечных слов в речи героя читатель может точнее представить не только его характер, но даже социальный статус»

123. из учебника русского языка: «Художественное слово может быть исполнено силы и энергии, но может выражать и сомнение, нерешительность, колебания, грустные размышления, сочувствие»

124. из учебника русского языка: «Язык художественной литературы отличается образностью, в нём сочетаются языковые средства разных стилей и используются изобразительно-выразительные средства языка»

125. Владимира Галактионовича Короленко: «Язык, по самой природе своей, есть орудие общения»

126. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое, историческое, живое целое.

                                                                                                                     (К.Д.Ушинский)          

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по анлийскому языку по теме: Известные люди стран узучаемого языка

Внеклассное мероприятие по  анлийскому языку по теме: Известные люди стран узучаемого языка...

Интегрированные уроки развивающего обучения «Понятия «целое» и «часть» в решении задач на уроках русского языка и математики"

Интегрированные уроки простроены в логике развивающего обучения. Используемые методы и приёмы позволяют расширить возможности учебной деятельности, раскрыть потенциал учащегося, увлечь предметным соде...

Интегрированные уроки развивающего обучения «Понятия «целое» и «часть» в решении задач на уроках русского языка и математики"

Интегригрированные уроки простроены в логике развивающего обучения. Используемые методы и приёмы позволяют расширить возможности учебной деятельности, раскрыть потенциал учащихся, увлечь предметным со...

Комментарии к написанию части С единого государственного экзамена учителей русского языка и литературы Глущенко Н.В. и Майоршиной Е.Б.

Задание части С предназначено для проверки не только знаний, умений и навыков по русскому языку, но и сформированности общей культуры обучающихся.Что учитывается при проверке сочинения?Что необходимо ...

цитаты известных людей на английском языке

Данный материал можно использовать для оформления кабинета, а также в рамках недели английского языка для перевода....

Презентация по теме "Известные люди Великобритании" английский язык

Презентация для изучения темы "Известные в Великобритании" по английскому языку...


 

Комментарии

Спасибо огромное за подборку. Очень нужная.