Рабочая программа по русскому языку для 8 класса (Разумовская М.М..)
рабочая программа (русский язык, 8 класс) по теме

Гамаюнова Ирина Петровна

Здесь вы найдете пояснительную записку, содержание программы, обобщение и контроль, тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass_russkiy.rar157.24 КБ

Предварительный просмотр:

График контрольных работ.

Тема. Раздел.

Вид работы.

Дата.

1

Повторение.

Урок 8. Контрольная работа №1 (входная). Тест.

18.09

19.09

2

Синтаксис и пунктуация.

Урок  16-17. Контрольная работа №2. Изложение.

7,9.10

8,10.10

Урок  25. Контрольная работа №3. Тест.

28.10

29.10

Урок  37-38. Контрольная работа №4. Изложение.

2,4.12

3,5.12

3

Односоставные предложения

Урок  47. Контрольная работа №5. Диктант с грамматическим заданием.

25.12

26.12

4

Предложения с однородными членами 

Урок  55-56. Контрольная работа №6. Изложение.

27.01

29.01

28.01

30.01

Урок  61. Контрольная работа №7.  Диктант с грамматическим заданием.

10.02

11.02

5

Предложения с обращениями, вводными конструкциями и междометиями

Урок   69-70. Контрольная работа №8. Изложение.

28.02

3.03

1,4.03

Урок  72. Контрольная работа №9. Диктант с грамматическим заданием.

7.03

11.03

Урок  74-75. Портретный очерк. Контрольная работа №10. Сочинение

12.03

14.03

15.03

18.03

6

Предложения с обособленными членами

Урок  83. Контрольная работа № 11. Диктант с грамматическим заданием.

9.04

12.04

Урок  88-89. Контрольная работа №12. Изложение.

21.04

23.04

24.04

26.04

Урок  92. Контрольная работа №13. Диктант с грамматическим заданием.

30.04

6.05

7

Повторение и обобщение

Урок  99. Итоговая контрольная работа. Тест.

21.05

22.05

Контрольная работа №1 (входная). Тест.

Вариант 1.

  1.  Какое утверждение является неверным?

     1) Наречие – служебная часть речи.

     2) Наречие обозначает признак действия или признак признака.

     3) Наречие – неизменяемая часть речи.

     4) В предложении наречие является обстоятельством.

2. В каком варианте НЕВЕРНО образована сравнительная степень наречия?

        1) далеко – дальше                2) мало - меньше

        3) широко – ширше                4) высоко – выше

3. В каком ряду все наречия пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС?

  1.  (по)собачьи, (по)моему мнению, (по)двое
  2. (едва)едва, (во)первых, (по)дружески
  3. (тихо)тихо, (по)вашему, (по)полам
  4. (по)перек, (в)обнимку, (в)третьих

 4. У какого наречия на конце пишется Ь?

1) замуж(?);                                   2) настеж(?);

3) невтерпёж(?);                    4) уж(?)

5. Неверным является высказывание:

1) Частица служит для связи слов в предложении.

2) С помощью формообразующих частиц образуются формы условного и повелительного наклонений глаголов.

3)  К отрицательным относятся частицы не и ни.

4)  Частицы самостоятельно не являются членами предложения, но могут входить в состав членов предложения.

6. В каком предложении оба выделенных слова пишутся через дефис?

1)  (В)скоре деньги поступили (на)счёт банка.

2)  (Во)первых, на волнах (по)прежнему качалась лодка.

3)  (На)искосок от огорода, чуть (в)сторону, мы построили шалаш.

4)  (Из)редка, будто (в)просонках, волна ударяет о берег.

7. В какой строке находятся противительные союзы?

  1. И, ни … ни, не только … но и
  2. Что, чтобы, будто
  3. Но, зато, однако
  4. Когда, едва, да

8) В какой строке указаны служебные части речи?

  1. Союз, предлог, существительное.
  2. Союз, предлог, частица.
  3. Местоимение, глагол, предлог.
  4. Междометие, предлог, наречие.

9.Найдите группу наречий, обозначающих причину:

     1) назло, напоказ, нарочно;                   2) влево, издалека, вниз;

    3) сгоряча, почему, поневоле.               4) сейчас, завтра, рано        

10. Укажите последовательность, которая соответствует пропущенным в словах буквам.

искос_, затемн_, изредк_, снов_, справ_, направ_, налев_

  1. о, а, о, а, а, а, а
  2. а, о, а, а, а, о, о
  3. о, о, о, а, о, о, а
  4. а, о, а, о, о, а, о

11. В каком предложении НЕ с наречием пишется раздельно.

  1. Работа выполнена отнюдь (не)плохо.
  2. Он(не)брежно указал на моего спутника.
  3. Цыганок плясал (не)утомимо, самозабвенно.
  4. Он учился (не)лучше и (не)хуже других.

12. Укажите предложение с ошибкой в употреблении наречия.

  1. Говори намного медленнее.
  2. Пиши более разборчивее.
  3. Ты отвечал лучше всех.
  4. Лес шумит дружней.

13. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

А. Её легко добывать, откалывая то крупные, то мелкие куски, и также легко обрабатывать.
Б. Словом, этот камень нередко используется на Руси как прекрасный строительный материал.
В. И вместе с тем белый камень крепок и надежен, построенные из него здания стоят века.
Г. Строители на Руси издавна называли белым камнем известняк – мягкую породу, залежи которой встречаются в Волго-Окском междуречье.

        1)  Г, Б, А, В;               2)  Г, А, Б, В;               3)  А, В, Б, Г;              4)  Г, А, В, Б.

14. Укажите предложение, в составе которого имеется союз тоже.                                           1. Дней через пять мы с отцом пришли на то(же) место.                                                                         2. Увидел он то(же), что видел и до полудня.                                                                                           3.  Горы то(же) были окутаны не то туманом, не то дождевой пылью.                                                       4.   Учитель всегда волшебник и в то(же) время наставник.                                                                                        

15. В каком предложении нужно поставить только одну запятую?                                                               (Знаки препинания не расставлены.)                                                                                                                                                    1. Слышно было только мерное дыхание спящих да треск горящих сучьев.                                            2. Весна входила в горы с робким звоном ручейков шелестом прошлогодних трав да журавлиным криком в небе.                                                                                                             3. Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.                                                                                                      4. Утреннюю сонливую тишину нарушало лишь стрекотанье птиц да стук сапог.

16. В каком предложении союз и соединяет однородные члены предложения?                            (Знаки препинания не расставлены.)                                                                                                                                    1. Снег искрился на льду и от этого казалось ещё светлее.                                                                                        2. Вот крик и снова все затихло.                                                                                                                                          3. Тучи низко ползли над землёю и наполовину окутывали горы.                                                                                         4. Крылья у гуся были растопырены и клюв раскрыт.

17. Какое слово образовано от звукоподражательного слова?                                                                                             1. Аукать                    3. Ахать                                                                                                          2. Охнуть                    4. Кукарекать

18. В каком предложении допущена  пунктуационная ошибка?

             1. Здравствуйте, Иван Васильевич!

             2. Ну, друзья, мы ждем вас в гости.

             3. Ах, слишком грубо вы разговариваете.

             4. Эй ребята, давайте споём.

19. Укажите производный предлог:

1. несмотря      2. Около      3. Через      4. перед

20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

 Внезапно из-за бугра вылетает (1) запряженная парой коней (2) бричка (3) и (4) не доехав (5) шагов пяти до нашей подводы (6) останавливается.)      1)2,4,5,6                  2) 4,6                    3) 1,3,4,6                  4) 4,5,6

Вариант 2.

  1.  Какое утверждение является неверным?

     а) Наречие – самостоятельная часть речи.

     б) Наречие обозначает признак действия или признак признака.

     в) Наречие – изменяемая часть речи.

    г) В предложении наречие является обстоятельством.

2. В каком варианте НЕВЕРНО образована сравнительная степень наречия?

        а) далеко – менее дальше                б) мало - меньше

        в) широко – шире                            г) высоко – выше

3. В каком ряду все наречия пишутся СЛИТНО?                                                                                               а) (по)собачьи, (по)моему мнению, (по)двое

б) (едва)едва, (во)первых, (по)дружески

в) (тихо)тихо, (по)вашему, (по)полам

г) (по)перек, (по)одиночке., (в) двое

4. У какого наречия на конце пишется Ь?

а) замуж(?              б) настеж(?);                 в) невтерпёж(?);                  г) уж(?)

5. Неверным является высказывание:

а) Частица служит для связи слов в предложении.

б) С помощью формообразующих частиц образуются формы условного и повелительного наклонений глаголов.

в)  К отрицательным относятся частицы не и ни.

г)  Частицы самостоятельно не являются членами предложения, но могут входить в состав членов предложения.

6. В каком предложении оба выделенных слова пишутся через дефис?

а)  (В)скоре деньги поступили (на)счёт банка.

б)  (Во)первых, на волнах (по)прежнему качалась лодка.

в)  (На)искосок от огорода, чуть (в)сторону, мы построили шалаш.

г)  (Из)редка, будто (в)просонках, волна ударяет о берег.

7. В какой строке находятся противительные союзы?

а) И, ни … ни, не только … но и

б) Что, чтобы, будто

в) Но, зато, однако

          г) Когда, едва, да

8) В какой строке указаны служебные части речи?

а)  Союз, предлог, существительное.

б)  Союз, предлог, частица.

в)  Местоимение, глагол, предлог.

г)  Междометие, предлог, наречие.

9.Найдите группу наречий, обозначающих причину:

     а) назло, напоказ, нарочно;                   б) влево, издалека, вниз;

     в) сгоряча, почему, поневоле.               г) сейчас, завтра, рано        

10. Укажите последовательность, которая соответствует пропущенным в словах буквам.

искос_, затемн_, изредк_, снов_, справ_, направ_, налев_                                                                    а) о, а, о, а, а, а, а            б) а, о, а, а, а, о, о             в) о, о, о, а, о, о, а              г) а, о, а, о, о, а, о

11. В каком предложении НЕ с наречием пишется раздельно.

а) Работа выполнена (не)плохо.

б) Он (не)брежно указал на моего спутника.

в) Цыганок плясал (не)утомимо, самозабвенно.

г) Он учился (не)лучше и (не)хуже других.

12. Укажите предложение с ошибкой в употреблении наречия.                                                               а) Говори намного медленнее.

б) Пиши более разборчивее.

в) Ты отвечал лучше всех.

г) Лес шумит дружней.

13. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

     а)  Её легко добывать, откалывая то крупные, то мелкие куски, и также легко обрабатывать.
б)  Словом, этот камень нередко используется на Руси как прекрасный строительный материал.
в)  И вместе с тем белый камень крепок и надежен, построенные из него здания стоят века.
г)  Строители на Руси издавна называли белым камнем известняк – мягкую породу, залежи которой встречаются в Волго-Окском междуречье.

        а)  Г, Б, А, В;               б)  Г, А, Б, В;               в)  А, В, Б, Г;              г)  Г, А, В, Б.

14. Укажите предложение, в составе которого имеется союз тоже.                                          

а) Дней через пять мы с отцом пришли на то(же) место.                                                                         б) Увидел он то(же), что видел и до полудня.                                                                                           в)  Горы то(же) были окутаны не то туманом, не то дождевой пылью.                                                       г)  Учитель всегда волшебник и в то(же) время наставник.                                                                                        

15. В каком предложении нужно поставить только одну запятую?                                                               (Знаки препинания не расставлены.)                                                                                                                                                    а)  Слышно было только мерное дыхание спящих да треск горящих сучьев.                                            б)  Весна входила в горы с робким звоном ручейков шелестом прошлогодних трав да журавлиным криком в небе.                                                                                                                                            в) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.                                                                                                      г) Утреннюю сонливую тишину нарушало лишь стрекотанье птиц да стук сапог.

16. В каком предложении союз и соединяет однородные члены предложения?                            (Знаки препинания не расставлены.)                                                                                                                                    а) Месяц проглядывал сквозь облака и от этого казалось ещё светлее.                                                                                        б)  Вот крик и снова все затихло.                                                                                                                                          в) Дети громко кричали и переговаривались друг с другом.                                                                                         г) Крылья у гуся были растопырены и клюв раскрыт.

17. Какое слово образовано от звукоподражательного слова?                                                                                             а) Аукать                    в) Ахать                                                                                                                           б)  Охнуть                   г)  Кукарекать

18. В каком предложении допущена  пунктуационная ошибка?

             а) Здравствуйте, Иван Васильевич!

             б) Ну, друзья, мы ждем вас в гости.

             в) Ах, слишком грубо вы разговариваете.

             г) Эй ребята, давайте споём.

19. Укажите производный предлог:

а)  несмотря      б)  около      в)  через      г)  перед

20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

 Внезапно из-за бугра вылетает (1) запряженная парой коней (2) бричка (3) и (4) не доехав (5) шагов пяти до нашей подводы (6) останавливается.)    

 а)2,4,5,6                  б) 4,6                    в) 1,3,4,6                  г) 4,5,6

Ключ.

Вариант 1

Вариант 2

1

а

в

2

в

а

3

б

г

4

в

б

5

б

а

6

г

б

7

б

в

8

в

б

9

г

в

10

а

б

11

б

г

12

в

б

13

г

г

14

а

в

15

в

б

16

в

в

17

б

г

18

в

г

19

б

а

20

б

б

Контрольная работа №2.

                                               Изложение с творческим заданием
Цель – проверить сформированность умений сохранять при пересказе текста его тему, основную мысль, стиль речи, типологическую структуру, логику изложения и соответственно ей производить абзацное членение текста;
- выяснить состояние речевых, орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Задание. Написать изложение по тексту Б. Емельянова «Как я покупал собаку».
Самостоятельно составить и написать заключительную часть рассказа.

                                                 Как я покупал собаку

Я попросил своих товарищей присмотреть где-нибудь для меня взрослого, солидного пса, который бы все понимал и умел вести себя дома и на охоте. Мне позвонили и сказали, что есть такая собака в городе Орехово-Зуеве. Хозяин продавал ее не от нужды, а от обиды: поблизости от Орехова пропали тетерева и куропатки, и охотиться стало не на кого.

Огромный сеттер понравился мне с первого взгляда. Навстречу мне он чуть приподнял свою умную, лобастую голову и по приказу хозяина шагнул вперед, сурово и с достоинством.

Хозяин коротко назначил цену, я не торговался, отсчитал деньги, взял ременной поводок и сам пристегнул его к собачьему ошейнику.

К машине мы шли вместе с хозяевами собаки. Томка уселся на заднем сиденье. Когда машина тронулась с места, Томка вздрогнул и оглянулся. Вслед за Томкой я тоже посмотрел назад. Старый его хозяин все стоял у ворот, жена хозяина вытирала платком глаза.

В квартиру пес поднялся как будто спокойно. Дома Томка весь день лежал, положив морду на низкий подоконник. Когда стало трудно различать лица прохожих на улице, он встал, подошел ко мне – я в это время сидел на диване – и неожиданно опустил мне на колени свою тяжелую голову. По легкому, чуть заметному покачиванию собачьего тела я понял, что Томка дремлет.

Прошло двадцать минут, полчаса. Ноги мои затекли, становилось все труднее сидеть, и наконец я не выдержал. Я взял Томку за ошейник и легонько тряхнул. Пес всхрапнул, доверчиво потянулся ко мне всем телом и только потом открыл глаза. И вдруг… в собачьих темных зрачках мелькнул ужас. Томка оскалил зубы и зарычал злобно, непримиримо.

На третий день нашей совместной жизни я понял, что мне не удастся приручить Томку: он слишком сильно любил своего старого хозяина. Три дня пес лежал в углу, у окна, без сна, не притрагиваясь к пище. Он тосковал и мучился, как человек. Я тоже мучился. Я уже успел полюбить Томку за верность.

К концу третьего дня я дал телеграмму в Орехово-Зуево. Хозяин приехал за своей собакой тотчас же, с ночным поездом.

Томка первым услышал его шаги на лестнице. Он еще не верил, что это возвращается самый любимый его человек. Когда я открыл дверь и хозяин вошел в комнату, Томка не бросился к нему. Он только завилял хвостом, лег на блок и закрыл глаза. Может быть он опять боялся проснуться. Потом он повернулся и как маленький щенок, опрокинулся на спину. По-собачьему это значило, наверное: «Видишь, я не могу без тебя жить. Это хорошо, что ты вернулся».

В ту же ночь Томка уехал со своим хозяином-другом.

Томкин хозяин понял, что друзей не продают, а я – что друзей не покупают за деньги: дружбу и уважение надо заработать.                                      (По Б. Емельянову) (430 слов)

Контрольная работа №3. Тест.

Вариант 1.

1. Укажите словосочетание, образованное по способу согласования:

а) из-за осенней мглы                      б) неподвижно висевшей

в) покрытое облаками                      г) мягкость света

2. Определите способ подчинительной связи в словосочетании отдохнуть на отмели:

а) согласование                б) управление               в) примыкание

3. Укажите, в каком ряду словосочетания образованы одним и тем же способом связи:

а) видел листву; загорались вдали; лежал по утрам

б) особенно мягкие; ищите под берёзками; увидеть ночью

в) золотыми монетками; в дружественном государстве; падающих листьев

г) раздвинула листья; вспоминает о ней; бродил подолгу

4. Укажите словосочетание, которое соответствует данной характеристике: главное слово выражено деепричастием, зависимое – наречием, способ связи – примыкание:

а) зимой покрылась                         б) опустилась медленно

в) поступив по-человечески                 г) улыбаясь глазами

5. Определите правильный ответ:

а) невидимый работяга – (способ связи – согласование)

б) помогал всегда – (способ связи – управление)

в) люблю леса – (способ связи – примыкание)

г) защищающий родину – (способ связи – согласование)

6. Укажите признак, не характерный для предложения:

а) основная синтаксическая единица;

б) содержит сообщение, вопрос или побуждение;

в) представляет собой сочетание двух или нескольких самостоятельных слов;

г) характеризуется интонационной и смысловой завершённостью

7. В каком варианте правильно указана грамматическая основа предложения: Что впервые заставляет человека взять в руки перо?

а) заставляет человека                 б) заставляет взять

в) взять перо                                 г) что заставляет взять

8. Укажите предложение, в котором нет побуждения:

а) Любите книгу – источник знаний!

б) Всем прочитать эту книгу сегодня же!

в) Прочитал бы ты эту книгу.

г) Как интересна эта книга!

9. Укажите неверный ответ. По цели высказывания предложения бывают:

а) восклицательными                        б) повествовательными

в) побудительными                           г) вопросительными

10. Укажите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением:

а) У ворот часовые остановили нас и потребовали паспорта.

б) Так никто и не встретил старушку на вокзале.

в) Совесть – одно из самых удивительных человеческих чувств.

г) Трое друзей отправились летом в поход.

11. Укажите ошибочное согласование главных членов предложения:

а) Семеро одного не ждёт.

б) Где двое говорят, тут третий не приставай.

в) Учитель с учениками отправились на экскурсию в музей.

г) Прибыл первый отряд туристов.

12. Укажите предложение с составным именным сказуемым:

а) Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели.

б) Жизнь прекрасна и удивительна.

в) Каждый может делать что-то доброе и оставить по себе добрую память.

г) Позорить своё отечество – значит продавать его.

13. Определите вид сказуемого в предложении: Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости.                                                                                                                                                                                            а) составное глагольное            б) составное именное                 в) простое глагольное

14. Укажите правильный вариант ответа. В предложении между подлежащим и сказуемым тире ставится:

1) если подлежащее и  сказуемое выражены существительным или числительным в именительном падеже;

2) если оба главных члена выражены неопределённой формой глагола или количественными числительными;

3) если в предложении имеется глагол-связка быть;

4) если один главный член выражен неопределённой формой глагола, а другой – существительным

а) 1, 2, 3, 4              б) 1, 3, 4            в) 2, 3, 4               г) 1, 2, 4

Вариант 2.

1. Укажите словосочетание, не образованное по способу управления:

а) видел объявление                б) доволен поездкой

в) полностью согласен             г) портфель отца

2. Укажите, в каком ряду словосочетания образованы по способу примыкания:

а) по-осеннему горько; было грустно; охвачено тишиной

б) встретить летом; бредёшь не спеша; придёт непременно

в) оттеняет синеву; говорит шёпотом; медленно светает

г) дышала теплотой; вспоминать любя; сказал шутя

3. Какими способами связи может образоваться словосочетание, в составе которого имеется глагол?

а) примыкание и согласование

б) управление и согласование

в) управление и примыкание

4. Установите соответствие:

а) способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже с предлогом или без предлога;

б) способ связи, при котором неизменяемое зависимое слово связывается с главным только по смыслу;

в) способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное

 

                      1 – примыкание;       2 – управление;          3 – согласование

5. Укажите, в каком ряду словосочетания образованы разными способами связи:

а)  хочу ответить; появился справа;

б) бегущая по волнам; цветущая роза;

в) лёжа на диване; отправился в школу;

г) близким друзьям; прочитанной книгой.

6. Определите предложение Самому умному философу трудно отвечать на глупые вопросы по составу и по цели высказывания:

а) двусоставное, повествовательное

б) односоставное, повествовательное

в) двусоставное, побудительное

г) односоставное, побудительное

7. Укажите признак инверсии (обратного порядка слов в предложении):

а) согласованное определение стоит перед определяемым словом, а несогласованное – после него;

б) подлежащее предшествует сказуемому;

в) перед сказуемым располагается обстоятельство образа действия;

г) сказуемое предшествует подлежащему;

д) обстоятельство времени стоит в начале предложения

8. Укажите соответствие:

а) по строению грамматической основы предложения бывают...

б) по наличию второстепенных членов предложения бывают...

в) по количеству грамматических основ предложения бывают...

  1 – простые и сложные;                   2 – односоставные и двусоставные;    

  3 – распространённые и нераспространённые

9. Какое из предложений соответствует схеме  _._._  ‗‗‗‗   ˜˜˜˜ ____

а) Любо в лесу мне бежать.

б) Долго-долго падают кленовые листья.

в) Вот девочка подняла кудрявую голову.

г) С детских лет великий Пушкин мне знаком.

10. Укажите правильный вариант ответа. В предложении между подлежащим и сказуемым тире ставится:

1) если подлежащее и  сказуемое выражены существительным или числительным в именительном падеже;

2) если оба главных члена выражены неопределённой формой глагола или количественными числительными;

3) если в предложении имеется глагол-связка быть;

4) если один главный член выражен неопределённой формой глагола, а другой – существительным

а) 1, 2, 3, 4              б) 1, 3, 4            в) 2, 3, 4               г) 1, 2, 4

11.  Чем не выражается именная часть составного именного сказуемого?

а) существительным в именительном или творительном падеже;

б) краткими прилагательными;              в) наречиями;                  г) деепричастиями;

д) краткими страдательными причастиями

12. Какой из глаголов связок составного именного сказуемого обычно не употребляется в настоящем времени?                                                                                                                                                      

а) быть                  б) являться                   в) становиться                     казаться

13. Сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого, и неопределённой формы глагола, выражающей его основное лексическое значение, называется:

а) простым глагольным                       б) составным именным                      в) составным глагольным

14. В каком предложении сказуемое соответствует данной характеристике: составное именное сказуемое, состоит из глагола связки и именной части, выраженной именем прилагательным

а) Уважение к физическому труду считается показателем воспитанности человека.

б) Лето в этом году было сухим и жарким.

в) Дождь перестал лить только в сумерки.

г) Мужество есть великое свойство души.

Ключ.

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

№11

№12

№13

№14

Вариант 1

а

б

в

в

а

в

г

г

а

б

а

б

в

г

Вариант 2

в

б

в

а-2;

б-1;

в-3

б

б

г

а-2;

б-3;

в-1

б

г

г

а

в

б

Контрольная работа №4.

Сжатое изложение.

Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель. Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он ставит себе цель, достойную человека. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага: машину, дачу, мебельный гарнитур, - он допускает роковую ошибку.

Ставя себе целью карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. Не повысили в должности – огорчение; не успел купить марку для своей коллекции – огорчение; у кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение. Еще какое! А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы.

Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная. Она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей Вселенной.                  

                                                                                                                            (По Д. Лихачеву.)                     172 слова.

Контрольная работа №5. Диктант с грамматическим заданием.

Крокодил.

В мире животных у нас есть симпатии и антипатии. Крокодилов не любит никто. Этот огромный, обитающий в воде ящер имеет небольшой мозг, но мощные челюсти и мускулистый хвост, удар которого может переломить ноги взрослой антилопе.
            Крокодил – искусный охотник. Часами он может неподвижно лежать в воде, высунув на поверхность лишь ноздри и выпуклые глаза*. Стоит кому-то приблизиться к водопою и от жажды потерять бдительность, он мгновенно бросается на жертву. В Африке ею чаще всего бывают антилопы.
           Размеры жертвы крокодила нисколько не смущают. На суше он её не приканчивает, а тащит в воду и топит**. Рвать жертву хищник сразу не станет, а поместит за корягу или в пещеру, вырытую для этого в берегу под водой, и подождёт, пока добыча «отмокнет».
          Желудок крокодила – адский химический комбинат, переваривающий всё: шерсть, рога, копыта. Даже железные крючья постепенно разъедаются в его желудке.
          Суши крокодил не избегает. Излюбленное его занятие – греться на песчаном берегу водоёма. При явной опасности он мчится в воду, изгибая тело, выбрасывая далеко вперёд задние ноги. Здесь он хозяин.                                                                                                        (166 слов)  (По В. Пескову)  

Грамматическое задание.

  1. Синтаксический разбор + характеристика + выписать словосочетания.

                          1 вариант *                                    2 вариант **

  1. Графически объяснить знаки препинания в 1-м, 2-м предложениях второго абзаца, 1-м предложении четвёртого абзаца, 2-м, 3-м предложениях пятого абзаца.
  2. Подчеркнуть, надписав, сказуемые разных видов.
  3. Подчеркнуть все обстоятельства в предложениях.

Контрольная работа №6.

Сжатое изложение.

Были ли у человеческого искусства два пути с самого начала или оно раздвоилось гораздо позже? Что же было вначале: потребность души поделиться своей красотой с другим человеком или потребность человека украсить свой боевой топор? А если потребность души, если просто накопившееся в душе потребовало выхода и изумления, то не всё ли равно, на что ему было излиться: на полезное орудие труда или просто на подходящую для этого поверхность прибрежной гладкой скалы?

Красота окружающего мира: цветка и полёта ласточки, туманного озера и звезды, восходящего солнца и пчелиного сота, дремучего дерева и женского лица – вся красота окружающего мира постепенно аккумулировалась в душе человека. Потом неизбежно началась отдача. Изображение цветка или оленя появилось на рукоятке боевого топора. Изображение солнца или птицы украсило берестяное ведерко либо первобытную глиняную тарелку. Ведь до сих пор народное искусство носит ярко выраженный прикладной характер. Всякое украшенное изделие – это прежде всего изделие. Будь то солонка, дуга, ложка, трепало, салазки, полотенце, детская колыбелька…

Потом уж искусство отвлеклось. Рисунок на скале не имеет никакого прикладного характера. Это просто радостный или горестный крик души. От никчёмного рисунка на скале до рисунка Рембрандта, оперы Вагнера, скульптуры Родена, романа Достоевского, стихотворения Блока, пируэта Галины Улановой.                                                        

                                                                                                                               (По В. Солоухину.)                    92 слова.

Контрольная работа №7.

Диктант с грамматическим заданием.

        На самом северном из трёх тригорских холмов есть деревянные скрипучие ступеньки. От них узкая тропинка ведет мимо дома Осиповых, мимо большого зеркального пруда к началу парка. Отсюда вправо идёт коротенькая липовая аллея. В конце её вековые липы, коренастые дубы да остролистые клёны образуют удивительно красивую группу деревьев.

        Своеобразный облик этой единственной беседки подчеркивает вековой дуб, склонившийся над землёй и словно пытающийся взлететь в небо.

Деревья скрывают от вашего взгляда как усадьбу, так и пруд с парком и открывают замечательный вид на крутой зелёный скат Тригорского, отлогие берега Сороти, на поля, и луга, и нивы, прорезанные извивающейся узкой гладью реки.

        Как и в пушкинские времена, глядите ли вы ранней весной на чёрные поля и бушующие тёмные воды разлившейся Сороти, любуетесь ли блестящей на солнце летней зеленью полей и лугов, видите ли осенний грустный пейзаж со скирдами уже сжатого хлеба или созерцаете заснеженную равнину – всегда неизменно чувствуете широкую, спокойную и сильную красоту открывающейся перед вами природы. На вашу душу нисходит покой да мир.

(По С.Гейченко)         (153 слова)

Грамматические задания.

  1. Подчеркните однородные члены предложения.
  2. В предложении 3 абзаца объясните графически постановку знаков препинания. Составьте схему предложения.
  3. Составьте, запишите и выполните синтаксический разбор предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения.

Контрольная работа №8.

Сжатое  изложение.

Самая большая ценность народа - язык, на котором он пишет, говорит и думает. Это значит, что вся сознательная жизнь людей проходит через родной для них язык. Все мысли человека формулируются языком, а эмоции, ощущения окрашивают то, о чём он думает.

Есть язык народа как показатель его культуры, а есть язык человека как показатель его личных качеств. Язык человека - это его мировоззрение и поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает. Поэтому самый верный способ узнать человека - прислушаться к тому, что и как он говорит.

Мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, на его походку и лицо, но судить о человеке только по этим признакам - значит ошибаться. А вот язык человека - гораздо более точный показатель его нравственных качеств, его культуры. Язык - самое выразительное, чем человек обладает, поэтому за своей речью - устной или письменной - надо следить постоянно.

(По Д.С.Лихачёву)             133 слова

Контрольная работа №9.

Диктант с грамматическим заданием.

Что, скажите,  делать людям, у которых плохая речь? Которые, например, заикаются, или просто говорят неотчетливо, или не выговаривают нескольких звуков? Очевидно, надо идти к специалисту-логопеду и выполнять его советы.

Но самое лучшее лечение – это собственный упорный труд.

В Древней Греции был выдающийся оратор по имени Демосфен. Его речи, бесспорно,  играли большую роль в жизни народа. А в детстве Демосфен был косноязычен. Но мальчику хотелось стать оратором, а врачей-логопедов тогда еще не было. И он сам занялся исправлением своей речи. По утрам он, стараясь никому не мешать, во-первых,  уходил на речку, во-вторых, клал себе в рот речные камешки и упражнялся не только в правильном, но и в отчетливом произношении слов и фраз. Затруднение - камешки во рту – заставляло его говорить особенно старательно и отчетливо. Как говорится в книгах, постепенно голос его окреп, у него выработалась правильная дикция (то есть отчетливое произношение), и это помогло ему стать одним из самых замечательных ораторов Древней Греции.                                                 (153 слова)

Грамматические задания.

  1. Найдите и обозначьте вводные слова.
  2. Выполните синтаксический разбор последнего предложения.
  3. Выпишите три слова с разными орфограммами в корне. Объясните их написание.

Контрольная работа № 11.

Диктант с грамматическим заданием.

Всю ночь над побережьем шумел ливень. Медленные молнии освещали волны, бившие о берег, растрёпанные платаны в саду и мою комнату, похожую на каюту. Каждый раз от вспышки молнии сверкал на столе осколок дымчатого стекла, подобранный на берегу после прибоя. 
               Иногда срывался шквал, сильный и яростный, хлестал по стёклам мелкой галькой и яростно тряс стены. Дом скрипел, как больной, на разные голоса пели печные трубы,  бродячие псы, ночевавшие на веранде, начинали скулить от страха. 
             А утром всё так же ревело море, седое и мглистое, и вдали взлетали и окунались в воду доски, брёвна и деревья, вырванные с корнем. Их вынесла в море после ливня Бзыбь, горная река. 
            Толпа мальчишек собралась на берегу. Съёжившиеся, худенькие, они смотрели на море, неистово кричали и то отбегали от волны, то снова бросались к кромке прибоя.
            Порыв ветра ударил по башне маяка. Внутри фонаря что-то прозвенело, маленькие радуги, отблески солнца от отполированных медных частей маячного механизма, задрожали на лицах мальчишек. 

                                                                                                                                         (По К. Паустовскому)      (154 слова)

Грамматические задания.

  1. Объяснить графически постановку знаков препинания.
  2. Выполнить синтаксический разбор сложного предложения.

Контрольная работа №12.

Изложение с творческим заданием.

Скрытным человеком был Сергей Рахманинов – великий русский пианист. В первый момент он немного пугал слишком было в нем достоинств, слишком значительно даже трагично было его изнеможденное лицо, с глазами полуприкрытыми тяжелыми веками. Но проходило некоторое время и становилось ясно, что он внимателен к людям не только к близким, но и к чужим готов им помочь. И делал это всегда незаметно, о многих добрых делах никто не знал. 
             Я расскажу одну такую одну историю. Однажды в газете я напечатал коротенькое воззвание с просьбой помочь молодой женщине, матери двух детей попавшей в тяжелое положение. На следующий день пришел чек на три тысячи франков от Рахманинова. Эти деньги обеспечивали жизнь этой семьи на несколько месяцев. Единственное условие Рахманинова - никто не должен знать о его помощи. 
              Композитор давал крупные пожертвования на инвалидов, посылал своим друзьям в Москву и Петербург множества посылок, устраивал ежегодные концерт в Париже в пользу студентов. Но перед этими благотворительными концертами Рахманинов всегда собирал на свои выступления переполненные аудитории, очень волновался из-за того что зал будет не полным. 
              В начале 1942 года была устроена кампания по сбору пожертвований, в пользу русских военнопленных, тысячами умиравших в германии от голода.                                                                        Надо было распропагандировать сбор. Я обратился к Сергею Васильевичу с просьбой написать несколько слов о том, что нужно помочь военнопленным предложив поместить его обращение на первый лист газеты. 
             У Рахманинова было большое чувство юмора. Письмо, присланное в ответ, носило печаль благодушной иронии: «Многоуважаемый господин Седых, я должен отказаться от вашего предложения не люблю появляться в прессе, да и что можно ответить на вопрос, почему нужно давать деньги на военнопленных это-то же самое, если спрашивать, почему надо питаться. Кстати сообщаю мною послано двести посылок через Красный Крест. С уважением к вам С.Рахманинов».

(По А.Седых)     (284 слова)

Контрольная работа №13.

Диктант с грамматическим заданием.

Тревожная ночь.

  Море гудело грозно, выделяясь из всех шумов этой тревожной ночи. Огромное, теряющееся в пространстве, оно лежало глубоко внизу, далеко белея сквозь сумрак бегущими к земле гривами пены. Страшен был и беспорядочный гул старых тополей за оградой сада, мрачным островом выраставшего на скалистом побережье.

  Море гудело ровно, победно и, казалось, всё величавее в сознании своей силы. Влажный ветер валил с ног на обрыве, но мы долго не в состоянии были насытиться его мягкой, до глубины души проникающей свежестью. Потом, скользя по мокрым глинистым тропинкам и остаткам деревянных лестниц, мы стали спускаться вниз, к сверкающему пеной прибою. Ступив на гравий, мы тотчас же отскочили в сторону от волны, разбившейся о камни. Высокие волны с грохотом пушечных выстрелов рушились на берег. Убегая назад, они увлекали спутанные водоросли. Весь воздух был пропитан прохладной изморосью, и всё вокруг дышало вольной свежестью моря.

   Темнота бледнела, и море уже ясно было видно на далёкое пространство.

 (По И.Бунину)    (148 слов)

Задания.

1.     Синтаксический разбор по вариантам.

2.     Подчеркнуть в тексте два составных именных сказуемых.

3.     Выписать из текста 3 словосочетания с разными видами связи.  

Итоговая контрольная работа. Тест.

Вариант I

Часть 1

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется нн?

Бабушка любила кушать грузди, жаре(1)ые в сметане, отваре(2)ые в рассоле, но больше всего соле(3)ые.

  1. 1,2                        3) 1,2,3
  2. 2,3                        4) 2
  1. В каком предложении не с словом(-ами) пишется слитно?
  1. Письмо (не)распечатано и (не)прочитано.
  2. Ни одна звезда (не)озаряла мой путь.
  3. Ты рассказал далеко (не)интересную историю.
  4. В воздушном пространстве много (не)исследованных зон.
  1. Укажите предложение с составным именным сказуемым.
  1. Парус белый из тумана начинает выплывать.
  2. Охвачено сердце тревогою смутной.
  3. Росы напился соловей с кленового листа.
  4. Небо из-за горы казалось огромным.
  1. Укажите правильное объяснение постановки тире в предложении.

Я буду ловить рыбу, а бабушка – продавать.

  1. Тире ставится в неполном предложении.
  2. Обобщающее слово стоит после однородных членов.
  3. Тире ставится при прямой речи.
  4. Тире ставится между подлежащим и сказуемым при отсутствии глагола-связки.
  1. Найдите двусоставные предложения.
  1. Вновь зарёю восток озарило.
  2. Легки облака на рассвете.
  3. С крыши сбросили снег.
  4. Липким запахом веет полынь.
  1. Определите вид простого предложения  Люблю читать приключенческую литературу.
  1. определенно-личное                        3) безличное
  2. неопределенно-личное                        4) двусоставное
  1. Найдите определённо-личное предложение.
  1. Вновь к черемухе душистой пчелы ранние летят.
  2. Из полей тянуло гречишным медом.
  3. Тихо бреду вдоль пушистых решеток канала.
  4. Золотым лучом деревню облило.
  1. Укажите предложение с обобщающим словом при однородных подлежащих. (Знаки препинания не расставлены.)
  1. К числу дичи принадлежат не только птицы но и звери.
  2. Былые невзгоды и беды и горе промчатся как воды забудутся вскоре.
  3. Ни зайчишка ни гусь ни поросенок никто не спасется от страшных зудов волка.
  4. Я царство мое убираю в алмазы жемчуг серебро.
  1. В каком предложении перед как ставится запятая?
  1. Дождь лил как из ведра.
  2. У тебя брошка как пчелка.
  3. Белая чайка мелькала в воздухе как первый снег.
  4. Молодость как песня жаворонка на заре.
  1. Укажите, чем осложнено предложение.

Действительно, часов около двух пополудни начал дуть ветер, сначала тихий и ровный, а затем всё усиливающийся.

  1. обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
  2. вводным словом и определением, выраженным причастным оборотом.
  3. вводным словом и однородными обособленными определениями.
  4. вводным словом.
  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

И вот (1) к счастью (2) начался лес (3) то приближаясь к дороге (4) то удаляясь от нее.

  1. 2,4                                3) 1,4
  2. 1,2,3,4                        4) 1,2,4
  1. На месте каких цифр нужны запятые?

Я совсем растерялся (1) не понимая происходящего (2) и (3) стоя на одном месте (4) бессмысленно смотрел на удаляющегося в сторону (5)маленького человека.

  1. 1,4,5                        3) 1,2,3,4
  2. 2,3,4,5                        4) 1,2,3,4,5
  1. Где надо поставить знаки препинания?

Облепиха (1) кустарник (2) или дерево с колючими ветвями (3) растет всюду (4) по берегам рек (5) озер (6) в садах.

  1. 1,3 – тире, 2,5,6 – запятые.
  2. 1- тире, 2,3,5,6 – запятые.
  3. 1,3 – тире, 4 – двоеточие, 5,6 – запятые.
  4. 1- тире, 2,3,4,5,6 – запятые.
  1. Какое предложение с цитатой оформлено неправильно?
  1. Л.Толстой утверждал, что «главное средство во всяком искусстве – чувство меры».
  2. Л. Толстой утверждал : «Главное средство во всяком искусстве – чувство меры».
  3. Хочется напомнить о том, что «надо там речей не тратить по-пустому, где нужно власть употребить».
  4. Твардовский говорит о своем герое:

«Парень в этом роде

В каждой роте есть всегда…»

  1. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.
  1. Мир этот предстает перед Жуковским как мир крушения личных надежд.
  2. В долгой жизни своей видывал я путешественников, до глубокой старости не утративших, несмотря на свой возраст, своей страсти.
  3. За прилавкою сидит молодой купец, статный молодец Степан Парамонович, по прозванию Калашников.
  4. Ночью особенно в грозу спать ребятам в шалаше страшновато.

Часть 2

  1. Два часа пробирались мы к озеру, обходя трясины и пытаясь отыскать удобные подходы. (2) Ценой сверхъестественных усилий мы преодолели заросли какого-то колючего растения, затем чащобу, и впереди показался остров. (3) Не добравшись до лесистого бугра, мы упали в заросли ландышей. (4) Их правильные листья, как будто выровненные неведомым мастером, искусно придавшим им геометрически правильную форму, зашелестели у наших лиц.

(5)         В продолжении получаса мы предавались покою. (6) Поднимаешь голову, а над тобой шумят сосны, величественные, стройные, верхушками упирающиеся в бледно-голубое небо, по которому движутся не тяжёлые, а по-летнему полувоздушные облачка-непоседы. (7) А где-то рядом колышутся, шепчутся, что-то назойливо лепечут сухие камыши.

(8)        Кругом никого и ничего. (9) Только темно-желтые сухие листья кружатся в воздухе. (10) Позвать кого-нибудь? (11) Попробуйте, крикните. (12) Никто не услышит. (13) Не рассчитывайте встретить здесь одинокого человека.

  1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста? Напишите его номер.
  1. К озеру мы пробирались через трущобу.
  2. По небу двигались лёгкие облачка.
  3. К озеру мы шли прямо по трясине.
  4. Листья ландышей были геометрически правильной формы.
  1. Напишите вид подчинительной связи словосочетания рядом колышутся (предложение7).
  2. Из предложений 4-6 выпишите производный предлог.
  3. Из предложения 6 выпишите приложение.
  4. Среди предложений 5-8 найдите предложение с однородными сказуемыми. Напишите его номер.
  5. Среди предложений 1-4 найдите простое с обособленными однородными обстоятельствами. Напишите его номер.
  6. Среди предложений 9-13 найдите простое односоставное безличное. Напишите его номер.
  7. Чем осложнено предложение 9?

Часть 3

Напишите сочинение о том, какой школьный предмет вам нравится больше всего и почему.

Вариант II

Часть 1

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется нн?

На картинах, написа(1)ых масля(2)ыми красками, в позолоче(3)ых рамах были виды Крыма.

  1. 1,2                        3) 1,2,3
  2. 1,3                        4) 2
  1. В каком предложении не со словом(-ами) пишется слитно?
  1. Он привел вовсе (не)убедительные аргументы.
  2. Впереди была река, хоть и (не)широкая, но глубокая.
  3. За травянистым болотом открылся (не)тронутый пожаром лес.
  4. Орехи были (не)расколоты.
  1. Укажите предложения с составным именным сказуемым.
  1. Жизнь без движения пуста.
  2. Всё у нас с тобой по-прежнему.
  3. Сбегутся песню слушать колосья на ветру.
  4. От родимой земли журавли оторваться никак не могли.
  1. Укажите правильное объяснение постановки тире в предложении.

Изделия Фаберже – подлинные произведения искусства.

  1. Тире ставится в неполном предложении.
  2. Обобщающее слово стоит после однородных членов.
  3. Тире ставится при прямой речи.
  4. Тире ставится между подлежащим и сказуемым при отсутствии глагола-связки.
  1. Найдите двусоставные предложения.
  1. Скамейка почернела от времени.
  2. В воздухе запахло гарью.
  3. Буду слушать музыку падающей листвы.
  4. Мать, строго посмотрев на сына, вышла из комнаты.
  1. Определите вид простого предложения:  Снегом замело входы в блиндажи.
  1. определенно-личное                        3) безличное
  2. неопределенно-личное                        4) двусоставное
  1. Укажите предложение с обобщающим словом при однородных обстоятельствах. (Знаки препинания не расставлены.)
  1. Всё пахло листья сирени и смородины кусты акации цветы трава земля.
  2. Листья падали дни и ночи.
  3. Среди птиц насекомых в сухой траве всюду чувствовалось приближение осени.
  4. Тысячи людей прошли сквозь весь Донбасс и в зной и в пыль и в дождь и в грязь.
  1. Укажите предложение с вводной конструкцией. (Знаки препинания не расставлены.)
  1. Мы ехали в общем вагоне.
  2. С ним бывало немало приключений.
  3. Быть может вы сможете мне помочь?
  4. К счастью прибавилось чувство тревоги.
  1. В каком предложении перед как ставится запятая?

1) Дождь лил как из ведра.

2) У тебя брошка как пчелка.

3) Белая чайка мелькала в воздухе как первый снег.

4) Молодость как песня жаворонка на заре.

  1. Укажите, чем осложнено предложение.

Река, сжатая с обеих сторон стеной леса, пенилась, вздымая валы, и стремительно скользила мимо.

  1. однородными членами предложения.
  2. обособленным определением, выраженным причастным оборотом, и однородными членами.
  3. обособленным определением, выраженным причастным оборотом, и обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, и однородными членами.
  4. обособленным приложением и однородными членами предложения.
  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

И опять вьётся (1) уводя вдаль (2) пыльная (3) нагретая солнцем (4) дорога.

  1. 3,4                                3) 1,2,3
  2. 1,2,3,4                        4) 1,2,4
  1. На месте каких цифр нужны запятые?

Вронский остановил кучера (1) не доезжая до аллеи (2) и (3) отворив дверцу (4) на ходу выскочил из кареты (5) и пошел в аллею (6) ведущую к дому.

  1. 1,2,3,4,5,6                        3) 1,2,3,4,6
  2. 1,4,6                        4) 1,4,5,6
  1. Где надо поставить знаки препинания?

Яркая иволга (1) обитательница высокого (2) березового леса (3) дает знать о своем прибытии звучным (4) похожим на флейту голосом.

  1. 1 – тире, 2,3,4 – запятые.
  2. 1 – тире, 3,4 – запятые.
  3. 1,2,3,4 – запятые.
  4. 1,3,4 – запятые.
  1. Какое предложение с цитатой оформлено неверно?
  1. Л. Толстой говорил, что: «Слово – выражение мысли».
  2. Даль отмечал, что язык народа – «сокровищница нашего языка».
  3. По мнению Чехова, «праздная жизнь не может быть чистой».
  4. Тютчев пишет:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

  1. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.
  1. Здесь, вместо лампы или свечи, горел яркий веерообразный огонек.
  2. Две старушки пили чай или, может быть, играли в карты, или просто разговаривали, сидя в плетеных креслах у столика, покрытого длинной, до пола, скатертью.
  3. Однажды, в будний день, поутру я с дедом разгребал на дворе снег, обильно выпавший за ночь.
  4. Так и не заснув, Феня разбудила Машу ни свет ни заря, со вторыми петухами.

Часть 2

        

  1. Цветок этот, пожалуй, из скромных скромный, не выбирает себе лучшего места, не выпячивается, не бросается в глаза, как, к примеру, ромашка, медуница, иван-чай. (2) Где сырая ложбиночка, где овражек с ручейком, там и незабудки…
  1. Незабудки… (4) Имя-то какое ласковое! (5) Заслужил. (6) Цветок этот о пяти лепесточках, голубенький, неба понежнее, а в самой серёдке желтое сердечко. (7) Незабудки не выгорают, не выцветают, не тускнеют на горячем солнышке лета. (8) Свечение от цветка, который и размером-то с ноготок ребенка, мягкое, чистое, доверчивое. (9) Поглядишь и не забудешь. (10) В цветке этом вместе совмещены и красота, и простота, и вечность. (11) Если б (допустим на мгновение) на земле не было никаких других цветов, кроме этого, мы бы всё равно знали, судя по незабудкам, как прекрасны цветы.

  1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста? Напишите его номер.
  1. Незабудка – цветок скромный, нежный.
  2. У незабудки ласковое название.
  3. От солнышка цветочки становятся бледнее.
  4. У незабудки пять лепесточков.
  1. Напишите вид подчинительной связи словосочетания цветок этот (предложение 1).
  2. Из предложений 3-5 выпишите составное именное сказуемое.
  3. Из предложений 8-11 выпишите прилагательное в краткой форме.
  4. Среди предложений 2-5 найдите простое назывное. Напишите его номер.
  5. Среди предложений 8-11 найдите предложение с однородными подлежащими. Напишите его номер.
  6. Среди предложений 3-11 найдите сложное со вставной конструкцией. Напишите его номер.
  7. Чем осложнено предложение 7?

Часть 3

Напишите сочинение о том, какое литературное произведение, прочитанное в восьмом классе,  вам больше всего понравилось и почему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку. 6 класс. разумовская

Рабочая программа, соответствующая современным требованиям...

Рабочая программа по русскому языку. 6 класс. Разумовская

Настоящая программа по русскому языку для VI класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по русскому языку 5-9 ...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс.Разумовская.

Настоящая программа по русскому языку для VIIIкласса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по русскому языку 5-9...

Рабочая программа по русскому языку 6 класс Разумовская

Настоящая рабочая программа составлена на основе программ для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 - 9 кл., 10 - 11 кл. / составитель Е.И. Харитонова. - 2011 год...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская

Настоящая программа составлена на основе сборника программ для общеобразовательных учреждений : Русский язык . 5 - 9 класс., 10 - 11 кл. / сост. Е.И. Харитонова - 2011 год...

Рабочая программа по русскому языку 6 класс (Разумовская М.М.) 6 ч/нед

Рабочая программа «Русский язык 6 класс» составлена на основе Государственного стандарта основного общего образования по русскому языку, примерной программы ...

Рабочая программа по русскому языку 6 класс (Разумовская М.М)

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе авторской «Программы по русскому языку. 5-9 классы», авторы: М.М. Разумовская, С.И. Львова и другие. М: Дрофа, 2010 год, допущенно...