Рабочая программа по русскому языку 8 класс.Разумовская.
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

 

Настоящая программа по русскому языку для VIIIкласса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по русскому языку 5-9 классы (Авторы программы М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. А также отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_8.doc116 КБ
Microsoft Office document icon tematicheskoe_planirovanie._8.doc147 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Каждый человек уникален и неповторим, но есть у нас и много общего. Каждому из нас хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть, не ломали бы его личность, а помогали стать еще лучше, еще прекраснее. Наиболее актуальна данная проблема в детстве, когда от воздействия социума, от которого, кстати, у ребенка еще нет защиты, зависит его развитие, будет ли оно благополучным, или на пути становления личностью маленькому человечку встретятся трудности. Одной из таких трудностей может стать недостаточно успешное общение вследствие недоразвития эмоциональной сферы.  

Безусловно, роль эмоций на ранних этапах развития наиболее велика, т.к. само общение между взрослым и ребенком проходит на уровне эмоций и эмоционального реагирования, но в старшем дошкольном возрасте ребенок постепенно начинает овладевать своими эмоциями: в первую очередь осознавать их, а затем и в некоторой степени управлять. Эмоционально-мотивационную готовность, т.е. наличие эмоциональной устойчивости, потребности в общественно-значимой и общественно оцениваемой деятельности, отсутствие импульсивности и пр., даже выделяют в качестве компонента психологической готовности к школьному обучению.

Наши эмоции в общении находят ряд выражений: это и мимика, и пантомимика, и жесты,  и интонация, и речь, и многое-многое другое. Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей со сверстниками и взрослыми. Дети с бедной экспрессией, возможно, и сами полностью не улавливают, что им сообщается бессловесным образом другими людьми, неправильно оценивают и их отношение к себе, что в свою очередь, может быть причиной углубления астенических черт характера и появления невротических наслоений(1).

Не менее важен словесный язык чувств, который обозначает явления эмоциональной жизни. Называние эмоций ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя. Ребенок, говорящий на хорошем, богатом языке, лучше мыслит, у него появляется больше оттенков для словесного обозначения чувств, он тоньше понимает себя, свои переживания, эмоции у него становятся более дифференцированными. Психологи считают, что резервы повышения действенности нравственных представлений ребенка лежат в эмоциональной насыщенности содержания оценочных суждений взрослых, в использовании ими оценок личностных свойств, оценок-состояний, оценок-предвосхищений и других форм эмоциональных отношений, соответствующих уровню нравственного развития дошкольника(1).  

Кроме того, для того чтобы успешнее справляться с трудностями детям необходимо раскрепощение чувств, развитие креативности, творческого мышления.

Для того чтобы скомпенсировать эмоциональные трудности детей, помочь им успешнее адаптироваться в социуме и была составлена программа коррекции и развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста “Сказочный мир эмоций”, которая в данный момент успешно реализуется в ДОУ “ муниципальный детский сад присмотра и оздоровления детей с туберкулезной интоксикацией №16” города Орла и приносит свои результаты.  

Цель программы “Сказочный мир эмоций”: укрепление психического здоровья детей.

Задачи:

- развитие и коррекции эмоциональной сферы

-  стабилизация психических процессов, снятие напряженности

 - развитие творческого воображения, оригинальности мышления, стимулирование творческого самовыражения

- формирование социально-нравственного императива, умения анализировать и оценивать свои поступки и эмоции, а также поступки и эмоции других людей с позиции нравственности, социальных норм, развитие способности к сопереживаниию

- развитие саморегуляции детей

- способствование повышению уверенности в себе, формирование положительного самовосприятия, самооценки

Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Группа должна состоять из 7-10 человек.  

Оптимальная продолжительность занятий – 30-40 минут.

Оптимальная периодичность проведения занятий 1-2 раза в неделю.

Программу реализует педагог-психолог, т.к. он может получить определенную диагностическую информацию, а также может управлять спонтанно-возникшем терапевтическим процессом (в ходе, например, рисуночных техник).

Из наиболее необходимого оборудования можно выделить: магнитофон, кассеты с записями музыки, набор пиктограмм, альбомы, краски, сказочная атрибутика.

Рекомендацией к проведению является положение детей во время занятия: в кругу на стульчиках, пуфиках или ковре.

Используемые методы:

- сказкотерапия

- драмтерапия, имитационные и ролевые игры

- арттерапия

- психогимнастика

- метод направленного воображения

- техники и приемы ауторелаксации и саморегуляции

- элементы групповой дискуссии

В качестве контроля овладения умением выражать эмоции, распознавать их, можно использовать:

1) комплект заданий для изучения эмоциональной сферы ребенка, предложенный Минаевой В.М. в пособии для практических работников дошкольных учреждений “Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры”.

2) методики из книги С.В. Велиевой “Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста”.

Для диагностики результатов в области улучшения общего эмоционального самочувствия, в частности снижения уровня тревожности, можно использовать методику уровня тревожности Дорки и В. Амена в пособии М.А.Панфиловой “Игротерапия общения”.

Способность создавать оригинальные образы у детей можно продиагностировать с помощью методики О.М.Дьяченко “Дорисовывание фигур”.

Отработка знаний и умений проходит в 4 этапа:

  1. получение информации о содержании той или иной эмоции, её причин и пр.
  2. получение знаний о способах выражения, совладания той или иной эмоцией, этической оценке выражения той или иной эмоции.
  3. применение полученных знаний в конкретных ситуациях на закрепляющих занятиях.
  4. перенос умений, освоенных на занятиях в повседневную жизнь ребенка.

Последнее, осуществимо только при тесной связи педагога-психолога с другими педагогами ДОУ и родителями детей.

 

Большинство занятий имеют четкую структуру:

  1. ритуал начала занятий
  2. ознакомление с эмоцией, её проигрывание в форме эвристической беседы, игр
  3. игры, упражнения, направленные на закрепление полученных знаний
  4. релаксационные упражнения, ритуал окончания занятий, обсуждение занятия

При составлении данной программы я опиралась на работы Н.А. Сакович, М.И. Сакович, О.В. Хухлаевой, Е.А. Алябьевой, С.В. Крюковой, М.А. Панфиловой, В.М. Минаевой, Г.М. Жучковой, Н.Л, Кряжевой, О.А. Шороховой, К.Фопеля.

Литература.

  1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений.-М.: ТЦ Сфера, 2004. – 96с.
  2. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис. 2003. – 208с.
  3. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2002. – 160с.
  4. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. –М.: АРКТИ, 2000. – 48с.  
  5. Практика сказкотерапии / под ред. Н.А.Сакович. – СПб.: Речь, 2005. – 224с.
  6. Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2005. – 64с.
  7. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / пер. с нем.; в 4-х томах. Т.4 – М.: Генезис, 2003. – 160с.
  8. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 208с.  
  9. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208с.
  10.  Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М.: Генезис, 2005. – 175с.  



Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО

Зам. Директора по УВР                                                                                                                Приложение №2

___________/__________________/

«____»_________________20____г.

Календарно-тематическое планирование

по русскому языку для 8-го класса

на 2012-2013 учебный год.

п/п

Дата

проведения

урока

№ урока

в разделе,

теме

Тема урока

Повторение

Развитие речи

Примечание

Планир.

Факт.

О языке (1ч.)

1

01.09

1

Русский язык в семье славянских языков.

Трудные случаи правописания (на основе изученного) (10 ч.)

2

03.09-08.09

1-2-3

Правописание НЕ со всеми частями речи

3

03.09-08.09,

10.09-15.09

4-5

Н-НН в  страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

4

10.09-15.09

6-7

Правописание союзов, соотносимых с формами других частей речи.

5

10.09-15.09

8

Комплексное повторение.

6

17.09-22.09

9-10

Контрольный диктант №1 по теме «Трудные случаи правописания (на основе изученного)». Работа над ошибками контрольного диктанта.

Речь (2 ч.)

7

17.09-22.09

11-12

Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи. Языковые средства, характерные для различных стилей речи.

Дом. сочинение

ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.

Синтаксис и пунктуация.

Словосочетание и предложение (7ч.)

9

24.09-29.09

1

Понятие о словосочетании. Строение словосочетания: главное и зависимое слова. Способы связи в словосочетаниях.

10

24.09-29.09

2

Понятие о предложении. Отличие предложения от словосочетания. Виды предложений по цели высказывания.

11

24.09-29.09

3-4

Подготовка и написание изложения «Прыжок» (Л.Толстой)

12

5

Прямой и обратный порядок слов в предложении. Логическое ударение.

13

6-7

Контрольный диктант №2 по теме «Словосочетание и предложение». Работа над ошибками.

РЕЧЬ (4 ч.)

14

1-2

Репортаж. Особенности строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства.

15

3-4

Подготовка и написание сочинения по теме «Репортаж».

СИНТАКСИС ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Двусоставное предложение.

Главные и второстепенные члены предложения. (14 ч)

16

1

Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

17

2

Способы выражения подлежащего.

18

3-4

Простое и составное сказуемое (глагольное и именное).

19

5

Связка.

20

6-7

Постановка тире между подлежащим и сказуемым.

21

8

Определение, дополнение и обстоятельство как второстепенные члены предложения.

22

9

Определение согласованное и несогласованное.

23

10

Приложение как особый вид определения.

24

11

Виды обстоятельств.

25

12

Сравнительный оборот. Выделение запятыми сравнительного оборота.

26

13-14

Контрольный диктант №3 по теме «Двусоставные предложения». Работа над ошибками.

Речь (4 ч.)

27

1-2

Р/р. Портретный очерк. Особенности строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства

28

3-4

Р/р. Подготовка и написание сочинения по теме «Портретный очерк»» (по картине М.М. Кустодиева «Шаляпин»).

Односоставные предложения (12 ч.)

29

1-2

Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего (назывные).

30

3-4

Односоставные предложения в форме сказуемого. Определённо-личные.

31

5-6

Односоставные предложения в форме сказуемого. Неопределённо-личные предложения.

32

7-8

Подготовка и написание изложения «Обыкновенная земля» (К.Паустовский).

33

9-10

Безличные предложения.

34

11-12

Контрольный диктант №4 по теме «Односоставные простые предложения». Работа над ошибками контрольного диктанта.

Речь(1ч.)

35

1

Р/р. Проблемная статья.  Особенности строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства.

Неполные предложения (5ч.)

36

1-2-3

Понятие о неполных предложениях.

37

4-5

Уроки контроля( тест и работа над ошибками).

Предложения с однородными членами (18 ч.)

38

1

Однородные члены предложения; их признаки.

39

2

Однородные члены предложения, связанные бессоюзно и при помощи сочинительных союзов.

40

3

Однородные и неоднородные определения.

41

4

Предложения с несколькими рядами однородных членов.

42

5-6

Запятая между однородными членами предложения.

43

7-8

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

44

9-10

Двоеточие при обобщающих словах в предложениях  с однородными членами.

45

11-12

Подготовка и написание сочинения по теме «Что значит быть воспитанным?»

46

13-14

Тире при обобщающих словах в предложениях с однородными членами.

47

15-16

Правильное построение предложений  с союзами не только…,но и…,как…,так и….

48

17-18

Контрольный диктант № 5 по теме « Предложения с однородными членами».Работа над ошибками контрольного диктанта.

Речь (4ч.)

49

1-2

Высказывания, ориентированные на жанр репортажа.

50

3-4

Подготовка и написание изложения по тексту «Окошко» (А.Маркуша).

Предложения с обращениями, вводными словами (словосочетаниями, предложениями), междометиями (16 ч.)

51

1-2

Обращение распространённое и нераспространённое, знаки препинания при обращении.

52

3-4

Вводные слова и предложения, их сходство и различие.

53

5-6

Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях.

54

7

Междометие.

55

8-9

Знаки препинания в предложениях с междометиями.

56

10

Использование обращений в разных стилях речи как средство характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.

57

11

Правильное произношение русских имён и отчеств в роли обращения.

58

12

Неуместное употребление вводных слов и выражений книжного характера в разговорной речи.

59

13-14

Обращение как средство связи предложений в тексте. Публичное выступление на общественную тему.

60

15-16

Урок контроля по теме « Предложения с обращениями, вводными словами». Работа над ошибками.

Предложения с обособленными членами (22 ч.)

61

1

Понятие обособления.

62

2-3-4

Обособление определений.

63

5-6-7

Обособление приложений.

64

8-9-10

Обособление дополнений.

65

11-12-13

Обособление обстоятельств.

66

14-15-16

Уточняющие члены предложения.

67

17

Правильное построение предложений с обособленными определениями и обстоятельствами.

68

18-19

Подготовка и написание сочинения-описания  на тему «Психологический портрет».

69

20

Деепричастные обороты как средство связи предложений в тексте.

70

21-22

Контрольный диктант № 6 по теме « Предложения с обособленными членами». Работа над ошибками контрольного диктанта.

Прямая и косвенная речь( 6 ч.)

71

1

Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь.

72

2

Строение предложений с прямой речью.

73

3

Знаки препинания при прямой речи.

74

4

Цитата как способ передачи чужой речи.

75

5

Выделение цитаты знаками препинания.

76

6

Диалог.

Дом. сочинение.

Резервные часы (10 ч.)

Итого

количество

часов:

По программе

136

87

7

32

Выполнено


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку. 6 класс. разумовская

Рабочая программа, соответствующая современным требованиям...

Рабочая программа по русскому языку. 6 класс. Разумовская

Настоящая программа по русскому языку для VI класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по русскому языку 5-9 ...

Рабочие программы по русскому языку 7,9 классы Разумовская, 10класс Гольцова, литература 7класс Коровина, 9 класс Кутузов, 10 класс

Все программы составлены согласно авторским программам, расчитаны на 35 рабочих недель...

Рабочая программа по русскому языку 6 класс Разумовская

Настоящая рабочая программа составлена на основе программ для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 - 9 кл., 10 - 11 кл. / составитель Е.И. Харитонова. - 2011 год...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская

Настоящая программа составлена на основе сборника программ для общеобразовательных учреждений : Русский язык . 5 - 9 класс., 10 - 11 кл. / сост. Е.И. Харитонова - 2011 год...

Рабочая программа по русскому языку 6 класс (Разумовская М.М.) 6 ч/нед

Рабочая программа «Русский язык 6 класс» составлена на основе Государственного стандарта основного общего образования по русскому языку, примерной программы ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...