Рабочая программа по русскому языку 6 класс (Разумовская М.М)
рабочая программа (6 класс) на тему

Гребенник Светлана Михайловна
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе авторской «Программы по русскому языку. 5-9 классы», авторы: М.М. Разумовская, С.И. Львова и другие. М: Дрофа, 2010 год, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК и примерной программы основного общего образования по русскому языку. Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана (приказ МО РФ от 09.03.04. года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программу общего образования»), согласно базисному учебному плану МБОУ «СОШ №128» г. Барнаула.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная   записка

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе авторской «Программы по русскому языку. 5-9 классы», авторы: М.М. Разумовская, С.И. Львова и другие. М: Дрофа, 2010 год, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации,  которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК и примерной программы основного общего образования по русскому языку. Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана  (приказ МО РФ от 09.03.04. года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для  образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программу общего образования»), согласно базисному учебному плану МБОУ «СОШ №128» г. Барнаула.

Программа соответствует главной цели обучения русскому языку в общеобразовательном учреждении, которая состоит в том, чтобы:

- обеспечить языковое развитие учащихся,

- помочь им овладеть речевой деятельностью,

- сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи,

- научить их свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

Теоретическую основу обучения связной речи  составляют три группы понятий:

текст: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль), формальная связность (данная и новая информация, способы и средства связи предложений); членение текста на абзацы, строение абзаца; стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный;

функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и их разновидности — описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий и т. д.

Уточнены и приведены в систему умения связной речи. Они отобраны и сгруппированы с учетом характера учебной речевой деятельности. Для каждого года обучения выделяются умения, связанные с различными видами учебной речевой деятельности: чтением, восприятием устного и письменного высказывания и его анализом, воспроизведением текста (устным и письменным), созданием высказывания (устного и письменного), совершенствованием устного и письменного высказывания.

Содержание обучения связной речи (объем знаний и основных умений) в программе изложено изолированно, однако предполагается изучение этого раздела параллельно с языковыми темами курса на протяжении всего учебного года.

Речевая направленность курса усилена и в языковых разделах: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи, особенностям грамматического строя (тексты с обращениями, однородными членами, обособлениями и т. д.).

Предусматривается систематическая paбота по орфоэпии.

Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения

русского языка.  5 класс рассматривается как  переходный от  начального этапа учения к основному; 6—7 классы имеют  морфолого-орфографическую направленность, включают в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику, словообразование; 8—9 классы нацелены на освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации.

Речевая направленность курса предполагает усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка.

Помимо ставшего уже привычным внимания значению слов и

различных грамматических структур, особое место отводится морфемной

семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только развивает грамматическое мышление ребенка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей, позволяет

сформировать грамматические, лексические, орфографические умения и

навыки в их единстве.

Речевая направленность курса предполагает формирование у учащихся чуткости к богатству и выразительности родной речи, гордости за родной язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство  с  изобразительными  возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.

Задачи обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих задач, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

1) воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание

интереса и любви к русскому языку;

2) совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

3) освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

4) формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Ценностные ориентиры курса  «Русский язык»

Основная особенность курса русского языка по данной программе – его ориентация на интенсивное речемыслительное развитие ребенка.Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.

В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль,самооценку, самокоррекцию).

Каждый год обучения строится на основе двухступенчатой структуры:

закрепительно-углубляющий этап по материалам предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.

Изменения, внесенные в программу

Изменений  в авторской программы нет.

Обоснование выбора программы

Используется учебно-методический комплект:

  1. Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.М.Разумовская, С.И.Львова, Г.А.Богданова и др.;  М: Просвещение, 2012 г.
  2. Рабочая тетрадь по русскому языку к учебнику М.М.Разумовской и др. «Русский язык. 6 класс».

Выбор системы обучения и УМК по предмету  «Русский язык » для реализации рабочей программы основан на анализе образовательных потребностей учащихся и их родителей и цели школы. В соответствии с законом «Об образовании» основной целью школы является обеспечение высокого уровня преподавания предметов учебного плана, соответствующего условиям государственных стандартов образования и требованиям современного информационного общества:

- соответствие УМК возрастным и психологическим особенностям учащихся;

-  соотнесенность с содержанием государственной итоговой аттестации;

-  завершенность учебной линии;

-  обеспечение преемственности образовательных программ на разных ступенях обучения.

Данный учебно-методический комплекс, составленный по оригинальной программе авторского коллектива, соответствует обязательному минимуму, реализует современную методическую систему: языковой и речевой материал подается в органичном единстве.

Нетрадиционно авторы излагают теоретический материал: определения и правила представлены в виде образцов рассуждения и лингвистических текстов, учебник ориентирован на понимание и освоение материала, а не на механическое заучивание. Преодолевается разрыв между теорией и практикой. Русский язык представлен не как предмет заучивания правил, а как предмет, на котором должен идти процесс осознания языковых ценностей, орфографических и пунктуационных трудностей.
Методический аппарат отличается новизной и оригинальностью, вариантностью заданий.
               Количество часов, на которое рассчитана Рабочая программа

Программа рассчитана на 175 часов в год (5 часов в неделю), в том числе контрольных работ – 9 часов, сочинений – 6 часов, изложений – 8часов.

Формы организации учебного процесса

- Урок ознакомления: лекция, беседа.

- Урок закрепления: практикум, семинар, работа в парах и группах, работа со словарем, работа с алгоритмом, сочинение-миниатюра

Формы текущего контроля знаний, умений и навыков обучающихся:

 Урок проверки знаний: контрольный диктант с грамматическими заданиями, проверочная работа, тест, работа с карточками, словарный диктант, сочинение и изложение, зачет.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку

        1. Оценка устный ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

2. Оценка диктантов

Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для V класса - 90—100 слов, для VI класса - 100—110, для VII - 110—120, для VIII -120—150, для IX класса-150—170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с неповторяемыми и трудно проверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для класса V - 15—20, для VI класса - 20—25, для VII класса - 25— 30, для VIII класса - 30—35, для IX класса - 35—40.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2—3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1—3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в V классе — 12 различных орфограмм и 2—3 пунктограмм, в VI классе — 16 различных орфограмм и 3—4 пунктограмм, в VII классе — 20 различных орфограмм и 4—5 пунктограмм, в VIII классе — 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в IX классе — 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).

В диктантах должно быть в V классе – не более 5 слов, в VI VII классах - не более 7 слов, в VIII—IX классах - не более 10 различных слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучились.

До конца первой четверти (а в V классе - до конца первое полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) в переносе слов;

2) на правила, которые не включены в школьную программу

3) на еще не изученные правила;

4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5)в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильны написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять не грубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);

7) в собственных именах нерусского происхождения;

8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или нарушении их последовательности. Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода - воды, рот -ротик, грустный - грустить, резкий -резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В V классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии б орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Примечание.

Если в непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допустили " до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом <«  При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» -4 орфографические ошибки (для V класса - 5 орфографических ошибся для оценки «2»-7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно  менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно вы полнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Примечание.

Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1—2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3—4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

3. Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения- основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 5—9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения: в V классе-100—150 слов, в VI классе - 150—200, в VII классе - 200— 250, в VIII классе - 250—350, в IX классе - 350—450 слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в V классе-0,5—1,0страницы, в VI классе- 1,0—1,5, в VII классе - 1,5—2,0, в VIII классе - 2,0—3,0, в IX классе - 3,0—4,0.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от обстоятельств, в частности, от стиля и жанра сочинения, характера темы замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

— соответствие работы ученика теме и основной мысли;

— полнота раскрытия темы;

— правильность фактического материала;

— последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

— разнообразие словаря и грамматического строя речи;

— стилевое единство и выразительность речи;

— число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.

Основные критерии оценки

Оценка.        Содержание и речь.            Грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме

2. Фактические ошибки отсутствуют

3. Содержание излагается последовательно

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1—2речевых недочета Допускается:

1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка

«4»

 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы)

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен, отличается единством и достаточной выразительностью

5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3—4 речевых недочетов Допускается:

2 орфографические и 2 пунктуационные, или 1 орфографическая и 3 пунктуационных ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

«3»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна

В целом в работе   допускается не более 4 недочетов в содержании  и не более 5 речевых недочетов

Допускается:

4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в V классе -5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки

«2»

1. Работа не соответствует теме

2. Допущено много фактических неточностей

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабовыраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления 5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено более 6 недочетов в содержании  и до 7речевых недочетов

Допускается:

7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических

Примечания.

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельное оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на д. единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках ил при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношения; 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении оценки «5» превышена объема сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

4. На оценку сочинения и изложения распространяются положение об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».

4. Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

5. Выведение итоговых оценок

За учебную четверть и учебный год ставятся итоговые оценки. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уроков орфографической и пунктуационной грамотности.

Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако, для того чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

При выведении итоговой оценки преимущественное значение придается оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом «2» или «1».

В старших классах обе оценки за сочинение, характеризующие знания учащихся по литературе и их грамотность, выставляются в виде дроби в классном журнале на страницах по литературе.

Нормативы оценок за устные ответы и письменные работы учащихся 5—9 классов нерусской национальности, обучающихся в массовых школах по программам и учебникам для русских школ, могут увеличиваться на 1—2 ошибки, допустимые для соответствующей оценки.

Содержание учебного курса

О языке (1 ч)

Слово как основная единица языка.

Речь (38 ч)

Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для изученных стилей речи (разговорного и художественного).

Текст. Развитие мысли в тексте: параллельный и последовательный (цепной) способы связи предложений, средства связи — местоимение, деепричастие. Текстовая роль повтора: нормативный повтор как средство связи предложений, как стилистический прием, повышающий выразительность речи, и повтор-недочет.

Стили речи: научный и официально-деловой стиль (сфера употребления, задача общения, характерные языковые средства). Характерные для научного стиля речи фрагменты текста (определение научного понятия, классификация научных понятий), структура и языковые средства выражения дефиниций. Характерные для делового стиля ком позиционные формы — инструкция, объявление.

Типы речи. Типовые фрагменты текста: описание места, описание состояния окружающей среды, деловое (информативное) повествование, рас суждение-объяснение; типовое значение, схема построения, способы выражения «данного» и «но вого» в предложениях фрагмента; способы соединения фрагментов в целом тексте.

Основные   умения

Чтение и аудирование. Осмысленно и бегло, с установкой на различение основной и дополни тельной информации читать учебно-научные текс ты, составлять план отдельных параграфов учебника. Просматривая тексты учебника, выделять в них определения научных понятий, классификационные схемы, фрагменты с информативным повествованием.

Слушая объяснение учителя, следить за ходом его рассуждения, выделять в сообщении главную информацию и запоминать ее. На уроках замечать и фиксировать в устных ответах товарищей недочеты в построении научных определений, «чтении» классификационных схем, в использовании языковых средств, в частности терминов.

Анализ текста. Определять стиль речи; находить в текстах языковые средства, характерные для научного и делового стилей; выделять в текстах художественных произведений фрагменты с описанием места и состояния окружающей среды, в учебной литературе находить информативное повествование, рассуждение-доказательство, рассуж дение-объяснение, проводить стилистический и типологический анализ текста; определять в отдельных абзацах текста способы и средства связи предложений.

Воспроизведение текста. Пересказывать учеб но научные тексты типа рассуждения-объяснения, информативного повествования. Подробно и выборочно (устно и письменно) пересказывать повествовательные тексты художественного стиля речи с описанием места и (или) состояния природы. Сохранять в тексте подробного изложения типологическую структуру исходного текста и языковые средства выразительности.

Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания: собирать материал к сочи нению (с учетом стиля речи и темы) и систематизировать его (с учетом основной мысли); составлять сложный план готового текста и своего высказывания; отбирать для сочинения нужные типы речи и языковые средства, решать вопрос о способах и средствах связи предложений. Писать сочинения-описания помещения, природы. Писать краткое со общение (аннотацию) о содержаний книги, фильма двух видов: а) о чем говорится; б) что говорится. Давать отзыв о прочитанной книге, сочинении цли устном ответе учащегося, обосновывая свое мнение о прочитанном; строить устное определение научного понятия.

Совершенствование текста. Совершенствовать содержание, логику изложения и язык своего высказывания (устного и письменного), в частности находить и устранять неоправданные повторы, неудачное употребление стилистически окрашенных слов и оборотов.

Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Главное и зависимое слова в словосочетании; главные и второстепенные члены предложения.

Простое и сложное предложение. Предложение с однородными членами, обращением и прямой речью.

Правописание (15 ч)

Орфография: употребление прописных букв; буквы ъ и ъ; орфограммы корня; правописание окончаний слов; слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными, прилагательными.

Пунктуация: знаки препинания в конце предложения; запятая при однородных членах, между частями сложного предложения, при обращении; пунктуационное оформление прямой речи перед словами автора и после слов автора; тире и двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающим словом; тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже.

Язык. Правописание. Культура речи

Словообразование, правописание и употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов (40 ч)

Словообразование имен существительных, прилагательных, глаголов. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, суффиксально-приставочный, сложение. Сложносокращенные слова; верное определение их родовой принадлежности. Словообразовательные цепочки однокоренных слов. Типичные словообразовательные модели имен существительных, прилагательных и глаголов.

Закрепление и углубление изученного в 5 классе

Грамматика (2 ч)

Морфология и синтаксис как разделы грамма тики.

Глагол, имя существительное, имя прилагательное; их общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки

Правописание сложных имен существительных | и прилагательных; употребление н, нн в именах прилагательных, образованных от имен существительных;  правописание  приставок  при-  и  пре-, букв ы—ив корне после приставок.

Правильное и выразительное употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов.

Морфология. Орфография. Причастие и деепричастие (40 ч)

Причастие как особая форма глагола: общее; грамматическое значение, морфологические при-1 знаки, роль в предложении. Суффиксы причастий.

Действительные и страдательные причастия. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.

Полные и краткие страдательные причастия; их синтаксическая роль.

Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.

Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Не с причастиями.

Склонение причастий. Правописание окончаний причастий.

Употребление причастий в текстах разных стилей.

Деепричастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические при знаки, роль в предложении. Суффиксы деепричастий.

Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Не с деепричастиями.

Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом.

Употребление деепричастий в текстах разных стилей.

Культура речи.

 Орфоэпические особенности причастий и деепричастий. Правильное построение предложений с причастными и деепричастными оборотами.

Текстообразующая функция деепричастных оборотов.

Имя числительное (10 ч)

Имя числительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении.

Числительные простые, сложные и составные; их правописание.

Числительные количественные, порядковые, собирательные, дробные; их значение, особенности склонения и правописания.

Нормы употребления числительных в устной речи.

Правильное чтение (с учетом грамматических норм) текстов с именами числительными.

Культура речи. Правильное употребление в речи имен числительных (в частности, составных) в кос венных падежах. Верное согласование собирательных числительных (оба, обе; двое, трое) с имена ми существительными. Правильное произношение имен числительных.

Местоимение (19 ч)

Местоимение как часть речи: особенности значения, морфологических и синтаксических признаков.

Разряды местоимений: значение, изменение, роль в предложении.

Правописание неопределенных и отрицательных местоимений; раздельное написание предлогов с местоимениями.

Употребление местоимений для связи предложений, в тексте.

Культура речи. Правильное, не нарушающее смысловой точности употребление местоимений в тексте. Верное образование и произношение место имений: их (не «ихний»), о нём (не «о ём») и т. д.

Резервные часы (4 ч)

Требования к уровню подготовки учащихся

за курс русского языка 6 класса

К концу 6 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:

  • по орфоэпии: правильно произносить употребительные сложносокращенные слова; употребительные слова изученных частей речи;
  • по лексике и фразеологии: употреблять слова (термины, профессиональные, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, с учетом условий и задач общения; избегать засорения речи иноязычными словами; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов);
  • по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах сложной структуры); составлять словообразовательную цепочку слов, включающую 3—5 звеньев; различать морфологические способы образования изученных частей речи;
  • по морфологии: квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы изученных в 6 классе частей речи в соответствии с нормами литературного языка; определять грамматические признаки изученных частей речи (например, при решении орфографических задач);
  • по орфографии: характеризовать изученные орфограммы и объяснять написание слов; правильно писать слова, написание которых подчиняется правилам, изученным в 6 классе, а также слова с непроверяемыми орфограммами,  написание которых отрабатывается в словарном порядке, свободно пользоваться орфографическим словарем;
  • по  синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи, изученных в 6 классе; правильно строить и произносить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи.

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 6 класс.

Наименование разделов и тем уроков

Кол-во часов

Виды проводимой на уроке работы

Дата проведения урока

Корректировка

Слово как основная единица языка (1ч)

1.09

Речь (38 ч)

РР Повторение изученного о тексте, стилях, типах речи

2.09

РР Повторение изученного о тексте, стилях, типах речи

3.09

РР Языковые средства разговорного и художественного стилей                                

5.09

РР Языковые средства разговорного и художественного стилей        

6.09

Закрепление изученного (2ч)

Морфология и синтаксис как разделы грамматики. Глагол, имя существительное,  имя прилагательное; их общее грамматическое значение, признаки.

8.09

Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Простое и сложное предложение.

9.09

Правописание (15ч)

Орфография: употребление прописных букв.

10.09

Буквы Ъ и Ь.

12.09

Орфограммы корня.

13.09

Орфограммы корня.

15.09

Правописание окончаний слов

16.09

Правописание окончаний слов

17.09

Слитное написание НЕ с глаголами

19.09

Слитное написание НЕ с  существительными, прилагательными.

20.09

Пунктуация: знаки препинания  в конце предложения

22.09

Знаки препинания при однородных членах

23.09

Знаки препинания при обращении

24.09

Пунктуационное оформление прямой речи

26.09

Тире между подлежащим и сказуемым, выраженным существительным в именительном падеже.

27.09

Знаки препинания между частями сложного предложения

29.09

Знаки препинания между частями сложного предложения

30.09

Контрольная работа. Диктант№1 

диктант

01.10

Словообразование, правописание и употребление в речи  имен существительных, прилагательных и глаголов (40 ч.)

Словообразование имен существительных, прилагательных, глаголов.

3.10

Основные способы образования: приставочный, суффиксальный,  приставочно-суффиксальный, сложение

04.10

Основные способы образования  существительных

06.10

Основные способы образования  существительных

07.10

РР Контрольная работа №2  Сочинение «Мало ли что можно делать в лесу (на море, в деревне и т.д.)!»

сочинение

08.10

РР Сочинение «Мало ли что можно делать в лесу (на море, в деревне и т.д.)!»

сочинение

10.10

Сложносокращенные слова, определение их родовой принадлежности.

11.10

Сложносокращенные слова, определение их родовой принадлежности.

13.10

Сложносокращенные слова, определение их родовой принадлежности.

14.10

Правописание сложных имен существительных

15.10

Правописание сложных имен существительных

17.10

Употребление в речи  имен существительных

18.10

Правописание и употребление в речи имен существительных

20.10

Контрольная работа№3 Проверочная работа  по грамматике (Имя существительное)

Контр. раб

21.10

РР Развитие мысли в тексте: параллельный способ связи предложений

22.10

РР. Последовательный способ связи предложений

24.10

РР Способы связи предложений в тексте

25.10

РР Контрольная работа № 4

Изложение с творческим заданием «Связные корни» (рассуждение научного стиля)

изложение

27.10

РР Изложение с творческим заданием «Связные корни» (рассуждение научного стиля)

изложение

28.10

Морфологические признаки имени прилагательного

29.10

Основные способы образования прилагательных

31.10

Правописание сложных имен прилагательных

Правописание сложных имен прилагательных

Работа с карточками

Употребление Н, НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных

Употребление Н, НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных

Употребление Н, НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных

Употребление прилагательных в речи

Контрольная работа по грамматике №5  (имя существительное, имя прилагательное)

Контр. раб

РР Средства связи: местоимение, формы глагола.

РР Средства связи: местоимение, формы глагола.

РР Текстовая роль повтора: повтор как средство связи предложений

РР Повтор как стилистический прием, повышающий выразительность речи,

РР Повтор-недочет.

Контрольная работа №6

РР Изложение «Тоска по Москве»

Подготовка к изложению

РР Изложение «Тоска по Москве»

изложение

Морфологические признаки глагола

Основные способы словообразования глаголов                

Словообразовательные цепочки однокоренных слов.

Словообразовательные цепочки однокоренных слов

Типичные словообразовательные модели имен существительных, прилагательных и глаголов.

Словообразовательные модели имен существительных, прилагательных и глаголов.

Словообразовательные модели имен существительных, прилагательных и глаголов.

Контрольная работа №7

Проверочная работа по словообразованию

Проверочная работа

РР Научный стиль (сфера употребления, задача общения, характерные языковые средства)

РР Характерные для научного стиля речи фрагменты текста  (определение научного понятия, классификация научных понятий).

РР Структура и языковые средства научного стиля, выражения дефиниций.

Правильное произношение и выразительное употребление в речи имен существительных, прилагательных

Правильное произношение и выразительное употребление в речи имен существительных, прилагательных

Контрольная работа №8 Произношение имен  существительных и прилагательных

Устный опрос

Правописание приставок при- и пре-

Правописание приставок при- и пре-

Правописание приставок при- и пре-

Правописание приставок при- и пре-

Буквы ы-и в корне после приставок

Буквы ы-и в корне после приставок

Правописание и  употребление глаголов в речи

Контрольная работа №9 Диктант

диктант

РР Официально-деловой стиль (сфера употребления, задача общения)

РР Языковые средства официально-делового стиля

РР Характерные для делового стиля композиционные формы

РР Инструкции, объявления

Контрольная работа №10по лексике

Контр. раб

Морфология. Орфография (40 ч)

Причастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение

Морфологические признаки причастия, роль в предложении.

Суффиксы причастий

Действительные и страдательные причастия

Действительные и страдательные причастия

Образование действительных причастий настоящего времени

Образование действительных причастий прошедшего времени

Образование страдательных  причастий настоящего времени

Образование страдательных причастий настоящего времени

Полные и краткие страдательные причастия. Их синтаксическая роль.

Полные и краткие страдательные причастия. Их синтаксическая роль.

Причастный оборот

РР Характерные для делового стиля композиционные формы – инструкция, объявление

Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом

Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом

Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом

Правописание суффиксов действительных причастий

Правописание Н и НН В  суффиксах страдательных причастий

Правописание Н и НН В  суффиксах страдательных причастий

Не с причастиями

Не с причастиями

Не с причастиями

РР Типовые фрагменты текста: описание места. Схема построения текста

РР Описание места

практикум

Контрольная работа №11 по теме «Причастие»

Письменный опрос

Склонение причастий.

Склонение причастий. Правописание окончаний причастий.

Употребление причастий в текстах различных стилей

 Контрольная работа №12

РР Изложение «Как спасали крысу»

изложение

Контрольная работа №12

РР Изложение «Как спасали крысу»

изложение

Деепричастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки

Роль деепричастий в предложении

Суффиксы деепричастий

Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида

Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида

РР Контрольная работа №13 Сочинение-рассказ с условным названием «Однажды…»

сочинение

Не с деепричастиями

Не с деепричастиями

Правописание деепричастий

Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом

Контрольная работа №14 Диктант

диктант

Употребление деепричастий в текстах разных стилей

Орфоэпические  особенности причастий и деепричастий. Правильное построение предложений с причастными и деепричастными оборотами

Контрольная работа №15 Правильное построение предложений с причастными и деепричастными оборотами

Текстообразующая функция деепричастных оборотов.

Контрольная работа №16 по теме «Причастие и деепричастие»

Контр. раб

РР Описание места

РР Контрольная работа №17 Сочинение «Кабинет Пушкина»

сочинение

Имя числительное (10ч)  

Имя числительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении.

Числительные простые, сложные и составные; их правописание

Числительные количественные. Их разряды, склонение, правописание

Изменение порядковых числительных, склонение, правописание

Изменение порядковых числительных, склонение, правописание

Собирательные числительные

Дробные числительные

Изменение дробных числительных

Контрольная работа №18 по теме «Числительное»

Контр. работа

Нормы употребления числительных в устной речи

Правильное чтение текстов с именами числительными

Правильное употребление в речи имен числительных

РР Описание состояния окружающей среды. Схема построения текста

РР Контрольная работа №19 Сочинение по картине И. И. Левитана «Лесистый берег»

сочинение

Местоимение (19ч)

Местоимение как часть речи: особенности значения, морфологических и синтаксических признаков

Разряды местоимений: значение, изменение, роль в предложении

Разряды местоимений: значение, изменение, роль в предложении

Личные местоимения

Возвратное местоимение

Притяжательные местоимения

Указательные местоимения

Определительные местоимения

РР Деловое (информативное) повествование.  Схема построения

РР Рассуждение-объяснение, типовое значение, схема построения

Вопросительно-относительные местоимения

Вопросительно-относительные местоимения

Отрицательные местоимения  

Неопределенные местоимения

Раздельное написание предлогов с местоимениями.

Употребление местоимений для связи предложений в тексте

Употребление местоимений для связи предложений в тексте

Образование  и  произношение местоимений

Образование  и  произношение местоимений

Роль местоимений в речи

Контрольная работа №20 Диктант «На Кара-Даге»

Контр. раб

Анализ работ

РР Способы выражения «данного» и «нового»

РР Способы соединения фрагментов в целом тексте.

РР Контрольная  работа №21 Изложение «Речкино имя»

изложение

Работа над ошибками

резерв

резерв

Перечень учебно-методического обеспечения учебного процесса по предмету

1.Основная  учебная  литература

  1. Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов. (Авторы программы: М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А. Богданова, В.В.Львов). М., «Дрофа», 2010 г.
  2.  Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.М.Разумовская, С.И.Львова, Г.А.Богданова и др.;  М: Просвещение, 2013 г.
  3. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык 6 класс». М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др. М: Дрофа, 2010 г.
  4. Рабочая тетрадь по русскому языку к учебнику М.М.Разумовской и др. «Русский язык. 6 класс».

2.Дополнительная  учебная  литература

1.Никулина М.Ю., Шульгина Н.П. Диктанты и изложения по русскому языку: 6 класс.– М.: «Экзамен», 2012.

3.Оборудование и приборы

1.Компьютер

2.Принтер

3. Мультимедийный проектор

4.Дидактический материал

  1. Тексты
  2. Презентации к урокам

4.Цифровые образовательные ресурсы

1.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка 6 класс.

2. Электронный репетитор “Русский язык” (система обучающих тестов);

3. Репетитор “Русский язык” (весь школьный курс);

 4. Обучающая программа “Фраза”;

 5. Программа “Домашний репетитор”;

6. Орфотренажер “Грамотей”;

5.Интернет-ресурсы

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

3.  http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

4. http://www.openclass.ru/



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №128 »

Протокол заседания

МО учителей русского языка и литературы

 от 27 августа 2014 года                                                                 № 5  

Председатель   Жижонкова О.В.

 Секретарь       Радюк Л.Н.

Присутствовало: 8 человек

Никейцева Е.В.

Жижонкова О.В.

Гребенник С.М.

Радюк Л.Н.

Гусева Е.М.

Агапова Е.В.

Калиниченко Е.Н.

Шнайнер Т.Ю.

                                                          Повестка дня:

1.Анализ работы МО учителей гуманитарного цикла за 2013/2014 учебный год.

2.Анализ результатов ЕГЭ в 11 классе и ОГЭ в 9 классе.

3.Утверждение плана работы МО на 2014/2015.

4. Утверждение Рабочих программ по русскому языку и литературе5-11 классы, программ  курсов по выбору.

5.Утверждение методических тем по самообразованию учителей русского языка и литературы.

6.Правила ведения школьной документации, ученических тетрадей, периодичность их проверки.

7.Выборы руководителя МО на 2014\2015 учебный год

                                                     

   Слушали:

1.По первому вопросу «Анализ работы МО учителей гуманитарного цикла за 2013/2014 учебный год». По данному вопросу выступила О.В. Жижонкова. Она подробно ознакомила присутствующих с работой МО за прошлый учебный год. Работа проводилась по плану. Все намеченное выполнено. Учителя-предметники принимали активное участие в олимпиадах, НПК, семинарах, обобщали свой опыт на всероссийском уровне.

2.  По второму вопросу «Анализ результатов ЕГЭ в 11 классе и ОГЭ в 9 классе»  слушали Никейцеву Е.В., заместителя директора по УВР, она рассказала об итогах сдачи ЕГЭ в 11 классе и ОГЭ в 9 классе  учащимися 2013/2014 учебного года. Итоги аттестации предыдущего года показывают, что надо уделять большое внимание подготовке учащихся к экзаменам, как в 9-ом, так и в 11-ом классе. Далее выступила О.В. Жижонкова, руководитель МО учителей русского языка и литературы,  познакомившая членов МО с изменениями в демоверсии ЕГЭ и ОГЭ.

3.  По третьему вопросу выступила руководитель МО О.В. Жижонкова., которая ознакомила с планом работы на 2014-15 учебный год.

4. По  четвертому  вопросу «Утверждение  рабочих программ по русскому языку и литературе5-11 классы, программ  курсов по выбору» слушали Жижонкову О.В., Гребенник С.М., Радюк Л.Н., Гусеву Е.М., Агапову Е.В., Калиниченко Е.Н.,Шнайнер Т.Ю.

5. По пятому вопросу «Утверждение методических тем по самообразованию учителей русского языка и литературы» слушали Жижонкову О.В., Гребенник С.М., Радюк Л.Н., Гусеву Е.М., Агапову Е.В., Калиниченко Е.Н.,  Шнайнер Т.Ю., они объяснили свой выбор тем, установили  отчетные сроки по темам самообразования.

6.По шестому вопросу «Правила ведения школьной документации, ученических тетрадей, периодичность их проверки» слушали  Гребенник С.М.

7. По седьмому вопросу «Выборы руководителя МО на 2014\2015 учебный год» слушали  Жижонкову О.В. и Никейцеву Е.В.

Постановили:

1. Работу методического объединения учителей русского языка и литературы за период 2013-2014 года считать удовлетворительной.

2. Представленный план работы методического объединения  2013-2014 год утвердить.

3.  Усилить работу по подготовке учащихся к итоговой аттестации и сдаче ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку.

4. Составить планы индивидуальной работы со слабоуспевающими, одаренными  учащимися.

5.Утвердить рабочие  программы по русскому языку и литературе в 5-11 классах, программы  курсов по выбору и  методические темы по самообразованию учителей русского языка и литературы.

6.Утвердить руководителем МО учителей русского языка  и литературы Гребенник С.М.

Председатель                   О.В. Жижонкова

Секретарь                       Л.Н. Радюк

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №128 »

Протокол заседания

МО учителей русского языка и литературы

 от 29.10. 2014 года                                                                 № 6  

Председатель   Гребенник С.М.

 Секретарь       Радюк Л.Н.

Присутствовало: 9 человек

Никейцева Е.В.

Жижонкова О.В.

Гребенник С.М.

Радюк Л.Н.

Гусева Е.М.

Агапова Е.В.

Калиниченко Е.Н.

Мостипак И.Г.

Шнайнер Т.Ю

    Повестка дня:

1.Формы и методы организации работы с учащимися группы учебного риска при подготовке к итоговой аттестации». Обмен опытом работы.

2. Изучение  пакета документов - рекомендаций  по проведению сочинения в 11 классе.

3.Подготовительная работа с учащимися по участию в международной игре-конкурсе "Русский медвежонок - языкознание для всех".

4.Работа с одаренными детьми (подготовка к школьным олимпиадам, выбор тем  исследовательских работ).

Слушали:

1 .По первому вопросу «Формы и методы организации работы с учащимися группы учебного риска при подготовке к итоговой аттестации. Обмен опытом работы» слушали  Жижонкову О.В., Гребенник С.М., которые  рассказали  о том, как работать с учащимися при подготовке  к итоговой аттестации.

2.По второму вопросу  « Изучение  пакета документов - рекомендаций  по проведению сочинения в 11 классе» слушали Никейцеву Е.В., заместителя директора по УВР, она ознакомила собравшихся с документальным сопровождением итогового сочинения в 11 классе.

3.  По третьему вопросу   «Подготовительная работа с учащимися по участию в международной игре-конкурсе "Русский медвежонок - языкознание для всех"  выступила руководитель МО  Гребенник С.М..   Она  говорила о сроках проведения игры-конкурса, о форме проведения.

4.  По  четвертому  вопросу  «Работа с одаренными детьми (подготовка к школьным олимпиадам, выбор тем  исследовательских работ)» слушали  Радюк Л.Н., которая рассказала о том, как она готовит учащихся к олимпиадам, сколько учащихся будет писать исследовательские работы по литературе.  Гусева Е.М.  поделилась опытом работы с учащимися среднего звена.

Постановили:

1.Одобрить опыт  работы учителей русского языка и литературы Жижонковой О.В. и Гребенник С.М. по работе с учащимися  при подготовке к итоговой аттестации.

2. Учителям  Жижонковой О.В., Гребенник С.М., работающим с выпускными классами, использовать рекомендации  при  подготовке итогового сочинения в 11 классе.

3.Принять участие обучающимся 5-11 классов  в международной игре-конкурсе "Русский медвежонок - языкознание для всех».

4.Составить списки учащихся, занимающихся исследовательской работой. Ответственный учитель - Гребенник С.М.

Председатель            Гребенник С.М.

Секретарь                       Л.Н. Радюк

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №128 »

Протокол заседания

МО учителей русского языка и литературы

 от 21.11. 2014 года                                                                 № 7  

Председатель   Гребенник С.М.

 Секретарь       Радюк Л.Н.

Присутствовало: 9 человек

Никейцева Е.В.

Жижонкова О.В.

Гребенник С.М.

Радюк Л.Н.

Гусева Е.М.

Агапова Е.В.

Калиниченко Е.Н.

Мостипак И.Г.

Шнайнер Т.Ю.

    Повестка дня: 

1.Предметы русского языка и литературы в структуре общего образования в соответствии с ФГОС основного общего образования второго поколения (практикум).

2.Практическая работа. Особенности учебных заданий, направленных на формирование УУД.

3.Практическая работа. Разработка технологических карт уроков.

Слушали:

1.По первому вопросу «Предметы русского языка и литературы в структуре общего образования в соответствии с ФГОС основного общего образования второго поколения» выступила Гребенник С.М..    Она познакомила с планируемыми результатами освоения учебных программ, основным  содержанием  учебных предметов на ступени основного общего образования. Гребенник С.М. остановилась на  требованиях ФГОС к системе оценки планируемых результатов освоения ООП; на  новых линиях УМК по русскому языку  и литературе, на  учебнике как ядре информационно-образовательной среды;

на  речевой культуре, об этических основах культуры речи.

2.По второму вопросу «Практическая работа. Особенности учебных заданий, направленных на формирование УУД» слушали Жижонкову О.В., которая предложила поработать с учебными заданиями  из ФГОСовских учебников по русскому языку и литературе.

3.По третьему вопросу  «Практическая работа. Разработка технологических карт уроков» говорила Гусева Е.М., окончившая курсы по теме ФГОС. Она продемонстрировала несколько технологических карт по русскому языку и литературе. Учителям предложили заполнить 1 технологическую карту к уроку.

Постановили:

1.Принять к сведению  информацию по ФГОС относительно русского языка и литературы.

2.Освоить  механизм заполнения технологических карт к урокам русского языка и литературы.

Председатель            Гребенник С.М.

Секретарь                       Л.Н. Радюк

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №128 »

Протокол заседания

МО учителей русского языка и литературы

 от 19.12. 2014 года                                                                 № 8  

Председатель   Гребенник С.М.

 Секретарь       Радюк Л.Н.

Присутствовало: 9 человек

Никейцева Е.В.

Жижонкова О.В.

Гребенник С.М.

Радюк Л.Н.

Гусева Е.М.

Агапова Е.В.

Калиниченко Е.Н.

Мостипак И.Г.

Шнайнер Т.Ю.

    Повестка дня: 

  1. Планирование урока в условиях введения ФГОС
  2. Итоги проведения фестиваля имени В.М. Шукшина

Слушали:

1.По первому вопросу « Планирование урока в условиях введения ФГОС»

  слушали  Жижонкову О.В. Она говорила об современном  уроке русского языка и литературы, направленном  на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок. Подготовка к нему может состоять из шести шагов. 1 – й шаг. Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. 2 – й шаг. Конструирование проблемной ситуации. 3 – й шаг. Планирование действий. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся. 4 – й шаг. Планирование решений. 5 – й шаг. Планирование результата. Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. 6 – й шаг. Планирование заданий для применения нового знания.

2.По второму вопросу «Итоги проведения фестиваля имени В.М. Шукшина» слушали Гребенник С.М.,  которая поблагодарила всех собравшихся за организацию и проведение фестиваля, ознакомила с результатами участия учеников 128 школы.

Постановили:

1.Принять к сведению  информацию по планированию урока  в условиях ввода ФГОС.

2.Подать информацию  для  поощрения  учителей, занятых в проведении фестиваля имени В.М. Шукшина

Председатель            Гребенник С.М.

Секретарь                       Л.Н. Радюк


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку, 6 класс. Учебник: Русский язык. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе программы по русскому языку к учеб...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...